Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
декабрь / 2015 г.

Что вы понимаете в лошадях

Один из способов узнать талантливое литературное имя — следить за конкурсами. Их победители прошли серьёзный отбор, и самобытного автора искушённое жюри уж точно не пропустит. Конкурс на премию им. В.П. Астафьева существует уже более 20 лет, и среди его победителей — немало представленных в сегодняшнем выпуске авторов. Предлагаем вашему вниманию ещё несколько имён лауреатов разных лет. Оцените, насколько у каждого поэта — своё восприятие мира (www.astafiev.ru/laureates).

Алексей ЕВСТРАТОВ, 41 год, г. Пермь, лауреат 2011 года

***
Каша гречневая,
память вечная.
Должна быть пшенная,
но затупили.
Зато уж пили,
как положено.
И что-то ещё —
творожное.
Жалели
родню, и даже пели.
В общем, покойнику бы
понравилось.
Да ему вообще всё нравилось
в его девятнадцать.
Вот разве что
горный климат,
да дурацкое слово
«спецоперация»…

Николай ВДОВИН, Красноярский край, с. Качулька, лауреат 2012 года

* * *
Прохладней стали дни, морозней стали ночи,
всё меньше и плохих, и радостных вестей.
Ты размышляешь о происходящем, впрочем
несложно разглядеть, что линии путей
открыты и крупны как облетевший тополь.
А если есть душа, то у меня она
чем дальше, тем сильней похожа на некрополь,
притом, что вспоминать я не люблю. Волна
молитв ушла в песок, а мы всё ждём и просим
то счастья хоть на миг, то горя от ума.
Но лёг на землю снег, и это значит осень
закончилась, и к нам опять пришла зима.
На речке станет лёд по щучьему веленью,
до новогодних дней опять подать рукой,
однако те из нас, чей ритм сердцебиенья
неровен и упрям, узнали, что покой
по сути — керосин и спички, а снаружи
то олово да медь, то мебель да бельё.
А те, кто впереди не лучше и не хуже,-
им просто повезло, но это — не твоё.
Тебе читать стихи и помнить: понемногу
лекарство долгих лет излечит боль потерь,
а белый, белый снег ложится на дорогу,
и шепчет: не мечтай, не думай, и не верь.
Зачем лепить закат густой червонной краской,
зачем искать родник, когда не хочешь пить?
О боже, как твои иллюзии прекрасны,
как дорого за них приходится платить
рублями неудач, холодным, горьким чаем,
гортанной ворожбой каких-то чёрных птиц.
Но звёзды любят ночь, и все мы отвечаем
за верность старых притч и глупость небылиц.
И только отзвучит ответ наш, как вернётся
такая тишина, хоть зажигай свечу.
А белый, белый снег блестит на зимнем солнце.
Я ничего не жду, не верю, не хочу.

Владимир ПШЕНИЧНЫЙ, 39 лет, г. Томск, лауреат 2007 года

***
в солнце
в июле
горячей юле
закрутиться
да запнуться о тень
журавля
выплеснуть полведра
полдня
обратно
на звёздное дно
и с головой окатиться
ледяною
второй половиной
горячей спиною
почувствовать
нежные губы твои
это и значит
жить

***
у меня была
самая лучшая лошадь
а впрочем
что вы понимаете в лошадях
она умела стоять на хвосте
моя лошадь
она была зелёная
впрочем
что вы понимаете в лошадях

***
поэзия
точёные улитки слов
переползают улицы несмело
ложатся под колёса
засыпают
на рельсах
без страха
не проснуться

Сергей ТЕНЯТНИКОВ, 34 года, г. Красноярск (живёт в Германии), лауреат 2015 года

Сизиф

у Сизифа есть камень
у Сизифа есть работа
у Сизифа есть время
у Сизифа есть гора
что ещё нужно для счастья
когда тебе слегка за 30
и наклонная плоскость крыш
скрывает окрестности Тартара

Прадед

мой прадед, отец 12-ти детей,
сибирский крестьянин Александр Баюшкин,
лишившийся ноги в 42-ом на одном
из бесчисленных русских полей,
вёл своеобразный дневник:
он ежедневно записывал
в амбарную книгу погоду.
Александр Баюшкин умер, так
и не окончив книгу.
к чему я это?
мне думается, что та книга с погодой
(которую я никогда не буду листать)
и есть единственное достоверное
доказательство жизни моего прадеда на Земле.

Язык времени

бродят призраки в европе...
я сижу в своей чужой квартире.
на тарелке в праздничном укропе
помидоры будто их прикончил киллер.
мне всё снится что мне снится
будто мертвый данте круче дуче.
только сколько ни голосовать за солнце
всё равно на небо лезут тучи.
(медленно дымит будто паяльник сигарета
прожигая горло саксофона)
бродит по европе гитлер —
несгораемый как сейф он.
в мастерской что выше туч и солнца
выше творит художник постаревший.
а на стадионе данте лишний будто предан суду линча,
где фанаты глазго рейнджерс после матча ждут реванша.

Часть речи

я вошёл не в своё помещение:
здесь мне не у кого спросить разрешения,
снять куртку, ботинки, волосы, мясо.
здесь мне не у кого попросить прощения
за банальные слова, за измену мысли.
здесь не меняют серебро на злато.
тем более, лучше молчать дальше:
чем пауза дольше, тем язык чище.

я вошёл не в своё помещение:
здесь мне не у кого узнать время
вещания, посещения, крещения.
видимо, меня подвело моё зрение,
запрограммированное на возвращение,
как сердце на сокращение,
как планета на вращение,
как жизнь на отмщение.

я вошёл не в своё помещение:
здесь мне не у кого остановиться до утра.
но какое это имеет значение?
не стоит понапрасну драть гортань —
качество текста зависит от освещения,
как часть речи — от целого рта.
бумажный кораблик плывёт по течению, как глаз при чтении.

Я не живу в Нью-Йорке

я не живу в Нью-Йорке
не считаю убитых уток
моё имя (в два раза длиннее чем у Лорки)
не сворачивает лимузином за угол
вот я протягиваю руки
хочу потрогать этот в канаву брошенный мир
и долго стою на звенящем перекрёстке
не решаясь поднять ключи от квартиры