Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2014 г.

Гохуа в русском исполнении

Не откладывайте свои мечты. Жизнь так коротка… Наверное именно этой мыслью и руководствовались все пришедшие на мастер-класс по традиционной китайской живописи гохуа к художнику Виктору Алексеевичу АСАДЧИКОВУ. Преподаватели детских изостудий, менеджеры, музыканты, домохозяйки, дизайнеры…

Секреты искусства гохуа в Красноярске больше никто не преподаёт. Асадчиков увлёкся этой «китайской грамотой» более 15 лет назад. И гохуа, подобно энергии «ци», захватила всё его воображение… Не поделиться нельзя.
Мастер расставляет на огромном столе баночки с тушью. Вместо традиционной палитры — обыкновенные блюдца. Раскладывает кисти, извлекает из огромной папки желтоватые листы тонкой бумаги, кажется, газетной.

Википедия преподносит буквальный перевод гохуа как «живопись нашей страны». Термин был введён в конце XIX — начале XX века как противопоставление сиянхуа, то есть — западной («заморской») живописи. Однако Виктор Алексеевич толкует гохуа на европейский манер: танцующая кисть.

Премудрости «кухни»

Говорят, в последние годы интерес к технике гохуа возобновился, и стиль переживает второе рождение. К чему бы это? Вот и Асадчиков, акварели которого выставлялись даже за рубежом (в Корее, например), — зачем ему надо было, как в омут с головой, бросаться в неведомое «китайское вчера»?

Гохуа считают близким по духу и набору инструментов к каллиграфии. В Китае, прежде чем приступить к рисованию, мастера брали плитки чёрной туши, растирали её против часовой стрелки, смешивали с водой до нужной консистенции. В качестве основы использовали шёлк или рисовую бумагу, по своим качествам похожую на промокашки из тетрадок, оставшихся в советском прошлом.

Начинается мастер-класс с того, что художник показывает нам кисти. После работы их не ставят, а вешают так, чтобы краска стекала и щетина высыхала.

— Китайская культура письма — это чистая кисть, — говорит Виктор Алексеевич. — Однажды, в конце
90-х, мне в руки попала настоящая китайская кисточка для каллиграфии. Думаю: что с ней делать? Попробовал обмакнуть и — на бумагу, а тушь с неё полилась, растеклась, получилась жуткая клякса. Я расстроился, подумал: не могут в Китае даже нормальные кисти делать… А она, оказывается, специально такая.

— Бракованная?

— Да нет. Обезжиренная! Обычная наша кисть влагу сразу не отдаёт, она ведь предназначена для мазка – одно движение, два, три. А китайский рисовальщик дважды по одному месту не проходит.

— Слышала, что для нанесения красок в Китае используют кисти из шерсти домашних или диких животных…

— Это правда. В кистях применяется козий волос, а также волос из уха коровы, лошади, медведя и даже перья птиц.

Сначала китайские художники-каллиграфы писали кистью иероглифы, а потом стали прорисовывать и другое… Знаете, почему в Китае края кровли у домов всегда загнуты вверх? Это для того, чтобы недобрые силы не попали в дом через крышу. Дело в том, что вся нечисть, по мнению китайцев, перемещается по прямой. Чтобы преградить её путь, нужна любая кривизна. У них и дома не в линейку стоят, и дороги извилистые. В каналах делались островки и строились мостики разной высоты. Если около дома возвышается что-то — камень, холм — это считается гарантией защиты от злых духов. Вот и линии на китайской картине не могут быть прямыми и параллельными…

Кстати, чтобы написать работу в технике гохуа, обычная тушь не годится, она содержит спирт и клей для связки. Когда такая тушь высохнет, то непременно стянет бумагу. А китайская — лишена этого недостатка. Её делают из органики — сажи, получаемой при сжигании масел, древесины, смол.

Быстрее мысли

Думаете, так просто управляться с китайской кистью? Попробуйте! Мы привыкли держать кисточку на манер шариковой ручки, но здесь это умение не пригодится.

Полёт

Полёт

— У художников Поднебесной всё по-другому — два пальца вместе, третьим обхватываем, два других заводим за кисть, — показывает Виктор Алексеевич. — Китайские живописцы работают двумя кистями одновременно — одна густая, большая, а другая маленькая, тонкая. Широкий мазок проложили, тут же перевернули руку другой стороной и тонкой кистью где-то подчеркнули. Попробуйте хотя бы взять кисть, как я показал… Сложно?

Непросто. Но всё-таки, справляемся с заданием и пытаемся зафиксировать в памяти «технику держания».

— Будем рисовать бамбук! — объявляет Асадчиков и раздаёт каждому по листу бумаги.

Сам склоняется над столом, ловко прокладывает одну прерывистую линию за другой. Разбавляет тон, добавляет лёгкими мазками листья, веточки… Здорово!

— Писать работу в стиле гохуа надо так, чтобы за мыслью не поспевала рука. Самый для них главный принцип! — поясняет по ходу дела наставник. — Художник достигает совершенства, когда не мысль главенствует, а подсознание.

Попытка не пытка

Пробую взять кисть, как учил Виктор Алексеевич. Рука предательски дрожит. Опускаю кончик кисти в тушь. Долго вожу по краю блюдца. Что делать? В жизни никогда не видела вживую этот… бамбук. Натуры нет, остается копировать. Наконец, решаюсь вывести ствол. Позор!

— Не переживайте. Лучше этот лист выбросить и взять другой, — успокаивает мастер. — Такое и у меня бывало, пока руку не набил. Китайская кисть почему длинная? Вы её помакнули одним цветом около черенка, а потом вторым цветом набрали воды, а кончик набрали темнее. И если правильный нажим — результат будет потрясающий… Вот что ещё главное: китайский мастер по-особому держит и спину, и руку. Кисть у китайского художника — это продолжение руки, единое целое… Он свободен!

Надо почувствовать расстояние руки над листом. Нам присуща корпусная живопись, когда одна краска на другую накладывается, и можно исправлять мелкие недостатки, а у них — импровизация, и поэтому, если начал, нельзя останавливаться.

Ещё важно не переборщить… Один лишний мазок может сразу всё заглушить. Жена моя, тоже профессиональный художник, нет-нет, да и попрекнёт, дескать, раньше ты такие замечательные пейзажи акварелью писал, а теперь зачем-то пускаешь в свои работы китайскую традицию. Да, раньше я писал с чувством, с толком, а теперь — за 10 минут, внахлёст, быстро. Но мне очень близка такая манера. Самое трудное — передать объём в картине. Когда я эту технику осваивал, столько было внутренней борьбы и перепорченной бумаги! Жил я в то время в Норильске. Выручала местная типография, там я разживался подшивками старых газет. Помню, однажды писал картину в технике гохуа поверх доклада бывшего генсека Леонида Ильича Брежнева. Интересно получилось! Газетная бумага — это промежуточный материал. Когда технику наработаешь — можно переходить и на рисовую — более фактурную, выразительную, но и более дорогостоящую.

Философия чуда

Пока мы усердно пытаемся изобразить бамбук, мастер рассказывает, как постигал философию Поднебесной.

— Где я только не побывал за свою жизнь: в Испании, Финляндии, во Франции, в Италии два раза, в Турции. А вот в Китай съездить не довелось. Но литературы много перечитал и даже пытался медитировать. Научился энергию «ци» в себе аккумулировать и по телу её пропускать. Может быть, это и помогло мне быстро избавиться от привычки курить. Я прокурил 40 лет, даже по ночам вставал, смолил. Но однажды утром сказал себе: всё! Теперь о моей вредной привычке напоминает только коллекция курительных трубок.

В Поднебесной совершенно другое отношение к пространству, символике и духу. Живописец там выбирает один сюжет на всю жизнь. В гохуа всего несколько жанров. Кто-то десятки лет рисует только бамбук, кто-то — цветы и птиц, а есть те, кто берёт кисть, чтобы рисовать только горы или человека. Если художник рисует бамбук, то он всю жизнь будет совершенствоваться только в этом.

ДОСЬЕ.

Виктор Алексеевич Асадчиков родился в 1952 г. Окончил художественную школу № 1 им. В.И. Сурикова, затем Красноярское художественное училище и художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института. Преподавал в Норильской детской художественной школе, с 1991 г. — директор Талнахской детской художественной школы. В настоящее время преподаёт рисунок, живопись, композицию в художественной школе № 1 им. В.И. Сурикова. С 2003 г. член Союза художников России.

— Но, Виктор Алексеевич, это же, наверное, так скучно…

— Я поначалу тоже думал — надоест, отступлюсь. Но вскоре понял, бамбук можно писать сколько угодно! И всегда по-разному. Например, бамбук и ветер, бамбук в снегу, бамбук и веточка дикой сливы… По натуре я человек спонтанный, энергичный, и техника масляной живописи, требующая степенности, мне не совсем подходит, а вот гохуа — вполне, потому что это нечто стремительное, летящее. И никогда не повторишься. Если внимательно приглядеться к работам китайских художников в стиле гохуа, то видно, что 30% пространства занимает собственно рисунок, остальные 70 — чистая бумага. Можно писать картину 2-3 минуты, а оформлять два дня. Работа ценится не количеством потраченного времени, а вложенным в неё состоянием.

Живописные шифровки

Асадчиков продолжает мастер-класс. Как бы невзначай он вплетает в прозрачную бамбуковую сеточку кисть рябины. Знакомый декор! Ярко-красная жемчужная красавица востребована художниками как в России, так и в Китае, только в Поднебесной свой сорт — рябина

Вместилище пустоты

Вместилище пустоты

похуашанская. Впрочем, соцветия и глянцевый блеск плодов совсем как у российской родственницы.

— Я могу в технике гохуа писать не только бамбук, но и, например, сосну или куст смородины, — признаётся художник. — В мастерской у меня целые рулоны газетной бумаги. Начинаю писать лето, потом разворачиваю дальше — пишу осень, зиму, весну… Гости приходят — я этот свиток расправляю на всю длину. Они рассматривают, и если понравилось что-то, тут же вырезаю «кусочек» и дарю на память.

— Слышала, что этой технике тысяча лет, и что сами китайцы писали картины именно на свитках. Каждый свиток — это якобы зашифрованное послание… Кажется, бамбук олицетворяет опустошённого жизненными невзгодами человека, а летучая мышь — мечту о счастье…

— В отношении бамбука не согласен. Нередко официальные приёмы председателя КНР проходят на фоне росписи в технике гохуа. Чаще всего — это бамбук, потому что он олицетворяет собой силу, власть. Это символ несгибаемости. Бамбук действительно устойчивое растение, даже при сильном ветре гнётся, но не ломается… Помню, однажды пришёл в мастерскую к своему другу – художнику Валерию КУДРИНСКОМУ, и он подарил мне старинный китайский веер. Когда вернулся домой, хотел рассмотреть подарок повнимательнее, раскрыл его и вдруг… увидел бамбук и «услышал» разбушевавшуюся стихию. Косточки-веточки разошлись, летят по ветру… Сам предмет навеял сюжет. Потом показал Валерию Иннокентьевичу готовую работу, тот порадовался за меня. Испытал на себе: эта техника раскрепощает, устраняет внутренний дискомфорт, избавляет от стрессов...

— Виктор Алексеевич, а можно ли в технике гохуа написать портрет человека?

— Можно, и я считаю, это высший пилотаж. Цвет, кстати, роли не играет: лицо человека может быть красным, трава чёрной. Скажете, неправдоподобно? Однако китайские мастера видят в этом гармонию.

Чёрное и красное

— Почему в Китае так ценится живопись чёрной тушью по белой бумаге? У нас как раз наоборот: на уроках рисования детям объясняют, что чёрного цвета не существует в природе. А психологи, увидев чёрный в детском рисунке, сразу делают вывод, что у ребёнка есть какие-то проблемы…

— Весь секрет — в свойствах китайской туши, — поясняет Асадчиков.— Когда она взята во всю силу — получаем именно чёрный, а если не так густо возьмёшь, а серединку, то она уже теплее. Китайские рисовальщики играют разными оттенками. Нужно знать, как правильно прописать тона. Чуть ошибся, и облом — пространства не получишь. Три градации тональные важно сохранить — насыщенную, среднюю и слабую, вот для чего три блюдца. И нужно идти от самого тёмно-холодного — к светло-тёплому. Бывает, дальний план начнёшь писать, а потом средний, ближний — и тона не хватает, тогда получается форменная мешанина, и не трёх, а двухмерное пространство — грубейшее нарушение!

— Вы могли бы написать заказную работу в технике гохуа в плохом настроении?

— Не получится ничего! Я вроде и технику знаю, но не могу. Начинаешь делать и смеёшься сам над собой. Надо дождаться вдохновения. Когда оно нахлынет, всё внутри закипит, и уже не поспевает мысль за рукой — мазок один, другой… И как такое состояние в себе сохранить и носить? Эту энергию, полёт?

Однажды писал, и внезапно слёзы из глаз закапали прямо на бумагу. Я на упавшие капельки череночки приделал и вот уже ягодки, сорванные порывом ветра, падают вниз…

Есть у Виктора Алексеевича работа «Вместилище пустоты». В ней — свойственная Востоку созерцательность и иррационализм. Особое значение автор придаёт сочности, энергии мазка, выразительности линий, всему тому, что особо ценится в китайской национальной живописи.

— Творчество строится на восприятии внутреннего мира, — размышляет художник. — Мастер создаёт мир с помощью конкретных технических приёмов, выражает пространство, объём, характер предметов, выявляет их соразмерность в среде. Техника национальной китайской живописи, с одной стороны, способствует внутреннему раскрепощению, а с другой — требует большого эмоционального напряжения. На результат влияют и свойства бумаги. Бумага, можно сказать, выполняет главенствующую роль, так как она передаёт прозрачность, чистоту, лёгкость, виртуозность материала. Думаю, что в прошлой своей жизни я родился именно в Китае, видимо, поэтому так развито моё подсознание. Хочется мимолётность схватить, вечность существования зафиксировать. Цветы и плоды. Птицы и цветы. Пространство!

У каждого китайского художника есть своя красная печать. Её вырезают на мыльном камне. У Асадчикова она сделана из обычной стирательной резинки, но тоже именная. Конечно, художник не претендует на полное соответствие традиционным канонам китайского национального чуда, он только прикоснулся к нему и захотел поделиться своим открытием. Сейчас Виктор Алексеевич вынашивает мечту побывать в Поднебесной, чтобы воочию увидеть самое сокровенное – таинство создания работы в технике гохуа.

Вера КИРИЧЕНКО