Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2013

Образы эпохи

Многие периоды истории искусства оказывались в забвении на некоторое время — например, восхищаться средневековой готикой начали уже романтики, практически через два столетия после того, как эпоха «отшумела». Такое отчасти произошло и с живописью социалистического реализма, которая оказалась «запятнана» неприглядной идеологизированностью. Отрицание политических векторов социализма принесло вместе с этим и отрицание живописных произведений того времени.

Конечно, принципы оптимистического реализма сохранились в самой системе художественного образования, которая консервативно и воинственно оберегала реалистическое живописание. Но подобные образы всё равно не получали поддержки в информационном пространстве.

Сегодня ситуация определённо меняется: вместе с нарастанием пропатриотических настроений и оформлением государственного курса (даже в книгах политтехнологического писателя Виктора ПЕЛЕВИНА отчётливо просматриваются подобные мысли!) к картинам социалистического реализма, которые ранее считались исключительно заидеологизированными, выхолощенными и однобокими, рано или поздно присмотрятся заново. И многие имена, которые остались за пределами истории искусств, окажутся там вновь.

В нашу эпоху ненужности слов и потребности в визуальных образах — посмотрим, как это было в фотографиях и живописи советской эпохи.

Александр ЛАКТИОНОВ

Переезд на новую квартиру. 1952 г.

Наиболее известное произведение Александра Лактионова «Письмо с фронта», которое входит во все хрестоматии по истории советского искусства. Картина «Переезд на новую квартиру» воспринимается не столь однозначно — художник вновь применил классическую композицию с размещением в центре главного лучащегося оптимизмом персонажа, но, во-первых, это произведение зачастую интерпретировали в духе осуждения мещанства: женщина с семьёй перевезла на новую квартиру весь свой старый скарб, а излишняя любовь к вещам никогда не поощрялась в русской культуре. Во-вторых, поскольку картина была написана в послевоенное время, то центральное положение женского персонажа рассматривалось довольно трагично: большинство мужчин погибли на фронте, и вот женщинам пришлось взять на себя ведущие роли. Сегодня в живописи вполне можно представить себе подобный сюжет с радостным семейством, взявшим ипотеку.

Юрий ПИМЕНОВ

Свадьба на завтрашней улице. 1962 г.
Район завтрашнего дня. 1957 г.

Юрий Пименов также всегда оставался любимым художником для многих, несмотря ни на какие идеологии. Особенную известность приобрела его работа «Новая Москва», на которой опять-таки в оптимистических тонах изображён персонаж нового времени — независимая женщина за рулём. Тема актуальна и сегодня. И хотя художник начинал с интереса к депрессивному и трагичному немецкому экспрессионизму, большинство его работ сконцентрированы на обнадёживающих моментах бытия — строительство новых домов, новых районов, новых семей. Довольно популярна и его работа «Свадьба на завтрашней улице», где из хтонической грязи вместе с рождением новостроек счастливо рождается новое семейство.

Юрий ТИТОВ

БАМ. Первые километры.
Тайга отступает
Песня

Юрия Александровича Титова (1926 – 1998) называют летописцем БАМа, так как он был как раз таким художником, который прошёл строительство магистрали от начала до конца, работал вместе с комсомольскими отрядами. Поэтому в его творчестве можно во всех ракурсах увидеть масштабнейшую стройку страны: от создания первых километров до типичного вечернего отдыха комсомольцев с гитарами.

Андрей ЯКОВЛЕВ

Над трассой, 1984 г.
Утренние заботы, 1983 г.

Андрей Алексеевич Яковлев много путешествовал по экстремальным северным территориям России, а также успел запечатлеть некоторые моменты из строительства БАМа, за что даже получил медаль. В его работах отчётливо ощущаешь внимание к оригинальным композиционным решениям, интерес, прежде всего, к цветовым и графическим аспектам живописи, нежели к изображаемым сюжетам. Работа «Над трассой» колоритно делится на доминирующую горную синеву и мелкие хлопоты людей на земле. А произведение «Утренние заботы», акцентирующее внимание на тушёночной жизни строителей БАМа, возможно, не уступает знаменитым уорхолловским банкам с супом.

Подготовила Александра СЕМЁНОВА