Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2013 г.

Город будущего в настоящем

Тема проектирования городов будущего всегда присутствовала в истории человеческой мысли. Если в античности философы рассуждали о концепции идеального города, то в XX веке архитекторы начали создавать реальные проекты будущих городов, в наибольшей степени отвечающих запросам современной жизни. Так, например, Ле КОРБЮЗЬЕ ввёл рациональную типовую многоквартирную застройку, Фрэнк Ллойд РАЙТ создал тип дома, гармонично встроенного в природную среду, а конструктивист Владимир ТАТЛИН планировал синтезировать человеческое и машинное в городе будущего.

Для современного города с бесконечными пробками, болезнетворной экологией и тюрьмоподобными квартирами мечты об альтернативных вариантах жизни или депрессивное прогнозирование результатов нарастающих проблем также актуальны. Но что толку просто описывать будущее городов словами, если искусство даёт возможность взглянуть на то, что ждёт нас в ближайшие годы или заглянуть в те времена, которые мы вряд ли застанем! Причём скульптура скорее представляет квинтэссенцию современного положения вещей, компьютерная графика нагнетает драму городской жизни, а вот архитектура пытается найти реальные решения актуальных проблем. Итак…

Виртуальная машинерия пластики

Отправной точкой для создания скульптурных городов будущего становится правильный подбор материала. Ведь не будешь же из девственно экологичного дерева или известной со времён творения Адама глины создавать неизвестное, но явно техногенное будущее?

В 2005 году японский скульптор Чу ЭНОКИ составил свой мегаполис под названием «RPM-1200» (на фото внизу) из металлических свёрл, автомобильных деталей, стальных отходов, проводов и прочего металлолома, который был найден на заброшенной фабрике неподалёку от выставочного пространства, отполирован и пущен художником во вторичное использование.

Согласно предварительным рисункам, весь металлолом как будто поднимался кверху большим магнитом и вырастал в игольчатую поверхность из сверкающих башенок. RPM-1200 экспонировался в затемнённом помещении, где свет падал только на макет, отбрасывая тень футуристического городского ландшафта на стену. По мнению критиков, сия конструкция представляет собой оду промышленности и металлу — двигателю городского развития, но нельзя не отметить и антиутопический концепт произведения, где среди стального леса явно отсутствует подходящее измерение для жизни человека, а название намекает на замятинскую нумерологию.

Другой вариант видения города будущего в скульптуре вновь привлекает актуальные материалы — на этот раз компьютерные микросхемы, из которых, оказывается, можно собрать неплохой город или урбанистический пейзаж. Итальянский скульптор Франко РЕККЬЯ, выступая апологетом современной виртуальной цивилизации, моделирует города будущего, разбирая на части компьютерные блоки. И хотя в его работах зачастую представлены вполне существующие города (например, районы Нью-Йорка) или абстрактные метрополисы, утыканные высотками, всё же его концепция отсылает к городу будущего, жизнь в котором полностью переместится в медийное измерение.

Над облаками и на дне

Рисуют футуристические города обычно в прикладных целях — создание фантастического мира для компьютерных игр, действие которых происходит в будущем. Поэтому и здесь для того, чтобы заглянуть на несколько столетий вперёд, используются современные технологии — компьютерная графика. Отрисованные маслом по холсту города будущего редко можно встретить. Причём авторы этих рисунков — зачастую анонимные гейм-дизайнеры или двинутые по этой теме блогеры. Никакого восхваления технического прогресса и виртуального мира в подобных изображениях обычно не встретишь: рисованные картинки скорее представляют мир антиутопии, где техногенная цивилизация агрессивно загнала человека в металлические клетки. Например, рисунок, на котором окна высоченных домов превращены в пчелиные соты, а человек в этой системе полностью потерян на фоне бетонных гигантов и сам воспринимается как пчёлка, вечно своим трудом обеспечивающая жизнь улья.

Понимать город как жестокое существо, злобно настроенное по отношению к человеку, начали ещё в живописи и кинематографе немецкого экспрессионизма. Так, в «Метрполисе» Фрица ЛАНГА город полярно разделён на верхи и низы: элитарные небоскрёбы, на крышах которых сохранились островки зелени, принадлежат властным богатеям, а в городском подземелье, как роботы, вкалывают простые люди.

Подобный крайний дуализм сохраняется и в современных графических рисунках города грядущего: от тотального смога и техногенного мусорного слоя городского дна вершины небоскрёбов прячутся за облаками. Здания подчинены явно зловещей иерархии: самые высокие башни на фоне дымчатой мглы городской антиутопии выглядят как вознесшееся над Мордором око Саурона. В центре футуристических мегаполисов расположились громадные купольные сооружения, навевающие ассоциации с механической утробой, которую и пытаются прокормить окружающие дома-муравьи, оставшиеся на дне. А одним из ключевых элементов городской застройки выступает мощная стена, которая как будто защищает металло-бетонного монстра от возможного человеческого сопротивления.

Иногда в городском ландшафте сохраняются огромные рекламные баннеры, продвигающие бренды будущего (или актуальную и для тех времён кока-колу). Но в ситуации полного отсутствия человека эти рекламные сообщения выглядят абсурдно, словно предназначенные для самих себя. Или на рекламные щиты художники помещают слоганы, ёмко отражающие депрессивное настроение человека, живущего в подобном городе (типа «Меня никто не любит»).

Ещё одна характерная тема в изображении города будущего — транспортные потоки. Решение транспортного коллапса современности хорошо знакомо нам по фантастическому кино вроде «Пятого элемента»: конечно, машины обязательно подняты в воздух, а движение метропоездов по рельсам у корней зданий выглядит как анахронизм для нищих.

Часто футуристические городские пейзажи сопровождаются и прогнозом трансформации небесных светил: солнце может нездорово гореть термоядерным светом, на небе одновременно может присутствовать несколько светил… Это даже не две луны, как у МУРАКАМИ, а сочетание нескольких лун, солнц и других подлетевших к Земле к этому времени соседних планет.

Среди анонимных создателей грядущих урбанистических драм иногда встречаются и имена компьютерных художников. Например, Даниэль ДОЦУ как раз рисует фантастические фоны будущего для видеоигр. В его рисунках механика города образует синтез с мощными природными ландшафтами (айсбергами, горами, котлованами), средневековой готической архитектурой и персонажами жанра фэнтези, складываясь в картины в духе футуристического романтизма. У него можно встретить воображаемые техногенные замки, встроенные в искусственные пещеры горных хребтов. Замки, за счёт железных стяжек парящие в воздухе. Или города, упрятанные в драконоподобные сооружения, нависшие над адскими котлованами. В данном случае мы сталкиваемся с воображаемым будущим, когда современный человек со всеми своими мощными и прогрессивными технологиями вдруг снова возвращается в эпоху Средневековья — по разным причинам.

Но в целом все графические изображения городов будущего плетутся где-то далеко позади огромного строя киноиндустрии, которая гораздо разнообразнее и быстрее осваивает драматичную и жёсткую урбанистическую фактуру будущего.

В погоне за чистым воздухом, или Новый Вавилон

В отличие от скульптуры и графики, архитектура и не восторгается техногенным процессом, и не рисует пессимистичные прогнозы, а вполне рационально пытается решить грядущие проблемы или создаёт альтернативные концепции городов.

Понятно, что архитектура будущего — проектная и бумажная: практически ни один фантастический проект, будь он хоть миллион раз реалистическим с точки зрения инженерного решения, не находит инвесторов. За редким исключением: в инновационные города вкладываются богатые Арабские Эмираты, а также активно развивающаяся Южная Корея. Города нового типа сегодня не принято встраивать в уже сформировавшиеся полисы, а принято начинать с «чистого листа».

Так, поблизости от столицы Арабских Эмиратов Абу-Даби в пустыне начато строительство города Масдар, который должен стать примером самого экологически чистого города на Земле.

Город упрятан под огромную крышу, которая является солнечной батареей и будет обеспечивать энергией жителей. Весь транспорт укрыт под землей, и это преимущественно электропоезда; машины запрещены за исключением специально разработанных для данного поселения электромобилей. Город рассчитан примерно на 50 000 жителей. Основная деятельность в городе — научно-исследовательская, и, конечно, она будет касаться разработки новых альтернативных безвредных и экологических источников энергии.

В Южной Корее уже практически завершено строительство «умного» города Сонгдо. Город с нуля построен на осушенном болоте. Состоит из небоскрёбов, в которых квартиры одновременно являются офисами. Виртуальные технологии позволяют, не выходя из дома, общаться и подписывать разные бумаги с коллегами по бизнесу во всех точках мира. Проблема пробок истреблена на начальной стадии строительства — офисный и жилой центры города расположены друг от друга в зоне пятнадцатиминутной прогулки по зелёным аллеям, а общественный транспорт удобен практически как такси. Специальные мусорные баки засасывают отходы в подземелья, сортируют его, и грязь вообще не является проблемой для города. На данный момент Сонгдо только построен и практически пуст, его населяют первые рискнувшие изменить жизнь бизнесмены и местные жители, которых переселили из их аграрных деревянных лачуг в мир высоких технологий, а они по привычке разбили у небоскрёбов грядки и продолжают выращивать там полюбившуюся им редиску для ким-чи.

Другие архитектурные концепции существуют пока только в качестве проектов. Целая серия футуристических городов представляет собой попытку решить экологические проблемы современности или вернуть живущему в загазованном мире человеку возможность подышать воздухом и помедитировать на природе.

Бельгийский архитектор Люк ШЬЮТЕН разработал концепцию под названием «Растительный город». Автор видит город будущего как огромную оранжерею: улицы, балконы и крыши домов засажены деревьями и растительностью. Даже машины и самолёты имеют растительные организмы, а одежда человека подобна цветочным лепесткам.

На растительные формы опираются и проекты других архитекторов. Британец Цветан ТОШКОВ предложил концепцию «Город в небесах», которая представляет собой дополнение к современному мегаполису, где некуда спрятаться от суеты и смога.

Цветан ТОШКОВ,

Цветан ТОШКОВ, "Город в небесах"

Заоблачно высокие небоскрёбы-лотосы, наверху которых разбиты сады, должны возвышаться над каждым крупным городом, чтобы дать возможность горожанину вознестись над мирской суетой, порелаксировать, насладиться недоступной природой. Мотив медитации не случаен, так как за основу взят буддийский цветок — лотос, который славен тем, что, рождаясь в мутном и грязном болоте, распускается на поверхности белоснежно чистым. Так и «Город в небесах» должен позволить человеку сохранить в шумном городе невозмутимое спокойствие.

Другое растение, взятое за основу города будущего уже бельгийским архитектором Винсентом КАЛЛЕБО, — водная лилия. Он предложил делать плавающие города, где люди будут спасаться от экологических проблем мегаполисов. На лилиях предполагается вести фермерское хозяйство, а в центре будут располагаться бассейны для сбора дождевой воды.

Винсент КАЛЛЕБО

Винсент КАЛЛЕБО

Вообще проектов плавающих городов разрабатывается огромное количество. По аналогии с небоскрёбами их даже именуют водоскрёбами или океаноскрёбами. И жизнь в подобном городе — не просто возможность для человека уйти в открытое плавание. Это, опять-таки, решение экологической проблемы. Известно, что где-то в океане скопились огромные кучи мусора. Так вот города предлагают создавать прямо на этих отходах: одна часть водоскрёба будет уходить глубоко под воду, и там будут размещены заводы по переработке мусора, а надводная часть будет обеспечена энергией за счёт такой переработки.

Водоскрёб

Водоскрёб

Футуристические проекты городов экспериментируют и с архитектурными формами или концепциями самого существования города. Так, в 1964 году британский архитектор Рон ХЕРРОН предложил проект «Ходячего города», который, как гусеничный трактор, мог бы передвигаться по Земле. Судя по рисункам, это проект этакого хищного города, передвигающегося в поисках новых источников энергии, питания и т.п. Недаром эта концепция была использована в фантастическом фильме «Джон Картер», где город Зоданга в условиях опасной пустыни на другой планете, видимо, не мог выживать другими способами.

Ходячий город

Ходячий город

Есть ряд проектов, решающих проблемы совсем уж далёкого будущего — например, город кратеров. В случае если на Землю упадёт огромное количество астероидов и пробьёт в ней дыры, в кратерах предлагается создать фабрики, а на дне установить огромные прожекторы, которые можно будет использовать для освещения городов.

Другое футуристическое решение, ориентированное на покорение человеком космоса, предложено американским физиком Джерардом О’НИЛЛОМ — это космические колонии в цилиндрических трубах со своей атмосферой и гравитацией, где можно будет разбить фермерские хозяйства и выращивать картошку.

А некоторые проекты откровенно пугают своими библейскими аллюзиями с Вавилонской башней. В Японии, например, предполагается создать небоскрёб-город, рассчитанный примерно на 40000 жителей. Это самодостаточное сооружение под названием X-seed 4000 будет располагаться на воде, вмещать в себя заводы, офисы и жилые помещения. Внешним видом город будет походить на гору Фудзи, только значительно выше.

Завершая обзор, стоит обратить внимание на то, что проектированием городов будущего занимаются такие страны, как Южная Корея, Арабские Эмираты, США, Голландия. В России подобные футуристические проекты практически не встретишь. Видимо, со времён покорения космоса мечтать о чём-то грандиозном уже не в моде. В результате даже облик Москвы не близок к представлениям о городе будущего. Что уж говорить о Красноярске.

Александра СЕМЁНОВА