Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2015 г.

Полжизни за партой

Высшим образованием сегодня мало кого удивишь, но некоторые люди учатся всю жизнь — общество позволяет постоянно совершенствоваться в разных сферах знания. Сергей КОСТЫЛЕВ — историк, менеджер культуры, магистр истории искусств, а теперь ещё и аспирант — сам себя называет «жертвой системы непрерывного социокультурного образования». Мы решили поговорить с ним и узнать, зачем нужно получать все эти дипломы.


— Почему вы стали историком?

— В 90-м году после окончания школы встал вопрос, куда поступать. Я заканчивал профильный гуманитарный класс и выбирал из двух вариантов: юридический факультет КГУ и исторический факультет КГПИ. Истфак на тот момент считался очень престижным, там был достаточно высокий конкурс — 12 проходных баллов, мне удалось набрать 13. Но не этим мотивировалось моё поступление. История всегда мне импонировала, были интересны исторические факты, персоналии.

Я до сих пор удивляюсь: весь наш класс записался в краевую библиотеку, как только стало можно, в 16 лет (в 15 ещё не брали), и мы просиживали выходные за какими-то историческими источниками. Я уже тогда
изучал полное собрание законов Российской империи. Этих исторических книг даже не было в обычном каталоге, библиограф специально шифры выписывала, мне из книгохранилищ поднимали, и я всё это смотрел. Сейчас в разговоре со своими друзьями и коллегами я всегда отстаиваю то, что исторический факультет — это флагман гуманитарного образования края.

Поступая, мы, конечно, предполагали, что будем историками, но по квалификации — учителя истории и социально-политических дисциплин. Педагогика и история взаимоусиливали друг друга, плюс мы проходили педагогическую практику в школах. Эта старая образовательная парадигма сказалась на всей моей дальнейшей жизни. Я пошёл работать преподавателем на кафедру политологии Педагогического университета в 1995 году и отработал там несколько лет.

— Откуда появилась необходимость во втором высшем образовании?

— После работы в Педагогическом университете и на гуманитарной кафедре Медицинской академии мне предложили перейти на работу в управление начального профессионального образования администрации края. Подразделение было культурного профиля, поэтому я решил, что необходимо иметь специальное образование в области культуры и искусства, причём с менеджерской составляющей. При этом в 2004 году меня наградили Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ «За значительный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов». Вот с таким багажом я решил, что нужно переквалифицироваться и стать специалистом социо­культурного профиля.

Тогда я поступил на факультет искусствоведения и культурологии Красноярского государственного университета, квалификация — менеджер социально-культурной деятельности. Без сомнения, это дало мне определённую уверенность в том, чем я занимаюсь: в 2009 году я стал экспертом Главной аттестационной комиссии Министерства образования и науки Красноярского края. Наш учебно-методический центр профессионального образования прошёл аккредитацию как образовательное учреждение, я разрабатывал там ряд программ и был лектором.

— Но после этого вы оказались в магистратуре СФУ.

— Вроде я свыкся с мыслью, что образования мне уже хватит, но тенденции Болонского процесса, в котором Россия стала участвовать, не могли пройти мимо меня. Ещё когда я обучался на историческом факультете, вопросы культуры и искусства меня всегда волновали. История искусств как специальность — это была моя мечта, мой дипломный проект в 95-м году звучал так: «Византийские истоки творчества Феофана Грека». И меня пригласили в магистратуру по истории искусств. Поэтому я считаю, что всё, что делается — реализация того образовательного пути, который, видимо, тебе предначертан.

И вот я в числе 5 человек завершил магистратуру в 2014 году. Итогом магистратуры стали три статьи ВАК, стипендия Оксфордского Российского фонда, поездка в Дальневосточный федеральный университет по линии Благотворительного фонда В. Потанина…

— Аспирантура — уже другая ступень, научная. Она тоже не обошлась без дополнительных сфер знания?

— Сейчас я осваиваю программу по этике (заведующая кафедрой культурологии Гуманитарного института СФУ Наталья Петровна КОПЦЕВА рекомендовала меня в очную аспирантуру по программе «Этика» к доктору философских наук Елене Николаевне ВИКТОРУК в КГПУ). Это помогает раскрытию темы диссертационного исследования, которое продолжает магистерское, только с иного аспекта, с точки зрения морали и нравственных ценностей. Тема такая: «Особенности реализации этического потенциала арт-менеджмента в социокультурном образовательном пространстве». Звучит сложно, но, думаю, будет интересный результат этого исследования.

— В чём вы видите плюсы постоянного, даже непрерывного получения образования?

— С точки зрения формальной это даёт, прежде всего, уверенность на рынке труда. Когда за плечами определённый багаж знаний, компетенций, умений, плюс подкреплённый дипломами. Не секрет, что современная экономика конкурентна, поэтому необходимо отвечать на вызовы сегодняшней ситуации. Кроме того, ты приобретаешь богатый опыт общения, взаимодействия с другими людьми. Сейчас я тоже преподаю, и преподаваемые дисциплины качественнее проходят в этой новой для меня ситуации. Обучение позволяет изучить новые подходы: синергетический, семиотический, мы исследуем, что лучше для понимания той или иной ситуации.

— А что вы думаете о самообразовании?

— Сегодня говорят о том, что главное образование — самообразование, и я с этим полностью согласен. Даже если мы формально находимся в учебной аудитории — только самообразование. Все направления, которые я изучал, требуют большой самостоятельной работы.

— Ваши многосторонние познания востребованы?

— Недавно поступило предложение стать членом экспертного совета городского конкурса постеров «Я люблю Красноярск», инициированного мэром Красноярска. По итогам лучшие работы создадут визуальный образ города Красноярска. Также я эксперт Сибирского образовательного форума, масштабного ежегодного мероприятия.

— Каково это — учиться взрослому? Особенно, если преподаватели гораздо моложе…

— Когда я в 22 года стал преподавателем, студенты на заочном отделении были значительно старше меня, и я никаких комплексов по этому поводу не испытывал. Это естественный процесс для современной парадигмы образования, для современного постмодернистского общества, когда все друг у друга учатся. Я общаюсь со своими коллегами, профессорами, докторами, кандидатами наук, среди них не считается зазорным, например, что доктор наук получает ещё одно высшее образование или обучается в магистратуре. Сегодня знать всё невозможно, важно не знание само по себе, главная задача, на мой взгляд, заключается в создании уникальной образовательной творческой среды на занятиях, которая будет способствовать постижению предмета через самообразование, какой-то поиск.

— Посоветуете другим такой многоступенчатый образовательный путь?

— Долгое обучение можно интерпретировать и как недостаток, так что советовать ничего не буду. Но тем не менее первый выбор будущей профессии часто неосознанный, это больше выбор родителей. А позднее ты уже сознательно подходишь к выбору индивидуальной образовательной траектории. Соответственно, и больше мотивирован на получение знаний. В моей жизни есть примеры, когда я настаивал, чтобы мои друзья, знакомые получали второе высшее образование…

Блиц

Ваш возраст. Уже 42 года.

Вы — вечный студент?
Знаете, вечный студент — это тот, кто учится, но не заканчивает, так что это не про меня.

Место работы в настоящий момент. Заведующий организационно-методическим отделом Дома искусств.

Работа мечты. Руководитель проектного агентства в области искусства.

Стипендия (как «побочный» доход) обычно тратится на... Покупку литературы, оплату научных публикаций, досуг.

Три последних прочитанных книги. А. МОРУА «История Франции», П. ГНЕДИЧ «Мировое искусство», Ю. ХАБЕРМАС «Модерн — незавершённый проект».

Культурные мероприятия для души. Не только слушаю дома, но и очень люблю посещать концерты классической музыки. Люблю БЕТХОВЕНА, МОЦАРТА, ВИВАЛЬДИ. Недавно ходил на Национальный российский оркестр, ходим с женой слушать великолепного БАХА в Органный зал.

Любимый исторический деятель. Александр Невский, о нём можно сказать «выразитель земли русской».

Лучшее занятие в свободный вечер. Не скажу, что я прямо столбист, но в последнее время полюбили с друзьями ходить на Столбы, провожу там выходные.

Любимый памятник в Красноярске. Памятник Андрею ПОЗДЕЕВУ. Он необычен, интерактивен, организован в таком пространстве, что не взирает свысока, находится с каждым прохожим лицом к лицу, в толпе. Он как бы «мой», родной, я всегда, когда проезжаю или прохожу мимо, смотрю на него, могу с ним внутренний диалог выстроить.

Олеся ПОЗДНЯКОВА