Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2014 г.

Открытая школа городских изменений

Красноярская ярмарка книжной культуры, восьмая по счёту, своей темой в этом году избрала «Город, в котором МОЖНО» — слоган, который в свою очередь апеллировал к идее французских ситуационистов: «Выйдем на улицы, вернём себе город».

Организаторы ярмарки призвали город хотя бы поучаствовать в его изменениях, ощутить сопричастность: увидеть путь к городу, в котором МОЖНО жить так, как хочешь. Поэтому одной из частей урбанистического направления стала «Открытая школа городских изменений» — это начавшийся за 4 дня до ярмарки практикум и несколько презентаций и лекций для посетителей МВДЦ «Сибирь». Школа действовала как дискуссионная площадка с темами «Городская жизнь как ресурс», «Коммуникация и социальный дизайн», «Нишевые городские проекты», «Архитектура и качество среды».

Открытая школа городских изменений — это российские и зарубежные эксперты и почти сто участников, среди которых 21 человек из Польши, Венгрии, Армении, Германии. Вместе они попытались разработать проекты, направленные на улучшение городской среды Красноярска от «закрытых» пространств до площадей.

Комментарий организатора

Елена БОБРОВСКАЯ, директор КМО «ИНТЕРРА»: «Мы хотели инициировать сотрудничество людей из разных сфер, потому что считаем, что будущее за действительным объединением людей. Дело развития города — это дело тех, кто заинтересован в апробации новых технологий, дело родителей, жителей микрорайона, дело всего сообщества. Каждая из групп школы на своей площадке разрабатывала проекты. Получились очень разные идеи, очень разноплановые, где-то это больше запуск общественного движения, где-то это очень конкретная работа на конкретной точке в городе, где-то это проект дизайнерский, ландшафтно-архитектурный и социальный, а где-то — просто событийная идея».

Можно ОБЩАТЬСЯ

Комментарий эксперта

Кристиан ПАГ, профессор Школы бизнеса Копенгагена, основатель Агентства культурного дизайна UiWE (Дания): «Нужно бороться с бессмысленными пространствами, нужно понимать, что город — это не какие-то отдельные места, а взаимодействие мест, зон. Для изменения города нужно выявить основные точки, которые люди затрагивают в своей повседневности, и выстроить связи между ними; но это сделает жизнь более увлекательной».

Пример проекта, изменившего город

На старой пивоварне Carlsberg парковку превратили в место для общения — к крыше парковки приделали 3200 верёвок (в общей сложности 60 километров), сделав пространство общественным. Это создало простор для действий — люди приходили, чтобы лазить по канатам, делать качели, ходить между ними — как в лесу, и махать друг другу. По словам Пага, здесь учли и морской контекст Дании: «Мы привыкли отправлять корабли и на прощание махать рукой». Простота в дизайне, гибкость конструкции, возможность индивидуального контакта вызвали большой отклик у местных жителей.

Тренинг (игра) по моделированию возможностей, ограничений и межсекторальному взаимодействию (фото Георгия ГОЛОСОВА)

Тренинг (игра) по моделированию возможностей, ограничений и межсекторальному взаимодействию (фото Георгия ГОЛОСОВА)

Проект «АВТОПОРТ» от участников школы

Проект объединяет 12 точек Красноярска. Из них выбрали, по словам участников, «пульсирующую рану на теле города» — Главный Автовокзал (ул. Аэровокзальная, 22), исходя из острой необходимости изменить это пространство. Что мешает этому пространству быть дружелюбным, удобным и полезным? Во-первых, непривлекательность вокзала — там не хочется находиться. Во-вторых, опасность пространства, переполненность окружающей зоны автомобилями — на всех подступах располагается хаотичная парковка, пересекать которую страшно. В самом здании вокзала плохая навигация — участники школы, приехавшие из Берлина, даже сняли короткий видеоролик о невозможности ориентироваться внутри вокзала, пространство вызывает одни вопросы и не даёт ответов. Также на вокзале неудобно хранить и транспортировать багаж — плитка на улице испорчена, машины загораживают проходы. «Бабушка стоит посреди зала и плачет, потому что не может найти выход к платформе — это обычная ситуация», — поделились своими наблюдениями участники, четыре дня прорабатывающие тему. Ждать автобусы просто негде — рядом в парковой зоне нет скамеек, внутри находиться неприятно,
и повсюду людей преследуют запрещающие знаки: «Нельзя ставить сумки».

Но тема школы — «Город, в котором МОЖНО». Поэтому первым и самым главным решением было изменить подход к восприятию не только вокзала, но и территории вокруг. Всё пространство разделили на три зоны: непосредственно автовокзал, бывшее здание аэропорта, где сейчас находится супермаркет, и парк рядом. Предполагается объединить эти зоны в одну и сделать общее безопасное, комфортное место, с лёгкой проходимостью и доступностью. За границей уже давно принято обустраивать такие места, делать их более комфортными для пешеходов.

Участники группы проконсультировались с датскими экспертами, занимающимися исследованиями движения городских потоков, и пришли к выводу, давно витающему в воздухе: остановку, которая раньше находилась ближе к автовокзалу, а затем была перенесена, необходимо вернуть обратно — так увеличивается проходимость и, что важнее, гораздо удобнее посетителям вокзала.

Удивительно, что изначально в здании сегодняшнего супермаркета находился аэровокзал, то есть было всё, предназначенное для нужд пассажиров: высокие потолки, места ожидания, удобные помещения. Поэтому решение вернуть ему аутентичные функции кажется очевидным.

По словам участников школы, такой проект будет выгоден не только людям, но и бизнесу (в дружелюбной среде люди лучше покупают), и муниципалитету.

Немаловажно учесть навигацию — сегодня на автовокзале недостаточно знаков, нет информации об автобусах и маршрутах, нет карт. Даже кассы не подписаны, на стеклах есть только порядковые номера. Предполагается поставить информационные стенды и наметить на потолках направляющие линии (красную, зелёную, синюю) для того, чтобы перенаправить потоки людей, сделав передвижение по вокзалу интуитивным.

(P.S. По промежуточным итогам обсуждения генплана Красноярска вообще предусмотрен перенос автовокзала в район путепровода на улицу Авиаторов. — информация на 4.11.2014).

Можно ДВИГАТЬСЯ

Комментарий эксперта

Кристоффер ВАЙС, архитектор и философ архитектуры (Дания): «Классическое общественное пространство — это некая сцена, где люди на виду, передвигаются, общаются. Так что двигаться в городе — значит, видеть других людей и быть видимым другими людьми. Сейчас всё изменил транспорт. Необходимость передвигаться находится в противоречии с городом как общественным пространством. Главное место в городе теперь — улицы, где ездят машины. И город воспринимается как машина. Существует потребность делать дополнительные общественные пространства — допустим, вместо каких-то промышленных единиц».

Пример проекта, изменившего город

Парк Хай-Лайн в Нью-Йорке был сделан из старой железнодорожной ветки, поднятой над землёй. Её эксплуатация прекратилась в 1980-е годы, ветку хотели снести, но у местных жителей возникла идея превратить её в парк. Он работает с 2009 года, и в Нью-Йорке появилось место, из которого можно по-другому наслаждаться городом.

Проект «ДВИЖЕНИЕ» от участников школы

Город утопает в пробках, неудобных развязках, невозможности существовать пешеходу. Участники школы провели анализ проблем и получили настолько исчерпывающую картину, что подошли к решению с точки зрения системного подхода. Итогом стал проект PR-кампании, с которой нужно выйти на улицы и рассказывать людям о возможных путях решений, о том опыте, который уже выработан во многих западных городах, имеющих схожее число населения и климат. Отличными примерами здесь могут служить города Дании и Нидерландов.

Хорошим выходом, давно взятым там на вооружение, становится автомобильный обмен, пользование одной машиной несколькими семьями, возможность попутчиков. Также, чтобы разгрузить дороги, было предложено развивать паромы — сделать остановки через каждые 500-1000 метров, регулярные перевозки, удобные причалы и навигацию. По словам участников, река для города — не только мощный символ, но и возможность сделать транспортную систему более совершенной.

Набирающее силу в последние годы велосипедное движение до сих пор сталкивается в России, тем более в Красноярске, с проблемами, а неподходящие, казалось бы, климатические условия делают этот вид транспорта невозможным. Но если посмотреть на опыт северных друзей, там катаются на велосипедах круглый год, достаточно предоставить человеку эту возможность: поставить велопарковки, выделить отдельные дорожки.

Неудобство транспортной системы усиливается отсутствием навигации. Значит, должен быть выработан единый стиль для всех видов транспорта, сделаны карты, установлены знаки. По мнению участников, необходимо распределить потоки движения, убрать карманы для автобусов (давно доказано, что это лишь тормозит движение), сделать выделенные полосы для общественного транспорта. Итогом таких преобразований должны стать улучшение условий для пешеходов, тротуары, знаки.

Участниками был разработан логотип акции и сделаны первые шаги по её реализации — ребята вышли на улицы города и рассказывали о своих выводах.

Можно ТВОРИТЬ

Комментарий эксперта

Ирина ДУШКОВА, менеджер, продюсер и организатор международных арт-проектов (Финляндия): «Заниматься творчеством в городе — значит, заниматься развитием идей. Это должно быть доступно не только молодым, активным и здоровым людям, но и вообще всем. Люди должны выходить на улицу и делать что-то для других».

Пример проекта, изменившего город

В День города в Хельсинки был организован обед под открытым небом для тысячи человек — установили столы и лавки, каждый зарегистрировавшийся принёс с собой еду с таким расчётом, чтобы поделиться ею с соседями. После этого жители города стали жаловаться, что не попали в тысячу человек, поэтому были организованы ещё обеды, и каждый человек мог просто вынести во двор стулья и познакомиться с интересными людьми, разделить с ними праздник.

Ещё одним примером подобного творческого взаимодействия может служить «Ресторанный день» — всемирный проект, популярный уже и среди красноярцев. Он проходит два (в некоторых странах — четыре) раза в год и даёт возможность любому желающему на день «открыть собственный ресторан» и накормить гостей. В Красноярске подобные дни проводятся в парке Культурного пространства «Каменка» (улица Павлова)и привлекают большое количество людей. Кстати, очередной ресторанный день прошёл совсем недавно, 15 ноября.

Проект «ДЕНЬ ГОРОЖАНИНА» от участников школы

Город — это, прежде всего, люди. Участники выяснили, что День города Хельсинки и День города Красноярска проводятся одновременно — 12 июня, и потому было решено установить «взаимообмен идеями». В Хельсинки жители города в этот день идут утром в мэрию, пьют там чай, потом посещают музеи, театры и другие культурные места, которые в этот день открыты для всех желающих, и затем смотрят на фейерверк. Недавно там была введена традиция совместных обедов — именно этот опыт было решено передать нашему городу.

День города в Красноярске — это карнавал, музыка, фейерверк, а в «городе, в котором можно» — это может быть ещё и расширенная программа событий для семей. То есть это день, который делают сами горожане. Именно в этом заключается принципиальное отличие. Среди мероприятий — ужин под открытым небом. После изучения города было решено, что самое подходящее для этого действия место — Виноградовский мост, соединяющий Стрелку и остров Татышев. По всей длине моста предполагается установить столы и стулья, и любой желающий может принести с собой еду и угостить ею других. Ещё подразумевается площадка по реставрации мебели, которую можно будет использовать тут же для обеда. Также участники школы хотят привить горожанам навык сортировки мусора и сделать это естественной потребностью.

Цель таких преобразований — консолидация горожан в общественных пространствах, то есть изменение мышления, новый взгляд на старые события, которые были заранее кем-то организованы. Теперь каждый житель города сможет внести в них что-то своё. Кроме того, предполагается провести телемост Красноярск-Хельсинки и подружиться городами.

Такой день планируется провести уже в 2015 году, предварив его рекламой, распространением информации и «пилотными» совместными ужинами, которые будут проходить раз в месяц семь раз подряд, чтобы внедрить новый формат досуга в повседневность.

Можно ДЕТЯМ

Комментарий эксперта

Мария ВЕЙЦ, независимый исследователь, социолог, куратор (Россия): «Я настаиваю на более активной позиции: не «можно детям», а «дети могут». Мы не привыкли, что дети являются активными участниками городского пространства. Они хотят безопасности, открытости, доступности, возможности играть и общаться, участвовать в жизни сообщества, быть ближе к природе, узнавать новое и переживать приключения. Исследования показали, что дети более счастливы в так называемых неблагополучных странах, например в Бразилии, где они свободно играют на улицах, и их воспринимают частью пространства.

Просто построить детские площадки недостаточно — они ещё должны быть нетипичными, чтобы дети могли каждый день проявлять себя по-разному».

Пример проекта, изменившего город

Детские площадки, которые делают архитекторы датского бюро Monstrum, функциональны, безопасны (экологичны) и имеют отличный дизайн. Они уникальны тем, что дети заранее не знают, как ими пользоваться, перед этим они должны исследовать всё пространство. В парке Горького в Москве подобная площадка представляет собой гигантского осьминога, который подбирается к тонущему океанскому лайнеру.

Проект «ШКОЛА № 89» от участников школы

Желание изменить что-то в жизни детей в городе вылилось в преображение конкретного пространства — общеобразовательной школы № 89. Оценив ситуацию, участники пришли к выводу, что в школе (и это является типичным) очень низкое качество рекреационных зон и вообще нет зонирования — не понятно, где должно быть тихо, а где может быть шумно; неэффективно используется территория или у неё устаревший дизайн.

Поэтому первые преобразования, которые предполагается внести, связаны с зонами вокруг школы. Сейчас пришкольный участок имеет унылый вид — серые стены школы встречают учеников каждый день. Это можно изменить, позволив детям разукрасить эти стены, пригласив художников для мастер-классов, разрешив использовать эту территорию как свободную. Пришкольная зона должна быть превращена в зону отдыха, где можно установить сцену, что не только развлекательно, но и полезно: можно читать пьесы и проводить некоторые занятия на свежем воздухе. Из внутреннего дворика можно сделать каток, огородив небольшой кусок земли забором, установить вокруг арт-объекты и превратить мёртвый угол в место, где можно встречаться с другими детьми, приходить с друзьями и родителями.

Одно из центральных преобразований, которое было предложено — улучшение холла школы, где сейчас нет даже сидений. Тема изменений — «джунгли», поэтому в оформлении школы появляется огромный жираф, чье тело проходит через все этажи здания. Внутри холла можно установить свисающие с потолка лианы, чтобы разделить его на зоны. Голова жирафа станет домиком на дереве, где дети смогут отдохнуть, покачаться на качелях, разнообразить свой досуг.

Проведя четыре дня на месте предполагаемых изменений, участники школы предложили преобразовать и пространство перед библио­текой, сейчас оформленное только цветами. Оно будет разделено на три зоны: зона спокойного отдыха (диваны и подушки сошьют девочки на уроках

Проект пространства перед библиотекой школы №89

Проект пространства перед библиотекой школы №89

технологии), зона интеллектуальных игр — гигантская доска для игры в шахматы или шашки позволит старшим детям учить младших (фигуры сделают мальчики на уроках технологии). И также сделанная своими руками третья зона, где будут установлены тумбы, на которых можно сидеть и которые можно использовать как шкаф для книг, принесённых из дома.

Цель проекта — сформировать другое отношение к школьному образованию, повлиять на восприятие школы — сделать это место более доступным и желанным для посещения детьми. Конкретные решения уже приняты — директор школы заверила, что скоро можно будет увидеть изменения.

***

Надо отметить, что работа «Открытой школы городских изменений» не прекращается, это долгосрочный проект. Подводя итог, Елена Бобровская пригласила всех горожан к сотрудничеству: «Проводя эту Школу в рамках Красноярской ярмарки книжной культуры, мы хотели не только привезти специалистов, но придумать реальные проекты для Красноярска и сделать так, чтобы в городе после всего этого что-то осталось».

Получить информацию и присоединиться к школе можно в группе «Вконтакте» vk.com/oshgy

Олеся ПОЗДНЯКОВА