Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2013

Притяжение Севера

Норвежский исследователь Фритьоф НАНСЕН называл Арктику «страной ледяного ужаса». И долгое время эту страну никто не пытался завоевать. Россия, чьи северные границы поражали протяжённостью, несколько веков подряд укрепляла свою государственность — ей было не до арктических широт. И только с появлением Российской империи стали предприниматься попытки организованных научных экспедиций. До этого вылазки в страну белого безмолвия совершали единицы — отважные охотники и рисковые купцы, целью которых были неразведанные охотничьи угодья и поиск новых торговых путей.

С XVIII века оформились три основных направления исследовательской деятельности в Арктике — это Северный морской путь, проход между Азией и Америкой и Северный полюс, достичь которого удалось лишь в XX веке.

Покорители Арктики были особыми людьми — требовалось невероятное мужество и фанатичная преданность идее, чтобы путешествовать в условиях, выдержать которые может редкое живое существо. Они выдержали. А иные заплатили жизнью за свою исследовательскую страсть.

***
Первые русские мореплаватели, известные истории, появились в морях Северного Ледовитого океана в XI веке. В XII—XIII веках были открыты острова Вайгач и Новая Земля, а в конце XV века — острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий. Первая карта бассейна Ледовитого океана появилась в 1525 году, её составил русский посол Дмитрий ГЕРАСИМОВ — от устья Северной Двины до Оби. К шестнадцатому веку относится и освоение этой части океана, так называемого мангазейского морского хода. А век спустя русские землепроходцы уже были на Чукотке.

Историческая несправедливость

В 1647 году казак Семён ДЕЖНЁВ (1605–1673) отправился на Чукотку в составе торгово-промысловой экспедиции приказчика Федота ПОПОВА. Целью экспедиции Дежнёва-Попова был поиск новых земель и новых промыслов пушнины, одновременно оба были облечены полномочиями собирать дань с местного населения. Мореплаватели намеревались обогнуть Чукотский полуостров от устья реки Колымы к Анадырю, но в 1647 году сделать это не удалось. Через год на семи судах пошли снова. Плавание было тяжёлым и полным опасностей — несколько кочей потерпели крушение, высадившихся с них людей на берегу убили коряки. Кто-то умер от голода. После завершения плавания из семи кочей осталось всего два.

За 80 лет до БЕРИНГА Дежнёв с товарищами прошёл проливом между Азией и Америкой. Это событие стоит в одном ряду с открытиями Колумба, Васко да Гамы и Магеллана, но получилось так, что все лавры первооткрывателя достались Витусу Берингу, а имя Дежнёва на много лет было забыто, потому что Дежнёв не оставил точного научного описания своего похода.

В 1648 году остатки экспедиции Дежнёва высадились южнее Анадырского устья, где и был основан Анадырский острог. Семён Иванович составил чертёж реки Анадырь и в челобитных описал природу Анадырского края. В 1665 с ценным грузом моржовых клыков и пушнины Дежнёв прибыл в Москву, где его за заслуги произвели в казачьи атаманы. Можно добавить, что Семён Иванович был женат два раза и оба раза на якутках. Вторая жена родила землепроходцу сына Любима.

Заслуга Дежнёва была в том, что он открыл пролив между Северным Ледовитым и Тихим океанами, таким образом доказав, что Евразийский и Североамериканский материки не соединяются. Люди Дежнёва первыми прошли по Чукотскому морю, открыли Чукотский полуостров и Анадырский залив; открыли и первыми пересекли Корякское нагорье, обследовали реку Анадырь и Анадырскую низменность.

Из записей Дежнёва: «А пошли мы все в гору (Корякское нагорье), сами пути себе не знаем, холодны и голодны, наги и босы. А шёл я, бедный Семейка, с товарищи до Анадыря-реки ровно десять недель, и пали (попали) на Анадырь-реку вниз, близко моря, и рыбы добыть не могли, лесу нет. И с голоду мы, бедные, врознь разбрелись. И вверх по Анадырю пошло двенадцать человек и ходили двадцать ден, людей и аргишниц (оленьих упряжек), дорог иноземских не видали. И воротились назад и, не дошед за три днища до стану, обночевались, почали в снегу ямы копать».

Первая научная экспедиция

В XVIII веке освоение Российской Арктики и северо-запада Тихого океана было поставлено на научную основу. Это, в первую очередь, относится к Камчатским экспедициям Витуса Беринга — датчанина по происхождению и русского офицера. Первая из них была организована лично Пет­ром Первым и стала первой исследовательской экспедицией Российского флота. Её задачей было доказать существование пролива между Азией и Америкой, ибо все предыдущие изыскания казались современникам тёмными и недоказанными.

Судно «Святой Гавриил» в 1728 году прошло на север от устья реки Камчатки до 67-й параллели. Американской земли оно не встретило, но свою задачу мореплаватели посчитали выполненной — Беринг с сослуживцами осуществил инструментальную съёмку западного побережья моря на протяжении более чем 3500 км (самому морю впоследствии было присвоено имя его исследователя). Картой, которую он составил, пользовались все западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии.

Аляску же четыре года спустя описали подштурман Иван ФЁДОРОВ и геодезист Михаил ГВОЗДЕВ, они первыми пересекли Берингов пролив с запада на восток, однако высадиться на берег не смогли из-за сильного ветра. Плыли они на том же судне «Святой Гавриил», которое Беринг передал охотским властям.

Следующую экспедицию Беринга назвали Великой Северной — она длилась целых десять лет (1733–1743). Её снарядило государство, и в этот раз решили охватить все северные границы России. Экспедицию разделили на несколько морских отрядов, каждый из которых исследовал и картографировал определённый участок от Белого моря до Камчатки.

Сам командор Витус Беринг, начальник Великой Северной экспедиции, во главе Восточного отряда отправился в Америку. В июне 1741 в поход вышли пакетботы «Святой Пётр» и «Святой Павел».

Команда «Святого Петра» подошли к берегам Северной Америки 17 июля 1741 года. Русские были здесь первыми европейцами. Обратный путь был тяжёлым и трагическим — часть экипажа заболела цингой, занемог и сам Беринг. Судно прибило к неизвестному острову (впоследствии он был назван именем Беринга), там и пережили зиму. «Святой Пётр» выбросило на берег, к весне матросы перестроили его в одномачтовое судно, чтобы возвратиться домой. Почти половину экипажа похоронили на острове, умер и сам капитан-командор Беринг.

Эти экспедиции поставили точку в поиске морского пути из Европы в Америку.

Первопроходец

В этом году исполнилось 135 лет с тех пор, как Нильс Адольф Эрик НОРДЕНШЕЛЬД впервые прошёл Северный морской путь с одной зимовкой. Путешествие он совершил на судне «Вега». Финансировали экспедицию купец Александр СИБИРЯКОВ, гётеборгский предприниматель Оскар ДИКСОН и, как частное лицо, король Швеции и Норвегии Оскар II, причём на долю Сибирякова пришлось в целом около 40% всех расходов. Норденшельд, швед по происхождению, родился и учился в Финляндии, бывшей тогда в составе России. За два года до этого похода он на деньги того же Сибирякова уже плавал из Швеции до устья Енисея и даже поднимался до деревни Яковлевой, где и оставил товары из Европы в обмен на местные меха.

В июле 1878 года Норденшельд вышел из Гётеборга. В составе экспедиции находился русский представитель поручик гвардии Оскар НОРДКВИСТ. До устья Лены «Вегу» сопровождал небольшой пароход Сибирякова «Лена». Мыс Челюскин оба парохода обогнули вместе 18 августа, им удалось преодолеть массив тяжёлых льдов у северо-западных берегов Таймыра, а затем они дошли и до дельты Лены, где сибиряковский пароход свернул в одну из проток великой реки. «Вега» осталась одна. Капитан ПАЛАНДЕР повёл её через Восточно-Сибирское море и проливом Лонга вывел в Чукотское. И только здесь, буквально в двухстах километрах от Берингова пролива, пришлось стать на зимовку — судно крепко сковали льды. Норденшельд писал в своём дневнике: «Быть затёртым так близко от цели путешествия было самым большим для меня несчастьем, с которым я никогда не мог примириться». Почти десять месяцев «Вега» стояла в ледовом плену в нескольких километрах от входа в Колючинскую губу, перед которым в своё время остановились и не могли пройти в него корабли Дмитрия ЛАПТЕВА, после — суда БИЛЛИНГСА и САРЫЧЕВА. И вот в июле 1879 года «Вега» смогла продолжить путь. Вскоре экипаж салютовал мысу Дежнёва. Впервые в истории Северный морской путь был пройден!

Пропавшая экспедиция

101 год назад в Арктику отправились сразу три русские экспедиции: полярный геолог Владимир РУСАНОВ отплыл на боте «Геркулес», старший лейтенант Георгий СЕДОВ — на шхуне «Святой великомученик Фока» и лейтенант Георгий БРУСИЛОВ на шхуне «Святая Анна». Все три экспедиции ожидал печальный финал.

«Геркулес»

«Геркулес»

Зима 1912-1913 гг. была очень суровой, а корабли, которые готовили в спешке, надеясь успеть к 300-летию дома Романовых, увы, оказались не новыми и отправились в путь с неполадками. И если два члена команды Брусилова и группа Седова (без него самого и механика) вернулись обратно, то экспедиция Владимира Русанова пропала полностью.

В. Русанов

В. Русанов

Русанов был родом из Орла, из купеческой семьи. С детства любил много читать. Стать полярным исследователем его побудили записки Фритьофа Нансена «Среди льдов и во мраке полярной ночи». Высшее образование он получил во Франции, в Сорбонне, так как на родине считался неблагонадёжным и примыкал к марксистам. В Париже он познакомился с будущей женой Жюльеттой ЖАН, которую потом взял с собой врачом в то трагическое плавание. К 1912 году Русанов был не новичком в полярных исследованиях. Он уже совершал экспедиции на Новую Землю, открывая новые заливы, бухты и острова. Считался первым в мире, кто пересёк Новую Землю пешком.

В феврале 1912 г. Русанову было поручено возглавить экспедицию к островам Шпицбергенского архипелага. В Норвегии для неё было приобретено моторно-парусное судно «Геркулес» водоизмещением 63 тонны. Русанов предложил принять участие в плавании потомственному помору капитану Александру КУЧИНУ, тот согласился. Врачом была Жюльетта, имевшая соответствующее образование. Кроме того, она разделяла исследовательские устремления Русанова.

9 июля 1912 года «Геркулес» вышел в своё последнее плавание из Александровска-на-Мурмане (ныне город Полярный). Берега Шпицбергена были обследованы успешно, и в начале августа 1912 г. Русанов отправил на одном из встреченных пароходов трёх участников экспедиции, передав с ними в Русское географическое общество отчёт о проделанной работе, зоологические и геологические коллекции.

А вот дальше Русанов стал действовать «по обстоятельствам», то есть решил осуществить свой план похода по Северному морскому пути до Тихого океана. Именно поэтому перед отплытием он загрузил «Геркулес» по максимуму. О его планах знали только Жюльетта и капитан Кучин. Ему хотелось проверить свою гипотезу о том, что наиболее свободный ото льдов путь через Ледовитый океан лежит где-то около 80 градусов северной широты, потому что там действует тёплое течение, разрежающее лёд.

18 августа 1912 года добрались до Маточкина Шара, где Русанов оставил последнее сообщение, указывающее на намерение пройти Северным морским путём: «Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».

И всё. Наступило молчание. Лишь в 1914 году на поиски экспедиций Русанова и Брусилова ушёл барк «Эклипс» под командованием норвежца Отто СВЕРДРУПА. Однако «Эклипс» попал в ледяную ловушку и зазимовал, так и не достигнув острова Уединения. Добраться до острова удалось летом 1915, но никаких следов Русанова там не нашли…

Только через 20 лет, в сентябре 1934 года, у западного побережья полуострова Таймыр, на одном из островков в шхерах Минина топограф М.И. ЦЫГАНЮК обнаружил следы русановцев: обрывки одежды и рюкзака, патроны разных калибров, фотоаппарат «Кодак», именные часы ПОПОВА и документы матросов Попова и ЧУХЧИНА из экспедиции Русанова. После этой находки другой топограф А.И. ГУСЕВ сообщил, что за месяц до этого на одном из островов в архипелаге Мона он видел столб, обложенный камнями, с вырезанной на нём надписью «Геркулесъ, 1913 г.». К сожалению, никаких последствий эти находки не имели — поиском экспедиции никто заниматься не стал. На карте появились только новые названия безымянных ранее островов: один — Геркулес, другой — остров Попова-Чухчина.

В 1935 г. на острове Попова—Чухчина нашли следующие вещи: женские маникюрные ножницы (возможно, Жюльетты), гребёнку, перочинный нож, железные ложки, патроны, медные монеты, буссоль, обрывок рукописи «В.А. Русанов. К вопросу о Северном пути через Сибирское море».

В 1970-х экспедиции газеты «Комсомольская правда» под руководством Дмитрия ШПАРО и Александра ШУМИЛОВА на протяжении 8 лет исследовали побережье Северного Ледовитого океана от Диксона до залива Миддендорфа. Им также удалось найти несколько вещей, предположительно, принадлежавших команде «Геркулеса». В журнале «Вокруг света» в своё время писали о могилах в районе реки Авам на Пясине: ещё при царе кочевники-оленеводы нашли на побережье лодку, рядом с которой находились мёртвые люди. Оленеводы похоронили трупы под камнями, а потом нашли ещё двух или трёх человек из этой группы, которым удалось дойти до Тагенарского волока, где они и замёрзли. Погибших похоронили вместе с документами и рукописями.

Открытие Северной Земли

Совсем недавно, 4 сентября, исполнилось 100 лет со дня открытия русской Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана нового архипелага, впоследствии названного Северной Землёй.

Эта экспедиция продолжалась с 1910 по 1915 годы и была одной из самых успешных в истории изучения Арктики русскими исследователями. После её завершения известный полярник норвежец Р. АМУДСЕН писал: «В мирное время экспедиция возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира...».

Но в тот момент в Европе шла Первая мировая война, затем — революция, и имена героев экспедиции, белых офицеров, после Гражданской войны эмигрировавших из Советской России, были преданы забвению вместе с их открытием.

А Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана была уникальной. Ей предстояло освоить Северный морской путь как альтернативу южным океанским трассам, к чему русское правительство подвигло поражение в русско-японской войне. Двигаться экспедиция должна была не с запада на восток, а с востока на запад. Продлиться она должна была 5 лет.

Специально для экспедиции на Невском заводе в Петербурге в 1909 году были построены два корабля ледокольного типа — «Таймыр» и «Вайгач». К лету 1910 году экспедиция прибыла во Владивосток, её начальником назначен опытный гидрограф Иван Семёнович СЕРГЕЕВ.

В первые три года были изучены Восточно-Сибирское и Чукотское моря, описаны Медвежьи и Новосибирские острова, а также материковые побережья. В 1912 году «Таймыр» и «Вайгач» прошли на запад до бухты Тикси.

Летом 1913 года кораблям предписывалось пройти весь Северный морской путь, пробившись через льды в Архангельск.

Командиром «Вайгача» в походе был назначен Пётр Алексеевич НОВОПАШЕННЫЙ, а командиром «Таймыра» — Борис Андреевич ВИЛЬКИЦКИЙ, впоследствии возглавивший экспедицию. 3 сентября 1913 года на горизонте экипажи заметили неизвестную землю. Высадившись на сушу, составили описание новой земли, установили государственный флаг России, а 4 сентября на мысе Берга был зачитан приказ начальника экспедиции о присоединении новых земель к России, в честь чего был дан торжественный салют.

Интересно, что первоначально открытый первым большой остров моряки назвали Тайвай — сокращённо от судов «Таймыр» и «Вайгач». Однако впоследствии вновь открытой земле было присвоено имя императора Николая II, а уже в 1926 году президиум ЦИК СССP переименовал её в Северную Землю.

Позднее, когда советские полярники установят, что речь идёт о нескольких островах, они получат имена Пионер, Комсомолец, Большевик, Октябрьской Революции, Шмидта, Малый Таймыр.

После открытия островов «Таймыр» и «Вайгач», не сумев пробиться сквозь льды, вернулись во Владивосток. Летом 1914 года начался очередной штурм Северного морского пути. Плавание в тяжелейших условиях продолжалось 14 месяцев. Всё это время на кораблях сохранялась дисциплина и порядок: проводились ежедневные прогулки по льду, устраивались занятия по изучению астрономии, курсы повышения квалификации, вечера чтения литературы, любительские спектакли, проводились даже матчи по футболу между экипажами судов. В результате из 80 членов экипажа двух судов 77 вернулись живыми.

В это время на Большой Земле экспедицию считали пропавшей — связи с кораблями не было. И лишь когда «Таймыр» и «Вайгач» повстречались с норвежским судном «Эклипс», оснащённым мощной рацией, экспедицию стали с нетерпением ждать в Архангельске. «Таймыр» и «Вайгач» прибыли сюда 3 сентября 1915 года, полностью выполнив свою задачу: Северный морской путь был пройден и тщательно описан, открыты новые острова, проведено множество сопутствующих исследований.

Пиарщик полярных снегов

Академик Отто Юльевич ШМИДТ известен в первую очередь как полярник, однако он был ещё и альпинистом, и математиком, и редактором, и геофизиком. Это был чрезвычайно энергичный и талантливый человек, который пришёл в малопримечательную организацию Севморпуть в 1932 году, возглавил её и за короткое время превратил профессию полярника в самую почётную и уважаемую в стране. Он добился существенных надбавок к зарплатам полярников. При нём трудящимся Севера стали давать прописку в Москве и выделять дачные участки в Центральной полосе. По тем временам это были неслыханные привилегии.

Именно Шмидту пришла в голову идея пройти Северный морской путь на обычном пароходе за одну навигацию. Цели было две — смена зимовщиков на острове Врангеля и эксперимент со взаимодействием обычных пароходов и ледоколов. 2 августа 1933 года из Мурманска вышел грузопассажирский новейший пароход «Челюскин». Начальником экспедиции был Шмидт, капитаном судна — ВОРОНИН, на борту находилось более ста человек, среди которых были самые обычные люди — женщины, студенты, целые семьи. Конечным пунктом плавания значился Владивосток. В Карском море «Челюскин» преодолел льды с помощью ледокола, а вот в Чукотском оказался ими сдавлен. Судно дрейфовало вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев, а 4 ноября 1933 года, благодаря удачному дрейфу, вместе со льдами зашло в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении, и 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки.

За тем, что происходило дальше, следил весь мир. Эвакуацию 104-х человек осуществляла авиация. Всемирно известными стали имена лётчиков ВОДОПЬЯНОВА, ДОРОНИНА, КАМАНИНА, ЛЕВАНЕВСКОГО, ЛЯПИДЕВСКОГО, МОЛОКОВА, СЛЕПНЕВА. Всего было сделано 24 рейса. Спасённых эвакуировали в чукотское становище. Это были беспрецедентные действия авиации в полярных условиях.

***

К середине XX века появление современных средств навигации и связи чрезвычайно упростило перемещение по миру. Да и открывать, собственно, было уже нечего. И всё же исследователи Арктики, полярники, как их называют, так и остались особыми людьми.

Потому что выжить в «стране ледяного ужаса» по-прежнему непросто.

Елена НИКИТИНСКАЯ