Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2010

Телезрители с пелёнок

«Чтобы ребёнок был хорошим, сделайте его счастливым». Оскар Уайльд и представить себе не мог, что своей фразой вывел формулу успеха для детского телевидения. А чтобы было из чего лепить то самое детское счастье, «ТВ-скульпторам» нужны всё новые эмоции.

Ведущий детского семейного образовательного телеканала «Радость моя» Виктор КРЯКОВЦЕВ в любом месте и на любом мероприятии найдёт свежие впечатления, чтобы затем превратить их в свои детские программы: «Успех», «Кактус и компания», «За семью печатями». Последняя в 2005 году получила премию ТЭФИ, а её ведущий вошёл в тройку финалистов в номинации «Лучший ведущий игровой программы». По мнению Виктора, львиная доля его успеха – в желании удивлять. Некоторые секреты этого профессионального умения он раскрыл в интервью корреспонденту газеты «СФ» – а было это прошлой осенью опять же на церемонии ТЭФИ.

– Зачем нужно детское и молодёжное телевидение? Почему бы не ограничиться просто несколькими передачами?

– А для кого же делать телевидение, как не для детей? Детская аудитория нужна людям, которые думают о будущем. Каким будет это будущее, зависит и от влияния взрослых на формирование мировоззрения тех, кто сейчас ходит в школу. Это очень серьёзная, реальная, государственная задача…

– Что нужно сделать, чтобы то, что вы транслируете, с одной стороны, слышали дети, а с другой – власть? Как сделать их общение через «телевизор» эффективным?

– Если ты занимаешься детским телевидением ответственно, полагая, что те люди, которые тебя смотрят, тебе доверяют, и ты не можешь их обмануть ни в чём, то самое главное – сделать так, чтобы им было интересно… Надо давать всё время новые впечатления о жизни. Именно это задача детского телевидения … Дети, так или иначе, услышат! В этом смысле за них не стоит волноваться. Дети остановятся на том, что им понравится. Другое дело – внимание власти. Тут возникает масса разных неотложных вопросов, которые требуют её ежечасного, ежесекундного внимания. Поэтому что-то неизбежно отходит на второй план. А на деле оказывается жизненно важным. Они думают, что с этим можно подождать – так им кажется. Всегда что-то актуальнее – то кризис, то всевозможные ЧП (на Саяно-Шушенской ГЭС, например). Тогда всё чуть-чуть отодвигается. И так всегда. А дети растут. И в результате на наших глазах становятся «потерянным поколением». Отчасти оттого, что наше внимание к ним было «отодвинуто».

– Какими качествами нужно обладать, если хочешь работать в сфере детского телевидения?

– Обязательно заниматься саморазвитием… Быть открытым к новой информации всегда, через себя пропускать её, только через себя, делать собственные выводы. И уже обогащённым этим новым опытом идти дальше. Только в таком состоянии твоя жизнь будет творческой. Если ты на каком-то этапе закрылся и решил, что ты уже всё знаешь, всё умеешь… У тебя есть какой-то ремесленный навык. На этом ты можешь остановиться, потому что окружающих это как будто устраивает и тебя тоже... Здесь и начинается опасность. Потому что это состояние очень засасывает. Начинается эксплуатация чужих идей, старых форм, заезженных приёмов.

– Молодость пролетает быстро. Как сделать так, чтобы она не пролетела зря?

– Молодым людям нужно сознательно искать впечатления. Это может быть и театр, и фильмы, и встречи с людьми иного круга, иного качества – людьми, у которых ты можешь научиться, что-то взять. Главное – постоянно получать опыт даже на уровне эмоций, на уровне энергетики; эмоциональный заряд от встречи с ярким человеком или событием, после которого тебе захочется двигаться к важной для тебя цели.

– У вас есть дети?

– У меня маленькая дочь. Она научилась говорить «да». То есть вступая во взрослый диалог, вставляет это слово очень точно и заставляет всех взрослых обратить на себя внимание. Фраза «Устами младенца глаголет истина» у нас получила наглядное подтверждение. На днях мы с женой решали, стоит ли нам пойти вечером в театр. И годовалая Лукерья говорит с придыханием: «Да!».

Анна СИНЬКОВА

Мнение

Валентина ВАРАКСИНА, главный редактор ТВ СФУ

Сила влияния ТВ на детей и молодёжь давно измерена. В одном телевизионном исследовании в 90-е годы изучали рисунки первоклассников о любимых передачах. По их мрачной тематике учёные сделали вывод – ничто так не разрушает детскую психику, как боевики и ужасы.

Когда я снимала один из своих фильмов – «Уверование» о семье многодетного лесосибирского священника – поняла, что родители, озабоченные внутренним духовным миром своих детей, сознательно отказываются от телевидения, а все детские фильмы и мультики, перед тем как показать своим детям, сначала обязательно смотрят сами.

Сейчас в Сибирском федеральном университете мы развиваем собственное молодёжное телевидение. Молодость – это и козырь, и проблема одновременно. То есть с одной стороны – это свежий взгляд, непосредственные решения, креатив. С другой – неопытность. Но последнее при желании решаемо.
Сейчас наряду с новостями и множеством других программ готовим к эфиру научно-популярную передачу об университете. Это молодёжный проект, который получил грант СФУ. Передача называется «Олимп СФУ», рассчитана она на абитуриентов и рассказывает обо всех институтах. Мы хотим сделать портрет СФУ через его профессоров и студентов, а чтобы нарисовать его достовернее – сначала покажем инновационные разработки, а потом пригласим их авторов в студию на интеллектуальное состязание, где вопросы серьёзным дяденькам будут задавать маленькие дети. Если бы у микробов были глаза, видели ли бы они друг друга? Или почему утром так приятно потягиваться?

На самом деле дети – это такой совершенный и интересный мир, что взрослым давно надо было бы посмотреть на него повнимательнее и оттуда черпать свои, в том числе и телевизионные, идеи.