Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2014 г.

Неправильные музеи

Что первое приходит вам в голову при слове «музей»? Мне — «музейные бабушки» (хотя иногда это бывают и совсем другие сотрудники) и таблички «Руками не трогать!».

Енисейск называют городом-музеем, и, разумеется, в нём есть краеведческий музей в красивом старинном здании, есть в нём богатая интересная экспозиция и есть в этом музее привычные в нашей стране порядки вроде тех, о которых я сказал выше. Но есть в Енисейске и другие музеи, кстати, уже официально вошедшие в «туристический паспорт» города. Их создатели — дилетанты в хорошем смысле слова.

Рекордные рубанки

Виталий Ислентьев и его рубанки

Виталий Ислентьев и его рубанки

В январе нынешнего года заново и уже в статусе официального участника Книги рекордов Гиннеса в Енисейске открылся «Музей рубанка». Кстати, единственный музей в Красноярском крае, обладающий сертификатом всемирно известной Книги рекордов! К этому событию создатель музея Виталий ИСЛЕНТЬЕВ шёл почти шесть лет. В самом начале пути был десяток рубанков, найденных в родительском доме в 2008 году, к началу текущего года их было уже более тысячи трёхсот.

— Я всё время что-нибудь коллекционировал, — рассказывает Виталий Алексеевич. — У меня, например, есть 800 пластинок старых, патефон, а также гармошки, баяны — штук 15. Играю на них время от времени… Всю жизнь я шоферил, окончил Красноярский автотранспортный техникум, работал в основном с железяками, к дереву относился не с бОльшим энтузиазмом, чем любой другой, разве что-то по дому делал. После того, как начал собирать коллекцию, стал постигать новое ремесло.

«Я не столяр, я коллекционер», — так обычно отвечает Виталий Ислентьев на просьбы посетителей показать мастерство владения рубанком. Здесь, пожалуй, создатель музея излишне скромничает, ведь прежде чем занять место в ряду собратьев, каждый рубанок проходит процедуру восстановления. А дело это вовсе не такое простое, как кому-то кажется со стороны, тот же клин, фиксирующий лезвие, приходится обрабатывать в пяти плоскостях.

— Иной раз сам себе задаю вопрос: ну почему я, например, марки не собираю? — улыбается Виталий Алексеевич. — У меня нет ни одного рубанка, чтобы я его где-то приобрёл и сразу поставил на полочку, приходится к ним руки приложить, наточить и т.д.

Экспонаты создатель музея покупает за свой счёт, некоторые ему дарят как местные жители, так и люди из совсем отдалённых территорий, узнавшие о существовании необычного музея или лично побывавшие в нём. Поэтому география основных «поступлений» — весь Красноярский край с самого дальнего севера до юга и Хакасия, но есть на стеллажах музея «гости» и из Москвы, и из других регионов страны.

Первый «выход в свет» своей коллекции Виталий Ислентьев устроил в 2010 году на теперь уже ставшей традиционной августовской Енисейской ярмарке. Народ заинтересовался, потянулся посмотреть на необычное «собрание раритетов». Через год рубанков набралось уже более пятисот, а уникальность коллекции была подтверждена Золотой звездой Книги рекордов России.

Знак качества «Peugeot» из XIX века.

Знак качества «Peugeot» из XIX века.

К этому моменту коллекцию и её хозяина заметили и представители власти, и турфирмы. В свете много лет лелеемой идеи превращения Енисейска в туристическую Мекку Красноярского края уникальное собрание рубанков Виталия Ислентьева оказалось как раз кстати. Его включили в туристические маршруты и по инициативе полпреда губернатора Юрия ЗАХАРИНСКОГО и главы Енисейска Игоря АНТИПОВА, что называется, всем миром стали строить для «Музея рубанка» отдельное здание — негоже претенденту на попадание в Книгу рекордов Гиннеса ютиться в простом сарае! Благодаря финансовой и материально-технической поддержке енисейских и лесосибирских предприятий, организаций, самых разных представителей бизнеса и распахнул двери в январе этого года полностью подготовленный к приёму посетителей «Музей рубанка».

Поначалу у посетителя здесь рябит в глазах, сотни рубанков на стеллажах кажутся почти одинаковыми. Но стоит только приглядеться и увидишь немало оригинального, удивительного.

— Рубанки ручной работы не могут быть одинаковыми, — убеждает Виталий Ислентьев. — Только по функциональному назначению рубанков коллекция делится более чем на 25 основных направлений. А ещё в инструментах видны приметы времени. Например, в XVIII-XIX веках ценился металл, поэтому лезвия делали очень тонкие, позднее стали делать по-другому: рабочую поверхность толще, чем остальную часть.

В Интернете есть форум «Мастеровой», на котором пишут прекрасные специалисты-краснодеревщики. Я иногда выставляю фото редких или не очень понятных мне экспонатов, так у них сразу же разгораются бурные дискуссии.

Самый старый из рубанков, на которых указан год изготовления, датирован 1888 годом. Самый старый в коллекции вообще — английский, по оценкам экспертов ориентировочно 1780 года. Самый крупный экспонат — отечественный рубанок кустарного производства длиной 1 метр 35 сантиметров.

Меня же лично заинтересовало обилие инструментов марки «Peugeot». Да-да, это та самая, знаменитая ныне своими автомобилями компания братьев ПЕЖО, чей лев на эмблеме так схож со львом на гербе Красноярска. Только «наш» ещё с серпом и лопатой. На рубанках «Peugeot» XIX века — самый первый вариант эмблемы фирмы, разработанный ювелиром Жюстином БЕЛЕЗЕРОМ. Это своеобразная модификация флага провинции Франч-Конте, в которой располагалось местечко Монтбельярд, где братья-кузнецы Жан-Пьер и Жан-Фредерик Пежо основали на рубеже XVIII-XIX веков семейный бизнес. Здесь лев ещё стоит на всех четырёх лапах, причём не просто так, а на стреле. Логотип стал своеобразной гарантией качества и выштамповывался на всей продукции «Peugeot».

«Французский связной»

Странно, но именно далёкая французская фирма стала в Енисейске для меня нитью, связавшей два необычных частных музея этого города — «Музей рубанка» и «Фотоизбу». В последнем мне тоже почти сразу бросилось в глаза изделие компании братьев Пежо «Peugeot Freres», правда, на этот раз не рубанок, а кофемолка. И, судя по отсутствию льва, которым всю продукцию фирмы стали клеймить с 1858 года,

Надежда Домаева: «А это ключик от амбара, где припасы лежат…»

Надежда Домаева: «А это ключик от амбара, где припасы лежат…»

кофемолка эта древнее только что виденных рубанков. Историки «Peugeot» сообщают, что производство кофемолок, дробилок для соли и перца фирма начала в 1840 году. Запатентованный стальной механизм гарантировал безотказную работу, поэтому производитель предоставлял (и предоставляет до сих пор!) пожизненную гарантию на металлические элементы мельниц для перца, соли или кофе.

— Удивительно не только то, что это изделие уцелело, но и то, как его в Сибири использовали, — интригует посетителей супруга создателя «Фотоизбы» Надежда ДОМАЕВА. — Это кофемолка, но сохранилась она в «Колбасной» купца МАКАРОВА, и там сибирские енисейские мужики вовсе не кофе пили, а мололи на этой кофемолке пряности в колбасу!

Если честно, то для меня лично «Фотоизба» — это место наивысшей концентрации антиквариата на единице площади, виденной за всю мою жизнь. Здесь глаза сначала разбегаются от обилия древностей, а потом концентрируются, чтобы за одним интересным экспонатом не прозевать другой — так их здесь много! Вот на полочке лежат берестяные туеса, а вот я ударился о кадушку… Да не простую, а «монолитную» — ни досок, ни обручей нет, она вырублена из цельного бревна! Тут и экспонаты, когда-то привезённые в Енисейск из-за границы — та же легендарная швейная машина «Singer» в рабочем состоянии, и до сих пор прекрасно режущие ножницы той же фирмы и замечательные изделия русских мастеров — замки необычных форм, сундуки всех размеров, колокольчики всех «калибров».

Пётр Дроздов — хозяин «Фотоизбы»

Пётр Дроздов— хозяин «Фотоизбы»

И практически на каждом, вплоть до гвоздя, — личное клеймо создателя. В прежние века мастера гордились своим товаром, а не старались поскорее сбыть его и скрыться от покупателя…

— Енисейск был городом мастеров и купцов. До Центральной России было далеко, поэтому здесь старались сами делать всё необходимое: кто-то шил одежду, кто-то — обувь, кто-то плотничал… — Надежда Петровна продолжает извлекать на свет и демонстрировать посетителям интересные экспонаты. — Вот очень точные весы с золотых приисков, вот весы ручной работы мастера МУХИНА. А вот весы достаточно сложной конструкции, у нас как-то были немецкие туристы, один из них долго смотрел на них, а потом и говорит: «У меня дома такие есть». Дело вот в чём. У нас в Енисейске жило очень много немцев, высланных из Поволжья — целые улицы немецкие были. Позднее их реабилитировали, и после развала СССР некоторые бывшие ссыльные и их потомки уехали в Германию. Вот так вместе с другими домашними вещами какой-то немецкой семьи старинные весы работы енисейских мастеров оказались в Германии и исправно служат до сих пор.

Надежда Домаева словно фокусник продолжает извлекать откуда-то раритеты небольшого размера, чтобы они не затерялись на фоне более крупных экспонатов. Вот пороховница с родовым гербом какого-то семейства польских панов — свидетель ссылки в Сибирь участников

польских восстаний середины XIX века… Вот фляжка, разделённая на две части: в одной щелочной раствор, в другой — нейтральный, её брали в тайгу золотодобытчики, чтобы не таскать руду в Енисейск, а проводить первичный анализ на месте... Сколько же всего здесь экспонатов?

— Очень много! — Надежда Петровна даже приблизительно не берётся подсчитать. — Мы с Петром Яковлевичем прожили вместе 35 лет, и все эти годы он всё это собирал, а сколько всего ещё у нас дома лежит… Да, с ним нелегко, это просто фанат, если он видит настоящую старинную вещь, то готов отдать за неё последние деньги. Но если человек тебе дорог, надо принимать его таким, каков он есть.

Не очень разговорчивый Пётр Яковлевич ДРОЗДОВ на самом деле мало похож на «оголтелого фаната древностей», и тем не менее именно он в 1997 году купил этот тоже по сути музей, одноэтажный деревянный дом постройки 1887 года, отремонтировал его и назвал «Фотоизба».

— Название такое, потому что я фотограф и поначалу, наряду со всяческими древностями, здесь разместил свою маленькую фотостудию, — поясняет Пётр Яковлевич. — Дом конца XIX века не очень подходит для того, чтобы называться «Фотоателье» или «Фотосалон», так что — «Фотоизба». Сейчас же услуги фотографа в Енисейске мало востребованы, почти у каждого горожанина своя техника, поэтому «Фотоизба» окончательно превратилась в музей, а привычное название осталось. Хорошо ещё, что когда фотодело приносило доход, я успел приобрести этот дом, отдать деньги, которые брал взаймы на эту покупку, и сделать ремонт. Сейчас я точно такие расходы не потяну…

Хочется надеяться, что энтузиазм Петра Дроздова найдёт необходимую поддержку властей и меценатов Енисейска, тем более в преддверии 400-летия города, которое собираются широко праздновать в Красноярском крае в 2019 году. Не только сохранять, но и приумножать надо созданное энтузиастами города. Ведь каждая такая жемчужина истории ценна не только сама по себе, она — частица культурно-духовного ожерелья, которым может и должен стать первый русский город на Енисее.

— Все привлекательные объекты Енисейска надо объединить в туристические программы, — уверен Пётр Дроздов. — Люди же не поедут к нам в такую даль на два-три часа, мы должны заинтересовать их на два-три дня! В нашей «Фотоизбе» экскурс может быть полтора-два часа, и это будет по делу, будет интересно. «Музей рубанка» есть, замечательный краеведческий музей есть, но это познавательная программа. А многие любят ещё и развлекательные программы, и чтоб был отдых нормальный. За день гости по городу набегаются, да ещё на Монастырское озеро съездят — им надо отдохнуть. И для этого даже не обязательно наличие большого количества гостиничных номеров: енисейцы готовы у себя в домах принимать гостей — так везде в мире делают! Даже обмен квартирами практикуют на время отпуска, когда происходит встречное движение отдыхающих. Было бы желание — решение можно найти почти всегда!

В этой связи мне вспомнилось эмоциональное выступление президента Российского союза туриндустрии Сергея ШПИЛЬКО на XVI международной туристической выставке «Енисей»: «Какова главная функция туризма? Образование, воспитание, познание окружающего мира, доходы в бюджет, рабочие места?.. Да ерунда всё это! Главная функция туризма — это коммуникация людей, это средство связи человека с человеком!»

Андрей КУЗНЕЦОВ
Фото автора