Крупные вузы исконно являлись своего рода «дверью» для жителей других областей, государств, желающих получать более качественное образование вне своей родины. Часть молодых людей «оседали» в регионе, давшем им возможность выучиться и получить специальность. В нашем крае Сибирский федеральный университет является фактически единственным вузом, располагающим необходимой инфраструктурой, образовательной базой и научно-производственными связями для привлечения иностранных абитуриентов, ищущих возможность получения престижного высшего образования и профильной специальности. Проблема в том, что в силу ряда причин территориально-географического характера Сибирь вряд ли способна удержать свежеиспечённого европейского или американского специалиста, да и уровень развития производства вкупе с уровнем жизни не позволят. Добавим сюда возможные лингвистические затруднения, социокультурные различия (такую модную сейчас «ментальность»), и картина будет полной: на настоящем этапе уровень заинтересованности в получении рабочего места в крае у данной категории лиц практически нулевая.
Другое дело — абитуриенты из государств Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Поток китайских студентов, желающих изучать русский язык, не иссякает год от года, и это при том, что большинство из них учатся на контрактной основе. Часть ребят уже сейчас намерены после получения знаний по русскому языку остаться в университете на других факультетах.
Ситуация с набором студентов из бывших союзных республик несколько иная. На протяжении двух лет в университете проводится планомерная работа по увеличению набора студентов из стран Центральной Азии. Благодаря имеющимся межправительственным договорённостям, абитуриенты из ряда государств имеют возможность поступать на общих основаниях и обучаться в университете на бюджетной основе. Метод отбора в форме проведения олимпиад среди абитуриентов даёт возможность отобрать лучших из числа выпускников центрально-азиатских школ для поступления в СФУ на технические специальности. Он хорошо зарекомендовал себя в прошлом учебном году в Кыргызстане, что позволяет аналогичным образом организовать работу со школами Таджикистана и Казахстана в этом году.
Студенты СФУ из Киргизии
Направление работы именно с Центральной Азией является приоритетным на настоящий момент. Здесь наиболее востребованы именно технические специальности, молодёжь не требуется дополнительно обучать русскому языку, и в бывших советских республиках сильны социокультурные связи с Россией.
Значительный процент перспективных молодых людей из этих стран готовы в перспективе получить российское гражданство и остаться в регионе.
Таким образом, в перспективе СФУ сможет обеспечивать край не низкопробными рабочими, приехавшими сюда от безысходности, а прошедшими отбор специалистами. Впрочем, резко форсировать процесс «учебной миграции» не удастся, так как набор учащихся не может опережать создание инфраструктуры, а ожидать гиперактивных инвестиционных вливаний в сферу образования, конечно, можно, но оставляя место здоровому скептицизму.
На настоящий момент СФУ может выступать своего рода опытной площадкой для оттачивания технологии «учебной миграции». Уже к началу работы приёмных комиссий планируется втрое увеличить количество поступающих в университет русскоговорящих студентов из Киргизии, Таджикистана и Казахстана.
Соб. инф.