Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2014 г.

Неклассические классические чтения

В нашей семье принято читать. И потом обсуждать книги. Так было с самого детства. В некоторых книгах рассказано, что так принято не только в нашей семье. Хотя примеры все — века так из 19-го. А зря. Сейчас возродить культуру чтения было бы в самый раз.

Попытки такие есть, за то спасибо детским издательствам, выпускающим красивые, красочные книги, которые приятно держать в руках и читать как детям, так и взрослым. Сначала любовь и интерес к чтению, привитая родителями, далее — работа с книгой в школе, что значительно облегчает вашему ребёнку изучение предметов и даёт фору по сравнению с нечитающими одноклассниками. В вузе всё это станет фундаментом самостоятельного изучения научной литературы ­— и любви к литературе художественной.

Когда мы с братом и сестрой были маленькими, родители учили нас мыслить образами при прочтении книг. Можно сказать, помогали создать новую реальность, которая существовала параллельно и формировала творческое восприятие. Наше воображение работало по полной программе. И сейчас, когда передо мной разворачивается сюжет книги, я представляю целые картины. У этого только один побочный эффект — сложно смотреть экранизации, мы с режиссёрами редко одинаково представляем героев.

На журфаке нас учили составлять читательский дневник, куда мы выписывали цитаты, имена героев, даты, события. Очень удобно потом сдавать экзамен — перелистал тетрадку и вспомнил всё. Учили отыскивать основное в прочитанном, осмыслять его, сопоставлять факты, мысли, выводы, формулировать и обосновывать своё мнение по книге и автору, иметь критическое отношение к прочитанному. Мы старались не только увлекаться книгами, но и понимать их, интерпретировать.

Сейчас темп жизни ещё ускорился, и на то, чтобы сидеть читать книжку с карандашиком, подчеркивая важные мысли или тем более выписывая их, — почти ни у кого нет времени. А жаль. Аудиокниги,
с одной стороны, помогают сохранять общий уровень образованности, но достаточно быстро выветриваются из головы. И нет возможности перелистнуть страничку и перечитать любимую цитату.
Жизнь без чтения — всегда жизнь посредственная. Чтение — это в первую очередь самообразование. Но во вторую — чудесное времяпрепровождение и единение с собой. Ведь ни для кого не секрет, что, читая книгу, каждый человек воспринимает её по-разному и способен найти то, что ищет в данный момент.

Современные психологи считают, что молодое поколение не умеет правильно читать — стремится поскорее ухватить сюжет, не вдумываясь в мастерство художника, не анализируя, не сравнивая свои выводы с мыслями литературоведов или критиков. Мне очень повезло учиться у таких выдающихся преподавателей, как Галина ШЛЁНСКАЯ, Наталья РЕДЬКО, Дмитрий СУББОТКИН, Владимир ВАСИЛЬЕВ и другие.

Недавно мне вновь удалось столкнуться с интересной практикой. В Москве есть группа последователей Никиты АЛЕКСЕЕВА, философа-методолога, участника Центра разработки системомыследеятельностной методологии и организационно-деятельностных игр. Вместе с заместителем руководителя Департамента образования города Москвы Игорем ПАВЛОВЫМ они проводят разные семинары в открытом пространстве, — например, в усадьбе Алексеева (Костромская область, деревня Турилово). Один из вариантов выездов — «Неклассические чтения». На чтениях в этом году предложили поговорить об онтике — непроявленном или проявленном воздействии на нас Бытия. А проще — поделиться опытом прочтения книги или встречи с человеком, которые кардинально повлияли на вашу жизнь, имели определяющее значение в судьбе.

Было очень здорово оказаться после шумного города в тихой деревне, где за десятки километров нет ни души, не ловит сотовая связь. Где чтобы приготовить еду — нужно принести воду из колодца, а чтобы лечь спать в деревянном доме — затопить печь. И в таких условиях, сидя за общим столом, после совместной трапезы, разговаривать о литературе и соотносить её с философией.

Началось всё с чтения вслух текстов Никиты Глебовича Алексеева — организаторы «Неклассических чтений» создали удачную подборку цитат из его разных работ. Мне больше других запомнилась выдержка из работы «Методология и политика»: «Очень интересен для меня аспект самоопределения: а что я хочу? В каком-то смысле этот вопрос свёлся к другому: а что я могу дать? А ответ простой: я могу дать лишь то, что имею, и ничего иного, кроме того, чему меня научили и чему я научился сам». Заинтересовала меня эта мысль не только близостью к моим размышлениям, но и тем, что разговор чтений был, по большому счёту, как раз о ценностях.

За эту поездку мой список для чтения пополнился сборником рассказов «Отец Арсений», «Кассиана» и «Обратная сторона Луны» ЛЕВИ-СТРОССА. Остальные произведения или не зацепили, или уже были известны. Неудивительно, что многие рассказывали о православных книгах. Во-первых, подобралась такая компания, а во-вторых, они ближе всего к разговору о жизни и смерти, который прослеживался с самого начала «Неклассических чтений».

В перерывах мы говорили о том, что книга не может быть одинокой, она объединяет вокруг себя людей. Понравившейся книгой хочется поделиться, ведь она никогда не оставляет человека таким, каким он был прежде. Вживаясь в произведение, читатель вбирает многообразный опыт жизни, отражённый автором, а затем передаёт его другим. Так и книги, о которых рассказывали наши докладчики, становились общим достоянием: на них занимали очередь, чтобы прочесть или хотя бы успеть полистать.

А когда был последний день чтений, я назвала их как раз «классическими» — ведь именно такой формат обсуждения книг был традиционным многие века. Когда взрослые—наставники учили детей-слушателей читать, пропускать через себя, анализировать, выбирать литературу как пищу для ума, «выжимать» самую сущность и читать системно. Культура чтения — это познание мира и обогащение души. Это и есть способ бытия человека, самоконструирование интеллектуального и духовного развития личности. Здорово, что у нас есть такая потребность!

Анастасия АНДРОНОВА