Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2013 г.

Грёзы о будущем города

Есть мнение, что по мере децентрализации городов спальные районы начнут превращаться в самодостаточные образования, со своими местами труда, отдыха, торговли. В том числе появятся новые общественно-культурные центры.

Как эту проблему видят сами деятели культуры? Мы говорим с директором Красноярского культурно-исторического музейного комплекса Михаилом ШУБСКИМ.

— Михаил Павлович, более 25 лет назад на Стрелке был построен филиал Центрального музея В.И. Ленина (ныне Красноярский музейный центр). Тогда по понятным соображениям у народа не спрашивали — надо ли его строить…

— Я думаю, если бы и спросили, то все хором ответили бы «да!» — такая уж была идеология. А я и сейчас говорю «да!» этому объекту, потому что если взять его архитектуру, то здание действительно представляет облик уже нового Красноярска, в то время как рядом строится нечто безликое, неинтересное в архитектурном смысле. В наши дни музей — крупнейшая в Сибири презентационная площадка современного искусства, формирующая креативное сообщество и культурную среду в городе и регионе. Мы заполняем вакуум, который существует на данный момент в пространстве города.

Сегодня в миллионном Красноярске мы имеем огромные автомобильные пробки, не можем спокойно погулять по центральным улицам, полюбоваться красотой Енисея… У нас посреди города течёт могучий Енисей, а как мы с ним взаимодействуем? Не имеем даже возможности выйти на берег, посидеть в беседке… Я уж не говорю о своей, как может кому-то показаться, «маниловской» мечте — когда-нибудь увидеть в своём городе музей Реки, музей под Енисеем, чтобы изучать его обитателей и привлекать внимание туристов. Подобные музеи есть и в Корее, и в Голландии.

— Вот почему голландская поговорка гласит: «Бог создал море, а голландцы — берега»…

— А взять, к примеру, Сеул — по сравнению с Сибирью там не так много земель, а посмотрите, какие огромные проспекты! Каждый музей в столице Кореи имеет огромное озеро, где плавают диковинные рыбы… Небольшая территория, но всё сделано с умом, и кажется, что ты попадаешь в сказочный мир, где весьма удобно и просторно. Ты ходишь, дышишь, любуешься красотой. А сколько там фантастических парков!

В нашем крае много идей, подсказанных самой природой (те же Столбы), их только нужно дополнить творческой креативной мыслью, попытаться наладить диалог с этой красотой. Мы же продолжаем дистанцироваться от творчества, не понимая, что обкрадываем будущее. Кто вырастет в скучных бетонных сооружениях, где человеку нет возможности проявить себя?.. Да и с точки зрения экологии наш город не назовёшь благополучным. Непонятно, что делать человеку в такой некомфортной городской среде?

— Но ведь известно, что все города в СССР застраивались по шаблону. Те же типовые серии унылых жилых домов спальных районов…

— Да, это так. Но после 90-х — уже более 20 лет прошло, кто нам мешает коренным образом что-то поменять? Я Польшу вспоминаю, Чехию, где очень много пешеходных исторических зон, где введён запрет на автомобили. Нам тоже надо менять облик города, потому что, когда он превращается в сплошную автомобильную пробку, что мы и наблюдаем сейчас, то это сигнал бедствия. Приоритетными для планирования должны быть культурные, экологические, социальные, а потом уже другие составляющие.

Нельзя превращать город в хаос — непонятное нагромождение, которое не создаёт ни образа, ни настроения, ни оригинального стиля. Хаотичная застройка 90-х годов — яркий пример того, как «лепили» городскую среду те, у кого были деньги, кто был ближе к власти. Меня возмущает, что в центре Красноярска понастроено много торгово-развлекательных объектов, офисов, и нет парковок. Одно здание прилеплено к другому, дворов почти нет, непонятно, как туда заходить… Очень серьёзные «мелочи».

Опять приведу в пример Сеул — последний мэр сделал в городе фантастическую вещь. Когда-то посреди столицы бежал ручей, и через него были перекинуты деревянные, необыкновенной красоты мостики. Потом центр застроили современными сооружениями, и все мосты разрушили. Мэр предпринял смелый шаг: распорядился снести новые постройки и восстановить прежний исторический пейзаж с ручьём и мостиками. Сегодня центр Сеула стал зоной отдыха. На реконструкцию понадобились огромные деньги, но это того стоит! Вот образец, как творчески относиться к тому, что дала природа…

— И у нас есть попытки: реку Кача очистили и облагородили. Правда, бетонные берега — не совсем то, что хотелось бы созерцать…

— Функциональность — этого сейчас очень мало, нужно идти дальше. Я вообще предлагаю, чтобы первую скрипку играли художники и архитекторы, а потом уже вступали планировщики и строители, а у нас всё наоборот. Посмотрите на Стрелку. Тут наломали дров, и вернуться к осмысленной планировке пространства сложно. Ни Китай-город, ни высотное здание «КАТЭКНИИуголь» никак не вписываются в общую концепцию, ведь это исторический центр Красноярска!

Замечательно, что есть в этом районе вантовый пешеходный мост, ведущий через протоку Енисея на остров Татышев. Но то, что в этом районе, на набережной Енисея, хотели строить высотные гостиницы — мне, например, кажется недоразумением… Да и кафедральный собор логичнее ставить на возвышенности, скажем, на Покровской горе.

Традиции возвращать необходимо, но делать это надо осмысленно. Власть, прежде чем принимать такие решения, должна поинтересоваться мнением красноярцев. Пока же как гражданское общество, по-моему, мы совершенно не созрели, хотя весь мир давно живёт по другим законам и по-иному относится к пространству.

Мы маниакально продолжаем строить что-то надуманное — в конечном итоге оно окажется нечеловеческим и никому не нужным. Сейчас в городе концентрируется столько проблем, такие узлы завязываются на будущее, что очень трудно потом будет развязывать… Власть должна подключить всю творческую интеллигенцию и выработать разумные подходы.

Почему мы боимся экспериментировать? Все уважающие себя города приглашают архитекторов с мировыми именами и не скупятся на суперпроекты. Хотя нашему городу до Парижа и далеко, но важно задать ему мировую планку, указать оригинальное направление развития.

Сколько уже лет краеведческий музей, построенный в начале ХХ века по проекту Леонида ЧЕРНЫШЁВА, радует красноярцев! «Египетский храм» является визитной карточкой краевого центра. Вот таких архитекторов бы нам побольше…

— Сейчас в городе много библиотек… Но кто их посещает?

— Библиотеки, музеи, выставочные залы — это всё культурное пространство, где человек получает информацию, отдыхает… Однако деятельность этих учреждений должна модернизироваться, обретать новую форму. Современная библиотека — это медиатека с возможностями выхода в Интернет и подключения Wi-Fi. Человек может не только здесь почитать, но и посидеть с чашечкой кофе, пообщаться с друзьями, увидеть какую-то мини-выставку, посетить поэтический вечер. Это мини-культурные центры для тусовки. На будущее такие учреждения стоит продумывать архитектурно. Они должны быть включены в современную динамичную жизнь. Город, если он не поймёт своей задачи в развитии культурной сферы — просто зачахнет…

— Есть мнение, что Красноярску необходим музей современного и академического искусства.

— Новый музей можно построить, а можно и перепрофилировать под него уже имеющиеся площади. Такие примеры в Красноярске уже есть. Мне очень понравилось, когда полуразрушенное помещение бывшего ночного клуба «Пилот» на улице Аэровокзальной отремонтировали и переоборудовали в муниципальный творческий молодёжный центр. Здесь собирается креативная молодёжь, люди, которые реализуют себя в новаторских художественных, дизайнерских проектах.

На правобережье (ул. Павлова, 21) в здании бывшего Дворца культуры завода «Сибтяжмаш» открылся молодёжный культурно-досуговый центр «Каменка» (мы с ним работали на музейной биеннале). Центр объединил молодых художников — новую генерацию, активно работающую в городском пространстве. Мне кажется, нечто подобное должно создаваться в каждом районе Красноярска. И, может быть, именно там и целесообразно размещать библиотеки, музеи и выставочные залы…

Сейчас время спрессованное — человек не может себе позволить ходить только в библиотеку или только в музей, его привлекает полифункциональное культурное пространство.

Жизнь нужно учиться проектировать и для молодых, и для пожилых. Это очень сложно и ответственно. Пока что власть из массы проблем выбирает одну и пытается её решать, не беря во внимание, что всё взаимосвязано. Живём по принципу: войны нет, и слава Богу. ..

— Михаил Павлович, Красноярск — родной город СУРИКОВА. Богатейший художественный фонд мастера хранится в музее его имени, но кто видит эти работы?..

— Жаль, что имея такое богатство в загашниках, мы не умеем распорядиться им как следует. В том, как высок интерес горожан к суриковской теме, мы убедились несколько лет назад, когда у себя в музейном центре на Стрелке выставляли огромное полотно «Взятие снежного городка» из фондов Русского музея. Почти 40 тысяч красноярцев посетили тогда выставку!

А ведь одно время в воздухе витала идея создания Суриков-центра. Идея мне лично симпатична и вполне в духе времени. Там не только Василий Иванович Суриков и его творчество могут быть представлены, но и современные художественные традиции. И кстати, если вести речь о реконструкции исторической части города, то рядом с музеем В.И. Сурикова как раз есть место, где можно такой центр построить. Это было бы логично, красиво и современно. Поддерживаю эту идею обеими руками и готов помогать в её осуществлении..

— А каким вам видится в будущем Красноярск театральный?

— Наш город силён театральными традициями: театр драмы, оперный, музыкальный, ТЮЗ и небольшие театры, такие как «Вспышка», мим-театр «За двумя зайцами», народный «Наш театр» и др. Но этого, я считаю, мало. Переосмысление культурной деятельности должно быть комплексным и системным, в этом смысле нужно понимать, как культурная составляющая распределена по городу. Театры в основном расположены на левом берегу, а на правом — только ТЮЗ.

В то же время не надо забывать, что жизнь не стоит на месте. Кстати, недавно в нашем музейном центре режиссёр Анатолий ВАСИЛЬЕВ представлял необычное явление — постдраматический театр. Для нас интересно всё, что касается современного искусства. Театрального пространства должно быть намного больше. Но надо понять: строить ещё один театр драмы или альтернативный, экспериментальный театр? Либо в Суриков-центре разместить театральную площадку? Мы в своём музейном центре тоже решили создать небольшую театральную сцену…

— Сегодня много нападок на исторические здания в центре города, особенно это проявилось в нынешнюю предвыборную кампанию, когда выступал с предвыборными речами кандидат, имеющий прямое отношение к строительству. Какова, на ваш взгляд, судьба таких объектов?

— Опыт обращения с такими объектами может быть разным. Например, отдают культурный памятник в частные руки, но подписывают с владельцем очень жёсткий договор о том, что именно человеку разрешено в этом пространстве делать. Он обязуется содержать объект, но не имеет права лишнего гвоздя вбить, и т.д. Второй вариант — вписать памятник в современную архитектуру. Но вот как вписать — это большой вопрос.

Опять приведу в пример Сеул, где современные постройки мирно соседствуют с историческим прошлым. Идёшь по улице, и вдруг дома раздвигаются, и ты попадаешь как бы в другое столетие: небольшой дворик — уголок старинного города — музей под открытым небом. Сразу же начинаешь испытывать доверие к этому городу, который упорно пытается исторические объекты восстанавливать и сохранять.

Это не так сложно, если включена мысль… У нас мысль почему-то не всегда включена: легче выбросить, забыть, построить новое, забетонировать всё вокруг, а потом сожалеть.

Затрону ещё один важный момент. Культурная составляющая Красноярска немыслима без Центрального парка имени Горького. Сегодня он не соответствует городу и требованиям времени. Но есть пример удачного апгрейда — удивительного преображения одноимённого парка в Москве, который сейчас отвечает европейским стандартам.

СПРАВКА
Центральный парк столицы посещают более 20 000 человек в будние и 100 000 в выходные и праздничные дни. С 2011 года парк задаёт новые стандарты, став первым парком мирового уровня в России. Бесплатный вход, Wi-fi покрытие, новые зоны, созданные в духе самых современных тенденций дизайна, продуманная программа мероприятий.

Парк Горького стал эпицентром жизни столицы. Там есть комфортные туалеты, обустроенные зимние и летние площадки с галереей скульптур, с уютными беседками. Всё продумано до мелочей. А красноярский Центральный парк — это уже не XX и не XIX век, а вообще не понять что. Грустно…

Рядом с парком, с другой стороны улицы Горького — сохранилась деревянная застройка, старинные дома. Может быть, стоит эту историческую зону объединить с парковым пространством? Вот где можно прорыв сделать, потому что во все времена парки России выполняли важную культурную миссию...

Есть ещё одна тема, которая меня сегодня тревожит. Скоро начнут застраивать территорию бывшего комбайнового завода…

Существует проект грамотной планировки этой территории, выполненный территориальным градостроительным институтом «Красноярскгражданпроект». Он учитывает потребности жителей города, связанные с отдыхом у воды. Но возможно этот проект так и останется на бумаге. По какому именно «сценарию» будет осваиваться? Предполагаю, что это будут интересы бизнеса в чистом виде. Получается, что ни о какой архитектурной и культурной составляющей можно не помышлять…

Вера КИРИЧЕНКО