Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2014 г.

Мечты о чём-то большем

«Внимание, люди!». С таким названием недавно открылась выставка арт-группы «Ловцы эмоций» в Доме художников (пр. Мира, 56). Куратора выставки Елену ЛИХАЦКУЮ волновала актуальная проблема невнимательного отношения к внутреннему миру отдельного «маленького» человека в современной культуре. В соответствии с основным посылом — пристально присмотреться к эмоциональной жизни окружающих людей — на выставке представлены портреты современников. Помимо портретов здесь также есть жанровые картины и керамика.

После посещения выставки и общения с художниками возникло сразу несколько сюжетов для рассказа и идей для размышлений. Во-первых, кто такие «Ловцы эмоций»? Во-вторых, каким же всё-таки представляют мир «маленького» человека молодые красноярские художники? Наконец, каким вообще может быть портрет в современном мире?

Ловцы эмоций

Творческое объединение возникло в прошлом году, сразу отметившись выставкой. Среди участников — молодые красноярские авторы, у каждого из которых уже успела сформироваться самостоятельная художественная манера.

Открытие выставки

Открытие выставки

Елена Лихацкая — инициатор объединения, активный организатор выставок, куратор, определяющий сферу возможного эстетико-тематического интереса художников. Она полгода живёт в Красноярске, полгода в Нью-Йорке, что позволяет ей знакомиться с актуальными тенденциями в искусстве по всему миру, а потом привносить некоторые новые веяния в красноярскую художественную жизнь. Эстетику картин Елены, вероятно, можно обозначить как профессиональное наивное искусство: часто она сосредоточена на изображении сценок из повседневной жизни, минут отдыха в яркой свободной цветовой гамме в духе фовистов и художников группы «Бубновый валет».

Ирина Верпета, «Автопортрет»

Ирина Верпета, «Автопортрет»

Ирина ВЕРПЕТА также в некотором роде продолжает традицию примитивизма в профессиональном искусстве, работает в жанрах натюрморта, пейзажа, портрета.

Александр КРАСНОВ, живописный стиль которого, пожалуй, можно назвать самым узнаваемым в красноярском искусстве — этакий магический реализм, предельно «правдиво» и детализированно представляющий для зрителей жизнь инопланетян и других странных существ.
Елена Краснова, керамика которой наполнена иногда архаическими мотивами, а иногда персонажами, пришедшими из живописи и графики Серебряного века, например от А. БЕНУА.

Александр СУРИКОВ, продолжающий традиции дадаизма, сюрреализма и опять же излюбленного красноярскими художниками примитивизма.

Александр ЛЕВЧЕНКО, рисующий своих постоянных персонажей — деревенских мужиков-романтиков, сюрреалистично парящих над делами земными. Философские рассуждения своих лирических героев художник представил также и в формате довольно известного поэтического сборника «Валенки самурая».

Работа А. Сурикова

Работа А. Сурикова

Даже ироничный постмодернист Василий СЛОНОВ, получивший известность далеко за пределами Красноярска благодаря своим провокационным произведениям и нешаблонному мышлению, также включился в творческое объединение.

«Ловцы эмоций» — это ещё такие художники, как Юлия ЮШКОВА, Татьяна КУЗЬМИНА и Юлия ИВАНОВА. Как можно себе представить, коллектив сложился крайне разнохарактерный, в творческой программе арт-группы заявлено, что совершается попытка объединить художников «эмоционального направления». Елена Лихацкая в интервью для интернет-журнала «About» поясняла, что всех художников можно объединить термином «child art» — искусство, сделанное от души (видимо, такой же чистой, как у ребёнка). Прошлогодняя выставка смотрелась как несколько механическое объединение художников с разными стилями под одним названием, а понятие «эмоциональное искусство» звучало не слишком убедительно, поскольку возникал вопрос: а какое искусство не эмоционально? Если какой-нибудь официоз или заказные картины эмоциональностью действительно не отличаются, то всё же существует огромный пласт других произведений, которые явно включают в себя эмоциональный мир художника и зрителей.

Нынешняя выставка «Внимание, люди!» превосходит прошлогодний опыт концептуальной продуманностью и сосредоточением на едином предмете, теме для представления, что позволяет и почувствовать индивидуальность манеры каждого автора, и прочитать некий общий кураторский посыл от художников к зрителям.

В тексте к выставке зрителей призывают стать человечнее путём внимания к жизни, внутреннему миру, чувствам окружающих людей. Елена Лихацкая говорит о том, что необходимость подобного призыва к человечности была остро прочувствована в контексте актуальных общественно-политических процессов — в частности, ситуации на Украине. В украинской истории куратора беспокоят две вещи: во-первых, что жизнь каждого конкретного человека совершенно не ценится, а во-вторых — возможно, причина происходящего в том, что мир совершенно не интересуется жизнью «маленьких» людей, его населяющих.

У нас состоялся небольшой разговор с Еленой Лихацкой и Ириной Верпета о выставке.

Е: Почему «Внимание, люди!»? Потому что: как часто вы встречаете человечность, особенно в последнее время? Последнее время мир перевернулся с ног на голову. Сегодняшние процессы связаны с гипернепониманием друг друга. Мы друг друга перестали видеть в принципе. Эта человечность должна была отразиться в наших портретах или групповых жанровых композициях. То есть «Внимание, люди!» — это галерея портретов людей, которые нас окружают.

— По какому принципу вы отбирали персонажей?

Е: Это наши друзья, которые ходят к нам в гости. Мы хотим обратить внимание на человека и не переворачивать здесь никаких смыслов. Потому американцы понимают одно, украинцы другое, а русские третье, а на самом деле есть просто человек, нет никакой национальности. У меня вот, например, многие друзья отказались со мной общаться даже на Фейсбуке из-за событий на Украине.

— Как картина может изменить эту ситуацию?

Е: Культура всегда возвращала человека к чему-то высокому. Культура должна нести мораль, даже не мораль, а красоту. Пусть это даже антипрекрасное искусство, но оно всё равно обращает внимание на себя.

И: Мир идёт к тому, что все отворачиваются от человека, его не замечают, не обращают внимания на то, что он чувствует. Я говорю сейчас, например, о детях, с которыми работаю. Смотрю, как родители общаются с детьми. Им нужно, чтобы ребёнок выдавал то-то и то-то, а мне кажется очень важным узнавать, что он чувствует. Мы забываем вообще, что такое чувства, что это значит. Нам сложно описать тонкие нюансы наших эмоциональных переживаний.

Е: Живопись способна представить эмоциональные оттенки, она несёт эмоциональную нагрузку. У каждого портрета есть характер.

— А чем живописный портрет отличается от фотографии? Ведь на самом деле сегодня каждый может сделать фото в инстаграм и рассказать о каждом моменте, вызывающем переживание в его жизни.

И: Для фотографии мы позируем, мы стараемся быть красивыми. Фотография представляет нас такими, какими мы хотим быть. А когда художник делает портрет — он смотрит на человека своим взглядом.

Е: И, в конечном счёте, живопись — это пятна, линии, штрихи (наши портреты нельзя ведь назвать сугубо реалистическими), но из этих пятен и штрихов всё равно вдруг как-то складывается образ знакомого тебе человека. Мы не копираторы, мы не пытаемся соблюсти всё с точностью до ресницы. Наша картина — отражение души человека.

— Рисуя портреты, на каких художников вы ориентируетесь?

И: Возрожденческие портреты. У меня почему и получилась такая серия, что я беру крупное лицо человека и пейзаж небольшой, как это и было у некоторых мастеров Возрождения.

Е: Кузьма ПЕТРОВ-ВОДКИН, Наталья ГОНЧАРОВА, Амедео МОДИЛЬЯНИ.

Конечно, такой подход — возвращать человека к прекрасному, предлагать картины для эмоционального сопереживания, изображать красоту мира — зачастую скептически подвергается критике, поскольку в современном обществе представления о красоте крайне разнообразны. Для кого-то это барочные виньетки с позолотой повсюду, для кого-то — парение мусорного пакета или мёртвый голубь а-ля «Красота по-американски». А тропинка погружения во внутренний мир человека вообще зачастую приводит к страшным и драматическим открытиям. Но поскольку «Ловцы эмоций» как алармисты уже не первый год требуют обратить внимание на добрые стороны человеческих взаимоотношений, то, конечно, стоит поразмышлять над этим феноменом.

Маленький человек

После просмотра портретов, представленных на выставке, попробуем описать, каким же предстаёт этот внутренний мир современного человека в глазах художника.

Безусловным открытием выставки можно назвать серию портретов Ирины Верпета — крупные фигуры людей на еле обозначенном фоне, иногда в полный рост, выполненные в слегка небрежной (с точки зрения портретной точности) манере, как бы в стиле уличного рисунка, в сутолоке людей в залах способны сойти за посетителей выставки. Что касается эмоционального мира, то, например, в работе «Автопортрет» художница предстаёт в меланхолично-мечтательном состоянии с телефоном в руках — если вспомнить всё то же Возрождение, то там меланхолический настрой связывался с разочарованием в научных и технических достижениях человечества, меланхолия же современного человека навеяна мобильными коммуникациями.

JR

JR

Жанровые картинки и портреты Елены Лихацкой представляют персонажей с юмором: художница утрирует и гипертрофирует украшения, одежды, аксессуары, в результате чего персонажи выглядят не реалистично, а картинно демонстрирующими одновременно и широкую душу, и свою по-доброму нелепость. Например, среди её работ также присутствует автопортрет («Ловцы эмоций», видимо, наследуют стремление постимпрессионистов к самоанализу), где представлена дивчина в цветастых одеждах, а цвета здесь, конечно же, раскрывают яркий и многоцветный внутренний мир персонажа.

Показателен и портрет официантки приморского кафе, застрявшей с немытой посудой посреди столиков, с которых ей ещё предстоит убирать; перед нами мечтательная особа, задумавшаяся о морях посреди кутерьмы повседневности, — сплошные эмоции!

У Александра Левченко персонажи тоже мечтатели, живущие посреди кривых заборов, одетые в простые деревенские штаны и рубахи, но с душой нараспашку, влекущиеся ввысь.

На картинах же Александра Сурикова можно встретить более сложных личностей с двойными лицами, тянущихся к низменной эстетике, в чём проскальзывает доля хулиганства.

В конечном счёте человек, каким он предстаёт на портретах молодых красноярских художников, — это мечтатель, который либо находит минутку посреди повседневных забот для того, чтобы подумать о чём-то большем, либо наивно, не стесняясь насмешек, распахивает свою душу окружающим. Интересно, что при этом большинство молодых красноярских авторов тяготеет к эстетике примитивизма — видимо, это самая понятная и законная тропинка отступления от традиций реалистической школы живописи.

Лицо современности

Поскольку идея кураторов проекта была связана с надеждой изменить эмоциональный настрой зрителей, которым и предлагается быть более чуткими друг к другу, то сразу возникло подозрение, что послание авторов вряд ли дойдёт до потенциальной аудитории (выставка презентовалась узкому кругу посетителей Дома художников). И всплыл вопрос: а есть ли в современном искусстве другие примеры, когда портретами пытаются изменить мир? И уже применительно к красноярскому искусству: если у нас доминируют наивные примитивистские портреты, то какие ещё типы портретов востребованы сегодня?

Жанр портрета в современном искусстве продолжает встречаться. Но, как недавно говорил один немец, приезжавший в Красноярск, нельзя сегодня рисовать так, будто экспрессионизма, аванграда, ломающего и схематизирующего человеческие фигуры и лица, не существовало. Поэтому современный портрет всегда предполагает некую концептуальную основу.

Автор — Чак Клоуз

Автор — Чак Клоуз

Широкую известность сегодня уже получил гиперреализм или фотореализм, который стремился к фотографически точному воспроизведению портретных черт, вступая в соревнование в искусности с фототехникой (например, портреты Чака КЛОУЗА). Другой пример – предельный натурализм Люсьена ФРОЙДА, подчеркивающий буйство плоти (как у фигур РУБЕНСА). Правда, плоти и материальности, придавливающей человека к низам. А в рамках Красноярской биеннале как-то демонстрировались работы российского автора Владимира ПОТАПОВА, где вроде бы реалистические изображения на самом деле представляли собой наложение слоёв стекла с разными фрагментами рисунка, из которых он в конечном счёте и собирался.

Один из самых впечатляющих примеров донесения антропологических ценностей с помощью портретного искусства — фото-граффити JR-а, который занимается тем, что выставляет огромные фотографические постеры с портретами людей на улицах многих городов мира. Так стены домов, заборы, дороги обретают глаза и лица, а огромное количество людей действительно вовлекается в процесс создания и наблюдения искусства, которое, возможно, действительно в чём-то меняет их жизнь.

Александра СИТНИКОВА