Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2013

Слушайте, товарищи потомки…

Вот уже более 20 лет не существует в нашей стране комсомола как самой массовой молодёжной организации. В 2013 году ВЛКСМ мог бы отметить 95-летие, но увы… Как бы то ни было, по традиции «старые комсомольцы» обязательно в уже не существующий праздник Дня рождения комсомола — 29 октября — будут вспоминать свою молодость. Есть что рассказать и доктору исторических наук, профессору СФУ Василию Васильевичу ГРИШАЕВУ. Его «ударное» комсомольское прошлое отмечено строительством Тейского железного рудника и трассы мужества «Абакан-Тайшет».

В эпицентре

Со второй половины 50-х годов в стране начало набирать обороты движение «Всесоюзные ударные комсомольские стройки». В 1957 году ЦК ВЛКСМ направил трёх выпускников исторического факультета МГУ им. Ломоносова на комсомольскую работу в Красноярский край. Был в их числе и Василий Гришаев.

— Добирались мы до Красноярска поездом целых пять суток, — вспоминает профессор. — Вместе со мной в город на Енисее отправились Юрий АФАНАСЬЕВ (ныне известный историк, политик, идеолог, академик РАЕН) и Жан ТОЩЕНКО (доктор философских наук, профессор, социолог). Я родом из Пензенской области, Афанасьев — из Ульяновской, а Тощенко — из Брянской. На карте СССР мы видели, какой огромный Красноярский край, и знали, что здесь находится эпицентр ударных комсомольских строек (по их количеству край уступал только Украине). Не случайно в сентябре 1963 года здесь, на красноярской земле, состоялся слёт молодых строителей Сибири и Дальнего Востока с участием Юрия ГАГАРИНА.

Василия Гришаева (слева) и Юрия Афанасьева (справа) провожают в Сибирь на работу

Василия Гришаева (слева) и Юрия Афанасьева (справа) провожают в Сибирь на работу

Помню, знаменитый Норильский горно-металлургический комбинат оказался в критическом состоянии в связи с тем, что истощились разведанные запасы руды. К счастью, недалеко от Норильска геологи обнаружили знаменитое Талнахское месторождение. На освоение был брошен большой десант комсомольцев из Ленинграда, затем там началось освоение газового месторождения Мессояха. Молодёжь строила рудники «Октябрьский» и «Комсомольский» в Заполярье, прокладывала в крае железные дороги, возводила Ачинский глинозёмный комбинат, Красноярскую ГЭС, Красноярский алюминиевый завод. В основном руками комсомольцев построена и крупнейшая железная дорога Абакан-Тайшет протяжённостью свыше 640 км. Эта дорога одной из первых была объявлена XIII съездом ВЛКСМ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

Первый урок, или Соловья баснями не кормят

— Первая задача, которую поставил ЦК ВЛКСМ перед нами, вчерашними выпускниками МГУ, — побывать на первом Всемирном фестивале молодёжи и студентов и рассказать о нём молодёжи края, — вспоминает Василий Васильевич. — После форума я сразу же поехал на поля Емельяновского района, просвещать комсомольцев. А урожай зерновых в 1957 году был отменный! Собрал большую группу ребят и рассказываю им о фестивале. Вдруг подъезжает к нам ГАЗик, из него выходит человек в кирзовых сапогах и фуфайке, подходит ко мне и за

ДОСЬЕ
Василий Васильевич Гришаев родился 10 сентября 1935 г.

В 1952 г. поступил в МГУ, в 1957 г. направлен по распределению в Красноярский край. С 1957 по 1961 гг.— второй, а затем первый секретарь Алтайского райкома Хакасской автономной области. С 1961 по 1964 гг. работал вторым, а позднее первым секретарём Хакасского обкома ВЛКСМ. В 1967 году окончил академию общественных наук при ЦК КПСС, защитил кандидатскую диссертацию. С 1 сентября 1967 г. — старший преподаватель кафедры общественных наук Красноярского филиала Новосибирского государственного университета.

С 1969 по 2009 г. заведовал кафедрой истории. Звание профессора присвоено в 1980 году. В 1994 году избран академиком Академии социальных наук РФ. Опубликовано свыше 70 работ, из них 5 монографий.

плечо трогает: «Что вы здесь делаете?». Я отвечаю: мол, инструктор крайкома комсомола, приехал на поле, чтобы рассказать молодёжи о всемирном фестивале. А он мне на небо показывает, дескать, — там тучи, и людям надо поторопиться, иначе дождь намочит валки, и сгниёт хлеб. Ну, я беседу быстренько свернул. Потом спрашиваю потихоньку у ребят: кто это такой? А в ответ слышу: «Первый секретарь крайкома партии Николай Николаевич ОРГАНОВ!».

Страна решала продовольственную проблему, и в Хакасии предстояло убрать зерновые на площади порядка 800 тысяч гектаров. Поэтому я дневал и ночевал на полях.

— Опять о всемирном фестивале рассказывали?..

— Нет! (смеётся). Между комсомольцами и хозяйственными работниками часто возникали конфликты. Приходилось разрешать эти споры. В то время в Абакане мы выпускали приложение к газете «Советская Хакасия», информационный бюллетень под названием «За хлеб!». Вместе со мной материалы в газету готовили талантливые журналисты — выпускники факультетов журналистики из Москвы и Свердловска.

Потом в стране произошла хрущевская административная реформа 1962 года. Партийные и государственные организации на местах были разделены на промышленные и сельские. Всё раздвоилось: крайком КПСС, профсоюзы… Делили, чтобы сократить аппарат, а получилось наоборот. Накануне этой «делёжки» меня избрали вторым секретарём Хакасского обкома комсомола, и я получил право бывать на всех пленумах, поэтому хорошо знал ситуацию в целом по краю.

Вместе — сила

Сейчас Василий Васильевич с улыбкой вспоминает, как за активное участие в строительстве Трассы мужества ЦК ВЛКСМ наградил
Хакасский обком комсомола новеньким внедорожником ГАЗ. Но машина до адресата дошла не сразу:

— Автомобиль гнали через Красноярск, а там решили: зачем в Хакасию машину отправлять? Оставим лучше себе! Когда я это узнал, позвонил в краевой центр и пригрозил, что расскажу о противоправном действии в ЦК ВЛКСМ. Вернули сразу. Машина для обкома была спасением. На этом ГАЗике я объездил почти все рабочие посёлки Хакасии. В одну из таких поездок на строительство Тейского железного рудника мы попали в зону лесного пожара. Дело было летом. Едем, вдруг видим — пламя. Лес горит, жуткий гул, треск, жара — дышать нечем. Что самое страшное: пожар был и верховой, и низовой, а значит, опасность оказаться в ловушке очень высока. А тут ещё дорога гравийная — быстро не поедешь. Но каким-то чудом нам удалось выскочить …

Вспоминается мне ещё одна история. В ходе предвыборной кампании в областной совет я встречался с избирателями Тейского железного рудника, и молодёжь стройки обратилась ко мне с просьбой помочь уладить один конфликт. Непростые отношения сложились у комсомольского штаба и секретаря комитета комсомола Георгия ПОСТНОВА с начальником треста «Тейрудстрой». В посёлке Тея, где жили ребята, не было ни клуба, ни стадиона. Вот молодёжь и решила своими силами построить эти объекты и благоустроить территорию, но понимания у начальника треста не нашла.

Проводят, к примеру, воскресник, а руководитель технику не даёт, более того — вместо помощи вставляет палки в колёса. А человек был очень авторитетный в партийных кругах. Ну, мы собрали комсомольский актив и подвергли его резкой критике. После собрания руководитель треста подошёл ко мне и грозно пообещал, что приложит все усилия, чтобы меня не избрали депутатом. На что я ответил: «Ничего вы со мной не сделаете! Комсомольцы — это основная часть избирателей, они проголосуют за меня. Если вы не пойдёте людям навстречу — они могут разбежаться со стройки!».

— И подействовало?

— Совместными усилиями контакт был налажен. Вскоре началось строительство стадиона и Дома культуры. Видимо, начальник треста понял, что конфликтовать со штабом и комитетом комсомола — бесполезно. За нами — сила!

Номенклатура

«Комсомольские стройки — это хорошая школа жизненного опыта и кузница кадров, — утверждает профессор Гришаев. — Фактически все бывшие начальники штабов комсомольских строек сделали впоследствии неплохую карьеру. Взять хотя бы биографию Виктора ПЛИСОВА: с 1960 по 1963 год он занимал должность первого секретаря комитета комсомола строительства Красноярской ГЭС, а позже первого секретаря Дивногорского горкома ВЛКСМ. Впоследствии — известный партийный деятель. В конце 80-х — начале 90-х он занимал пост заместителя министра тяжёлого машиностроения СССР, далее работал вице-президентом машиностроительного концерна "Химмаш" в Москве».

Другой бывший комсомольский лидер — Константин ЧЕРНОВ (ныне секретарь совета ветеранов московской группы красноярцев).
Из газеты «Красноярский рабочий» от 27.09.2008: «В 1958 году К. Чернов избран вторым, а затем и первым секретарём крайкома комсомола. Именно в это время усилился приток молодёжи на ударные стройки Красноярья. Константин постоянно бывал там, глубоко вникал в суть проблем, вместе с хозяйственными руководителями и комсомольским активом принимал меры по преодолению недостатков. Комсомол проявлял всестороннюю заботу о работе и бытовых условиях прибывавшей на ударные стройки молодёжи».

С 1964 по 1968 год Чернов работал первым секретарём Центрального райкома партии Красноярска. Затем учился в Академии общественных наук в Берлине. После работал в ЦК КПСС и секретарём Красноярского крайкома партии. В начале 80-х годов Константин Михайлович стал дипломатом. Сначала он работал в советском посольстве в КНДР, затем — в ранге чрезвычайного и полномочного посланника в советском посольстве в ГДР.

Ещё примеры. Бывший секретарь комитета комсомола г. Норильска Леонид ИВАНОВ работал в должности министра сельского строительства РСФСР. Бывший первый секретарь Красноярского горкома комсомола Леонид СИЗОВ с 1986 по 1991 год — первый заместитель министра МВД СССР. Список можно продолжать…

К сожалению, трагично и нелепо оборвалась жизнь бывшего начальника штаба стройки Абакан-Тайшет Юрия Васильевича БЛОХИНА. После завершения строительства магистрали он работал в Хакасском обкоме партии, затем переехал в Красноярск, где участвовал в строительстве завода Сибтяжмаш, руководил крупным строительным управлением. В 1988 году, когда в Армении произошло сильное землетрясение, Юрий Васильевич с группой своих коллег выехал в республику на восстановление разрушенных городов — Спитака и Ленинакана. Бывший комсомольский вожак и здесь проявил блестящие организаторские способности. По окончании работ руководство Армении предложило ему возглавить крупный строительный трест в республике, но семья — сын и жена — не хотели уезжать из Красноярска, и Блохин сильно по этому поводу переживал. Все вопросы, связанные со сменой работы и переездами, решались на собеседовании в ЦК партии, поскольку бывшие комсомольские лидеры — это номенклатура. На такой вот беседе Юрию Васильевичу стало плохо с сердцем, и он скоропостижно скончался. Похоронили его здесь, в Красноярске.

Что ещё хочется отметить особо, вспоминая ударные комсомольские стройки, так это отсутствие деления по национальному признаку. Все жили одной большой семьёй: татары, армяне, евреи, немцы, латыши… Просто образец дружбы народов!

Расчёт или романтика?

Всесоюзная ударная комсомольская стройка — дорога «Абакан-Тайшет» — для Хакасского обкома ВЛКСМ была объектом № 1, где трудилось более 35 тысяч юношей и девушек со всего Советского Союза. Магистраль проходила через глухие горные и таёжные районы Восточных Саян. Строителям пришлось перебросить через пропасти 3 высоких виадука, а через реки — 258 мостов. Для прокладки линии в горах пробито 9 тоннелей.

— Строительство трассы продолжалось вплоть до 1965 года. На пути было много очень сложных горных участков, поэтому комсомольцам помогали военные строители, — продолжает Гришаев. — Часть работ выполняли заключённые, в том числе бывшие узники ГУЛАГа (хотя к тому времени управление уже было ликвидировано). Но всё же первую скрипку играли комсомольцы.

— Василий Васильевич, что, по-вашему, заставляло молодёжь сделать выбор в пользу неквалифицированного труда на ударной стройке в дикой тайге? Деньги? Романтика?

— Я бы не сказал, что материальный интерес… Хотя в пору тотального продуктового дефицита комсомольские стройки снабжались продовольствием в первую очередь, и зарплату государство выплачивало без задержек. Кстати, духовной пищей молодых строителей тоже не обделяли. Очень часто я покупал нужную мне литературу не в Абакане или Красноярске, а в каком-нибудь таёжном посёлке, где жили молодые строители. И даже в продуктовых магазинах были книжные отделы.

Но мне всё-таки кажется, что не деньги и не хорошее снабжение было главным. Решающую роль играли патриотический настрой и юношеский романтизм. Сказывалась советская пропаганда — и песенная, и художественная. Страна была на подъёме, и это не какая-то выдумка, а реальность. Никто никого за руку не брал и не гнал на строительство под угрозой исключения из комсомола. По-моему, экономическая мотивация стала вытеснять романтику только во второй половине 60-х годов, когда молодёжи, приехавшей на стройки по комсомольским путёвкам, стали больше платить.

В 2008 году мы вместе с красноярским поэтом-песенником Александром Дмитриевичем ШЕМРЯКОВЫМ (к сожалению, не так давно ушедшим из жизни) проехали на поезде по легендарной трассе туда и обратно. От окошка не отходили, всё вспоминали…
У Александра Дмитриевича есть песня, посвящённая строителям дороги Абакан-Тайшет… Он впервые побывал на стройке в 1964 году, выступал в бригадах, разговаривал с молодёжью. Так родился мотив будущей баллады в память об изыскателях, погибших при проведении работ, необходимых для строительства будущей магистрали Абакан-Тайшет, — Александре КОШУРНИКОВЕ, Константине СТОФАТО и Алексее ЖУРАВЛЁВЕ — на стихи поэтессы Аиды ФЁДОРОВОЙ. С тех пор каждый год первого сентября в средней школе посёлка Кошурниково, в Курагинском районе, учебный год начинают с исполнения этой баллады.

В 1968 году за цикл гражданско-лирических песен Александр Шемряков был удостоен краевой премии Ленинского комсомола, стал первым её лауреатом. Символично, что поэт и композитор появился на свет именно в День рождения комсомола — 29 октября 1936 года.

— Василий Васильевич, чем Сибирь обязана комсомольским стройкам?

— Из аграрной провинции Сибирь превратилась в индустриальную территорию. Стала бурно развиваться промышленность Иркутской области, Красноярского и Алтайского краёв, Новосибирской и Омской областей.

За промышленным ростом началось увеличение культурного потенциала региона. Как тут не вспомнить бывшего первого секретаря Красноярского крайкома КПСС Павла Стефановича ФЕДИРКО! Он хорошо понимал, что не хлебом единым жив человек. При Федирко в Красноярске практически одновременно началось строительство театра оперы и балета, института искусств (сейчас — Академия музыки и театра), концертных залов филармонии, музея Ленина (ныне — Культурно-исторический музейный комплекс), Дворца труда, Краевого дворца пионеров, театра музыкальной комедии.

«Такой рывок дался краю и лично его руководителю непросто. Порой гигантские объекты выходили на свет сквозь игольное ушко обстоятельств. Федирко был не только потрясающим стратегом, но и подлинным дипломатом, тонким психологом — знатоком душ московских чиновников… Когда в 1998 году было учреждено звание «Почётный гражданин Красноярского края», никто не сомневался, что первому оно будет присвоено Павлу Стефановичу Федирко» (сайт Правительства Красноярского края).

Хранитель времени

Слёт по завершении строительства Дороги мужества (так называют трассу Абакан-Тайшет) проходил в 1965 году, когда Гришаев уже учился в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС. Однако Василий Васильевич побывал на том историческом событии, ведь оно слишком много значило для него:

— Помню, что награды комсомольцам-строителям вручал второй секретарь ЦК ВЛКСМ Абдулрахман Халилович ВЕЗИРОВ, присутствовали на церемонии абсолютно все начальники хозяйственных подразделений. Ордена и медали получили свыше 700 строителей.

— Василий Васильевич, с высоты прожитых лет, что можете пожелать сегодняшней молодёжи?

— Не могу скрыть свою боль за то разрушенное, что когда-то с таким трудом создавалось нашим поколением. Как это так? Крупнейшие предприятия края, строившиеся в невероятно тяжёлых климатических условиях усилиями народа, сегодня народу не принадлежат. Сливки снимают олигархи, а люди, которые поднимали край, герои великих строек, еле сводят концы с концами…

Волнует меня и бесхозяйственность. По чьему-то злому умыслу закрывается единственное предприятие в Дивногорске — завод низковольтной аппаратуры, расположенный в непосредственной близости от Красноярской ГЭС, которая может давать ему дешёвую электроэнергию.

— Зато дорога Абакан-Тайшет оправдала надежды…

— Магистраль функционирует, но расположенные вдоль неё предприятия также банкротятся.

Конечно, и в наши дни в крае есть крупные стройки, например, Богучанская ГЭС. Вот бы где развернуться молодёжной организации! Но, увы, ситуация после распада СССР изменилась, и ГЭС — не народная собственность. К сожалению, о патриотизме, в том смысле, как его понимали мы, сегодня говорить не приходится…

— Василий Васильевич, слышала, что вы начали писать книгу воспоминаний…

— Это будет так называемая «Живая книга» или «О чём говорят автографы». Я коротко буду рассказывать о том, кто, где и когда дарил мне книги. Подарочных изданий в моей личной библиотеке наберётся несколько десятков. Среди авторов — художники, политики, журналисты, писатели… Например, Виталий ЛАРИЧЕВ — археолог, доктор исторических наук — презентовал мне свою публицистическую книгу «Сад Эдема». Очень ценю подарок социолога, художника и музыканта Анатолия ЛОГВИНОВА и Михаила ДИВНОГОРЦЕВА «Былины и думы о Дивногорцеве, или Штрихи к портрету советской эпохи второй половины XX в.». Не раз бывало, что я получал подарки в самых неожиданных местах. Например, повесть «Касьянов бор» Михаил ПЕРЕВОЗЧИКОВ вручил мне в троллейбусе. Так, по крупицам, я храню время…

***

Биография доктора исторических наук, профессора Гришаева может проиллюстрировать целую эпоху: он вживую слушал маршала Георгия Константиновича ЖУКОВА, участвовал в спортивном празднике 7 ноября 1952 г. на Красной площади в г. Москве, провожал в последний путь «вождя всех народов» Иосифа СТАЛИНА, фотографировался с Никитой ХРУЩЁВЫМ, встречался и беседовал с первым космонавтом планеты Юрием ГАГАРИНЫМ, был делегатом XXVIII съезда КПСС — последнего съезда партии до её упразднения в 1991 году.

Вера КИРИЧЕНКО