Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2016 г.

Вход свободный

До Дворца пионеров на Каче из центра добраться непросто. Подземный переход на Ленина уже несколько лет на ремонте, а не так давно закрыли и лестницу рядом с Академией музыки и театра из-за большой офисной стройки. Так что если хочешь попасть во Дворец от остановки у Академии, делай приличный крюк слева.

Зато во Дворце двери открыты для всех. Пять тысяч детей занимаются здесь в течение учебного года. И, как говорит его директор Юлия ГЕРЦИК, одно из достоинств этого образования в том, что ребёнок может попробовать себя в чём угодно, по принципу «свободный вход — свободный выход».

— Юлия Витальевна, какое место занимает Дворец пионеров в образовательном пространстве города?

— В пространстве даже не города, а края. Мы краевое учреждение, и половина детей, которые обучаются во Дворце, живут не в Красноярске, это 2500 человек. В сентябре мы приняли на обучение больше 5000 детей.

Особенность Дворца в том, что у нас очень много образовательных программ, разных и по содержанию (технические, художественные, социальные, учебно-исследовательские, развивающие для дошкольников), и по форме (очные, очно-заочные, дистанционные, сетевые), которые мы внедряем совместно с другими образовательными учреждениями края — нашими партнёрами. Разнообразие программ, высокий уровень их выполнения, профессионализм педагогов, востребованность — это тоже наши особенности. Я не хвастаю: наши дети участвуют в многочисленных конкурсах, всероссийских, меж­дународных, и практически всегда побеждают в них. В общем, Дворец пионеров — крупнейшее учреждение дополнительного образования в нашем регионе.

— Как занимаются во Дворце дети, которые не живут в Красноярске?

— Для них у нас предназначены дистанционные программы. На платформе Moodle реализуется «Виртуальная школа» с различными курсами, начиная от программирования и веб-дизайна и заканчивая социальным проектированием. Дети учатся заочно и несколько раз в год приезжают на неделю, например, на базу отдыха «Салют» в Канске, где занимаются с преподавателями. Так проходят занятия в Школе технической и технологической культуры, интенсивной школе для юных исследователей «Экспедиция к успеху», школе предпринимательского проектирования «Идеи без границ», школе социальной рекламы «Кактус», в образовательной программе «Краевой школьный парламент» для лидеров детских общественных организаций. Дистанционно все ученики Дворца могут получать консультации, участвовать в форумах, интернет-планёрках — формы очень разные.

Также мы развиваем сетевые формы реализации программ с нашими партнёрами — это Красноярский краевой центр туризма и краеведения, Красноярский краевой центр «Юннаты» и др. В 2015—2016 годах Дворец реализует 15 таких программ, которые стали победителями краевого конкурса. Причём взаимодействие выстроено не только между образовательными организациями: созданы предпосылки для сотрудничества с градообразующими предприятиями, вузами, различными ведомствами.

— Как дети приходят во Дворец?

— По-разному. Работает «сарафанное радио». Конечно, дети до подросткового возраста редко выбирают себе занятия сами, хотя они сейчас и продвинутые. В основном малышей приводят родители. Иногда мы даём рекламу в СМИ, но, честно говоря, больших усилий в этом направлении не прикладываем, потому что набор у нас под завязку.

А детей края мы информируем через органы управления образованием, рассылаем информационные письма. Так как не во всех территориях существует широкий перечень программ ДО, многие школы заключают с нами договоры о сотрудничестве: они обеспечивают доступ ученикам в Интернет, рабочие места для освоения наших дистанционных программ. Очень важна помощь и сопровождение педагогов, которые находятся рядом.

Кто-то узнаёт о нас и благодаря нашим мероприятиям, которые мы проводим в больших количествах. Это ярмарки, квесты, фестивали, конкурсы. Проходят во Дворце и масштабные краевые мероприятия по заказу нашего учредителя — министерства образования края.

— Какие, например?

— Крупных восемь. Форум «Молодёжь и наука», который объединяет юных исследователей края. Выставка технических идей и разработок «Сибирский техносалон» для юных изобретателей. Конкурс социальных проектов «Мой край — моё дело», в котором инициативные ребята представляют свои социальные проекты и медиапродукты. Фестиваль «Таланты без границ», в котором участвуют дети, занимающиеся в театрах, хоровых студиях, ансамблях, оркестрах. Краевая робототехническая олимпиада по направлению WRO, Краевые соревнования по спортивно-техническим видам (картинг, авиамоделизм, судомоделизм), Краевой слёт юных инспекторов дорожного движения.

Наконец, ещё одно крупное мероприятие, которое мы проводим три года подряд, — это компетентностная олимпиада для старшеклассников. В ней участвуют дети, которые проявляют себя в краевых образовательных программах, направленных на формирование ключевых компетентностей, достижение так называемых межпредметных результатов ФГОС. Таких как умение ставить цели, анализировать, выстраивать эффективную коммуникацию, проектировать, исследовать… Олимпиада выявляет самых способных.

Кроме основной работы с детьми мы ведём большую методическую работу, консультируем и делимся опытом с педагогами дополнительного образования со всего края, проводя мастер-классы, открытые занятия, стажировки, курсы повышения квалификации. У нас есть краевые базовые площадки по техническому творчеству, электронная библиотека, ведётся сайт «Методическая служба». Предоставляем всем желающим конкретную помощь.

— Какова во Дворце доля бесплатного образования детей?

— 90 % детей учатся бесплатно: занятия финансируются из бюджета. Но, конечно, есть направления, где требуются дополнительные ресурсы. Например, костюмы для танцев, глину и глазурь для керамики — это уже покупают родители. А вот почти все расходники для технического творчества приобретает Дворец.

— Насколько я знаю, к вам на бесплатное обучение существует конкурс, попасть не просто.

— Конкурса нет. Набор проводится с 25 августа по 15 сентября в свободной форме. Для живущих не в Красноярске есть дистанционная запись. Конкурс — неофициальный — существует в такие коллективы, как «Орлёнок», оркестры. У ребёнка, который приходит туда, должны быть определённые способности. А так берём всех, кто успеет записаться и придёт до укомплектования групп.

— Сколько всего во Дворце кружков и студий?

— У нас 84 образовательные программы, некоторые из них реализуются в образцовых объединениях — таких как Театр детского танца «Орлёнок», оркестровая школа русских народных инструментов «Енисеюшка», ансамбль современной детской песни «Звёздный дождь», концертный хор школы «Камертон», студия керамики, студия духовой музыки «Меридиан». Также во Дворце работают два детских театра, студия изобразительного и декоративно- прикладного искусства «Хранители радуги», мастерские аранжировки и флористики, художественных ремёсел, разнообразные лаборатории технического творчества, научное общество учащихся…

— А какие, кроме «Орлёнка», приносят славу Дворцу?

— Например, координируемый Дворцом «Краевой школьный парламент»: за последние 5 лет он в тройке лучших на Всероссийском конкурсе детских общественных объединений в ВДЦ «Океан».

Или наша студия керамики, в которую трудно попасть из-за наплыва желающих. Творческие проекты наших керамистов становятся событиями международного масштаба: когда группа детей вместе со своими руководителями Ириной Валентиновной МАЛОГУЛКО и Инессой Феликсовной СОЛОВЬЁВОЙ изготовили и отправили свой подарок для ожидающих наследника английского престола герцога и герцогини Кембриджских большую шахматную фигуру короля, мы получили благодарственное письмо от самих королевских особ и посольства Великобритании в России за содействие развитию общественной дипломатии.

Программа по предпринимательскому проектированию «Идея без границ» принесла её автору — молодому педагогу Надежде ГУБИНОЙ — победу на Всероссийском конкурсе молодёжных авторских проектов «Моя страна — моя Россия». Визитные карточки на краевых и российских мероприятиях в Красноярске: ансамбль «Звёздный дождь», театр современного искусства «ЭТТИ ДЕТТИ»… Да практически каждый творческий коллектив у нас имеет высокие достижения.

— Кто преподаёт всё это?

— Больше 55% наших педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории, двое — заслуженные работники культуры РФ (Людмила Александровна АНТИПИНА, Геннадий Платонович СТАРОДУБЦЕВ), двое — члены Союза художников России, 31 сотрудник имеет нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации», восемь — заслуженные педагоги Красноярского края. Студии художественного творчества и керамики, по сути, ведут художники. Если говорить об оркестрах, то это дирижёры. Танцы преподают профессиональные хореографы. А направления, связанные с научными исследованиями, — учёные, преподаватели вузов. Есть и кандидаты, и доктора наук, со степенями по биологии, физике, математике. Это удивительные люди!

— Я помню, как мы с маленькой дочкой в конце 90-х приходили во Дворец смотреть на комету Хейла-Боппа. Сейчас обсерватория тоже работает?

— Да, конечно! Вот уже 35 лет руководит астрономическим клубом Сергей Васильевич КАРПОВ, доктор физико-математических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории когерентной оптики Института физики СО РАН. Благодаря его инициативам у нас рабочая обсерватория и прекрасное оборудование, которое мы обновляем. В нашей обсерватории находятся уникальные астрономические инструменты: гигантский 150-миллиметровый бинокуляр, крупнейший в стране любительский телескоп системы Добсона с диаметром объектива 530 мм и современный телескоп Meade с диаметром объектива 254 мм.

Профессор Карпов вырастил более десяти кандидатов физико-математических наук. Он очень интересно строит свои занятия, дети конструируют телескопы под классическую музыку… А ещё он собирает учеников и возит их в США, имея тесные связи с любительскими астрономическими ассоциациями Аризоны и Калифорнии. Во время последней поездки в 2012 году 11 наших детей посетили астрономические обсерватории, познакомились с культурой и историей двух штатов США, посетили Гранд Каньон, Аризонский метеоритный кратер, многочисленные музеи, Диснейленд, а также знаменитые калифорнийские пляжи… Конечно, это нечастые поездки, за дорогу платят родители.

— Вообще, как финансируется Дворец, не считая выделяемых из бюджета денег? Есть ли дополнительные источники дохода?

— У нас, конечно, существуют платные формы. Для дошкольников почти всё обучение строится на платной основе, поскольку бюджетное финансирование предназначено для детей от 6 до 18 лет. Но и для школьников есть платные мастер-классы, обучение иностранным языкам, обучение игре на фортепиано, уроки арт-дизайна и др.

Мы понимаем, что в сегодняшней кризисной ситуации можем развиваться только за счёт собственных инициатив, предоставления большего объёма платных услуг. Думаем об этом, выбираем, какие образовательные программы будут востребованы. Платное обучение было открыто в 2011 году. В 2012-м от приносящей доход деятельности мы получили 3,5 млн рублей, а в прошлом году уже более 8 млн.

Оказывают нам и спонсорскую помощь. Например, в 2014—2015 гг. ЗАО «Ванкорнефть» подарило нам почти 4 млн рублей, за счёт которых мы организовали поездки наших коллективов на конкурсы в Сочи, Москву и даже за границу на различные фестивали. Дети привезли множество наград.

Кроме того, мы выигрываем много грантов. Самый большой, в 2012 году, смогли получить от компании РУСАЛ: 5 млн рублей на создание лаборатории прототипирования. Это случилось ещё и благодаря тому, что более 3,5 млн рублей были выделены из бюджета в рамках целевой программы, софинансирование было одним из условий предоставления гранта.

В итоге в лаборатории сегодня самое современное оборудование для юных изобретателей: есть 3D-принтер, 3D-сканер, фрезерные и лазерные станки с ЧПУ и многое другое. С детьми там работает замечательный педагог Дмитрий Дмитриевич АБАЗИН. В этом году, уже с привлечением средств другого гранта РУСАЛа, он с учениками реализует проект «Мне бы в небо»: конструируют и пилотируют спортивные квадрокоптеры. Педагоги-техники Дворца думают о создании детско-молодёжного конструкторского бюро, которое объединило бы секции радиоэлектроники, робототехники, автомоделирования, судомоделирования. Уже сейчас у нас есть специальный автотрек.

— А бассейн для судомоделирования есть?

— Нет пока. У меня была мечта, которая вылилась пока только в эскизный проект. Он подразумевал большую реконструкцию здания и создание на территории перед Дворцом аквадрома, кордодрома, площадки для детского центра по правилам дорожного движения. Ещё мы мечтали обустроить над внутренним двориком Дворца купол, чтобы внутри появилась огромная площадка для массовых мероприятий. Но сейчас экономическая ситуация сильно изменилась, и всё, на что мы можем рассчитывать, это капитальный ремонт здания.

— У Дворца замечательное здание.

— Да, здание наше интересное с точки зрения архитектуры, у него есть своя изюминка. Это проект Виталия ОРЕХОВА, Дворец был построен в 1986 году. В принципе, по СССР похожих учреждений было много. Их называли дворцами, потому что, в отличие от домов пионеров, здесь было больше направлений для детского творчества, они строились как «пионерские республики».

Однако сегодня требования к таким объектам уже совершенно другие. Так, нужны более широкие коридоры и пожарные выходы. Требуется обеспечить доступность здания для детей с ограниченными возможностями. Кроме того, нынешняя планировка по ячеистому принципу, кабинет за кабинетом, мешает созданию открытой, безбарьерной среды.

Нам бы хотелось видеть более открытое образовательное пространство. Надеюсь, что капитальный ремонт поможет улучшить условия для занятий. А ещё мы думаем о нашей новой миссии, о том, как её сформулировать.

— Какой вы её видите?

— Мы должны помочь ребёнку определить свою цель и место в жизни. Нужно, чтобы в образовательном пространстве появилось тьюторское сопровождение, возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Ученики должны понимать, в каких программах могут учиться. Дети сейчас заходят во Дворец, занимаются в одном объединении и, как правило, не знают о других. Надо дорабатывать наше информационное пространство, запускать какие-то навигационные инструменты.

Думаем и о многоуровневых образовательных программах, чтобы дети переходили со стартового на базовый и затем на продвинутый уровень обучения. К примеру, пришёл ребенок в начальное моделирование, затем перешёл в легопроектирование, потом в конструкторское бюро… Или начал с азов в обучении искусству и дошёл до концертного уровня.

Дворец видит себя как помощника школе и в плане достижения ребёнком метапредметных и личностных результатов ФГОС.

Ведь мы более мобильны, нам легче заниматься экспериментами, можем использовать разные технологии, методики, площадки.

Сейчас постепенно все наработки оформляются в единый проект — мы хотим назвать его «Реальное образование». Он должен стать региональным проектом интеграции дополнительного и общего образования. Надеюсь, мы наработаем методы, формы, технологии, которые затем сможем предложить школе.

— А какие-то совсем новые направления предусмотрены в новой программе развития Дворца?

— Есть ещё одно очень интересное направление. В системе профессионального образования широко известно такое международное движение, как WorldSkills, система чемпионатов по различным профессиональным компетенциям. Оно рассчитано на студентов организаций профессионального образования. В России, в том числе в Красноярском крае, развивается движение WorldSkills Russia. Но в рамках данного движения существует направление JuniorSkills для детей от 10 до 17 лет и даже KidsSkills для младших школьников. Сейчас мы думаем о том, чтобы стать региональным координационным центром для JuniorSkills. Для чего? Мне кажется, детям важно обрести какие-то профессиональные навыки, начиная от выпечки пирогов и заканчивая прототипированием. В школе внимание на это обращают редко, а мы могли бы предлагать такие практики в рамках наших дополнительных общеобразовательных программ, когда даже ребёнок сможет успешно решать профессиональные задачи. С одной стороны, мы даём школьнику универсальные инструменты, которые позволят ему быть успешным в любой сфере, с другой — возможности попробовать себя на практике в различной профессиональной деятельности.

— Большие планы в тяжёлые времена…

— Что значит тяжёлые? Средств всегда не хватает, чем больше вложений, тем больше потребностей, но мы ищем спонсоров, участвуем в грантах и проектах. На днях подписали заявку на грант для лаборатории судомоделизма. Вложения в оборудование требуются очень большие, дорого стоит и обслуживание здания. Из бюджета в последний раз на оборудование мы получили средства по целевой программе в 2013 году. На деньги, которые были перечислены в 2012 году, приобрели инструменты для оркестра, мобильные лаборатории для исследовательских объединений, оборудование для интенсивных школ. Пока не унываем.

— А оранжерея, живой уголок во Дворце живы?

— Зимний сад у нас большой и успешно развивается: буквально в этом году там появился бассейн с золотыми рыбками. Садом занимается новый человек, очень творческий — Марина Владимировна КИРПИЧЕНКО. Она постоянно что-нибудь придумывает. Проводит, например, творческие занятия для клуба многодетных семей вместе с Дарьей МОСУНОВОЙ.

Что касается нашего маленького зоопарка, то его содержать непросто. Около 300 тысяч рублей из бюджета мы получаем на питание животных, но инфраструктуру поддерживаем своими силами. Планируем также подавать документы на грантовый конкурс, есть идеи по развитию живого уголка — например, хотим создать на его базе контактный зоопарк для детей с ограниченными возможностями.

— Для этих детей во Дворце есть какие-либо занятия?

— Да, у нас работает программа художественного творчества — рисование в технике Эбру, на воде. Очень популярная студия. Предлагаем для особенных ребят и дистанционные образовательные программы. Пока, к сожалению, большего не позволяет здание.

— Не планируете сменить название Дворцу?

— Название мы как раз поменяли совсем недавно, 24 декабря, когда был зарегистрирован новый устав. Но «пионеры» в нём остались. Теперь мы называемся Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Красноярский краевой Дворец пионеров». «Школьников» решили убрать.

Всё-таки у названия Дворец пионеров есть своя славная история. Да и слово «пионер» имеет значение «первый», «первопроходец», и это в логике нашей миссии.

— Со времён пионерского детства дети и родители заметно изменились, по-вашему?

— Конечно, дети меняются очень быстро, как и мир вокруг. Посмотрите, какими темпами становится другой информационная среда! Двадцать лет назад мы не имели ещё сотовых телефонов, а сейчас уже норма — жить параллельно в двух мирах, реальном и виртуальном. А дети осваивают вторую реальность ещё лучше, мгновенно обмениваются информацией. В этой новой среде даже теряется роль учителя. И тут тоже проявляется ценность дополнительного образования.

— Юлия Витальевна, а как вы пришли во Дворец? И что удалось изменить в его работе?

— В 2003 году меня порекомендовала сюда на работу мой научный руководитель, зав. кафедрой общей и социальной педагогики СФУ Антонида Константиновна ЛУКИНА. Я тогда была аспиранткой психолого-педагогического факультета, окончила КГУ со специальностью «биолог, преподаватель биологии» и была учителем биологии в школе. Меня вырастила бывший директор Дворца Вера Александровна ЕВТУШЕНКО, которая 22 года работала в этой должности. Она создала работоспособный, стабильный, творческий коллектив, сильную управленческую команду и когда уходила на другое место работы, рекомендовала меня своей преемницей. Весь 2010 год я исполняла обязанности директора, а в 2011 году заняла этот пост…

Конечно, Дворец меняется, появляются новые люди и новые направления. За последние несколько лет у нас активно развивалось техническое творчество, возникли новые лаборатории — 5 краевых базовых площадок. Стало больше программ и форм обучения. На 40% с 2011 года выросло количество детей, которые занимаются по нашим программам.

— Своего ребёнка приведёте во Дворец?

— Конечно. Ему сейчас год и десять. Его очень интересует всяческая техника, и, надеюсь, ему захочется заниматься в наших лабораториях.

Вообще, у нас может найти себя любой ребёнок. Ведь в чём заключается преимущество дополнительного образования? Вход и выход свободный: если поймёшь, что это не твоё, легко сможешь поменять занятие. А в нашем Дворце обязательно отыщется то, что тебе близко.

Татьяна АЛЁШИНА