Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2010

Каждый этнос считает себя родоначальником человечества

На проблему миграционных процессов в Красноярском крае можно посмотреть с нескольких сторон: можно высчитывать экономические плюсы и минусы; или изучать специфику повседневного быта представителей различных этносов; или стараться снимать культурные барьеры, которые не позволяют нам полностью понимать друг друга… Последняя задача целиком и полностью относится к области культурологии, потому неудивительно, что именно кафедра культурологии Гуманитарного института СФУ практически сразу после своего возникновения решила заниматься этнокультурными исследованиями на территории Красноярского края. Первым шагом стало проведение серии круглых столов с представителями различных этносов, инициированной заведующей кафедрой Натальей Петровной КОПЦЕВОЙ.
Экспертами на круглых столах выступили преподаватели и аспиранты, а основными участниками – студенты специальности «Культурология», а позднее и специальности «Реклама».

Уже состоялись круглые столы с грузинской, киргизской, украинской, еврейской, таджикской, татарской, хакасской, китайской, армянской, азербайджанской и другими этническими группами. К каждой из них был обращён ряд похожих вопросов, которые у многих вызывали удивление. Диаспоры шли на круглые столы с заготовленными речами, с некоторым набором лозунгов о том, что культура их народа крайне интересна и ко всем другим этносам они настроены весьма дружелюбно. Но с первых же фраз звучало предложение разговаривать не о высокой идеологии, а о вполне обыденных вещах: устройстве семейного быта, отношении между мужьями и жёнами, о бытовых неприятностях конкретных людей из-за этнической принадлежности, об истории этноса, об отношении к Богу (насколько сильно религия определяет повседневную жизнь каждой этнической группы)... Такие вопросы позволяли говорить о главном, но на более простом уровене общения, где легче получить честный ответ.

Одной из ключевых тем круглых столов стало толерантное отношение между этническими группами. В автобусах, на улицах, с экранов телевизоров достаточно часто слышны негативные отзывы о людях «иной» национальности. В результате складывалось представление, что жители Красноярского края достаточно нетерпимы.

В ходе дискуссий оказалось, что подобная проблема хотя и существует в крае, не является особенно острой в отличие от центральных регионов России. Выяснилось, что нетолерантное отношение, в частности, к приезжим с Кавказа, проявляется преимущественно на уровне бытового хамства и в молодёжной среде в силу некоего юношеского максимализма и бурного процесса самосознания, а также среди неблагополучных и малоинтеллигентных людей.

Вторым важным вопросом круглых столов был вопрос семейных отношений. Оказывается, семья в каждом этносе бытует своеобразно. Во-первых, различны роль мужа и жены в разных культурах. Например, таджики не привели своих женщин на круглый стол, так как те «слишком эмоциональны и могли бы лишнего рассказать». Жёны азербайджанцев, несмотря на то, что не имеют права выбирать себе мужа и должны следовать за ним везде и всюду, очень активно высказывали своё мнение по всем вопросам — от политики и экономики до культуры. Женщина здесь не может повлиять на выбор супруга, но вот жизнь в браке она уже устроит так, как ей будет комфортнее.

Третий вариант представила диаспора киргизов, во главе которой стоит женщина и на мнение которой ориентируются все остальные. Есть отличия и в отношениях между детьми и старшим поколением. Если в России всё лучшее отдают детям, то в Азии принято в первую очередь обеспечить теплом, любовью, а также финансово престарелых родителей, а уж потом детей.

Представители практически всех диаспор отметили особенную роль СМИ в нагнетании нетерпимости к другим этносам. Мало того, что СМИ интересуются, в основном, криминальными явлениями, так ещё и всячески стараются обратить внимание на то, что преступления совершаются людьми определённой национальности, зачастую просто-напросто не отличая китайца от тувинца.

Серьёзным показателем отношения мигрантов к Красноярской земле стал вопрос о том, где принято хоронить своих родственников. Оказалось, что практически для всех этнических групп нормой является отправка умерших на родину, как бы дорого это ни обходилось. Из этого нетрудно сделать вывод: мигранты не желают навечно закрепляться в Красноярском крае, раз не стараются эту землю сделать землёй своих предков.

Одной из центральных проблем является освоение русского языка. Чем хуже ты говоришь, тем меньше у тебя перспектив найти работу и преодолеть культурные барьеры. С другой стороны, проблема — и сохранение национального языка, которая актуальна для тех этносов, которые живут в Красноярске не одно поколение, не собираются никуда уезжать, но и традиции, культуру предков забывать не хотели бы.
Проблема забвения родного языка младшими поколениями стоит, например, перед украинцами, эвенками, хакасами.

Представители таджикской диаспоры на круглый стол принесли угощение

После многочисленных встреч с представителями этнических диаспор возникла необходимость посмотреть на ситуацию со стороны властей. И такая встреча — с представителями достаточно молодой службы миграционной политики (существует чуть менее пяти лет) — состоялась.
Она во многом перевернула сложившееся представление о мигрантах на территории края. Оказалось, что нетолерантное отношение к приезжим со стороны местных жителей не так актуально — Красноярский край достаточно благополучен в этом плане. Зато существует некое потребительское отношение со стороны приезжающих, которые рассматривают город преимущественно как возможность для временного заработка. И задачей тогда становится необходимость повышения уважения иностранцев к Красноярску, к Красноярскому краю как месту, для блага и развития которого стоит работать.

Подробнее о научной миссии круглых столов мы побеседовали с Натальей Петровной Копцевой, профессором, доктором философских наук.

— Известно, что в исследование были включены студенты. Каким образом проведение данного исследования сопряжено с образовательным процессом? Чему студенты должны были научиться?

— Представляется, что выпускники-культурологи должны обладать навыками и умениями эксперта-интеллектуала, который с помощью аналитических методов, современных информационных технологий, знаний иностранных языков сможет способствовать развитию Красноярского края и как учёный-исследователь, и как практик в сфере социального управления.

Наши студенты должны увидеть своё место в решении насущных социально-экономических и социально-культурных проблем края.
Когда мы начинали проект «Диалог культур в пространстве Красноярского края», одной из задач было — показать студентам этнокультурное разнообразие края, в котором на сегодня проживают 136 этносов и сосуществуют как минимум три цивилизационных уклада.

Круглый стол с представителями службы миграционной политики

Непременной составляющей культурного контакта является аккультурационный стресс, который возникает у индивидов, принадлежащих к разным культурным группам. Этот стресс затем приводит к культурной и психологической адаптации. Наши студенты должны были проследить эти моменты, открыть для себя новые культурные группы, пережить данный стресс и найти адекватные решения для снятия социокультурной напряжённости.

— В повседневности существуют устойчивые ассоциации с каждой этнической группой, будь то цыгане, эвенки, таджики. Удалось ли в ходе исследования выяснить: это необоснованные стереотипы или отчасти они верны?

— Одна из главных задач социальной и гуманитарной науки — выявление социальных стереотипов как «мифов», того, чего нет на самом деле. В 18 веке эта задача была сформулирована как «борьба с предрассудками» в качестве условия социальной свободы. Данный просветительский проект науки нисколько не потерял своей актуальности, на мой взгляд.

В ходе формирования собственной идентичности неизбежны процессы, связанные с тем, что «другой», «другое» по определению «хуже», «ниже», «менее развито», «недостойно» и т.д. Мы не сдвинемся ни на шаг в решении наших социальных проблем, если не научимся локализовывать эти процессы и принимать конкретные решения для конкретной социальной ситуации.

Этнические предрассудки — один из барьеров социального развития. В какой-то степени они неизбежны, и требуется серьёзная и осмысленная работа по снижению их негативных последствий. Наш проект должен был одновременно и проявить их, и способствовать их преодолению.

— Вы давно знакомы с культурными кодами, традициями тех этнических групп, с которыми состоялись круглые столы? Случилось ли для Вас некое откровение, открытие при общении с какой-либо из диаспор?

— К проекту «Диалог культур» я приступила с теми же стереотипами, что есть и у большинства жителей Красноярского края. Из научных исследований современных российских учёных было ясно, что Красноярский край имеет определённую альтернативу: или превратиться в малонаселённую местность с вахтовым способом обслуживания добывающей и сырьевой экономики (что будет сопровождаться цивилизационным «поражением» России в Северной Азии), или развиваться в так называемое «большое общество», представляющее собой сложную и подвижную систему различных культур и субкультур, где с помощью экономических, политических и социальных договорённостей каждая локальная культура, не теряя своего культурного своеобразия, может способствовать процветанию системы в целом.

Разумеется, сложно было предугадать поведение и ход обсуждения в каждой конкретной этнокультурной группе. Но понимание традиций ислама, Корана, знание специфики армянского христианства, трагической истории хакасов во времена Гражданской войны, сложностей новейшей истории украинского, еврейского и других народов способствовали тому, чтобы правильно реагировать во время острых дискуссионных ситуаций, которые довольно часто возникали. И вот что интересно: как только люди, принадлежащие к разным группам, понимали, что мы знаем эти культурные составляющие и принимаем их, как минимум, на рациональном уровне — диалог получался.

В то же время мы получили ряд интересных научных результатов. Например, открыли для себя различные версии всемирной истории в этнокультурном аспекте: все этносы считают себя самыми древними и самыми первыми обитателями нашей планеты. Так, представитель грузинской диаспоры сообщил, что если всё человечество мигрировало из Африки и затем расселилось по всей Земле, то вторым по древности освоенным цивилизацией пространством является именно территория Грузии. Из Грузии произошли все народы мира.
Соответственно, грузины — это прародители и цивилизационные герои всего человечества. Более того, именно «кража» Золотого Руна из Грузии Ясоном (греческим героем) способствовала культурному развитию Древней Эллады. Поверьте, он не шутил. В глубине каждой этнокультурной группы обязательно живут «мифы», связанные с центральным положением данного этноса во всемирной истории.

— Подведены ли итоги исследования в целом? Будут ли они опубликованы? И где можно с ними познакомиться?

— Исследование продолжается. 7 апреля произошла новая встреча с народом эвенков. Предварительные результаты будут публиковаться в журнале СФУ «Гуманитарные науки» (journal.sfu-kras.ru/series/humanities), задумана книга «Система культуры Красноярского края».
Подготовлено несколько грантовых предложений, которые, мы надеемся, получат соответствующую финансовую поддержку.

— Вызвало ли исследование практический интерес у представителей власти? И в целом, как Вы представляете себе возможность использования результатов проекта?

— Инициатива Сибирского федерального университета выступить площадкой для «Диалога культур» вызвала самую горячую поддержку краевой администрации, правительства Красноярского края, управления общественных связей губернатора края. Нам сказали, что именно в этом и заключается реализация задачи построения СФУ как крупного культурного центра. Одной из важнейших задач является достижение толерантности, что предполагает и её изучение, и разработку методик её достижения с помощью учёных СФУ.

Мы обсуждаем несколько проектов в области этнотолерантности. Студенты делают ряд дипломных работ, в том числе связанных с социальной рекламой в этой сфере. Если проекты признают удачными, они будут воплощены в региональных СМИ при поддержке краевого правительства.

Саша СЕМЁНОВА