Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2012

Быть, или Эпоха информации

Мир на глазах стремительно меняется, а вместе с ним меняется и мир информационный. Современная культура стала настоящим синтезом разных видов искусств, а также политики, экономики, социальной среды. Как ориентироваться в этом пространстве, мы спросили у Ольги ШИШКО, директора Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб» (Москва).

— Должен ли у молодёжи стоять какой-то информационный фильтр, чтобы можно было адекватно существовать в современном мире?

— Нельзя ставить никакие информационные фильтры! Это начало цензуры. У молодёжи должна быть полная свобода выбора.

А вот как ориентироваться в информационном мире — вопрос сложный. Могу посоветовать свой путь — выбирать себе «друга» не только в физическом пространстве, но и в информационном. Например, выбрать художника, чьё творчество кажется близким по духу, по ощущениям, по чувствованию этого мира. Если это наш современник, нахожу его в Фейсбуке, смотрю, чем он интересуется, какие в его ореоле есть интересные имена из совершенно разных областей: архитектуры, дизайна, науки, техники. А поскольку я ему доверяю, то смело иду по этим именам.

Дальше можно посмотреть, чем интересуются те художники, режиссёры, литераторы, чьи имена он посоветовал. Таким образом и формируется собственный фильтр: пошагово — от одного к другому.

Но никогда не следует забывать о реальных друзьях и единомышленниках — больше дискутировать, обсуждать прочитанное, увиденное. Всё время стремиться как можно больше узнать о современной культуре и искусстве.

А для этого постоянно интересоваться актуальными событиями, происходящими в городе. Например, наш симпозиум (Ольга — директор симпозиума «Pro&Conta медиакультуры», который проходил в СФУ в начале ноября, — прим. ред.) — это мобильное образование в университете. Блестящие критики, кураторы, преподаватели из Эстонии, Нидерландов, России помогают сориентироваться в пространстве, распознать новый визуальный язык, узнать как можно больше о стратегиях в медиакультуре.

Все они — практики. А это значит, что за инновациями в своей сфере следят чётче, чем другие. Важно всем друг от друга получать знания, преподавателям — общаться между собой и следить за новыми, топовыми вещами.

Также именно для ориентирования в информационном контексте созданы различные премии. Если вы любите литературу, посмотрите, кто победил в Букеровской премии. Знакомясь с современным западным искусством, обратите внимание на премию Тёрнера. Если хотите познакомиться с российским искусством, есть премия «Инновация». Начните с этого. И вы или станете доверять этому, или сделаете для себя соответствующие выводы.

— Сегодня очень сложно понимать современное искусство. Как вы относитесь к суждению, что искусство намеренно усложняет само себя? Кто-то — с претензией на элитарность, интеллектуальность, другой, может быть, — чтобы подальше дистанцироваться от попсы, не предоставлять людям жвачку...

— Я не считаю, что это делается специально. Просто сам художник живёт в этом же мире и видит, что вокруг него процветает общество потребления — бесконечный процесс, который приведёт к катастрофе.

Миссия художника — не угадывать желания людей и создавать красивые картинки, а будоражить умы и заставлять думать. Оставлять сильные эмоции после кинопоказа, выставки, прочтения книги. Думающий человек, пусть он менее счастлив, но зато живёт полноценной жизнью. Иначе это бессмысленное «счастье» ни от чего.

У художников болит душа, и они иног­да тоньше воспринимают действительность. Художники обладают немного другими рецепторами, у них обнажённые нервы, другая реакция на жизнь. Художнику больно за этот мир, о чём он и кричит во всеуслышание. И хочет заставить видеть эту боль других, а не закрывать на неё глаза. Кто-то должен сказать: «Посмотри, это есть вокруг нас. Давай будем вместе решать проблемы». Протесты группы «Yes Man» сродни активистским практикам.

— А клиповое восприятие современного молодого человека к этому готово?

— Все понимают, что сознание молодёжи отличается от сознания предыдущего поколения.

Нет ничего плохого в том, что мозг современного человека устроен по-другому. Да, у нас клиповое сознание, да, такими нас сделали визуальная культура и новые технологии.

Первым человеком, который создал книгу, которую можно было читать с любого места, был Маршалл МАКЛЮЭН. Книга «Понимание медиа» говорит о том, что сознание меняется, технологии трансформируют наше тело и мозг. Хотим мы этого или нет, но технологии становятся продолжением нашей нервной системы.

Великий английский художник, режиссёр Питер ГРИНУЭЙ создал многочасовой фильм «Чемоданы Тюльса Люпера», и одной из форм презентации был показ его на девяти экранах. Почему? Современное общество гипертекстуально и видит сразу несколько плоскостей. Мы как будто входим в одну историю по несколько раз, мы как бы обладаем формой всевидения. Можно предположить, что наши дети обладают более расширенным «смотрением», могут воспринимать многослойность сегодняшнего дня.

— Многослойность — это одно. А когда слой за слоем, как под копирку, рисуется одна и та же картинка — как это делает для нас телевидение?..

— Выбросьте свой телевизор!

— Но ведь и в Интернете такая же проблема с манипуляцией сознанием?

— В Интернете вы свободны, у вас есть интерактивность управления. Если вы даже смотрите плохой фильм — это ваш выбор. Плюс там нет рекламы. Новостной поток нужно смотреть и слушать, но постоянно анализировать! Ведь мы живём в эпоху информационных войн. Чем больше источников и каналов информации, тем яснее вы будете видеть картину мира. Если одновременно приходят новости из Палестины, Индии и Америки, то мозаика складывается — появляется повод задуматься, проанализировать ситуацию. Мы начинаем искать новую информацию и докапываться до сути. Так, например, очень по-разному можно оценить египетскую и другие революции на Востоке, всё зависит от ваших источников информации.

— Тут возникает резонный вопрос — как успевать за всем этим следить?

— А не нужно спешить, оно как-то само всё складывается. Отдавайте себе отчёт, что всего в этой жизни не успеть. Темп мира ускоряется, но это повод лишь больше отдавать времени общению с друзьями, семьёй. Я, например, очень много приобретаю, когда общаюсь со своими дочерьми 17-ти и 24-х лет. Я могу прочитать миллион новостей о том, как живёт молодёжь, но лучше один раз пообщаюсь с ними и их друзьями. Благодаря нескольким вопросам я понимаю, на что обратить внимание.

— И что, исходя из вашего личного опыта, является стержнем жизни девушек от 17 до 24-х лет?

— Они — разные.

— Кроме прочего вы специалист по кино. Каким оно будет в будущем?

— Квантовым. Развитие технологий позволит нам увидеть многослойность фильма, вы сами будете входить в это кино и управлять им. От голографии до квантового кино один шаг. Помните фильм Гэри РОССА «Голодные игры»? Вот таким в перспективе и может стать кино будущего (я имею в виду сейчас только технологию). Героями будут управлять, перед нами уже будет не экран, а виртуальное пространство, которое может в любой момент измениться.

— Не сойдём ли мы с ума в таком пространстве? Сможем ли разделить грани реальности и виртуальности?

— Эта эпоха не придёт, пока человек не будет подготовлен. Осознание клиповости сознания — это уже шаг подготовки к новому этапу. Если бы в начале XX века человек услышал, что скоро придёт телевизионная эра, то он задал бы такой же вопрос (хотя кино уже входило в его жизнь). Во всём необходим период приближения, подхода. Вот сейчас мы и перестраиваемся под другую информационную и визуальную эпоху.

— К этому можно отнести и геймизацию сознания?

— Да, мы играем. Это нужно принять как данность, потому что IT дали нам отсутствие границ между вымыслом и реальностью. И художники с нами играют, создавая проекты на стыке вымысла и реальности.

Анастасия АНДРОНОВА