Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2014 г.

Кому на Руси бизнес делать хорошо?

Несмотря на периодические подкалывания скептиков, ежегодный Красноярский экономический форум стал таким же неизбежным явлением, как приход февраля. Разумеется, у этого мероприятия появились и свои завсегдатаи, как среди гостей, так и среди экспертов и модераторов дискуссионных площадок. Это и суховато-логичный Андрей ШАРОНОВ, ныне — ректор Московской школы управления «Сколково». И вальяжно-провокационный Ермолай СОЛЖЕНИЦЫН из «McKinsey & Company». И оппозиционный Алексей КУДРИН, и многие другие интересные персоны…В этом ряду выделяется «весёлый финский парень» Пекка ВИЛЬЯКАЙНЕН — успешный бизнесмен, инвестор, а с недавних пор ещё и советник президента Фонда «Сколково».

На XI Красноярском экономическом форуме он был не только экспертом-модератором, но и одним из руководителей «Russian Startup Tour 2014». Это своего рода «кочующий фестиваль-конкурс», или, как говорят ныне, роудшоу инновационной экономики по 26-ти городам России. Его задача, как поясняет Пекка Вильякайнен, — поиск «новых героев — людей будущего», которые, благодаря своим талантам и настойчивости, станут успешными бизнесменами.

— Вы уже традиционный гость на Красноярском экономическом форуме. Год от года что здесь меняется?

— Когда я в первый раз приехал в Красноярск четыре года назад, в программе форума значились только вопросы, касающиеся газа, нефти, что-то было о железных дорогах, но ни слова об интеллектуальном бизнесе! И ещё тогда мне казалось, что из иностранцев присутствовал я один. Сегодня же я посмотрел программу форума и увидел много выступлений иностранцев.
На Russian Start Up Tour в Красноярске было 350 человек, и, что самое главное, эти молодые люди стали участниками как нашего мероприятия, так и всего экономического форума..

— Почему-то под термином «инвестиции» у нас в стране подра­зумевают в первую очередь большие средства и чаще всего из-за рубежа или из федерального центра. Но ведь инвестиции — это и вложения человека здесь у себя на родине в своё дело! Почему же на всевозможных форумах в основном говорят о крупных проектах? И как это сочетается со стартапами, которые обсуждают здесь же?

— Если мы посмотрим на очень крупные компании в Европе, США или любой другой точке мира, то увидим, что они уже не нанимают такого количества работников, как ранее. Именно стартапы, именно маленькие компании создают новые рабочие места! Большинство инноваций разрабатывается тоже в основном в малых компаниях. Какая взаимосвязь между крупными и маленькими компаниями?

Во-первых, большие компании покупают эти маленькие компании вместе с их инновациями. Это направление на сегодняшний день не очень хорошо развито в вашей стране. В российских компаниях принято считать, что они всё должны делать сами и ничего никому не поручать.

— Почему только в России? Генри Форд так же делал…

— Это правда, но это было много лет назад, я думаю, пора менять привычки. Возьмите самую передовую автомобильную компанию «Tesla Motors» — у них собственные только дизайн и сборка, они не производят сами части машин. То же самое происходит и в остальных видах деятельности. Потому-то большие компании будут только выигрывать, если стартапы будут успешными и сильными. А Россия выиграет от развития инвестиционной инфраструктуры.

Давайте рассмотрим вариант, когда Красноярск хочет создать ещё несколько сотен тысяч рабочих мест. Самым верным решением будет не строительство огромного завода, а создание большого количества стартапов, сохраняющих и развивающих экосистему.

Я из Финляндии и приведу пример компании «Nokia», сооснователем которой был мой дед.

Три года назад «Nokia» пережила глубокий кризис, им внезапно пришлось уволить 15-20 тысяч инженерных работников. И это, как ни странно на первый взгляд, лучшее, что когда-либо могло произойти с Финляндией. Потому что внезапно этим опытным специалистам пришлось искать новые места работы, и многие из них решили начать собственный бизнес.

Всё это привело к тому, что в наши дни мы имеем в Финляндии пять крупнейших компаний, которые оцениваются более чем в триллион долларов, и сотни компаний, которые стоят несколько сот миллионов долларов. Такая ситуация может повториться где угодно. Именно поэтому тема стартапов имеет огромное значение для будущего России.

Для иностранного инвестора вкладывать большие инвестиции в Россию — довольно сложное и рискованное дело. Здесь играют роль и незнание страны, и коррупция, и политика, и многие другие вопросы. Легче вкладываться в маленькие компании, в стартапы, где риск потерь не так велик. Я — представитель именно такой категории инвесторов, я узнал Россию через стартапы. Из-за развития технологий мне на сегодняшний день всё равно, где территориально располагается компания, в которую я инвестирую. Я являюсь инвестором 40 компаний, одна из которых располагается в Томске и называется «Tomskware». Когда я хочу дать советы своим сотрудникам, я просто включаю Skype и говорю «Привет, Роман!» человеку, который находится за 4,5 тысячи километров от моего дома.

— Вы рассказали, как кризис «Nokia» породил массу новых успешных компаний, созданных бывшими инженерами и другими специалистами «Nokia». У нас в России и в Красноярском крае немало хороших инженеров, специалистов в своей отрасли, но бюрократия и барьеры разрешительных систем таковы, что даже талантливые инженеры, желающие и умеющие работать, часто не рискуют начинать своё дело, либо их бизнес заканчивается плачевно…

— Принято считать, что самая большая проблема России — это бюрократия. Но я часто общаюсь с Романом МАЛАХОВЫМ из Томска, у которого в компании работают 80-100 человек, и если сравнивать, где в последние четыре года легче начать бизнес, в Финляндии или в России, я бы не сказал, что бюрократия — это самая большая проблема. У Романа есть один сотрудник, который решает все бюрократические проблемы. Поэтому, если вы, как эти ребята, разрабатываете электронные игры, которые продаются в App Store, т.е. занимаетесь не материальным, а интеллектуальным бизнесом, к тому же ориентированным на международный рынок, решать бюрократические проблемы очень просто.
Но если вы разрабатываете продукты, которые можно пощупать руками и которые хотите реализовывать на внутреннем российском рынке, — это, конечно, совсем другая история!

Некоторые предприниматели жалуются на российскую систему налогообложения, на то, что необходимо платить 30-процентный единый социальный налог и 20-процентный налог на прибыль. Но я не думаю, что это на самом деле является проблемой. Похожие ставки налогов во многих других странах по всему миру — такова жизнь!

Некоторые люди уверены, что инвестиции могут прийти только в регионы, имеющие какие-то налоговые послабления. Я же лично работаю с регионами, где есть технопарки, в которых сотрудничают бизнес-ангелы, университеты и предпринимательские сообщества. Если вы стартапер, налоговая система — не самая большая ваша проблема. Обычно начинающие компании начинают зарабатывать деньги только после первых пяти лет, поэтому налогообложение должно вас волновать в последнюю очередь. Все разговоры о сложностях налогообложения пришли к нам из старого индустриального мира.

— Большая часть нашего бизнеса как раз живёт именно в том индустриальном периоде. Материальное производство есть и остаётся. Разговоры об инновациях, стартапах и т.п. на Красноярских форумах настолько запали в головы представителей молодого поколения, что среднестатистический молодой горожанин категорически против строительства любого материального производства в Красноярске, даже если оно передовое и инновационное, и уж тем более не хочет на нём работать! Но ведь не всем заниматься исключительно инновационной деятельностью или запускать стартапы — «зарабатывать головой». А кушать хочется всегда…

— Здесь надо ещё определиться, что понимать под «инновациями». Когда я пришёл в Сколково 2,5 года назад, инновация определялась как нечто научное, связанное с патентами, что-то особенное, уникальное. Я сказал тогда, что я простой бизнесмен, что целью стартапов является не собирание патентов и лицензий, а новые бизнесы, новые производства. Инновация — это не генерирование новых идей без материального производства.

Не знаю, к добру или нет, но в мире продолжается разделение труда по специализациям. Например, если бы этот диктофон, который записывает нашу беседу, являлся вашей инновацией, а я был вашим бизнес-ангелом, то я бы посоветовал вам нанять специалистов, чтобы улучшить его дизайн, разобраться с бюрократическими проволочками и уладить все технические вопросы. Но непосредственное производство этого диктофона не стало бы нашим делом! Скорее всего, мы бы с вами слетали в Тайвань или в Корею и купили там несколько предприятий-производителей. Это не модель бизнеса Форда, это модель бизнеса Apple.

Ваш вопрос заключался в том, должна ли Россия производить что-то материальное? Безусловно! Если есть спрос, есть интерес, а у России есть много ресурсов, почему бы где-нибудь на Дальнем Востоке не построить завод по производству таких вещей? Но надо понимать, что у управления заводами, управления производством и у интеллектуального бизнеса разная, у каждого своя, бизнес-логика.

Кстати, хотя в последние годы молодёжь активно убеждали зарабатывать не руками, а головой, в последнее время я всё чаще замечаю, что подрастает поколение, многие представители которого любят делать что-то осязаемое. Даже в Финляндии, несмотря на то, что у нас очень много инноваций в сфере IT, часть жителей страны хочет изготавливать мебель или что-то ещё своими руками. Я считаю, что это очень хорошо, но если посмотреть на общую картину мира, разделение по специализациям — это обязательная часть будущего.

Андрей КУЗНЕЦОВ