Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2014 г.

Главное — постучаться в эту дверь

Лет тридцать назад по радио звучала классическая музыка, в прайм-тайм в телевизоре показывали спектакли московских театров, а двоечники ходили читать БУЛЫЧЁВА и Жюля ВЕРНА в читальные залы библиотек, потому что драгоценные книжки на дом не выдавались.

Что показывают и исполняют в массовом масштабе сегодня, никому объяснять не надо. К счастью, через культурную пропасть, которая моментально — хватило одного поколения — образовалась с крушением той эпохи, уже переброшены мосты. И некоторые из них — стараниями Благотворительного Фонда Михаила Прохорова. В марте Фонду исполнилось 10 лет.

Весь 2014 год он будет отмечать свой юбилей — фестивалями, гастролями, выставками, культурными проектами, книгами, и об этом мы поговорим с директором Красноярского филиала Фонда Наталией ТРОИЦКОЙ.

— Наталия Константиновна, что главным образом изменилось за 10 лет?

— Прежде всего изменилась география и, конечно, размер годового бюджета. Фонд родился в Норильске, с 2004 по 2006 годы работал только там, все программы разрабатывались с учётом менталитета его жителей, традиций и обычаев города, уникального, но закапсулированного в себе. Сегодня грантовый фонд с 27 миллионов вырос до 310 миллионов рублей в год.

Я сама из Норильска, начинала трудовую деятельность в местном управлении культуры. В конце 2003 года мне предложили перейти в фонд.

В этом суровом северном городе живут чуткие, интеллигентные люди, которые много знают, ездят по стране. Но в силу того, что попасть в Норильск можно только самолётом, он изолирован от мира. Когда фонд только начинал свою работу, полноценных театральных гастролей в городе не было уже 12 лет, интеллектуальной литературы в магазинах практически не продавалось.

Все первые проекты и гранты Фонда Михаила Прохорова были специально разработаны для Большого Норильска. Но постепенно в сферу нашей деятельности вошёл и весь Красноярский край. В 2007 году мы начали в Красноярске с того, что привезли конференцию по исследованию феномена Тунгусского метеорита. Тогда же в университете провели проектно-аналитический семинар, из которого потом выросло магистерское направление «креативная экономика».

В 2008 году к программам Фонда подключились Сибирский, Уральский и Дальневосточный округа, в 2010-м деятельность началась в шести областях Центрального федерального округа… На основании обращения руководства Пермского края к Экспертному совету Фонда с 2011 года в географию нашего конкурса «Академическая мобильность» включён и этот регион.

— Это финансирование научных поездок?

— Да. Вообще, у Фонда три основных вида деятельности. Грантовые конкурсы — 10 открытых и 2 закрытых, причём 5 из них проводятся только в Красноярском крае. Далее — внеконкурсная поддержка, которая оказывается проектам, не подходящим под условия конкурсов, но соответствующим стратегическим целям Фонда. И третье — наши собственные мероприятия. Это такие проекты, как КРЯКК, фестиваль «Театральный Синдром», БФМ, литературная премия «НОС» и прочие. Ежегодно Фонд поддерживает около 50 проектов, которые реализуются на всех территориях, где мы работаем.

— Какие грантовые проекты можно отметить?

— Особо отмечу большой конкурс для библиотек, с грантовым фондом 17 млн рублей. Он помогает менять статус библиотек, превращая их в новые социально-образовательные учреждения, культурные центры. Уже в течение трёх лет авторы самых ярких разработок отправляются в Великобританию — в королевстве очень развитая, хорошо структурированная и гуманистическая биб­лиотечная система. Из 12 человек, которые ездили в Англию в прошлом году, было трое красноярских библиотекарей.

— Фонд и книгами помогает биб­лиотекам, так ведь?

— Конечно, мы начали делать это в 2008 году. Каждый год учредитель называет сумму гранта для комплектации краевых библиотек. Раньше это было 7-8 млн рублей, в течение последних трёх лет — по 15 млн. Красноярский библиотечный коллектор — наш постоянный партнёр по этому проекту, который и занимается переговорами с издательствами и библиотеками края, а затем — закупками и комплектованием. Издательства, приезжая на КРЯКК, уже сами привозят список книг — многие библиотекари приходят, чтобы изучить ассортимент, сделать предварительные заявки.

— В районной детской библиотеке всё время новые книжки, причём многие видела на КРЯККе.

— Да, а в прошлом году мы ввели и новую практику: включили в список на комплектование наряду с библиотеками детские дома и интернаты. В 2013-м их было 8, в этом году 16, добавились дома-интернаты для престарелых, реабилитационные детские социальные центры, спецшколы…

Знаете, в Туруханском интернате плакали, получив книги, говорили: «Мы таких не видели ещё, в руки взять боимся». Все детские учреждения в отдалённых районах края с большой благодарностью принимают литературу.

— Там, наверное, и читают больше.

— Да люди вообще читают.

— У меня другое впечатление… Дети почти не открывают книг, по-моему.

— Мы пытаемся с этим работать, изменить ситуацию, на книжной ярмарке стараемся увлечь гостей различными интерактивными программами. Когда дети видят автора, который с упоением рассказывает о своих книгах, они иначе начинают относиться к чтению.

— КРЯКК, наверное, самый любимый проект Фонда в Красноярске?

— Определённо — самый масштабный. Он тоже начинался в Норильске. В северном городе Фонд проводил один из самых дорогих нам и популярных у населения проектов — фестиваль современного искусства «Таймырский кактус». Он длился 11-12 дней и тоже включал книжную ярмарку. Мы привозили туда тонны книг, которые заканчивались на второй-третий день, приходилось везти ещё.

А КРЯКК стала ещё и большой коммуникационной площадкой. Подобных ярмарок не проводится нигде в России, кроме разве что в Москве. Ярмарка — это многожанровый фестиваль современного искусства. Мы уже составляем планы на этот год. Основная тема — урбанистика, чему будут посвящены и круглые столы, и дискуссии, и лекции. И всё это будет сопровождаться насыщенной культурной программой.

— В нашем вечном цейтноте большая удача — вырваться и послушать.

— Наверное. Кстати, Ирина Дмитриевна ПРОХОРОВА сказала нам как-то, что надо бережней относиться к аудитории: собирать более «щадящую» программу, чтобы люди не разрывались на части. А программа всё разрастается, так как проект становится всё популярнее, и к нам многие обращаются сами с творческими идеями.

— А каковы психологические особенности красноярцев? И ещё вопрос: есть ли вообще смысл в попытках расшевелить провинцию, если «лучшие люди», как правило, уезжают в столицы?

— Я в Красноярске с 2010 года. Что могу сказать? В любом нестоличном городе есть отток жителей. Часть людей не находит себе применения на родине либо имеет высокие амбиции, она и уезжает. Я считаю, это хорошо. Пусть пытаются. С другой стороны, мы как раз работаем на обратное. Мы ищем таких особенных людей, даём им возможность реализовать свои творческие замыслы на месте… Ведь город, в котором происходит нечто, становится столичным. Столица — не там, где сидят политики, а там, где люди что-то делают, хотят сделать свой город гуманнее. Стратегическая задача Фонда — развивать регион через развитие культуры.

— У Фонда есть проект «Школа культурной журналистики». Он оправдывает своё название?

— Думаю, да. Но тут интересная ситуация: в Красноярске нет СМИ, которые посвящены культуре. Поэтому перед нами стояла задача обучить людей, которые способны донести свои впечатления о культурных событиях до широкой аудитории. Мы эту задачу выполнили, выпускники школы работают в культуре, многие состоялись как менеджеры.

Теперь наша задача чуть трансформировалась: мы воспитываем культурного зрителя, способного к анализу. Треть своего бюджета Фонд сегодня тратит на поддержку театрального искусства. Это и наш конкурс «Новый театр», в рамках которого выделяются гранты на новые постановки, до 1 млн рублей на проект. Поддерживаем и фестивали, которые инициируют наши грантополучатели.

— А остальные две трети бюджета?

— Остальное — это конкурсы и операциональная деятельность. В прошлом году, мы посчитали, в Красноярском крае остались 115 млн рублей. Экспертный совет в Москве рассматривает поступающие в Фонд заявки каждый месяц, и я каждый раз привожу по 3-4 красноярских проекта на рассмотрение.

— Какова тематика проектов? Чему отдают предпочтение красноярские участники?

— У Фонда Прохорова три направления деятельности: это наука и просвещение, современное искусство, спорт и здоровье. И все проекты лежат в этих трёх областях.

Один из последних поддержанных, например, «Музэнерготур» — поездка автобуса с музыкантами по городам края. Вообще краевая филармония — наш давний партнёр, фонд в своё время поддержал любимый горожанами фестиваль «Оркестр на траве» и проект «Сказки народов мира с оркестром» для самых маленьких жителей города. Теперь в филармонии развивают их сами.

— То есть, получается, работает эффект «кругов на воде»?

— Да. Много организаций просят помощь от Фонда именно на стартовом этапе, и в этом заключается наша задача: мы показываем, как и что можно сделать. И радуемся, когда проект уходит в самостоятельное плавание.

Так было с фестивалем SiberiaDOC. Это проект, подразумевающий создание независимой площадки для обсуждения документального, неигрового кино. Благодаря ему теперь в Красноярске собирается сообщество любителей такого жанра.

Фестиваль детских самодеятельных театров проводит организация для инвалидов «Край света» по инициативе Андрея СУВОРОВА. Получается социальная адаптация детей через театрализацию. Фестиваль называется «Рождённые от солнца», он в четвёртый раз пройдёт в конце марта в Красноярске. Второй год подряд победители фестиваля едут на гастроли, да и наш ТЮЗ поддерживает этот проект, в этом году пообещали провести на своей сцене мастер-класс для детей-актёров.

Ещё один наш партнёр — Красноярский музейный центр, мы помогаем организовать биеннале, музейные ночи. Сейчас поддерживаем полижанровый проект к юбилею Виктора Петровича АСТАФЬЕВА, инициированный сотрудниками центра.

— А интерактивный музей науки «Ньютон-парк» не поддерживаете?

— Нет, не приходили к нам. Возможно, не знают. Вообще, информации не всегда достаточно. Фонд известен в Красноярске благодаря большим проектам, таким как КРЯКК, Большой фестиваль мультфильмов. А о грантовой деятельности известно не всем. Конечно, хотелось бы изменить эту ситуацию.

Каждый сотрудник Фонда готов помочь инициативным людям. Я всем говорю: приходите к нам с идеей, с чётким пониманием ресурсов, необходимых для её исполнения. Качество проектов не всегда бывает приемлемым, но всё же проектная грамотность растёт. Благотворительность вообще такая штука… Она «накапливается», а затем, спустя даже годы, даёт свои плоды.

— Профессиональные театры вы тоже поддерживаете?

— Да, Фонд является генеральным партнёром Театра Наций, сотрудничает с Театром им. Вахтангова, с «Золотой Маской», поддерживает фестивали «Новый Европейский Театр» и «Драма. Новый код».

С помощью гранта, например, наш ТЮЗ поставил спектакль по Фредерику БЕГБЕДЕРУ «Окно в мир», премьера состоялась в марте, даже сам автор хотел приехать. Фонд давал грант на постановку спектакля «Тедди» в театре кукол, на несколько спектаклей театру им. А.Пушкина.

Выделяется достаточно много средств и на поездки театральных коллективов. Например, этой весной Екатеринбургский театр кукол привезёт к нам два спектакля, «Садко» и «Маленькие трагедии». У «Садко» очень интересная машинерия, с бассейном на сцене, куклами под водой… В целом Фонд в рамках этого конкурса поддерживает три важных театральных направления: постановки современных авторов, классику в современном прочтении, а также работу молодых режиссёров.

Очень востребованной оказалась инициатива Фонда проводить в Красноярске уличные театральные представления. В 2010 году в первый раз привезли испанскую группу «Пуха» — показывали «Алису в стране Чудес». Заодно открыли для города новую площадку — амфитеатр на КМЦ, всем понравилось. Потом привозили другие уличные театры — итальянский, украинский, французский с вертикальными танцами.

Этим летом мы снова приглашаем «Пуха» со спектаклем «Космос» к юбилею и фонда, и Красноярского края. Это будет в июне.

— Какие проекты не пошли в Красноярске?

— Явных провалов не было. Хотелось бы, конечно, больше активности со стороны горожан, да и некоторая пассивность в крае есть. Например, в прошлом году по грантам «Академической мобильности» было поддержано заявок от жителей края на 700 тыс. руб., а общий грантовый фонд этого конкурса — 13 млн.

Или взять наш образовательный практикум по графическому дизайну. Это бесплатные занятия, их ведут специалисты с мировым именем. Но посещают практикум немногие.

— У сотрудников Фонда есть сознание, что занимаетесь благородным делом?

— Конечно, мы ведь видим счастливые глаза наших стипендиатов, их родителей и преподавателей, мы разделяем радость наших грантополучателей.

У нас есть конкурс для одарённых школьников «Дорогу талантам», поддерживаем участие в концертах, стажировках, фестивалях, мастер-классах. Конкурс «Академическая мобильность» очень востребован: в год к нам поступает около 1000 заявок, и примерно 400 из них бывают одобрены. Студенты, аспиранты, молодые преподаватели могут поехать в любую страну на занятия, конференции, семинары.

Есть программы для кандидатов наук, это конкурс «Венские стипендии», по условиям которого мы даём возможность учёным пройти полугодовую стажировку в Институте гуманитарных наук в Австрии. Есть и стажировки для профессоров в Шеффилдском университете в Англии, победителей определяют на закрытом конкурсе. Словом, выстроена вся образовательная линия.

— Издательские проекты поддерживаете?

— Нет, поскольку издание — это не проект. И к тому же по закону изданная на грантовые средства продукция продаваться не может. Но когда к нам приходят с такими просьбами, мы стараемся найти партнёров, чтобы можно было вокруг издания придумать интересный проект, то есть выступаем как координаторы.

Зато наши эксперты придумали большой международный проект – конкурс «Транскрипт». С 2009 года Фонд поддерживает перевод русской литературы на иностранные языки. Можно проследить, по каким авторам в мире знают Россию: очень много заявок на перевод произведений ПЕЛЕВИНА, СОРОКИНА, ШИШКИНА наряду с ТОЛСТЫМ, ЧЕХОВЫМ, ДОСТОЕВСКИМ, ХАРМСОМ.

— Вы говорили о поддержке спорта. Как-то не очень вяжется с представлением о Фонде.

— Ну почему же. У нас есть несколько конкурсов, например, «Преодоление» — это поддержка проектов, направленных на адаптивную помощь социально незащищенным людям: физкультура, иппотерапия, арт-терапия, социализация средствами культуры и искусства. Второе направление — индивидуальная поддержка спортсменов, которым Фонд выдаёт тревел-гранты и стипендии, помогает выезжать на соревнования, особое внимание в этом конкурсе эксперты уделяют параспортсменам. Есть и конкурс «Спортивные инициативы» в сфере массового спорта. Например, был интересный проект «Игры нашего двора», авторы которого организовывали старинные игры в красноярских дворах. Поддерживает Фонд и походы, и экстремальные виды спорта.

— Есть ли в России или за рубежом похожие на Фонд Прохорова организации?

— Не готова ответить за весь мир. С такой широкой деятельностью, мне кажется, нет. Но, конечно, в Европе заниматься благотворительностью модно, там много активистов, организаций, которые принимают пожертвования. У нас пока всё только разворачивается. Но мне кажется, что в этом плане мы имеем светлое будущее. Ведь благотворительность — это почётно, и каждый человек готов делать добро, оказывать помощь. Главное — постучаться в эти двери.

— А нет противоположного ощущения, что приходит конец гуманитарной эпохе? Взять этот пример с жирафом.

— Нет, у меня нет такого ощущения. С жирафом, конечно, поступили ужасно, и уровень жестокости в обществе растёт. Что мы видим на экранах телевизоров? Аварии, катастрофы, преступления. Дети воспринимают всё это как норму, как повседневные события.

— Государство ведь не должно блокировать такую информацию.

— Нет, но нужно находить баланс. Мне очень нравится идея гуманизации городской среды. Посмотрите, как меняется Красноярск: заборы расписывают картинами, появляются малые архитектурные формы — памятники, на улице стоит шкаф для книг. Мы тоже периодически отгружаем в него книги, причём целыми коробками, и ведь всё разбирают!
СтОит в Красноярске появиться какому-нибудь небольшому памятнику, он тут же превращается в любимое место для фотосъёмок. Каждый объект, который выполнен в городе с теплом, обретает своих поклонников и становится точкой силы, создаёт лицо города и тем самым снижает агрессивность окружающей среды. Мне очень нравится ещё одна идея — размещение картин на набережной, выставка в открытом пространстве.

— Почему всё-таки Красноярск стал главным городом деятельности Фонда Прохорова?

— Потому что это самобытный город в самом центре России. Важно ещё и то, что здесь удобно компилировать разные виды творческой деятельности, соединять пространства... Мы верим, что у Красноярска большой потенциал.

Татьяна АЛЁШИНА

КОММЕНТАРИЙ

Ирина БАХТИНА, менеджер концертных программ
Красноярской краевой филармонии:

— Идею проекта «Сказки народов мира» Фонд Михаила Прохорова поддержал на этапе «желания формата»: группе людей в строгой филармонии, где профессиональное искусство, где классические залы, мраморные полы, где надо ходить чинно, слушать молча и не шуметь, — в этом самом месте захотелось кинуть на пол подушки, смешать детей с музыкантами, инициировать живой спонтанный процесс. Деньги нужны были, в основном, чтобы организовать площадку, наиболее подходящую для игрового процесса. Теперь мы строим планы обратиться за поддержкой развития истории. Оказалось, с девяти коротких сказок разных островов и континентов всё только началось.

Оркестр ударных инструментов «Siberianpercussion» стал привлекать авторскую музыку. И в гастрольной поездке до Улан-Удэ родилась идея сделать сказку-муви «Шёлковый путь». Это, разумеется, современная история, рассказанная своими словами, своей музыкой и о своём, в общем-то, пути. Поэтому она должна получиться интереснее нашего первого сказочного путешествия.

Сейчас эта тема сильно занимает наши головы. А ведь могла бы совсем не возникнуть, если бы Фонд Михаила Прохорова не поддержал первую идею. От деятельности Фонда вообще развивается чувство защищённости — местное производство не рассматривается как занятие подражательное и второстепенное по отношению к Москве или Уралу. Можно предложить что-то не к дате, не для «года культуры» и вообще как бы не по поводу — и даже если мысль ни в одну из объявленных грантовых программ не укладывается, она будет рассмотрена вне грантов. Это так не по-советски, так не бюрократично, что невозможно не радоваться.