Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2013

Результат — ничто, концепт — всё

Давно замечала, что европейцы настолько любят концептуальное искусство, что зачастую на выставке можно увидеть просто развешанные по стенам бумажки с текстами и несколько невзрачных фотографий. И да — вроде бы ничего впечатляющего, — но вот заставляешь себя разобраться с «документами» и действительно начинаешь проникаться интеллектуальным замыслом.

Фотограф и видеохудожник Ине ЛАМЕРС привезла в Красноярск подобный выставочный проект — результат многолетней исследовательской и творческой работы в нашем городе, приурочив его к Году Голландии в России. Отметим, что в Голландии Россия несколько лет назад была хипстерским трендом — дело в том, что в рационально организованной европейской стране совсем не осталось загадочных и таинственных мест, которых, по их убеждению, полным-полно в России. В частности, эта гипотеза была доказана в серии телепередач голландского журналиста Йелле Бранд КОРСИМУСА «От Москвы до Магадана», где он с восторгом удивлялся тому, что, живя в России, можно слышать шумы запускаемых в космос ракет или спокойно хранить у себя на балконе мясо оленя.

Ине Ламерс работает деканом факультета фотографии в Амстердаме в Академии Геррита РИТВЕЛЬДА. Но вот уже шесть лет в отпуск она приезжает в Россию на творческие сессии. Первые два года посещала Тольятти и Самару, а в последние четыре года плотно заинтересовалась Красноярском.

В первый свой визит Ине бродила по окрестностям Красноярска, обращая свой фотографический взгляд отнюдь не на городские красоты, а на то, от чего взгляд обычно отворачивается — гаражи, подвалы. Для аккуратного европейского распорядка всё это кажется немного чуждым и диковинным, оттого художественным и интересным.

Узнав про существование Железногорска — секретного закрытого города, который был построен в советское время и долго не отмечался на картах, она заинтересовалась им как таинственным местом, каких в Голландии уже давно не осталось. К тому же Ине с детства привлекала коммунистическая утопия. Она придумала, что Железногорск и есть то редкое место, где советская система жизни сохранилась до сих пор по обоюдному согласию всех его жителей, что-то вроде Северной Кореи в современной России. Но поскольку в город Ине попасть не могла, она устроила фоторасследование с другого берега Енисея. В результате получился проект, который своими сомнительными эстетическими качествами у многих вызовет недоумение — расплывчатые очертания города вдалеке, не в фокусе и сбоку, теряются на фоне не менее расплывчатой растительности. Такова концептуальная европейская фотография, где главное — не предмет изображения, а возможность выразить внутренний мир фотохудожника.

Поразмышляв над творческим подходом Ины Ламерс, я подумала, что Голландия всё-таки пришла к идеалу постиндустриальной жизни: там каждый человек, вне зависимости от своего таланта, способен переключиться на самостоятельную творческую жизнь в качестве художника.

Александра СЕМЁНОВА