Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2010

Язык картинок и образов понимают все

Просторный холл центра детского дополнительного образования «Радиотехник». На стенах фотографии, каждая подписана какой-нибудь философской мыслью, но не известными фразами из умных книжек. Видимо, все эти афоризмы (вроде «Крылья — способ уйти в другое измерение») придуманы самими авторами снимков. А я жду Ю. ПозолотиНу, директора центра. Юлиана появляется и извиняется за свой домашний вид, но это не обязательно – наша беседа явно без галстуков. Какие галстуки могут быть в храме детского творчества в восемь часов вечера?

Творигора.ру: статистика

Если вы захотите навести о муниципальном центре предварительные справки, можно зайти на его сайт. Судя по всему, основные направления творчества юных радиотехников – фотография и видео. Архивы фотографий выставлены за последние года три – отчёты со всех конкурсов, проходивших под флагом «Твори-горы». Если мои подсчёты верны, получается, что за год клуб «Радиотехник» проводит около ста мероприятий. И это при том, что в нашей стране 116 выходных дней в году. Значит каждая суббота и воскресенье – это стабильно праздник для «Твори-горы».

За прошлый год центр провёл три медиа-игры на тему «История любви» и четыре фотокросса. Помимо этого, пару раз в год «Радиотехник» огромным коллективом выезжает на так называемые интенсивные школы.

В разделе «Партнёры» более 30 известных в Красноярске логотипов: телеканалы, телепередачи, крупные компьютерные магазины, администрации всех районов и города.
Кроме того, каждый день в «РТ» полно детей, которые что-то делают, обсуждают, над чем-то работают и о чём-то думают.

А когда отдыхать?

Этот вопрос я и задаю Юлиане Позолотиной.
– Наши дети – совершенно необычные. Их отдых не перед телевизором, а вот такой активный. Последняя медиа-школа проходила на зимних каникулах. Отважные родители отдали нам своих отважных детей, и в 40-градусный мороз за городом мы с детьми слушали лекцию канадского учёного по математическому моделированию социальных катастроф, после чего ребятня попыталась придумать свои образцы социальной рекламы. Презентация внутренних детских норм, можно сказать.

– А как организована невыездная работа?

– У нас есть постоянно реализующиеся проекты. Например, «Медиа-игры» – это такой придуманный нами формат, где ребятня в пятницу получает небольшой тематический загруз – от статусных успешных людей, с которыми есть договорённость о том, что они расскажут за полчаса историю из жизни и пообщаются с ребятами. За выходные дети должны сделать 7-минутный фильм на заданную тему. В понедельник все свои фильмы они показывают в «Доме кино».

– И много желающих так провести субботу-воскресенье?

– В этот раз было 50 команд.

– То есть нашлась и полсотня интересных собеседников в одно время?

– Да. 50 человек в разных местах города ждут ребятишек в условленное время. И ни разу не было такого, чтобы взрослый человек подвёл.

– И о чём диалоги этих поколений?

– Однажды тема игры была «Первая любовь». Дети пришли к Марии Юферовой, редактору журнала «Премиум», и они за 40 минут пришли к пониманию, что у Марии первая любовь ещё не случилась. Она потом звонила мне и со слезами говорила: со мной никто так откровенно и умно не разговаривал.

– Каждый ли успешный человек интересен детям?

– У нас есть требования к героям «Медиа-игры». Этот человек и его семья должны жить на территории края; перед ним не стоит задача накопить денег и уехать отсюда туда, где живут лучше. Его заработок не должен быть связан с перепродажей чего бы то ни было. И это должен быть профессионал в своей области.

Соответственно, мы выходим с предложениями о сотрудничестве и выстраиваем диалог с людьми, которым интересно то, что происходит на нашей территории. И когда человек попадает сюда, он понимает, что здесь не получают профориентацию. Здесь собираются дети, которые хотят понять, на чём строится жизнь и как им взаимодействовать с миром.
Представьте себе

Так и вижу среднестатистического ребёнка, который просыпается в субботу пораньше, чтобы подготовиться к разговору с малознакомым взрослым дядькой на взрослые темы или поехать в зимние каникулы слушать лекции. Действительно, не среднестатистические дети. Другой вопрос, почему они такие? Ведь кто-то вложил в них понимание, что не в бэтманах счастье.

– Если человек знает русский язык, он может общаться с теми, кто тоже знает русский. А если он знает русский и английский, то может общаться и с теми, и с другими. А человек, который владеет медиа-языком, может общаться со всем миром. Потому что картинка понятна всем примерно одинаково. В этом плане наши ребятишки могут разговаривать с кем угодно. Мы показывали наши работы в Америке. Для американцев было открытием, что их дети смеются и плачут там же, где и наши.

«Небесная канцелярия слушает!»

В кабинет Юлианы входит худой человек лет двадцати пяти с пышной бородой. Над бородой светлые глаза, под бородой – воротник свитера. Почему-то вспоминается строчка из песни Борис Борисыча про Афанасия Никитина: «Я стал похож на человека героической судьбы». Этот йог, вернувшийся из длительной медитации, поскольку его миссия на Земле ещё не окончена – не всем детям он передал свои навыки и знания, оказывается собственным фотокорреспондентом «Российской газеты» Юрием Антоновым. До чего ж ему идёт борода.
В центре Юра учит детей фотографировать и делать флэш-мультфильмы. Сочетание как раз в стиле правил «Радиотехника» – человек творческий, профессионал в своём деле, да ещё и любит детей, и говорит с ними на одном языке.

– Мы организовываем фотокроссы достаточно часто. Последний был посвящён «Философии снега». Темы утверждаются на весь год, дата проведения этого фотокросса была запланирована на определённое число, и именно за день до неё выпал снег. А до этого все переживали, мол, ничего не выйдет, где снег брать? Дети были в восторге. У них осталось стойкое ощущение, что мы точно знали, когда пойдёт снег.

Я вслед за «ребятнёй» (так Юлиана называет и первоклашек, и выпускников) начинаю задумываться о небесном происхождении «Радиотехника», но мама всех радиотехников рассказывает совсем не мистическую, а грустную историю об «опеке» над центром. Хотя губы и стремятся к положению «улыбка», смешного в этом всё же мало.

– В прошлом году у нас был забавный прецедент – суд. Потому что в центре занималось детей на 18 больше, чем положено по закону. И я сказала судье простую вещь: если случится так, что ко мне опять придёт полторы дюжины лишних, на ваш взгляд, детей, я опять их возьму. Пусть лучше они будут сидеть здесь вдвоём за одним монитором, чем один из них через пару лет стукнет меня по голове в подъезде. Мне выписали штраф, а потом спросили – как бы к нам отдать ребёнка.

А судьи кто?

Итак, вы уже поняли, что в Красноярске есть такое место, где любой школьник может снять собственный короткометражный фильм, слепить мультик младшей сестрёнке на день рождения или сфотографировать что-то глубоко философское. А что потом? Кто всё это беспристрастно оценит? Кто-то кроме Юры Антонова или Галины Федяевой (именно её многие знают как лицо «Радиотехника» – она идейный вдохновитель многих проектов центра), которые сопровождают детей в их проектах.

– Есть категория людей, которые здесь не работают, но готовы приходить к нам по первому зову. Это и Макс Гуревич, и Виктор Димитров, и Владимир Перекотий. В силу занятости они не могут четыре раза в неделю встречаться с детьми, но им хочется контактировать с ребятнёй хотя бы четыре раза в год. Они смотрят, советуют, выставляют профессиональную оценку работам. У нас большой круг друзей. Приходят на отсмотры, участвуют в играх. Любое наше мероприятие завершается выпуском диска, на котором есть все работы-победители. Диск показывается на большом экране в Доме кино. Ребятишки должны слышать не только отзывы мамы с папой, которым по определению всегда всё нравится, но и экспертные конструктивные (не всегда позитивные) оценки профессионалов. У этих людей позиция: если ты критикуешь, ты должен указать, как сделать лучше или объяснить почему это не правильно. Интересным образом к нам попал звукорежиссёр группы «Яхонт». Он пришёл на игру и сказал: «Нет, ребята, так нельзя со звуком работать. Собирайте команду, кому интересно, я буду учить вас».
Парадокс парадигмы

Не стоит удивляться и тому, что в «Радиотехнике» преподают журналистику и PR. И есть свой журнал с вполне понятным даже первоклашкам названием «Парадигма».

– Юлиана, а что у вас с журналистами?

– Во-первых, наш сайт tvorigora.ru уже два года подряд берёт премию «Золотой карандаш». Ну, а ребятня, которая у нас учится, постоянно пишет. У нас есть понимание, что журналист – это человек, который хорошо разбирается в чём-то одном. Я не видела людей, которые разбираются хорошо во многом, наверное они где-то водятся, но как показывает практика, человек должен быть профи в одном деле. Детям мы объясняем, что журналистика – это навык, который хорошо реализуется у тех, кто в чём-то хорошо разбирается.

– Вот и подписи к фотографиям у вас похожи на тренинг «Как писать хорошие заголовки». Расскажите вообще об этих подписях. Откуда все эти глубокие мысли?

Одна из работ (она и в оригинале чёрно-белая) «Аксиома: яркость красок измеряется улыбками»

– Подписи делают сами дети. У нас сейчас в коллекции около 2000 таких работ.

– Но, кажется, на детей есть какое-то общее влияние. Все подписи похожи синтаксически.

– Да, они похожи по форме. Фразы в форме «азбуки понятий». Если мы берём понятие, описываем его конструктивно и по-философски, тогда, конечно, во всех работах будет прослеживаться одна нить. Опять-таки, у нас проходят мастер-классы, где мы научаем быстро делать такие подписи. У наших фотографов есть понимание, что фотография говорит то, что на ней хотят увидеть. А фотопроект в формате «азбуки современности» подсказывает, что человек должен понять и увидеть.

Моя любимая фотография – с медведем из «Роева ручья». Там медведь, клетка, два пальца, которые он тянет между прутьев, и подпись: «Дом – это не то место, где кормят и воспитывают, а то место, где тебя ждут». В этом плане фото с медведем может быть прочитано кем угодно и как угодно, подпись – тоже. Но вместе они уже совершенно однозначны. Наверное так, как хотелось бы автору, чтоб его поняли.

Напоследок я спросил Юлиану о том, как удаётся удерживать в одном месте детей с разницей в возрасте около 10 лет. Ответ был похож на притчу.

– К нам, например, на позапрошлой зимней школе попал ребятёнок, которого зовут Ефим Гуревич. У него было такое свойство – он ничего не мог доделать. Он придумывал-придумывал, но заканчивать уже не получалось. Ответственность в нём проснулась не тогда, когда ему сказали: «Фим, ты что, это нехорошо!», а в тот момент, когда кто-то из взрослых возмужавших юношей, лет 17-ти, сказал: «Я не знаю что делать, у меня нет идей». И Ефим сел и стал генератором идей. Дарил всем идеи. Тогда у него зародилась идея и для себя. Он придумал сериал, который делает уже из школы в школу. Он понял, что вещи, которые он придумывает, не только рождаются в голове, но и могут случаться в жизни.
Я обязательно попрошу редактора выделить эту мысль.

В клуб ходил Юрий ПУШКАРЁВ
Очень краткая биография клуба «Радиотехник»:

>> Год образования – 1951 (один из старейших детских клубов дополнительного образования в городе).
>> До 2000 г. работали со станками: точили, пилили.
>> По 2004 занимались сборкой компьютеров.
>> С 2004 г. и по сей день создают видео- и фотопродукцию.