Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2010

За образованием в Сибирь вряд ли поедут англичане. Зато Средняя Азия…

Не нужно быть специалистом в области демографии, чтобы представить себе картину Красноярского края без молодёжи – с полупустыми аудиториями, затихшими коридорами университетов... А нехватка человеческого капитала в скором времени приводит к нехватке капитала экономического. Поэтому сейчас как нельзя более своевременно обратить внимание на перспективы, которые может дать СФУ – не только как образовательное учреждение, но и как демографический регулятор. О первых опорах закладываемого «образовательного моста» рассказывает директор Центра ШОС и АТР Сибирского федерального университета Андрей Анатольевич УЖВА.

Крупные вузы исконно являлись своего рода «дверью» для жителей других областей, государств, желающих получать более качественное образование вне своей родины. Часть молодых людей «оседали» в регионе, давшем им возможность выучиться и получить специальность. В нашем крае Сибирский федеральный университет является фактически единственным вузом, располагающим необходимой инфраструктурой, образовательной базой и научно-производственными связями для привлечения иностранных абитуриентов, ищущих возможность получения престижного высшего образования и профильной специальности. Проблема в том, что в силу ряда причин территориально-географического характера Сибирь вряд ли способна удержать свежеиспечённого европейского или американского специалиста, да и уровень развития производства вкупе с уровнем жизни не позволят. Добавим сюда возможные лингвистические затруднения, социокультурные различия (такую модную сейчас «ментальность»), и картина будет полной: на настоящем этапе уровень заинтересованности в получении рабочего места в крае у данной категории лиц практически нулевая.

Другое дело — абитуриенты из государств Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Поток китайских студентов, желающих изучать русский язык, не иссякает год от года, и это при том, что большинство из них учатся на контрактной основе. Часть ребят уже сейчас намерены после получения знаний по русскому языку остаться в университете на других факультетах.

Ситуация с набором студентов из бывших союзных республик несколько иная. На протяжении двух лет в университете проводится планомерная работа по увеличению набора студентов из стран Центральной Азии. Благодаря имеющимся межправительственным договорённостям, абитуриенты из ряда государств имеют возможность поступать на общих основаниях и обучаться в университете на бюджетной основе. Метод отбора в форме проведения олимпиад среди абитуриентов даёт возможность отобрать лучших из числа выпускников центрально-азиатских школ для поступления в СФУ на технические специальности. Он хорошо зарекомендовал себя в прошлом учебном году в Кыргызстане, что позволяет аналогичным образом организовать работу со школами Таджикистана и Казахстана в этом году.

Студенты СФУ из Киргизии

Направление работы именно с Центральной Азией является приоритетным на настоящий момент. Здесь наиболее востребованы именно технические специальности, молодёжь не требуется дополнительно обучать русскому языку, и в бывших советских республиках сильны социокультурные связи с Россией.

Значительный процент перспективных молодых людей из этих стран готовы в перспективе получить российское гражданство и остаться в регионе.

Таким образом, в перспективе СФУ сможет обеспечивать край не низкопробными рабочими, приехавшими сюда от безысходности, а прошедшими отбор специалистами. Впрочем, резко форсировать процесс «учебной миграции» не удастся, так как набор учащихся не может опережать создание инфраструктуры, а ожидать гиперактивных инвестиционных вливаний в сферу образования, конечно, можно, но оставляя место здоровому скептицизму.

На настоящий момент СФУ может выступать своего рода опытной площадкой для оттачивания технологии «учебной миграции». Уже к началу работы приёмных комиссий планируется втрое увеличить количество поступающих в университет русскоговорящих студентов из Киргизии, Таджикистана и Казахстана.

Соб. инф

.