Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2010

Мигранты были, есть и будут

Сначала вы просто выходите с ребёнком гулять во двор и обнаруживаете, что его постоянными товарищами по играм оказывается целая ватага нерусских ребятишек. Которые как-то всегда активнее и ловчее – может, потому что предоставлены сами себе? Потом вы замечаете, что половина водителей и кондукторов маршруток, на которых ежедневно ездите, — азиаты. Но громом среди ясного неба становится известие, что ваша старшая дочь всерьёз встречается с выходцем с Кавказа. И теперь вам ещё вместе с ней приходится скрывать это от мужа, потому что если он узнает…

Тут вам приходит в голову, что проблема давно уже вышла за рамки бытового уровня. Она актуальна, глобальна и «геополитична». И вам хочется понять её, начиная с общих мест и оснований. Именно поэтому мы беседуем со старшим преподавателем кафедры социально-политических теорий Института экономики, управления и природопользования СФУ Сергеем Зигмасовичем СТАКУТИСОМ, изучающим миграционные процессы как серьёзный фактор геополитической стабильности. Или нестабильности.

— Тема Вашей диссертации — «Этнонациональные аспекты геополитической безопасности». И в ней Вы доказываете, что миграция напрямую увязана с мирным или конфликтным сосуществованием государств. То есть она может быть опасна?

— Миграция несёт потенциальную опасность. Всё зависит от политики, которую проводит государство. Миграцию можно направить во благо страны. Но она может быть чревата и серьёзными последствиями. Наиболее яркий пример последнего – проблема с Косово. Как там получилось? После окончания Второй мировой войны Тито разрешил приехать на территорию Югославии около 40 тысячам албанцев.

— Зачем?

— Страну надо было восстанавливать, отстраивать… И эти мигранты стали селиться в провинции Косово. Сербы их встретили, как братьев, предоставили жильё; мигранты обосновались. Но в период развала социалистической системы в Восточной Европе в самой Албании, и без того беднейшей в Европе, к власти пришло правительство Сали Бериши, сделавшее нечто подобное нашим финансовым пирамидам, только там это исходило от самого руководства страны. А когда оно объявило себя банкротом, более 90% албанцев, доверивших правительству свои сбережения, лишились всего. В стране разразился страшный кризис. Толпы беженцев ринулись из страны в близлежащие государства, в том числе «к своим» в Косово. Получилось так, что масса албанцев здесь достигла какого-то критического уровня, и они запросили независимость.

— Чем это закончилось, мы знаем. Но не означает ли это, что изначально не нужно было впускать мигрантов?

— Нет, не думаю. Косово – проблема геополитическая. Идёт борьба за контроль над римлендом. Это не сами косовары до этого дошли, им помогли… Нечто подобное произошло и на Кипре. Долгое время на севере острова селились турки, а в 1974 году эта часть была оккупирована Турцией под предлогом защиты соотечественников. Появилась непризнанная республика. Но применение силы — это одна сторона процесса. Сейчас в мире чаще происходит экономическая экспансия. Взять Китай; чтобы выйти на уровень Запада, ему потребуются природные ресурсы. Там выдвинут тезис «демографического империализма». При этом сами китайцы, в частности, У. Гогуан и Ван Чжаоцзюн, авторы идеи, пишут, что любой стране мира будет угрожать крах, если хотя бы 10 процентов китайцев устремятся за пределы своей страны (кстати, на территории России нелегально проживают около 2 миллионов китайцев). Процесс миграции и межнациональных отношений нужно всегда держать в русле, контролировать его и умело управлять. И надо понимать, что зачастую сепаратизм — единственный видимый меньшинством способ сохранения этнокультурной идентичности.

— В мире 170 млн мигрантов. В России пик миграции был с 1991 по 2000 год, когда рухнул Советский Союз, и в Россию из стран СНГ въехало 7 млн человек, причём 80% из въехавших – натурализовались, то есть осели здесь, получили гражданство. Вообще по статистике мы третьи после США и Германии по числу принимаемых мигрантов. Какие страны также испытывают их серьёзный приток?

— Есть традиционная миграция. Например, во Францию едут из бывших французских колоний; это Алжир, Северная Африка. В Германию традиционно переселяются турки. Есть мигранты первого поколения, второго и третьего. Первое поколение — те, кто только приехал; они находятся в очень сложной экономической и психологической ситуации. Их дети – уже мигранты второго поколения обеспечивают связи родителей с обществом. Но они остаются маргиналами, и у них тоже очень много своих специфических проблем. Ассимилироваться может только третье поколение мигрантов, дети детей.

— Европа с её уровнем жизни должна быть очень привлекательна для поселения. Она терпима к приезжим?

— В либеральной Европе сейчас происходят интересные подвижки в этом отношении, рост ксенофобии наблюдается очень серьёзный. Многие страны меняют законодательство, ужесточают миграционную политику. Взять Швейцарию — куда уж спокойнее страна. Но в год там случается около 40 поджогов на почве отношения к мигрантам. В 90-е годы во Франции на выборах 15% набрал Ж.М. Ле Пен – националист, выступающий за политику противодействия мигрантам. В Австрии в 1999 году победила партия свободы (Й. Хайдер), проповедующая идеи чистоты нации. Дания приняла ряд законопроектов, ограничивающих миграцию; эта страна превращается в бастион респектабельного национализма.

— Что вызывает такую реакцию толерантной Европы? Мигранты агрессивны, не поддаются культурной ассимиляции?

— Скажем так: мигранты —люди пассионарные. Не каждый может сняться, переехать в другую страну и начать там жизнь заново. В отличие от «ленивого» местного населения. И потому это население относится к пришельцам ревниво, настороженно. Как это было у нас в России в 90-е? Приезжают беженцы в российское село. И начинают разгружать контейнеры с вещами. Для деревенских жителей они — богачи; которые дальше начинают обустраиваться: проводят газ, электричество… И это отношение к чужакам («ишь как развернулись!») ещё более усиливается.

То есть даже на мелком бытовом уровне – всё не просто. А если смотреть шире – там действительно немало проблем. Наша кафедра проводила исследование миграционных процессов, и почти все респонденты отмечают такие минусы от присутствия мигрантов, как рост преступности, развитие наркоторговли, увеличение числа заболеваний и др.

— Получается, отрицательное отношение к мигрантам возникает не на пустом месте?

— И всё-таки часто оно неоправданно. Я однажды ехал в маршрутке. Шофёр из Средней Азии. Подъезжаем к светофору, а там стоит крытая машина с солдатами. И вот этот шофёр роется в бардачке, достаёт пачку сигарет, открывает окно и бросает солдатам эту пачку. Я просто был в армии и знаю, что такое курево там. Меня этот случай поразил. И я считаю, что надо воспитывать у населения толерантное отношение к людям другой национальности. Взять простой пример — КВН. Хорошо сыграли казахи, абхазы… Согласитесь, меняется отношение к самим этим странам, и светлее становится. Ведь народ-то там, молодёжь — прекрасные.

Минусы миграции
>> Утечка капиталов
>> Демпинг на рынке товаров и услуг
>> Усиление стихийности
>> Массовые экономические нарушения

— А толерантностью не провоцируется потеря самоидентичности?

— Опыт зарубежных стран показывает, что слияния не происходит. И мигранты сохраняют свою культуру, и местные. Можно забыть свой язык, но бешбармак или кумыс остаются, это — память кожи. Процесс межнациональных отношений диалектичен. Одновременно происходит интеграция и дифференциация. Пообщавшись с человеком другой национальности, вы приходите домой и своим детям рассказываете сказки своего народа. Интересно, что по статистике 60% мигрантов-турков в Германии представления не имеют о стране, в которую въехали. А 80% мигрантов совершенно не интересуются тем, что происходит в Германии — только события в Турции их занимают.

— В мире в среднем 3% мигрантов. А есть ли какой-то критический процент «пришлых», которых может выдержать страна? Говорят, Красноярскому краю в ближайшие годы потребуется до 10-20% мигрантов.

— Такого условного критического процента нет. Пока государство может переварить, обустроить мигрантов, создать им благоприятные условия — всё будет нормально. Америка вообще считает себя страной мигрантов. Но все проблемы не решило даже американское общество, несмотря на то, что взяло такую линию. Долгое время там была популярна теория плавильного котла. То есть человек любой нации, попадая в Америку, как бы переплавляется здесь и становится американцем. Но сейчас американские социологи признают, что этого не получилось, и выдвигают другую концепцию – винегрета. Издалека вроде единое, а присмотришься — куски-то разные…

— Можно ли считать первую волну прибывших в Россию из стран СНГ, о которой Вы говорили, — мигрантами? Это были скорее соотечественники…

— Статусы могут быть разные — и беженцы, и вынужденные переселенцы, но всё это мигранты. Действительно, когда развалился Советский Союз, возник так называемый «русский вопрос». В странах СНГ осталось около 30 миллионов наших соотечественников. Их либо выживали, либо просто обстановка была тревожная, некомфортная – и многие хотели уехать в Россию. Но здесь их никто не ждал, им не могли помочь. Поэтому приехало только 20-25%. А кто там остался — они уже не хотят уезжать, махнули рукой на бывшую родину… И это тоже неприятный момент.

— Сейчас большинство мигрантов едут на временные заработки. И насколько можно судить по различным сообщениям, самая серьёзная проблема с ними — отсутствие регистрации. Чем так страшна нелегальность?

— Неконтролируемостью, неуправляемостью. Что влечёт за собой массу проблем: теневой рынок рабочей силы, коррупция, низкое качество продукции и услуг. Поэтому был принят закон, по которому бизнесмен, взявший на работу нелегала, может быть оштрафован на очень крупную сумму — до 800 тыс. рублей.

— Мы говорим о неприятных сторонах миграции. А какие у неё плюсы?

— Возьмите Америку. Там треть всех нобелевских лауреатов — мигранты. И четверть членов национальной академии наук — тоже мигранты. Во Франции 70% видных спортсменов и 60% артистов на телевидении — мигранты. Если взять нашу историю — Пётр Первый, Екатерина Вторая опирались на мигрантов. В Арабском халифате неарабы, принявшие ислам, занимали очень важные должности советников. И сегодня в России плюсов миграции много можно найти. То же создание новых рабочих мест.

— В их магазинах работают наши продавщицы…

— Кроме того, мигранты заполняют невостребованные трудовые ниши. В Москве это особенно видно: москвичи уже не пойдут подметать улицу или плитку класть. Наконец, обмен культурными ценностями, пусть даже в нашем обществе потребление этих ценностей не очень велико. Так может больше об этом говорить?

Цель миграционной политики
>> Перевод миграционных потоков в контролируемое русло
>> Эффективное и умелое управление этими потоками
>> Сокращение нелегальной миграции >> Увеличение фискальной составляющей экономического эффекта от иммиграционной рабочей силы

— Пример с мигрантами в Америке для нас не очень подходящий — туда едут сливки человечества. У нас тоже говорится о том, что для оптимизации процесса миграции следует приглашать иностранную рабочую силу с высоким уровнем квалификации. Но чем её может привлечь, например, Красноярский край?

— Выгодными условиями труда, хорошей зарплатой, и приедет кто угодно. Красот хватает.

— В своём исследовании Вы говорите о том, что этнические конфликты нельзя ретушировать, скрывать от общественности, в противном случае они могут приобрести латентные формы. Но если о них рассказывать – получается раздувание конфликтов. У меня тоже есть своя история с шофёром, но противоположная вашей. Дело было летом, автобус забит, и водитель методично просит молодых люди подняться со ступенек от задней двери. Так он раза три-четыре попросил. А потом оба, и водитель, и кондуктор, выскочили из автобуса, отмутузили тех парней и, запыхавшиеся, вернулись «везти пассажиров дальше». Мы не привыкли, что это такие дикие формы может принять, когда внешне спокойно, а внутри кипит. Мы к этому не готовы, а они, наверное, и убить могут. И как такие случаи освещать?

— Я преподаю у будущих журналистов, и мы часто поднимаем этот вопрос. И практически все говорят о цензуре. Но на вопрос — кто будет этим заниматься? — ответа нет. Всё на совести журналистов. Их чутьё, профессиональная этика. Ну, а если вам нужно рассказать о нарушении общественного порядка, то может не стоит упирать на этничность?.. Игра на чувствах людей – весьма опасный способ достижения своих целей.

Дмитрий ФИЛЬКО

ГЛОССАРИЙ

Аккультурация — результат процесса взаимовлияния культур, восприятие людьми одной национальности культуры другой этнической общности
Анклав — территория компактного проживания иммигрантов
Апатриды — лица без гражданства
Бипатриды — лица, обладающие гражданством двух и более государств
Гастарбайтер (нем.) — гостевой рабочий
Ксенофобия — чрезмерная боязнь, нетерпимость к иностранцам и незнакомцам
Натурализация — принятие лица по его просьбе в гражданство или подданство какого-либо государства, сопровождающееся изучением языка и культуры, норм поведения доминирующего большинства населения
Сегрегация — политика и практика отделения, ограничения или запрещения совместного проживания, обучения различных расовых или этнических групп населения
Сеттльменты — концентрация этнических меньшинств в определённых местах проживания
Фронтальер — рабочий мигрант из приграничных районов