Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2013 г.

Когда в доме хозяин

Говоря о будущем города, мы мысленно рисуем ультрасовременные архитектурные сооружения, хотим, чтобы именно в Красноярске построили то и это, представляем обязательно — новое, обязательно — чего ещё не было. А ведь то, будет ли жизнь радовать именно вас, зависит совсем не от наличия небоскрёбов или стильных особняков, современных развлекательных центров или избытка музеев (хотя и картинка, и начинка, не спорим, — важна). На первом месте будет: чистый подъезд, работающий лифт, уютный двор, безопасность детей.

В товарищах согласья нет

ЖКХ сейчас в тренде. Тему эту активно эксплуатировали на осенних выборах кандидаты в Красноярский горсовет, продолжают будоражить уже избранные депутаты и общественники, а тут ещё президент ПУТИН учредил отдельно целое федеральное министерство ЖКХ и строительства. Но мода приходит и уходит, а ухаживать за домами кому-то надо всегда.

...Председатель товарищества собственников жилья с уверенным названием «Хозяин» Людмила ВАСЬКИНА — из тех представителей жилищно-коммунального хозяйства новой формации, которые не только собирают с хозяев квартир деньги, но и реально делают всё возможное, чтобы многоквартирные дома, оказавшиеся в их ведении, были исправными, красивыми и уютными, а жители этих домов — довольными. Подтверждение этих слов — второе место в прошлом конкурсе, организованном мэрией, на лучшее ТСЖ Красноярска и лидирующая позиция в своей номинации в конкурсе нынешнем (подведение итогов — в декабре).

А ещё лучше о работе ТСЖ «Хозяин» и его «хозяйки» мне как стороннему гостю сказали сами дома, придомовые территории, спортивные площадки и спортивные достижения юных и взрослых жителей этих домов. Да и жители, с которыми я столкнулся в офисе ТСЖ, подтвердили: эта женщина с нарочито грубоватой панибратской манерой разговора слово своё всегда держит — так же, как уверенно держит в руках всё хозяйство пяти подотчётных многоэтажек.

— Людмила Петровна, как вы стали председателем ТСЖ? Работали ранее в ЖКХ?

— Совсем нет! Заниматься этим делом я стала совершенно случайно. Приобрела здесь квартиру и пришла на организационное собрание ТСЖ, которое проводил застройщик. Особо желающих возглавить ТСЖ среди собственников квартир не было, а я человек по характеру достаточно инициативный. Это, наверное, с тех пор, когда я некоторое время работала в школе, потом сменила занятие, но, пока учились мои дети, была в их школе председателем родительского комитета.

Мне кажется, что здесь я на своём месте. Мне нравится в ТСЖ работать, я постоянно хочу что-то по мере возможности улучшать. В то же время работа с людьми — очень тяжёлая: для некоторых чем больше делаешь, тем больше они недовольны.

— Когда речь заходит о проблемах в ЖКХ, и представители власти, и сами работники жилищно-коммунального хозяйства, и даже СМИ в один голос повторяют: «Люди сами виноваты в том, что их дома плохо обслуживают и ремонтируют! Они должны сами быть активными, должны заставлять работников ЖКХ работать, должны контролировать качество производимых работ и расходование финансовых средств!». Неужели и вправду должны? Должны сначала платить деньги управляющей домом организации, а потом должны за счёт своего свободного времени контролировать проведение ею работ и заставлять её эти, уже оплаченные жильцами работы, делать?

— Никогда вопросы эксплуатации многоквартирных домов не должны решаться «снизу» самими жильцами, да они и не будут этим заниматься! Не для того люди нанимали управляющую организацию или создавали ТСЖ, чтобы потом за них делать их работу!

Единственное, что могут делать хозяева жилья и квартиросъёмщики — писать жалобы. И их на нас, как и на любую другую организацию из сферы ЖКХ, пишут немало.

— И на что жалуются?

— Вот тут у нашего ТСЖ с управляющими компаниями большая разница. Наши жители жалуются не на плохое обслуживание или некачественный ремонт, а на то, например, что после получения экономии по коммунальным услугам мы не вернули излишки платежей жителям, а направили эти средства на благоустройство дворов, создание спортивной площадки.

Мы прямо во дворе на нашей спортивной и игровой площадке со всеми жителями отмечаем Новый год, Масленицу — на эти праздники выходят сотни людей со своими угощениями! Ребятишки у нас ходят в походы, занимаются спортом, участвуют в соревнованиях, мы и сами проводим мультиспортивные состязания на Кубок ТСЖ «Хозяин».

Мы за свой счёт построили современную спортивную площадку с мягким покрытием. В помещении бывшей лифтёрной сделали детский клуб с играми, спортинвентарём и тренажёрами, который открыт по вечерам четыре раза в неделю…

 Спортплощадка построена на сэкономленные средства

Спортплощадка построена на сэкономленные средства

Детский клуб в бывшей лифтёрной

Детский клуб в бывшей лифтёрной

Но есть среди жителей наших домов процентов 3-5 таких, которые заявляют: «Мне не надо это всё, верните мне деньги!». И плевать им на то, что решения принимала даже не я лично, а правление ТСЖ из 32 человек и общее собрание собственников. Они пишут жалобы в прокуратуру, в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края. У меня только в этом году уже было четыре прокурорских проверки, в Стройнадзоре меня, наверное, уже все специалисты знают!..

Законы пишут для бездельников

Уладить конфликт интересов жителей одного и того же дома — проблема, нередко, почти неразрешимая. Знаю это сам по опыту общения с соседями. А тут ещё Жилищный и Строительный кодексы вкупе с сопутствующими документами сегодня таковы, что и очевидно полезное для дома дело сделать сложно, даже имея большинство на своей стороне. Но Людмила Васькина, более известная среди жителей ТСЖ «Хозяин» как «Петровна», видимо, исходит из хорошо известного принципа: «Кто хочет делать дело, найдёт возможность, кто не хочет — найдёт причину». Вот только что за страна у нас такая, в которой причины безделья прописаны в законах, а возможность делать что-то полезное приходится «изыскивать»?

— Вообще сейчас законы у нас такие, как будто их специально писали, чтобы в системе ЖКХ всё встало! — возмущается Людмила Петровна.

— По большинству вопросов необходимо решение 2/3 собственников. За раз провести собрание в четырёх-пяти домах и набрать такой результат практически невозможно, приходится искать, убеждать людей и потом «доголосовывать» в письменной заочной форме. Но некоторые решения требуют 100% голосов «за», а это в принципе невозможно, потому что некоторые собственники даже проживают в других городах!

Или вот недавно специалисты строительного надзора возмущались: «Ничего себе, сколько вы положили асфальта сверх того, что было!». Да, я приняла решение заасфальтировать 1200 квадратных метров вокруг дома! Мы расширили проезды. Так мне природоохранная прокуратура столько претензий предъявила… А ведь именно благодаря этому у нас люди теперь и машины могут парковать, и пешком ходить, иначе бы, как у всех, тут был завал: автомобили стояли бы на газонах и пройти было бы невозможно. Но разве чиновники, цепляющиеся за букву закона, думают о том, как это скажется на людях?

Ещё пример — отмостка. У нас 10-й дом построен без свай, грунт у стен уже несколько раз проседал. В результате, чтобы уберечь дом от постепенного разрушения, нам несколько раз приходилось рыть траншеи, укреплять грунт специально привезённым материалом. Разумеется, вся прежняя отмостка полетела, и мы сделали новую, более широкую. Мне теперь и это в вину ставят…

Газон между Лесопарковой улицей и нашими домами не относится к придомовой территории, но я заставляю своих дворников наводить на нём порядок, потому что знаю — на муниципальные службы надеяться нечего! И эта площадь перед нашими домами — по факту «лицо» нашего ТСЖ, хоть юридически нам и не принадлежит.

ТСЖ = местное самоуправление

Надо сказать, что в ТСЖ «Хозяин» меня, пользующегося, с позволения сказать, «услугами» своей управляющей компании, удивило и порадовало даже не состояние домов, придомовых территорий, ухоженные спортивные и детские площадки.

Впечатлило, что ТСЖ здесь не просто управленец, обеспечивающий нормальную эксплуатацию жилого фонда, а некий костяк и организатор микросоциума жителей подведомственных домов. По сути это реальное местное самоуправление, в отличие от муниципальной власти, которая копирует работу чиновничьих госструктур и лишь называется местным самоуправлением.

При этом Людмила Васькина уверена — эффективным самодеятельное местное самоуправление станет только в том случае, если в нём будет чёткое разделение прав и обязанностей.

— По поводу того, что каждый житель должен быть активным... Активность активности — рознь! Наоборот, говорю людям: «Не лезьте в мои договорные отношения с подрядчиками. Вы мне доверили свой дом, и я отвечаю за то, чтобы он был в хорошем состоянии, чтобы у вас в квартире было электричество, тепло, вода, работали лифты, дворники убирали территорию, мусор вовремя вывозили и т.д. Как я добиваюсь этого в рамках принятого в ТСЖ тарифа — не ваше дело! Смогу где-то сэкономить, вот тогда будем собираться и обсуждать, на что потратить эти деньги».

— Т.е. вы считаете, что жителям не надо заниматься собственно коммунальными проблемами?

— Да, для этого дела они создали ТСЖ и меня председателем избрали! А вот по поводу того, как сделать жизнь в наших домах лучше, удобнее, приятнее — мнение людей надо учитывать. И жители наши активны — предложений поступает много. Возьмите озеленение: мы столько цветов и деревьев посадили во дворах — одних только кустов барбариса несколько сот штук, не говоря уже о липах и других деревьях!

Мы взяли в штат тренера, который вечерами занимается с детьми. Представьте себе, что у вас нет бабушек, способных присмотреть за вашим сыном или дочерью, а вы по вечерам задерживаетесь на работе, или хотели бы с женой (мужем) сходить в кино, или на концерт, или у вас другие дела... Куда девать ребёнка? А у нас четыре дня в неделю с 18 до 21, а то и до 22 часов в клубе, сделанном на месте бывшей лифтёрной, открыт детский клуб, они там и чай могут попить, и в игры поиграть, и на тренажёре позаниматься. По словам родителей, для самих ребятишек запрет посещения клуба на несколько дней — это серьёзное наказание.

А вообще мы ходим с ребятишками в походы, соревнования по разным видам спорта проводим, минувшим летом организовали внутри ТСЖ мультиспортивный турнир. Наша детская команда по гандболу — вообще сильнейшая в городе. К сожалению, соперников у наших ребят почти нет, слабо развит этот вид спорта в Красноярске.

Что делать?

Оставим в стороне первый любимый российский вопрос «кто виноват?» и сразу перейдём ко второму. Председатель ТСЖ «Хозяин» уверена: ряд достаточно простых шагов мог бы заставить лучше работать недобросовестных представителей ЖКХ и снять ненужные препоны перед добросовестными.

— Первым делом надо отменить запрет проводить плановые проверки предприятий и организаций чаще чем раз в три года. Каждый руководитель должен работать так, чтобы быть готовым к проверке в любую минуту! А как сейчас, с интервалом в три года, — можно такого наворотить!..

Второе — в обязательном порядке везде установить приборы учёта поставляемых коммунальных ресурсов. Это ж сколько денег в стране уходит, словно вода в песок, в виде всевозможных дотаций и субвенций в этой сфере!

Третье — раздробить гигантские районные управляющие компании. На конкурсной основе поделить Красноярск между средними (от 10 до 50 домов) управляющими организациями. Поквартально — чтобы можно было решать вопросы комплексно и не достались кому-то только новые, а кому-то — только старые дома. Такие компании будут ближе к людям, их легче контролировать.

— Но в департаменте городского хозяйства постоянно говорят, что небольшие компании не могут содержать достаточное количество специалистов для обслуживания домов...

— У меня на десять домов — два инженера, три сантехника, два электрика, плюс своя аварийная служба! А что есть у управляющих компаний кроме бухгалтеров и юристов? Непосредственно их дома обслуживают подрядные организации, аварийная служба тоже на подряде и кроме экстренных отключений почти ничем не занимается... А ведь они якобы обслуживают и уж абсолютно точно собирают деньги с десятков и сотен домов!

Я знаю, что бывшие техучастки, которые худо-бедно, но реально обслуживают жильё — голые, оплата за произведённые работы из управляющих компаний до них если и доходит, то с опозданием, и это — крохи. Поэтому четвёртое — деньги должен получать не посредник вроде сегодняшних УК, а именно та компания, которая работает в домах!

Пятое — привести все жилые здания в соответствие с требованиями эксплуатации. У нас в городе любят фасады красить, а мне «по барабану», какого цвета фасад или почтовые ящики в подъездах! Главное, чтобы подвал был сухим, потому что это — судьба и срок жизни дома!

Принимать каждый дом под своё управление только после обследования комиссией, которая должна вынести подробное заключение о состоянии здания, необходимости тех или иных видов ремонта. Ведь на состояние дома влияет не только его возраст, но и проект, по которому он возведён, строительные материалы, из которых он построен, и то, как он эксплуатируется. Некоторые за 5-10 лет «убивают» здание до состояния хуже 50-летней «хрущёвки»...

Шестое — для вновь созданных управляющих организаций необходим координационный или консультационный совет. Он не будет сам собирать деньги с потребителей, не будет вышестоящим административным органом для компаний — он будет их советчиком.

***

Чем дольше я разговаривал с Людмилой Васькиной, тем больше утверждался во мнении, что противопоставлять товарищества собственников жилья управляющим компаниям или создавать муниципальную компанию в пику частным по большому счёту не имеет смысла. Не бывает принципиально плохих или принципиально хороших форм управления многоквартирными домами — всё зависит от людей, которые занимаются этим управлением.

Невольно вспомнилась шофёрская присказка, которая наверняка понравилась бы Людмиле Петровне: «Дело было не в бобине — идиот сидел в кабине!». Не знаю, у кого там как в кабине, а за столом председателя ТСЖ «Хозяин» я увидел настоящую Хозяйку.

Андрей КУЗНЕЦОВ