Экспертами на круглых столах выступили преподаватели и аспиранты, а основными участниками – студенты специальности «Культурология», а позднее и специальности «Реклама».
Уже состоялись круглые столы с грузинской, киргизской, украинской, еврейской, таджикской, татарской, хакасской, китайской, армянской, азербайджанской и другими этническими группами. К каждой из них был обращён ряд похожих вопросов, которые у многих вызывали удивление. Диаспоры шли на круглые столы с заготовленными речами, с некоторым набором лозунгов о том, что культура их народа крайне интересна и ко всем другим этносам они настроены весьма дружелюбно. Но с первых же фраз звучало предложение разговаривать не о высокой идеологии, а о вполне обыденных вещах: устройстве семейного быта, отношении между мужьями и жёнами, о бытовых неприятностях конкретных людей из-за этнической принадлежности, об истории этноса, об отношении к Богу (насколько сильно религия определяет повседневную жизнь каждой этнической группы)... Такие вопросы позволяли говорить о главном, но на более простом уровене общения, где легче получить честный ответ.
Одной из ключевых тем круглых столов стало толерантное отношение между этническими группами. В автобусах, на улицах, с экранов телевизоров достаточно часто слышны негативные отзывы о людях «иной» национальности. В результате складывалось представление, что жители Красноярского края достаточно нетерпимы.
В ходе дискуссий оказалось, что подобная проблема хотя и существует в крае, не является особенно острой в отличие от центральных регионов России. Выяснилось, что нетолерантное отношение, в частности, к приезжим с Кавказа, проявляется преимущественно на уровне бытового хамства и в молодёжной среде в силу некоего юношеского максимализма и бурного процесса самосознания, а также среди неблагополучных и малоинтеллигентных людей.
Вторым важным вопросом круглых столов был вопрос семейных отношений. Оказывается, семья в каждом этносе бытует своеобразно. Во-первых, различны роль мужа и жены в разных культурах. Например, таджики не привели своих женщин на круглый стол, так как те «слишком эмоциональны и могли бы лишнего рассказать». Жёны азербайджанцев, несмотря на то, что не имеют права выбирать себе мужа и должны следовать за ним везде и всюду, очень активно высказывали своё мнение по всем вопросам — от политики и экономики до культуры. Женщина здесь не может повлиять на выбор супруга, но вот жизнь в браке она уже устроит так, как ей будет комфортнее.
Третий вариант представила диаспора киргизов, во главе которой стоит женщина и на мнение которой ориентируются все остальные. Есть отличия и в отношениях между детьми и старшим поколением. Если в России всё лучшее отдают детям, то в Азии принято в первую очередь обеспечить теплом, любовью, а также финансово престарелых родителей, а уж потом детей.
Серьёзным показателем отношения мигрантов к Красноярской земле стал вопрос о том, где принято хоронить своих родственников. Оказалось, что практически для всех этнических групп нормой является отправка умерших на родину, как бы дорого это ни обходилось. Из этого нетрудно сделать вывод: мигранты не желают навечно закрепляться в Красноярском крае, раз не стараются эту землю сделать землёй своих предков.
Одной из центральных проблем является освоение русского языка. Чем хуже ты говоришь, тем меньше у тебя перспектив найти работу и преодолеть культурные барьеры. С другой стороны, проблема — и сохранение национального языка, которая актуальна для тех этносов, которые живут в Красноярске не одно поколение, не собираются никуда уезжать, но и традиции, культуру предков забывать не хотели бы.
Проблема забвения родного языка младшими поколениями стоит, например, перед украинцами, эвенками, хакасами.
Представители таджикской диаспоры на круглый стол принесли угощение
После многочисленных встреч с представителями этнических диаспор возникла необходимость посмотреть на ситуацию со стороны властей. И такая встреча — с представителями достаточно молодой службы миграционной политики (существует чуть менее пяти лет) — состоялась.
Она во многом перевернула сложившееся представление о мигрантах на территории края. Оказалось, что нетолерантное отношение к приезжим со стороны местных жителей не так актуально — Красноярский край достаточно благополучен в этом плане. Зато существует некое потребительское отношение со стороны приезжающих, которые рассматривают город преимущественно как возможность для временного заработка. И задачей тогда становится необходимость повышения уважения иностранцев к Красноярску, к Красноярскому краю как месту, для блага и развития которого стоит работать.
Подробнее о научной миссии круглых столов мы побеседовали с Натальей Петровной Копцевой, профессором, доктором философских наук.
— Известно, что в исследование были включены студенты. Каким образом проведение данного исследования сопряжено с образовательным процессом? Чему студенты должны были научиться?
— Представляется, что выпускники-культурологи должны обладать навыками и умениями эксперта-интеллектуала, который с помощью аналитических методов, современных информационных технологий, знаний иностранных языков сможет способствовать развитию Красноярского края и как учёный-исследователь, и как практик в сфере социального управления.
Наши студенты должны увидеть своё место в решении насущных социально-экономических и социально-культурных проблем края.
Когда мы начинали проект «Диалог культур в пространстве Красноярского края», одной из задач было — показать студентам этнокультурное разнообразие края, в котором на сегодня проживают 136 этносов и сосуществуют как минимум три цивилизационных уклада.
Круглый стол с представителями службы миграционной политики
Непременной составляющей культурного контакта является аккультурационный стресс, который возникает у индивидов, принадлежащих к разным культурным группам. Этот стресс затем приводит к культурной и психологической адаптации. Наши студенты должны были проследить эти моменты, открыть для себя новые культурные группы, пережить данный стресс и найти адекватные решения для снятия социокультурной напряжённости.
— В повседневности существуют устойчивые ассоциации с каждой этнической группой, будь то цыгане, эвенки, таджики. Удалось ли в ходе исследования выяснить: это необоснованные стереотипы или отчасти они верны?
— Одна из главных задач социальной и гуманитарной науки — выявление социальных стереотипов как «мифов», того, чего нет на самом деле. В 18 веке эта задача была сформулирована как «борьба с предрассудками» в качестве условия социальной свободы. Данный просветительский проект науки нисколько не потерял своей актуальности, на мой взгляд.
В ходе формирования собственной идентичности неизбежны процессы, связанные с тем, что «другой», «другое» по определению «хуже», «ниже», «менее развито», «недостойно» и т.д. Мы не сдвинемся ни на шаг в решении наших социальных проблем, если не научимся локализовывать эти процессы и принимать конкретные решения для конкретной социальной ситуации.
Этнические предрассудки — один из барьеров социального развития. В какой-то степени они неизбежны, и требуется серьёзная и осмысленная работа по снижению их негативных последствий. Наш проект должен был одновременно и проявить их, и способствовать их преодолению.
— Вы давно знакомы с культурными кодами, традициями тех этнических групп, с которыми состоялись круглые столы? Случилось ли для Вас некое откровение, открытие при общении с какой-либо из диаспор?
— К проекту «Диалог культур» я приступила с теми же стереотипами, что есть и у большинства жителей Красноярского края. Из научных исследований современных российских учёных было ясно, что Красноярский край имеет определённую альтернативу: или превратиться в малонаселённую местность с вахтовым способом обслуживания добывающей и сырьевой экономики (что будет сопровождаться цивилизационным «поражением» России в Северной Азии), или развиваться в так называемое «большое общество», представляющее собой сложную и подвижную систему различных культур и субкультур, где с помощью экономических, политических и социальных договорённостей каждая локальная культура, не теряя своего культурного своеобразия, может способствовать процветанию системы в целом.
Разумеется, сложно было предугадать поведение и ход обсуждения в каждой конкретной этнокультурной группе. Но понимание традиций ислама, Корана, знание специфики армянского христианства, трагической истории хакасов во времена Гражданской войны, сложностей новейшей истории украинского, еврейского и других народов способствовали тому, чтобы правильно реагировать во время острых дискуссионных ситуаций, которые довольно часто возникали. И вот что интересно: как только люди, принадлежащие к разным группам, понимали, что мы знаем эти культурные составляющие и принимаем их, как минимум, на рациональном уровне — диалог получался.
В то же время мы получили ряд интересных научных результатов. Например, открыли для себя различные версии всемирной истории в этнокультурном аспекте: все этносы считают себя самыми древними и самыми первыми обитателями нашей планеты. Так, представитель грузинской диаспоры сообщил, что если всё человечество мигрировало из Африки и затем расселилось по всей Земле, то вторым по древности освоенным цивилизацией пространством является именно территория Грузии. Из Грузии произошли все народы мира.
Соответственно, грузины — это прародители и цивилизационные герои всего человечества. Более того, именно «кража» Золотого Руна из Грузии Ясоном (греческим героем) способствовала культурному развитию Древней Эллады. Поверьте, он не шутил. В глубине каждой этнокультурной группы обязательно живут «мифы», связанные с центральным положением данного этноса во всемирной истории.
— Подведены ли итоги исследования в целом? Будут ли они опубликованы? И где можно с ними познакомиться?
— Исследование продолжается. 7 апреля произошла новая встреча с народом эвенков. Предварительные результаты будут публиковаться в журнале СФУ «Гуманитарные науки» (journal.sfu-kras.ru/series/humanities), задумана книга «Система культуры Красноярского края».
Подготовлено несколько грантовых предложений, которые, мы надеемся, получат соответствующую финансовую поддержку.
— Вызвало ли исследование практический интерес у представителей власти? И в целом, как Вы представляете себе возможность использования результатов проекта?
— Инициатива Сибирского федерального университета выступить площадкой для «Диалога культур» вызвала самую горячую поддержку краевой администрации, правительства Красноярского края, управления общественных связей губернатора края. Нам сказали, что именно в этом и заключается реализация задачи построения СФУ как крупного культурного центра. Одной из важнейших задач является достижение толерантности, что предполагает и её изучение, и разработку методик её достижения с помощью учёных СФУ.
Мы обсуждаем несколько проектов в области этнотолерантности. Студенты делают ряд дипломных работ, в том числе связанных с социальной рекламой в этой сфере. Если проекты признают удачными, они будут воплощены в региональных СМИ при поддержке краевого правительства.
Саша СЕМЁНОВА