Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2015 г.

Уже год учусь дистанционно

Примерно в 2009 году мы с коллегой посещали курсы повышения квалификации по образовательным технологиям. Там нам «забросили» идею о том, что в скором времени живые лекции в университете будут не важны, поскольку их можно спокойно записать на видео, которое студенты смогут смотреть дома. А реальные встречи будут нужны только для обсуждения самостоятельных работ, возникших вопросов. И вот некоторые образовательные институции перешли к подобной модели. В частности, в 2012 году был запущен проект массового образования от ведущих мировых университетов Coursera.

Википедия сообщает, что проект был основан профессорами информатики Стэнфордского университета, реализуется в сотрудничестве с ведущими университетами США, Англии, ряда европейских стран, России, Китая, Австралии, Сингапура и др. На платформе Coursera размещаются курсы по самым разным дисциплинам, начиная от естественно-научных (физика, социальные науки, искусственный интеллект, науки о земле и т.д.), заканчивая гуманитарными, среди которых я больше всего увлечена курсами по искусству и кино.

Пока что эта образовательная платформа совершенно бесплатна (правда, на некоторых курсах настоятельно требуется приобретать книги ведущих преподавателей), бизнес-составляющая проекта не раскры­вается.

В отличие от многих других образовательных платформ, где выкладывают отдельные лекции на важные темы, Coursera предлагает полные курсы (еженедельные видеолекции, преимущественно на английском языке, но есть и на русском, испанском и др.; есть субтитры). Продолжительность — несколько недель, обязательна обратная связь: слушатели должны каждую неделю отвечать на вопросы тестов (quizzes) или писать эссе, выполнять практические задания, которые будут оцениваться не преподавателями, а «сокурсниками» (Peer Assessments), причём задания должны быть выполнены в пределах точных сроков, иначе не будут засчитаны.

Компьютерная система сдачи работ стимулирует соблюдение дедлайнов очень сильно, ведь она не живой преподаватель, которому можно рассказать кучу историй о том, как у тебя отключили электричество, собака съела все твои записи или ты приболел.

По окончании все твои мучения вознаграждаются сертификатом об окончании курса — можно даже получить сертификат «с отличием». Но сертификаты бывают разного типа: лицензионные (приравненные к тому, что ты реально обучался в том или ином мировом университете)
и нелицензионные; солидные — выданные на твоё настоящее имя «по паспорту» и — вроде «ободряющего похлопывания по спине» (т.е. выданные на какой угодно псевдоним, под которым ты зарегистрирован на курсе). Похоже, выдачу достоверных сертификатов постепенно переводят на платную основу.

Помимо просмотра видеолекций и выполнения заданий важным пунктом является общение на форуме со своими сокурсниками. Без участия в жизни форума порой даже нельзя претендовать на получение сертификата. Хотя лично для меня разговоры на форуме — не самая увлекательная часть: там обсуждают всё, вплоть до технических проблем («не отрывается видеолекция»). Когда на курсе более 300 человек, и все стремятся высказаться на форуме, то одно только чтение высказываний утомляет, тем более что никакого продуктивного полилога не складывается.

На сегодняшний день Coursera — не единственная платформа для массового онлайн-образования. Существует множество альтернатив, например британская платформа FutureLearn, которая отличается от Coursera как минимум тем, что сотрудничает не только с университетами, но и с британскими музеями, теле— и киностудиями, а также с British council. Здесь можно встретить и более практико-ориентированые курсы: как научиться писать песни, как начать писать художественную книгу. Можно изучать разные языки — например голландский. Википедия предлагает и другие образовательные платформы — EdX, MIT OpenCourse Ware, Udacity и др. Каждая имеет свои отличия: где-то представлены не полные курсы, а только одна выдающаяся лекция; каждая платформа сотрудничает со своими университетами-партнёрами; где-то необязательно выполнение заданий или невозможно получение сертификата и т.д.

Остановлюсь подробнее на собственном опыте приобщения к массовому онлайн-образованию. Как уже сказано, я сосредоточилась на гуманитарных курсах по искусству, театру и кино, поэтому в прошлом году изучила «Историю скандинавского кино и телевидения» от Копенгагенского университета, а в этом — «Театр и глобализация» Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана. Также познакомилась с несколькими гуманитарными курсами российских вузов. Надо сказать, что необходимость соблюдения дедлайнов и еженедельного просмотра видеолекции заставляет ограничивать себя в количестве одновременно изучаемых курсов, так как реально сложно успеть всё сделать, учитывая текущую занятость.

В первую очередь меня привлекла драматургия самих видеолекций. Когда я изучала скандинавское кино, то преподаватели рассказывали о кино не в типичной университетской аудитории, а в каком-то сарае, где на заднем фоне висело множество верёвок. Меня заинтриговала такая аура «лекционного» пространства. Когда рассказывали о творчестве Ларса фон ТРИЕРА, то посещали его киностудию «Zentropa», заходили в съёмочные павильоны и монтажные студии. Курс о театре по определению должен быть силён в сценографии, и он действительно богат на пространственные перемещения: лекции ведутся то из зала немецких театров, то из культурного центра BMW. Профессор постоянно берёт интервью у кураторов европейских музеев, перемещается в Бомбей и на Филиппины, говорит по скайпу с ведущим историком театра из Китая и т.д. То есть разыгрывается ситуация по-настоящему глобализованного мира.

Некоторые курсы, конечно, более традиционны: часто лектор будет просто стоять рядом с презентацией, и вся режиссура будет сводиться к жестикуляции и приближению-отдалению от текста презентации. В таких случаях преподаватель может рассказывать очень увлекательные факты, но всё-таки зрелищность лекционного действа в этом случае серьёзно проигрывает креативному подходу.

Нечего и говорить о том, что изучение этих курсов позволяет мне знакомиться с крайне современной научной информацией, узнавать о ведущих трендах в гуманитарных науках — например, переосмысление роли медиа в человеческой истории, или возникновение новых научных областей вроде «digital humanities» («цифровые гуманитарные науки»), которые предполагают подготовку специалистов, способных превращать в понятные инфографические схемы необъятную словесную информацию.

Во-вторых, мне интересно участвовать в выполнении заданий по курсам. Конечно, тесты в большинстве своём либо слишком лёгкие, либо бесполезные, а вот написание эссе всегда интересно. Особенно, когда ты уже не студент, и мало что стимулирует тебя письменно формулировать свои мысли по какой-то проблеме в свободной форме. И уж точно мало где ещё можно получить отклики на эти эссе от коллег со всего света (слушатели курсов в обязательном порядке оценивают работы друг друга, комментируют их).

Помимо этого некоторые задания приносят практическую пользу. Так, например, я познакомилась с несколькими полезными сайтами, где можно найти практически все газетные и журнальные статьи о театральном искусстве, которые выходили в Австралии, США и Европе со второй половины XIX века. Скажем, там можно прочитать, как британские критики в 1908 году отнеслись к решению Мориса МЕТЕРЛИНКА поставить «Синюю птицу» именно в Московском художественном театре, а не в европейском...

Конечно, перспективы развития подобных массовых образовательных программ ставят много экзистенциальных вопросов. Как скоро возможность дистанционно получить образование в ведущих университетах мира заместит образовательные программы локальных университетов? Или как будет устроен мир, в котором можно и получать образование, и работать, не выходя их дома? Но это так… размышления. А пока пойду писать эссе про историю красноярского театра.

Александра СИТНИКОВА