Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2014 г.

Жажда скорости

Оказавшись пятничным вечером на биатлонной трассе, чувствуешь себя, как на другой планете, населённой пришельцами: по дорожкам катаются роллеры с лыжными палками в руках, мимо со свистом проносятся парни в шлемах и на длинных досках. Вот эти ребята нам и нужны. Мы сегодня приехали к ним в гости.

Длинные доски, о которых упомянуто выше, это диковинные пока в наших краях лонгборды. Они похожи на обычный скейт, но длина его составляет в среднем 90-150 см. При этом лонгбординг — самостоятельное направление, очень популярное во всём мире. Оно зародилось из сёрфинга, почему и получило прозвище «асфальтовый сёрфинг». Как гласит легенда, калифорнийские сёрферы в начале 50-х годов соорудили такую доску на колёсиках, чтобы добираться на ней до моря, а также кататься во время шторма.

Вероятно, каждый из нас видел на острове Татышев ребят на тех самых «длинных досках». Здесь встречаются любители таких направлений лонгбординга, как карвинг (катание по дугам, больше всего напоминающее именно сёрфинг) и дэнсинг — это красивое катание, больше ориентированное на выполнение трюков. Со стороны кажется, что райдер танцует на доске во время движения, отсюда и название. Все лонгбордисты начинают с этих дисциплин, однако некоторые со временем переходят в более продвинутый и опасный вид — даунхилл. Так называют скоростной спуск с холма.

На вершине мира

«Мне нравится скорость, когда проносишься по склону, ветер шумит», — рассказывает Артём ВЛАДИМИРОВ, один из лидеров этого движения в Красноярске. Артём начал кататься на биатлонной трассе несколько лет назад вместе со своим другом Кириллом. Потом к ним примкнули ещё несколько ребят, и сейчас во всём Красноярске можно насчитать человек 5-6, кто регулярно приезжает сюда с доской под мышкой.
Всех их объединяет любовь к экстремальным видам спорта. Так, больше всех «болеет» скоростью и спортом Александр МАЛЫШЕВ. С 14 лет Саша катается на сноуборде, раньше занимался скейтбордом, иногда летает на парамоторе, занимается виндсёрфингом и планирует купить мотоцикл. А вообще Саша учится на инженера по авиационному и радиоэлектронному оборудованию и хочет стать лётчиком. Вот такая любовь к экстриму! Сейчас Саша больше всех проводит время на трассе. В первую тёплую неделю весны он приезжал сюда каждый день с другого конца города, тратя на дорогу по 2 часа в одну сторону. Иногда ребята приедут — а над трассой идёт дождь. Тогда ничего не остаётся, как развернуться и ехать обратно домой. «Я не могу просто сидеть на диване. По-моему, это пустая трата времени. Мне нужно всегда быть чем-то занятым», — говорит Саша.

Кататься на лонгборде с горы совсем не просто. Главное — иметь крепкие и сильные ноги, но это приходит со временем, ведь придётся много ходить в гору, поэтому ноги подкачаются сами собой. Кроме того, разовьётся вестибулярный аппарат и общий контроль над телом. «Целый фитнес-набор», — говорят ребята. Для того чтобы кататься, нужно купить в первую очередь доску, которая стоит в районе 10 тысяч рублей, колёса, которые здесь считаются расходным материалом, а также защитную амуницию — весь набор выходит тысяч в тридцать, при этом парни уверены — экономить на защите не стоит.

Этот вид спорта очень опасен, чего поначалу не осознают новички. Скорости здесь достигают 80 км/ч. «Когда я первый раз приехал сюда, то сразу же разбился, мне потом зашивали подбородок. Тогда я приехал на следующий сезон на новой доске и с полной амуницией. И мы с моим товарищем Кириллом начали проходить маленькие отрезки, каждый раз наращивая дистанцию. Когда встаёшь на гору и смотришь вниз — то понимаешь, что можно разогнать очень высокую скорость, но остановиться не сможешь. И мы спускались до середины и ехали оттуда», — рассказывает Артём.

Сейчас ребята всегда катаются в шлемах fullface, с защитой на коленях и локтях, в перчатках. На перчатки нашиты защитные «шайбы» — это слайдеры, которые позволяют касаться асфальта во время крутых поворотов, чтобы тормозить. Без них райдеры не выходят на трассу, да и других не пускают без хорошей защиты. «Однако зачастую облачиться во всю защиту недостаточно, нужно понимать, как себя вести на трассах», — признаётся Кирилл.

Здесь часто происходят мелкие инциденты, ведь по дорожкам гуляют люди, кто-то даже с детьми, с колясками, при этом многие просто не знают правил поведения на «биатлонке». Например, большинство людей ходит по стрелочкам, которые нанесены на асфальт, тогда как на самом деле пешеходы должны идти против стрелок, навстречу роллерам и лонгбордистам. Иначе они заходят в глухие повороты, которые не просматриваются, и рискуют быть сбитыми. Поэтому парни при приближении к пешеходам хлопают в ладоши — стопперы на перчатках звонко дают знать о приближении спортсмена. Иногда встречают здесь «безбашенных» парней даже без обычного шлема-котелка, но предупреждают, что таким здесь не рады. Вообще райдеры считают себя хранителями этого места — каждый год в конце и в начале сезона они убирают здесь, а на протяжении всего сезона следят за тем, чтобы другие соблюдали чистоту. Им хочется, чтобы это место сохранилось в таком виде, в котором существует сейчас.

Ребята говорят, им повезло, что в нашем городе есть такая трасса. Например, в Новосибирске нет ничего подобного. Дорожки на «биатлонке» хорошего качества, сама трасса новая, протяжённая и разнообразная, за ней постоянно следят. Однако с точки зрения спорта она ограничивает — у неё есть свой предел сложности, выше которого, как говорится, не прыгнешь. И чтобы развивать своё мастерство дальше, нужно выходить на другие площадки, на дороги общего пользования — но это опасно и к тому же не вписывается в рамки правил дорожного движения.

Чтобы совершенствоваться, этим летом Артём отправится в Словению в лагерь лонгбординга. Разговоры про всевозможные контесты для лонгбордистов среди ребят не умолкают — многие бы хотели съездить в Европу, покататься с ребятами из других стран, чтобы оценить свой уровень катания и сравнить его с мировым. Но всё это требует серьёзных финансовых вложений. Александр, например, придумал такой выход из положения. Он хотел бы представлять какую-то команду или организацию на серьёзных соревнованиях по лонгбордингу. «Круто иметь спонсорство, выступать за кого-то, куда-то ездить. В этом виде спорта тоже можно этого добиться. Это мне и нравится в лонгбординге, он не очень развит у нас, и здесь есть куда расти. При этом заработка как такового при сотрудничестве со спонсорами нет, они лишь обеспечивают тебе все условия для катания: покупают колеса и оборудование».

Ренессанс в спорте

«Сейчас мало осталось настоящих ценностей, поэтому люди возвращаются к тому, что было раньше, когда больше было человеческого во всех отраслях, возрождают забытое, — рассуждает Артём. — Поэтому, например, становится модно ретро. Я увлекаюсь ещё и фотографией, и в ней эта тенденция тоже просматривается — сейчас современные фотоаппараты делают что называется «под старину», корпусы изготавливают в ретро-стиле. А то, что возрождается спорт вообще, и появляются его новые виды — и доказывать не надо». В отношении лонгбординга рост интереса заметен даже в бизнесе: в Красноярске появились фирмы, которые приво­зят доски и амуницию, тогда как ещё пару лет назад всё оборудование приходилось заказывать из-за границы самостоятельно.

«И потом лонгбординг — это красиво, — продолжает Артём. — В нём есть своя эстетика. Из-за этого он и получает сейчас такое широкое распространение. За границей этим видом спорта часто увлекаются девушки. Представьте себе, как это романтично: красивая девушка на доске. Посмотрите в Интернете, там есть много сообществ, где люди не катаются, а просто покупают доски и фотографируются с ними. Это сейчас на пике моды».

Даже сам Артём признаётся, что сначала просто купил доску, потому что ему понравилось, как она выглядит. Хотел повесить её дома в качестве интерьерного элемента. Однако потом всё же решил испробовать её «в деле», и понеслось.

Адреналиновая зависимость

Когда сезон заканчивается, кто-то передислоцируется на снежные склоны и «переобувается» в сноубордические ботинки, другие просто ждут начала весны. «Мне зимой грустно, — признаётся Артём. — Домой прихожу, ничем не позанимавшись, первый месяц даже плохо сплю. Зимние месяцы мы скрашиваем покупкой и ожиданием посылок с разным «барахлом»: нового лонгборда или амуниции».

Саша Малышев в это время сам делает доски. Кстати, самую свою первую доску он также сделал собственноручно. Взял кусок фанеры, нарисовал карандашом форму, выпилил её электролобзиком, просверлил дырки и поставил обычные скейтовые подвески. «Потом я совершенствовал её, поставил специальные подвески, но решил, что буду делать доски сам». И ведь делает. Сейчас у Саши уже целая коллекция, и он занимается изготовлением лонгбордов на заказ, иногда ему поступают заказы из других городов России. Такая доска получается дешевле фабричной в два раза, а если сравнивать с иностранными брендами, то и в три, и в четыре. Но летом Александр не берёт много заказов — хочется всё свободное время тратить на катание.

Для этих ребят спорт и экстрим — очень важная часть жизни. «Экстремальные виды спорта позволяют раздвинуть рамки восприятия мира и своих возможностей. Такой спорт закаляет характер, а лично для меня это — способ повеселиться», — говорит Кирилл.

Они видят в этом уход от обыденности. Артём, рассуждая о природe экстрима в жизни человека, вспоминает пирамиду потребностей и рассматривает стремление покорять горные склоны как потребность в самореализации. Но прежде всего — это приносит огромное удовольствие. Даже постороннему зрителю приятно наблюдать, как лонгбордисты несутся в стойке наперегонки с ветром, и всё это среди сосен и пронзительной тишины леса. А уж понять, что чувствуешь, стоя на доске и несясь вниз навстречу новому повороту, можно, только попробовав это однажды.

Наталья ХАЛАНСКАЯ

КОММЕНТАРИЙ

Игорь КОРКИН, спортсмен и активист экстремального движения в Красноярском крае с 1997 года:

— Всё новое — это хорошо забытое старое. Лонгборды появились в середине ХХ века, это и были, собственно, первые скейтборды. Парни хотели кататься в межсезонье, или когда нет волны. Поэтому доски были длинные и быстрые.
В Красноярске в 2000 году был сюжет в программе Дмитрия ЛАНТИНОВА, где Андрей ТРЕГУБОВ и Виктор НАЛИВКИН рассекали на настоящих лонгбордах, и это была экзотика.

Новые снаряды появляются постоянно, но очень немногие выживают. Например, велосипед на лыжи поставили 30 лет назад, а всеобщий бум случился недавно, когда узкие лыжи заменили на сноуборд, и получился Snowscoot.

Ещё два примера коммерчески успешных новинок — Splitboard и Skiboards. Первый — когда сноуборд разбирается на две лыжи, можно подниматься в гору, надев камус — ворсистый коврик, который не даёт соскальзывать назад. А катиться вниз можно, как на сноуборде, соединив половинки между собой. Вторые — этакие карманные, очень короткие лыжи для ньюскула, на которых здорово просто дурачиться на любом склоне, скользить по перилам, прыгать с небольших трамплинов. И при этом не бояться выкрутить коленку.

Впереди планеты всей идут американцы, их идеи очень быстро подхватывают и тиражируют китайцы. И к нам чаще всего попадают недорогие аналоги оригинальных изобретений. Это происходит за считанные месяцы, благодаря youtube и ebay. Но повторюсь, действительно гениальные идеи приходят в редкую голову. Поэтому, классические велосипеды, доски, лыжи, ролики занимают и будут занимать 99% рынка.