Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2013 г.

Именами полярных лётчиков

Датой образования Красноярской авиации принято считать 1934 год, когда в нашем городе был создан полноценный авиационный комплекс с аэропортом, обслуживающими и ремонтными организациями. Поскольку по краю не было сухопутных аэродромов, для полётов на Север использовались гидросамолёты, у которых летним шасси были поплавки, зимним — лыжи. Взлётной и посадочной полосой для летающих лодок служила Абаканская протока Енисея, считающаяся гидроаэродромом.

В январе 1934 г. на острове Телячьем (в 1935 г. переименован в остров Молокова в честь одного из первых Героев Советского Союза — спасателя «челюскинцев», линейного пилота Енисейской авиалинии Василия Сергеевича МОЛОКОВА) ударными темпами начала строиться главная гидроавиабаза. В деле освоения Северного морского пути её строительству придавалось большое значение. Полярные лётчики вообще считали Красноярск «воротами Крайнего Севера». За 1934-1935 гг. были построены ангар, бетонные гидроспуски, два плота-причала для приводнения гидросамолётов, складские помещения. В двухэтажном бревенчатом доме с верандой на первом этаже разместились: радиорубка, диспетчерская, служебные помещения, на втором — уютная гостиница для лётного состава.

В нашем городе кое-что ещё напоминает о тех годах становления Красноярской авиации, которой в 2014 году будет отмечаться 80 лет. Сохранилось практически в первозданном виде здание управления гидроавиабазы на о. Молокова, правда почему-то в лихие 90-е оно стало из государственного чьей-то частной собственностью, и сейчас в историческое здание зайти невозможно. Здания бывших авиаремонтных мастерских теперь развалины и объект для пейнтбола. Территория уникального авиаремонтного завода имени Побежимова — жилой микрорайон «Южный берег». О том, что Абаканская протока — бывший гидроаэродром полярной авиации 30-40-х годов, известно немногим. Уходит время — уходит история. А в начале улицы Взлётной до сих пор стоит «наследство» от Красноярского аэропорта — заброшенное здание ангара, где ремонтировали самолёты.

Есть и реальное увековечивание памяти. Улицы микрорайонов Взлётка и Северный (бывшая территория аэродрома) носят имена знаменитых полярных лётчиков В.С. Молокова, А.Д. АЛЕКСЕЕВА, М.В. ВОДОПЬЯНОВА. На правом берегу Енисея есть улица имени их соратника — лучшего бортмеханика полярной авиации Г.Т. ПОБЕЖИМОВА.

После высадки станции «Северный полюс-1», Водопьянов, Алексеев, Мазурук, Молоков

После высадки станции «Северный полюс-1», Водопьянов, Алексеев, Мазурук, Молоков

На улице Молокова разбит сквер и силами строительной компании «Омега» установлена оригинального решения стела памяти этого легендарного лётчика. Не могу не съязвить — стела появилась значительно позже смятой «десятирублёвки», увековеченной силами и средствами Сбербанка на той же улице. Не спорю, «десятка» — интересный по-своему арт-объект, но как-то не всё у нас правильно с приоритетами...

В нынешнем 2013 году по инициативе редакции газеты «Городские новости» вышла очень хорошая книга «Город имён» — о людях, чьими именами названы улицы города Красноярска. Конечно, 2000 экземпляров для миллионного города — капля в море, но и это в радость.

Так вот предлагаю свое­образное продолжение хорошего дела: установить мемориальные доски на именных улицах с информацией о людях, в чью честь улицы названы.

В 2005 году при моральной, административной и финансовой поддержке тогдашних заместителей генерального директора авиакомпании «КрасЭйр» Владимира Абрамовича СВИРСКОГО и Владислава Борисовича ВЫЧУЖАНИНА был задуман хороший проект: отметить мемориальными досками улицы бывших лётчиков. И первая памятная доска появилась на улице Молокова. Следующими должны были стать улицы Батурина, Водопьянова, Алексеева и Побежимова. Но, к сожалению, этот проект «умер» вместе с авиакомпанией. Очень хотелось бы претворить его всё-таки в жизнь, особенно в преддверии 80-летнего юбилея!

На проспект Авиаторов «просится» мемориальная доска с групповым портретом первопроходцев воздушных линий края — В.Л. ГАЛЫШЕВА, Я.С. ЛИППА, Ф.И. ГРОШЕВА и С.К. ФРУТЕЦКОГО. Вот бы руководители Управления авиации МЧС, чей штаб расположился на проспекте Авиаторов, сделали благое дело!

Наименование новых улиц — отдельная «песня». Когда в 2005 году я обратился в комиссию администрации города с предложением назвать одну из новых улиц в Советском («авиационном») районе именем самого известного красноярского пилота-первопроходца 30-40-х годов Яна Степановича Липпа, чиновник ответил: «Липп… Фамилия какая-то неблагозвучная» (видимо, какая-нибудь 10-я Продольная лучше будет).

Ну и последнее: вышеупомянутый заброшенный ангар на улице Взлётной при большом желании властей и вложении финансовых средств мог бы стать большой ИЗЮМИНКОЙ нашего города, если в нём создать «Музей авиации Красноярского края». Не ведомственный, который «умирал» вместе с ведомством не единожды и опять «умер» вместе с авиакомпанией «КрасЭйр», а городской или краевой. Нам есть чем гордиться! Наш город — родоначальник полярной авиации, освоения Севера, в годы Великой Отечественной войны — центр секретнейшей перегоночной Красноярской воздушной трассы («Аляска — Сибирь»), и он просто должен иметь такое тематическое УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ. Более чем уверен, что «не зарастёт к нему народная тропа» и не стыдно будет хвастать таким музеем перед гостями города. А проектом вполне могла бы заняться молодая поросль — студенты-архитекторы СФУ. Им жить дальше и им виднее, как это должно выглядеть.

Вячеслав ФИЛИППОВ