Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2013

Декабристка из Северной Пальмиры

Много ли вы встречали в жизни людей, мечтающих поменять Северную столицу на город в далёкой Сибири? Сегодня в тренде, наоборот, переезд из Красноярска в Москву или Санкт-Петербург. Переезд в обратном направлении — скорее исключение и ассоциируется едва ли не с добровольной ссылкой.

Во времена СССР существовало распределение. Ровно 35 лет назад в Красноярске открылся Институт искусств. Костяк педагогического коллектива составляли молодые таланты — выпускники Московского государственного института имени Гнесиных, ленинградской, уральской, новосибирской и других консерваторий. В числе тех самых «семидесятников», приехавших поднимать культуру в Сибири, были и родители Марины КРУТИК. Прошлым летом дочь профессиональных музыкантов покинула город на Неве ради Красноярска.

Знаки свыше

— Как только я родилась, в 1983 году, родители вернулись в Ленинград. Инициировал переезд мой папа — Сергей Борисович КРУТИК. Он считал, что детей надо профессионально учить музыке именно в столичном городе, — рассказывает Марина. — Мы с братом

Михаилом действительно получили хорошее образование. Я окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных по классу специального фортепиано, а Михаил — Петербургскую консерваторию по классу скрипки. Причём родители мечтали, чтобы мы выступали дуэтом. Но оказалось, что по характеру мы слишком разные и сыграли за всю жизнь всего-то пять-шесть совместных концертов.

Скажу честно: у меня всё время было ощущение, что я в Питере не навсегда. Когда созрело решение уехать, всё думала — куда? Сначала хотела в столицу, и у меня были хорошие шансы, чтобы остаться в Москве. Но… Ещё когда я жила в Дубне, снимала там квартиру (работала концертмейстером в Хоровой школе «Дубна»), этажом ниже произошёл пожар. Это был первый знак. Второй случился вскоре после первого, когда я ехала в столицу на поезде. В окно моего купе на полном ходу экспресса вдруг влетел булыжник огромных размеров. Камень пролетел всего в нескольких сантиметрах от меня. А на последнем году учёбы в Москве, в РАМ имени Гнесиных, вдруг тяжело заболел мой любимый преподаватель. Для меня всё это были знаки: место это не твоё! И решив больше не испытывать судьбу, я оказалась на распутье…

Возвращение

— Марина, скажу по секрету, в стенах Красноярской филармонии, где ты сейчас работаешь, коллеги негласно прозвали тебя декабристкой...

— А я и на самом деле декабристка — родилась 14 декабря, просто аккурат в день восстания декабристов в Петербурге!

— Почему всё-таки ты выбрала Красноярск, а не какой-то другой российский город?

— Сейчас действительно все на запад стремятся, в Европу, а я наоборот — поехала на восток. Друзья в Питере меня спрашивали, почему не в Германию — ты же немецким свободно владеешь? Но мне кажется, что я, русская, не смогла бы жить в чужой стране, где другой менталитет, и есть такие вещи, которые никогда не сможешь пересилить, рано или поздно начнутся какие-нибудь комплексы, проблемы…

И потом, мои родители очень часто рассказывали про Сибирь, про её потрясающую природу и замечательных людей, особенно мама. Она вообще очень часто вспоминает красноярский период. Здесь они с папой познакомились. У него за плечами была Петрозаводская консерватория (класс альта), у неё — ГМПИ им. Гнесиных (класс специального фортепиано). Папу, кстати, пригласил на работу в Красноярский симфонический оркестр не кто иной, как Иван Всеволодович ШПИЛЛЕР, он в то время ездил по Союзу и предлагал молодым специалистам работу в Сибири. Впоследствии отец работал в оркестре Шпиллера инспектором. Мама (в девичестве Ольга СОРОКИНА) поработала немного в Новороссийске, получила приглашение в Красноярский институт искусств, где открывала кафедру специального фортепиано вместе с Владимиром Александровичем Шварёвым (он и был первым заведующим этой кафедрой; ныне профессор, доктор педагогических наук). Её ученики сейчас работают в разных городах России, есть в их числе известные пианисты: Лилия АЛТАЕВА, Игорь АРЗУМАНОВ и другие.

Помню, в какой-то момент связь с Красноярском как бы ослабела. Но когда до нас дошли слухи о проблемах в оркестре Шпиллера, родители сильно переживали за маэстро. Потом Красноярский оркестр приехал на гастроли в Петербург, и мы всей семьёй пришли на концерт. Мне тогда было 17 лет, помню, как я плакала от избытка эмоций. Меня растрогала Первая симфония РАХМАНИНОВА. И до сих пор считаю, что это было лучшее исполнение рахманиновского шедевра из всех слышанных мною прежде.

Незримые, но прочные связи

— Похоже, выбор Красноярска был предопределён?

— Когда я приняла решение переехать — в душе поселилось какое-то спокойствие и уверенность, что выбор сделан правильно. И действительно, всё как-то гладко пошло с этого момента. Да, кстати, свою предыдущую работу в Питере я получила, как ни странно, благодаря красноярским связям. Была в Санкт-Петербургской филармонии, на концерте, и вдруг в перерыве ко мне подошла ученица моей мамы, бывшая выпускница Красноярского института искусств, которая также в настоящее время живёт в городе на Неве. Она и предложила мне поработать концертмейстером в хоровом коллективе (в тот момент я сильно в этом нуждалась). Так, буквально с неба, появилась «рука», давшая мне работу.

Был и ещё один «знак небес». Однажды я бродила на просторах Интернета и набрала в поисковике «Иван ШПИЛЛЕР». Искала записи его коллектива и нашла, потому что несколько лет назад они действительно вышли. А тут я увидела любопытный сайт, зашла в гостевую книгу, которую ведёт вдова маэстро — Любовь Фёдоровна. Мой отец написал ей письмо — она ответила. Было очень приятно. Спасибо ей, она меня тоже очень поддержала в решении переехать в Красноярск.

Марина Крутик родилась в 1983 году в Красноярске. С отличием окончила среднюю специальную музыкальную школу-лицей при Санкт-Петербургской консерватории по специальности «Теория музыки». В 2002-2007 гг. обучалась в РАМ имени Гнесиных по классу специального фортепиано. В 8 лет впервые выступила в концерте, исполнив произведения Брамса, Прокофьева и Чайковского.

В 1994 году принимала участие в фестивале «Шумановские дни в Санкт-Петербурге», неоднократно выступала на различных концертных площадках Петербурга — Доме композиторов, Дворце Белосельских-Белозерских, Малом зале филармонии и многих других. С 1995 года ежегодно выступала с концертами в наукограде Дубна Московской области. Сочинения
М. Крутик исполнялись в зале Академической капеллы и Малом зале филармонии в Петербурге. В 2008 году стала лауреатом международного конкурса-фестиваля «Петербургская весна».

С сентября 2012 года работает в Красноярской филармонии менеджером концертных программ.

Есть и другая «ниточка», идущая от Шпиллера — книга проповедей отца прославленного маэстро Всеволода ШПИЛЛЕРА. Он был священником, настоятелем Николо-Кузнецкого храма в Москве. Проповеди вышли из печати в издательстве «Енисейский благовест» в 2002 году. Нам её прислали красноярские друзья. Впервые об этой книге я узнала, когда читала воспоминания о пианистке Марии ЮДИНОЙ, ушедшей из жизни в 1970 году. Отец Всеволод отпевал её. В книге проповедей он говорит о красоте, о том, что это явление метафизическое. На меня это произвело огромное впечатление. Священник сформулировал понятие сущности искусства, говорил о музыке, о её высоком предназначении — преодолевать рациональную сущность жизни, выражать то, что логически выразить нельзя. Теперь это моя настольная книга. Такие вот незримые и прочные связи с моей исторической родиной…

— А как же легендарный дух Петра?

— Я очень переживаю, что город выстроен на костях и крови. В своё время прочитала книгу Дмитрия МЕРЕЖКОВСКОГО, который упоминает, что Пётр сделал большую ошибку, построив Северную столицу в нехорошем месте. Позднее учёные подтвердили, что Питер построен в аномальной зоне тектонического разлома, на стыке Балтийского щита и Русской плиты. Место-то гиблое… Я уже не говорю про болезни дыхательного плана — далеко не все выдерживают. Если 20 км от города отъехать — там совершенно другая аура и дышится легче. Эрмитаж, Русский музей — конечно, их нужно посмотреть, но для этого достаточно приехать в город на неделю. Парадокс, но питерцы, которые живут на рабочих окраинах, редко выезжают за пределы своего района. Когда я работала в школе, мои ученики за пределы своего спального района почти никуда не выезжали. Для них поехать в театр было всё равно, что отправиться в другой город. Разве нормально? Ну и давайте не будем забывать, что генофонд нации — коренных петербуржцев — выкосила блокада.

Есть ли жизнь вне столиц

— Марина, прошло несколько месяцев с тех пор, как ты перебралась на сибирские просторы — не жалеешь?

— Ностальгии у меня нет. Питер я не вспоминаю. Он мне ни разу не приснился и не позвал… Более того, мне туда даже в отпуск не хочется ехать, что удивительно.

В августе 2012 года я приехала в Красноярск, поселилась в гостинице. Первым делом купила карту города и стала ходить пешком: вдоль набережной Енисея, по проспекту Мира. Потом съездила в «Роев ручей», на Столбы. Меня впечатлили свобода, простор. Я вдруг задышала полной грудью, а за спиной как бы выросли крылья. Ко мне все очень хорошо отнеслись, и не было ощущения переходного периода, проблем, депрессии…

— Недавно я разговаривала со своей знакомой, приехавшей ненадолго в Красноярск из Москвы, навестить родителей. Она обратила внимание на грязные окна в красноярских автобусах (в Москве, мол, их отмывают до блеска), на то, что у нас на улицах много снега, и его не торопятся убирать; что здесь никому нет дела до ядовитых автомобильных выхлопов. Тебя подобное не раздражает?

— Меня ничто не раздражает на самом деле. Что в Москве всё моют — я очень сомневаюсь. Такое грязное мет­ро, как там, ещё надо поискать. Нельзя говорить, что в столице однозначно всё белое, а в Красноярске — всё чёрное. Меня тут в хорошем смысле удивляет другое — открытость людей. Со мной много общаются везде: в магазине, на улице. Меня это удивляет, потому что в Питере люди очень закрытые, сдержанные. Там очень много запретов: сюда не ходи, здесь не стой. Это правда! Менталитет петербуржцев сформирован за многие годы имперским, чинным, чопорным городом.

— В своё время Осип МАНДЕЛЬШТАМ писал: «В Петербурге жить — словно спать в гробу»...

— Другими словами выражал своё отношение ПУШКИН: «Город пышный, город бедный». Так оно и есть — точнее не скажешь! Ощущение зажатости мне очень мешало, даже когда я приехала учиться в Москву. Хотя… я-то ещё не зажатая. Настоящие петербуржцы — совершенно другие. А всё почему? Свободы нет, улицы в граните… Это очень не моё. Мне всегда там не хватало солнца, было тесно, нечем дышать…

— После Санкт-Петербурга какой тебе представляется культурная жизнь красноярцев?

— Потрясающие впечатления! Не каждый город России может похвастаться такой музыкальной базой. У меня сложились романтические отношения с Красноярским академическим симфоническим оркестром — я хожу на каждый концерт этого коллектива и очень уважаю художественного руководителя и главного дирижёра Марка Львовича КАДИНА. Я встретила в оркестре музыкантов, которые помнят моих родителей. Очень приятно видеть, какие увлечённые это люди. Они ведь тоже приехали когда-то в Сибирь из других городов такими же романтиками и декабристами. Приехали, чтобы работать.

Ещё одно моё открытие: в Питере точно нет такого уникального ансамбля ударных инструментов, как коллектив Сергея ГАЗИЗУЛЛИНА Siberian Percussion при Красноярской филармонии.

Призвание

— И напоследок. Возникает резонный вопрос: почему лауреат международного конкурса, пианистка и композитор Марина Крутик вдруг оставила концертную деятельность, собственное творчество. Во имя чего?

— Я играла на рояле с трёх лет. Нотную грамоту освоила раньше, чем буквы алфавита. В 9 лет уже училась в консерватории у выдающегося пианиста, народного артиста России Павла ЕГОРОВА. Ходила на занятия вместе с другими студентами — взрослыми дядями и тётями. Может быть, решение «прервать полёт» появилось именно потому, что я слишком рано приобрела большой исполнительский, сценический опыт. Сейчас, в свои неполные 30 лет, у меня ощущение, что я прожила какую-то очень длинную жизнь.

Теперь мне хочется, как ни смешно это звучит в наше время, как-то послужить тому городу, где я родилась, где мои знания и умения особенно востребованы. За время обучения в Москве у меня сложилось очень много контактов с разными талантливыми артистами. Мне хочется активнее развивать культурную жизнь на сибирском пространстве.

Кого я пригласила в Красноярск в первую очередь, так это заслуженную артистку России певицу Яну ИВАНИЛОВУ. Я была на её концертах в Москве и Питере и преклоняюсь перед её талантом. Красноярцы её не знают, хотя Яна утверждает, что её родная бабушка родом из этих мест. Певица очень известна в Европе, недавно удачно прошли её гастроли в Японии, она выступала в Омске, Челябинске, Нижнем Новгороде, на Камчатке, а в Красноярске — ни разу. В апреле мы эту несправедливость исправим. Недавно Яна Иванилова записала диск романсов МЕТНЕРА с одним из самых востребованных сейчас за рубежом пианистов, нашим соотечественником Борисом БЕРЕЗОВСКИМ. Некоторые из этих романсов войдут в программу её концерта в Красноярске 2 апреля.

В ближайшее время я намерена пригласить в краевую филармонию с концертом лауреатов международного конкурса молодых выпускников московской и петербургской консерваторий арфистку Оксану СИДЯГИНУ и пианиста Николая МАЖАРУ. Я безумно рада, что знакома со многими замечательными артистами. Пусть ещё не так сильно раскручены их имена, но я уверена, что в будущем они приобретут международную известность, а красноярцы будут гордиться тем, что слышали их выступление вживую.

Блиц

Сколько времени проводишь за компьютером? Компьютер включён весь рабочий день: с 9 до 18 часов, потом ещё вечером на пару часов.

Ищешь в Интернете музыку или сидишь в сетях? На работе — деловая переписка, на досуге — общаюсь с близкими и слушаю музыку. В сетях аккаунты есть, поддерживаю контакты со своими знакомыми артистами, музыкантами.

Что любишь читать, кого из современных авторов знаешь? Читать люблю, но современные авторы меня не привлекают. В основном читаю музыкальные книги, биографические, мемуаристику, письма, люблю духовную литературу, книги Томаса МАННА, Генриха БЁЛЛЯ.

Интересует ли политика, новости, спорт — или ты вся в музыке и искусстве? Политикой не интересуюсь, другие новости читаю, чтобы быть в курсе.

Где намерена провести ближайший отпуск? Хочется поехать на Дальний Восток.

Тебе ближе Европа или Восток? Ближе Европа.

Что в жизни хотела бы ещё написать как композитор и сыграть как пианистка? Как композитор — какое-нибудь симфоническое произведение, а сыграть — все сонаты Бетховена.

Есть ли хобби помимо музыки? Люблю вышивать бисером.

Вера КИРИЧЕНКО