Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2010

Танец под музыку войны
Премьеру «Свободного балета» – мюзикл «Тыл», посвящённый 65-летию Великой Победы, красноярцы увидят 8 мая в 19 часов в ДК «Комбайностроителей»

«Военное лихолетье, прожитое нашим народом в тылу, не раскрашено исключительно в чёрные цвета. На войну можно взглянуть с другой стороны», – уверен известный красноярский балетмейстер, руководитель труппы «Свободный балет» Валерий ТЕРЁШКИН.

Великая тема – с другой стороны

­
— Песня «Священная война» Александрова и Лебедева-Кумача у нас, конечно, звучать не будет, — говорит Валерий Борисович. — Я решил, что мы обойдёмся в спектакле без пулемётных очередей, танковых атак, взрывов. Не увидит зритель ни военных кадров, ни вечного огня, не услышит метронома, сопровождающего минуту молчания. «Война красивая» — это ещё одно рабочее название новой постановки. Я решил сделать всё по-другому, представить свою версию о жизни женщин в тылу.

На репетиции

— «Война красивая» — звучит вызывающе, если не сказать кощунственно

— Для каждого человека самое лучшее время — его молодость, пора надежд, любви. Что поделаешь, если в мечты о счастье вторглась война? И тогда ведь было очень много красивого. Я считаю, что именно в военные годы звучала прекрасная музыка, за границей в моде подчёркивались женственность, хрупкость, лёгкость…

Главные герои спектакля — женщины, которые изо всех сил приближали Победу, умели ждать, верить, любить… В то время была очень сильная любовь.

— Вы говорите так, будто сами прожили военные годы в тылу.

— Родители в войну действительно работали в тылу: отец строил горно-обогатительный комбинат в п. Хову-Акты Тувинской АССР (он погиб, когда мне было всего 6 месяцев), а мать была фельдшером.

Я родился в мае 1952 года; спустя какое-то время после смерти отца мы переехали в Норильск и жили в коммунальной квартире, состоящей аж из девяти комнат! Вплоть до 60-го года война ещё была у всех на устах. В 6-7 лет я уже слушал, впитывал в себя разговоры на кухне. По соседству с нами жили фронтовики. Среди них были репрессированные, которые воевали в штрафбатах. Они умирали на моих глазах. Пусть по-детски, урывками я воспринимал тогда действительность, но до сих пор помню эти лица. Знаю, о чём думали в то время мои многострадальные соседи, и сравниваю с тем, о чём думают люди теперь. Это, как говорят в Одессе, две большие разницы. И хотя до сих пор нет точной статистики о репрессированных в сталинское время, я седьмым позвонком чувствую, что их не 15, а более 20 миллионов человек…

Я вижу несоответствия в некоторых современных фильмах о войне. Хотя есть на фоне низкопробных картин в отечественном кинематографе и стоящие работы.

— Например?

— «Утомлённые солнцем» (сейчас в кинотеатрах идёт продолжение). Никита Михалков — мой ровесник, и я не могу ему не доверять, потому что он также с детства впитывал рассказы очевидцев о войне. Вообще у меня два любимых режиссёра и актёра — Никита Михалков и Олег Меньшиков. Мне кажется, они в кино друг без друга существовать не могут… А возьмите другую ленту, интернациональную – потрясающий фильм «Восток-Запад» (Франция, Россия, Болгария) — я могу пересматривать его миллион раз! Здесь показана война с другой стороны, через судьбу русского эмигранта. В отражении военной темы главное — не переборщить…

На репетиции

В стиле модерн

— Валерий Борисович, а воспримут ли Вашу новую необычную работу — мюзикл «Тыл» поклонники «Свободного балета»?

— Начнём с того, что наша постоянная аудитория — это зрители от 12 лет и старше… Конечно, молодёжь воспринимает сейчас совсем другую музыку, а не Марка Бернеса, Леонида Утёсова или Клавдию Шульженко. Многие даже книги давно перестали читать. Всё меньше молодёжь знает о том, что же такое Великая Отечественная… Кто такие Сталин, Жуков, в каких годах происходили трагические события?..

Разумеется, мы не сможем показать «Тыл» ни к Новому году, ни к 8 Марта, но коллектив балета счёл своим долгом не оставаться в стороне от темы 65-летия Великой Победы. Я не хочу полумрака на сцене и полуспящего, скучающего зрителя в зале. Задача артистов – достучаться до сердец, донести атмосферу того времени, трагизм пережитого современными художественными приёмами.

— И всё-таки как можно стилистикой джаза выразить военную тему в танце?

— В спектакле есть сцена «На заводе». Известно, что в тылу работали по 20 часов в сутки и на снарядах писали: «За Родину! За Сталина!». Этот фрагмент решён у меня в жанре модерн. Представьте себе: зима, Челябинский тракторный завод, молодые женщины в фуфайках, в валенках у станков. На головах – платки грязные, которые не придают никакого обаяния... Они работают как автоматы, как роботы, временами засыпая у станка, уходя мыслями в небытие… В какое-то мгновение, забывшись, сбрасывают с себя фуфайки и остаются в изящной лёгкой одежде. Пару минут «танцуют в себе женщину», но сладкое оцепенение проходит и опять из «зимней вишни» – автомат, робот, который штампует снаряды.

Эта сцена интересна ещё и тем, что звучит авангардная музыка, отвечающая вкусам элитарной молодёжи: звуки саксофона с нетрадиционным ритмом имитируют работу заводских механизмов. Сумасшедшая энергетика, экспрессия. И вдруг — на самом пике напряжения — разрыв…

Смотреть сердцем

— Поймут ли ветераны идею мюзикла на военную тему?

— Я допускаю, могут не понять: дескать, что знает Терёшкин о войне — он после неё родился! Уважаемые фронтовики видали виды и, конечно, о войне и жизни в тылу знают гораздо больше, чем я. В этом уже кроется антагонизм ко мне, как к балетмейстеру. Тут я иду наощупь, с завязанными глазами. Но надеюсь, что хоть и в необычном для себя амплуа, но всколыхнём память о трагических событиях, напомним молодёжи об уважении к подвигу старшего поколения.

Нам повезло: эскизы костюмов к спектаклю делает талантливый художник — Елена Грасс, которая очень трепетно относится к своей задаче. Она часто приходит на репетиции, помню, однажды услышала музыку, увидела какой-то фрагмент постановки и … заплакала. У нас никогда ещё не было таких изумительных костюмов! Взять хотя бы «Танец невест». Девушки проводили бойцов на фронт. Они в белых нарядах (ещё не успели выйти замуж), но платья на них говорят, что каждая ждёт одного-единственного…

Сюжет спектакля выстроен на аллегориях. Есть Женщина-война и Женщина-смерть (кстати, великолепно исполняет эту роль солистка «Свободного балета» — Катя Шевелёва). Здесь используется игра на контрасте: с одной стороны, уставшие грязные бойцы, которые спят в сырой землянке, недоедают, курят подобранный с пола окурок, а с другой — смерть — красивая, нежная, слегка даже гламурная, как у Боба Фосса в фильме «Весь этот джаз».

— Кстати, фильм английского режиссёра Ричарда Аттенборо о другой войне — Первой мировой — «О, что за чудесная война!» тоже выдержан в подобном ключе. Картина по определению антивоенная, сюжет построен на аллегориях.

— К сожалению, я не видел эту ленту, мы шли своим путём, хотя тоже пытались показать войну как нечто противоестественное. В то время как на западе шли яростные бои, в нескольких километрах — в Швейцарии, например, — царила мирная жизнь. У нас в спектакле будет звучать вокал Ольги Сергеевой, по тембру очень напоминающий голос Эдит Пиаф; возможно, слушатели подумают, что это фонограмма…

Помните, в картине «Семнадцать мгновений весны» пастор Шлаг возмущается: «Нет, это полное падение нравов… Я не порицаю, я просто слушаю её и всё время вспоминаю Генделя, Баха. Раньше люди искусства были требовательнее к себе. Они шли рядом с верой, ставили перед собой сверхзадачу, были своего рода маяками, а эта… так говорят на рынках!..»

— На что Штирлиц отвечает: «Эта певица переживёт себя, её будут помнить и после смерти». Так что же Вы хотите этим сказать?
— Я не отказываюсь от джаза. Во время войны и в послевоенные годы он был очень популярен, хотя в России почему-то его воспринимали как буржуазную музыку или как развлекательный, лёгкий жанр. Хотя… вспомните фильм «Место встречи изменить нельзя», где звучит голос Марка Бернеса. Кстати, «Свободный балет» всегда брал для своих постановок именно ретро-джаз, в том числе и сочинения, написанные как раз в 30-40-ые годы прошлого века – это музыка Дюка Элингтона, Джорджа Гершвина, Глена Миллера.

На музыкальном материале в спектакле «Тыл» я хочу показать зрителю не только то, что было в СССР, но и что происходило во время войны во Франции, Испании, в Америке, в Англии. Прозвучат некоторые вещи из репертуара Марлен Дитрих, композиции Дж. Гершвина, популярные в то время во многих странах, в том числе и в России. Мы даже используем в спектакле любимую песню Геббельса. По приказу идеолога Третьего рейха её крутили перед отбоем для поднятия духа немцев. Разумеется, это произведение никогда не звучало в годы войны в России, как, впрочем, и сочинения Вагнера – любимого композитора фюрера; но его имя принадлежит миру, а билеты на концерт его музыки покупают за полгода вперёд.

— Звучат ли в мюзикле современные мелодии?

— Я использовал кое-что из репертуара Гарика Сукачёва. Например, песня «Прощай моя Шура, эх, Шура, дорогая…» сопровождает сцену, когда воин в госпитале, умирая от ран, думает о своей подруге.

В финале постановки — «А за окошком месяц май» и песня «Прощай, мой друг, уж время расставанья…». По-моему, и у самого Гарика типаж такой, воина из окопа.

— Как идёт работа над премьерой? Не ощущаете сопротивление материала?

— Удивительно легко! Все артисты на подъёме, несмотря на то, что это непривычный для нашего балета формат. Думаю, всё получится, как задумано. Я хочу, чтобы зрители восприняли «Тыл» не в свете уже сложившихся стереотипов, а как инопланетяне, ничего не знающие о социализме, коммунизме, капитализме, через первую сигнальную систему – сердцем. И всей кожей чтобы почувствовали!..

Вера КИРИЧЕНКО