Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2014 г.

Сибирский набег на культурную мекку

Так уж сложилось — звание культурной столицы России закреплено за Санкт-Петербургом. Вот о ней и поговорим — тем более что недавно школьники Красноярского края вернулись из Питера со Всероссийской олимпиады по мировой художественной культуре. Во время этой поездки арт-события на уровне музейных экскурсий, выставок и театральных постановок чётко уложились в систему двух противоположных полюсов — искусства традиционного и современного. Причём никаких конфликтов между этими полюсами не наблюдалось: зрители способны одинаково радоваться и тому, и другому, просто у каждого свои предпочтения.

Самый русский Шекспир

Несколько слов о самой олимпиаде, задания которой раскрывают приоритеты современных учёных в области культурного развития. Задания обманули ожидания всех школьных учителей, которые в течение года тщательно исследовали с учениками разнообразные пути искусства в истории — все художественные стили и направления от античности до авангарда. Надеялись, что если уж их питомцы не узнают произведений, например рококо, то в других вопросах наверстают за счёт рассуждений о, допустим, живописи передвижников.

Но организаторы подошли к составлению заданий неожиданно. Ведь помимо того, что 2014-й — Год культуры в России, это ещё и год Англии, а где Англия, там и Уильям ШЕКСПИР, тем более, что, несмотря на загадочность биографии драматурга и поэта, этот год для него считается юбилейным — 450 лет со дня рождения. И оба тура олимпиады были посвящены творчеству Шекспира: ученики смотрели современные фильмы на основе шекспировских сюжетов, пытались понять, почему его произведения актуальны и сегодня; сходили на спектакль «Двенадцатая ночь» — а потом креативили, создавая рекламный буклет к постановке. Как пояснила председатель жюри Всероссийской олимпиады Елена Николаевна ЧЕРНОЗЁМОВА, подобное внимание к творчеству Шекспира связано с актуальным вопросом современности: именно этот драматург заострил внимание на проблеме выбора жизненной позиции — сопротивление или смирение перед злом окружающего мира.

Интерьерный театр. «Двенадцатая ночь»,  В. Шекспир.

Интерьерный театр. «Двенадцатая ночь», В. Шекспир.

Итак, лучших из лучших школьников России в области искусства методисты сегодня ориентируют (если судить по заданиям) на следующие приоритеты. Во-первых, глубокое аналитическое погружение в серьёзные философские вопросы, которые раскрываются в произведениях искусства — вместо энциклопедического заучивания фактов, имен, характеристик художественных стилей. Во-вторых, судя по значительному количеству вопросов, связанных с кинематографом (в прошлом году олимпиадное задание и вовсе было посвящено интерпретации последних минут фильма Андрея ТАРКОВСКОГО «Солярис»), культурный человек должен уметь грамотно рассуждать о киноискусстве: монтаже, композиции кадров, сюжетной и визуальной насыщенности кинообразов и т.п. В-третьих, дети и сами должны уметь производить качественный творческий продукт, а не только говорить о культурных явлениях.

Эрмитаж vs. Эрарта

Во время поездки для школьников были организованы экскурсии в Эрмитаж и Русский музей, а также дети принимали участие в экспериментальной разработке заданий в интерактивной форме на базе музея современного искусства «Эрарта» (возможно, это используют для будущих олимпиад).
Нет никакого смысла говорить о том, как прекрасно посетить Русский музей и Эрмитаж! Оказавшись там в первый раз, любопытно и просто рассматривать декоративные и художественные ценности, сопоставлять нынешний образ жизни с размахом жизни русских императоров. В последующие разы зритель уже идёт к полюбившимся произведениям, как к своим друзьям. Мой выбор пал на РЕМБРАНДТА «Возвращение блудного сына». Кто-то расплакался, глядя на «Мадонну Литта» Леонардо ДА ВИНЧИ. А другие отправились отметиться у импрессионистов, как водится.

Неприятным открытием этого года стала… роль экскурсовода в знакомстве с произведениями искусства. Конечно, долго работающие экскурсоводы знают абсолютно всё о внутренности великих музеев — от каждой ступени парадных лестниц до переписки меценатов и художников. И обо всех этих подробностях они стремятся сообщить зрителям, пришедшим на два часа, чтобы пообщаться с лучшими произведениями русского и зарубежного искусства. И вот экскурсовод стоит в центре зала, глаза зрителей устремлены к нему, а картины, которые и сами не прочь поговорить с нами, одиноко висят на стенах. Это наблюдение привело меня к неутешительному заключению: из всего визита в музей, пожалуй, удастся вынести информацию о том, что Берта Моризо была невероятно популярна среди мужчин.

Противоположная ситуация наблюдалась в музее современного искусства «Эрарта». Может быть, в коллекции, расположенной в огромном количестве залов на пяти этажах, редко встречаются шедевры, зато экскурсионная программа полностью направлена на рассматривание картин.

Негосударственный музей современного искусства «Эрарта» был открыт всего в 2010 году. За это время в Красноярске успели даже представить выставку на основе коллекции этого музея — «Современная российская живопись». Но оказавшись в самом музее, сталкиваешься с ситуацией наполненности залов либо чересчур простыми работами (вот река в импрессионистской манере, вот керамика, как в художественной школе), либо совсем уж китчем. Отыскать действительно интересные работы достаточно сложно.

Зато исчезает дидактическая составляющая: здесь одинокий экскурсовод стоит в сторонке, а зрители там, где и положено — у стен с картинами и вокруг инсталляций. Экскурсовод включается только для того, чтобы собрать зрительские впечатления, рассказать о том, что поможет понять произведение.
Единственная странность, которую пришлось услышать в речах модераторов коммуникации, — суждение о том, чем современное искусство отличается от традиционного. Старые де мастера творили по правилам и не стремились к инновациям, в то время как новые сплошь и рядом нарушают традиции и художественные законы.

Для человека, знакомого с историей искусства, это звучит дико, так как практически каждый шедевр, вошедший в историю, в своё время категорически не принимался современниками, выламывался из традиций.

В конечном счёте от разнообразных встреч с искусством сложилось такое впечатление, что традиционные музеи придерживаются дидактического стиля в рассказе о произведениях, а музеи современного искусства привносят в российскую культуру полилоговый подход, поскольку здесь в разговоре участвуют как минимум трое: произведение, зритель, экскурсовод-помощник.

Однако из бесед со школьниками я выяснила, что им самим больше нравится всё-таки подход дидактический — когда что-то вещают. А у меня при этом возникает два пессимистичных вопроса. Первый: не есть ли это наша лень по формулированию собственного мнения насчёт определённых вещей и явлений? И второй: как сочетается такая дидактическая модель с жизнью? Ведь когда мы заканчиваем свои образовательные программы, жизнь всё равно требует от нас самостоятельности — в суждениях, выводах, оценках.

А где тогда этот навык фор­мируется?

Три сестры под чёрным флагом

Погружение в театральную жизнь стало неожиданным бонусом поездки, и я впервые обратила внимание на то, что в Санкт-Петербурге театры находятся на каждом шагу. Здесь и крупнейшие театры страны, вроде Мариинского, и небольшие камерные театры, созданные по инициативе нескольких людей. Например, «Двенадцатую ночь» школьники смотрели в малоизвестном Интерьерном театре, у которого оказалась впечатляющая история: его основатель продал собственную квартиру, чтобы основать театр.

Театральное искусство уже традиционно расслаивается на два полярных подхода, несмотря на то, что зачастую пьесы для постановки используются одни и те же. Многие хотели бы видеть в театре классический подход: текст должен совпадать с оригиналом (пьесами А. ЧЕХОВА, А. ОСТРОВСКОГО) или быть близким к переложенным для театра прозаическим произведениям. На сцене желательно реконструировать эпоху и историческую ситуацию (в костюмах, декорациях и т.п.). А актёрская игра должна быть насыщена театральной патетикой — с сильными чувствами, эмоциями, чтобы мы плакали, смеялись, переживали вместе с персонажами. Чтобы в конечном счёте интерпретация не слишком отличалась от того варианта, к которому мы привыкли со школьной скамьи. Конечно, в Санкт-Петербурге любители классических постановок нашли спектакли на свой вкус.

Однако театральный модерн встречается не менее редко. На него можно попасть совершенно случайно, обманувшись привычным названием — «Три сестры» А. Чехова, «Преступление и наказание» Ф. ДОСТОЕВСКОГО (про оригинальную интерпретацию «Преступления и наказания» на сцене мне удалось узнать только в пересказе: в театре Ленсовета убийство Раскольникова было сопоставлено с терактом Брейвика в Осло).

Юрий Бутусов. «Три сестры». Театр Ленсовета

Юрий Бутусов. «Три сестры». Театр Ленсовета

Я же отправилась на «Три сестры». Режиссёр постановки — Юрий БУТУСОВ, спектакли которого мне нравились и до этого. В частности, знаковая абсурдистская пьеса «В ожидании Годо» позволила мне по-новому взглянуть на актёров (Константин ХАБЕНСКИЙ, Михаил ПОРЕЧЕНКОВ, Андрей ЗИБРОВ, Олег ФЁДОРОВ). А декорации оказались Александра ШИШКИНА, который был номинирован на премию Кандинского, а его изобретательные движущиеся графические рисунки привлекли внимание на выставке «Актуальный рисунок» Русского музея в Мраморном дворце. В результате я оказалась на современной театральной постановке, предлагающей авторскую интерпретацию классического текста. Впечатлил хронометраж — спектакль длится почти пять часов, что заставило меня припомнить факт 12-часовой постановки «Берега утопии» по Т. СТОППАРДУ в РАМТе.

Может быть, мы приближаемся к античному пониманию драмы, которую смотрели целыми днями, специально отвлекаясь от повседневного течения жизни?

Чеховский текст о жизни человека во имя счастья будущих поколений и здесь сохранён практически без изменений (разве что некоторые фразы повторяются по несколько раз), но проникновенные монологи о счастье, любви произносятся на фоне абсурдных действий: например, на героя с двух сторон сыплются рулоны ковров. В результате персонажам для того, чтобы поговорить о вечном, приходится с чем-то параллельно бороться. Это похоже на современный мир, в котором разговор о прописных истинах воспринимается как бабушкины нотации.

Во второй части спектакля чеховские «Три сестры» и вовсе превращаются в какое-то пепелище, постапокалиптическую картину: сестры в чёрном, с чёрным флагом в руках на помосте по второму кругу повторяют свои рассуждения о том, как проходит жизнь. Очередное напоминание что мы живём на переломе эпох: сгорели дотла былые ценности, и только если повезет, то какая-то новая аксиология и чувственность прорастёт взамен.

О прорастающих культурных ценностях, о современной российской культуре было предложено порассуждать и школьникам. Возможно, они не подкованы знаниями исторических и современных событий, но способны уловить суть. Вот одно из суждений.

Настя БАСАЛАЕВА, 9 класс, г. Минусинск:

— Состояние культуры в настоящее время, на мой взгляд, плачевное. Конечно, меня радует, что многие люди стараются сохранить памятники архитектуры, картины, и государство, вроде бы, этим озабочено. Но, к сожалению, понятие культуры знакомо не слишком многим людям. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на современную молодёжь. Отсутствие культуры и воспитания, духовных ценностей настолько очевидно, что заставляет меня задумываться: не потеряно ли нынешнее поколение подростков? Однако, побывав на всероссийской олимпиаде по культуре и встретив много замечательных людей из других городов, в чьих сердцах и душах живёт чувство прекрасного и тяга к нему, я буду верить в культурное будущее нашей страны.

Каких событий для этого нам не хватает? Культурных мероприятий, в которых мог бы принять участие любой желающий. Пусть бы это были праздники, посвящённые какому-либо периоду богатой русской истории, или дни погружений в различные эпохи. Это нужно для русского человека, чтобы он помнил о своём прошлом, об истории развития культуры и о необходимости преображения своей страны.

Александра СИТНИКОВА