Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2016 г.

Дом окнами к людям

То, что СССР был самой читающей страной мира — факт известный. Но, пожалуй, мало кто знает, что в 1897 году Красноярск провозгласили самым «грамотным» городом Сибири. Общество попечения о начальном образовании одно из первых в России построило для учителей Приенисейского края Дом просвещения. Всего за один год — с августа 1913 по сентябрь 1914 года в центре Красноярска вырос замечательный дворец.

В минувшем году на территории бывшего СССР отметили вековой юбилей только два таких Дома — Красноярский и Киевский. Другие аналогичные учреждения появились после декрета о повсеместном создании в России домов просвещения, подписанного в 1921 году В.И. Лениным. Возможно, этот декрет был подсказан красноярским опытом.

Два месяца назад предмет гордости красноярцев, красивейший памятник истории и культуры, творение архитектора Сергея ДРИЖЕНКО закрыли на капитальный ремонт. Очаг культуры и «обитель работников образования» работает сейчас на чужих площадях. Хозяева Дома временно квартируют в другом историческом здании, на Ленина, 150. Именно туда я и отправилась… в гости.

Функции Дома просвещения, озвученные во время его торжественного открытия 30 января 1915 г.: организация народных чтений и общедоступных лекций, художественных кружков, вокально-музыкальных и литературных вечеров и драматических спектаклей, разумного кинематографа, чтобы воздействовать на зрителей здоровой духовной пищей.

Откуда есть пошла культура

«Всё, что имеем сегодня в Красноярске интересного, глобального для культурного отдыха, начиналось с нашего Дома, — с порога просвещает директор Алла Николаевна ФРОЛОВА. — Например, в 30-е годы здесь образовался филармонический кооператив, из него позже выросла филармония. Догадайтесь, откуда вышел Художественный музей? Где, по-вашему, в Красноярске состоялась первая выставка картин? Конечно в Доме учителя! Накануне войны, в 1940 году, Дом принимал у себя выставку западноевропейской живописи и гравюры XV-XX веков, 60 произведений — работы Леонардо да Винчи, Дюрера, Рембрандта, Рубенса и других мастеров.

На Кирова, 24 поначалу размещался педагогический методический музей, которым руководила Мария КРАСНОЖЁНОВА, фольклорист, этнограф, педагог, музейный работник. В 20-е годы она перешла работать в краеведческий музей и перенесла туда всю экспозицию. Сегодняшний краевой Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования начинался именно с этого музея. На сцене Дома учителя ставились любительские спектакли с участием красноярских учителей. В большом зале с 1916 года работал кинематограф. А ещё в наших стенах зародился Дворец пионеров».

Алла Николаевна, тяжело вздохнув, разливает по чашкам горячий чай.

Позднее, в 30-е годы, начались жестокие репрессии… В 1937-38 годах руководители кружков и большинство музыкантов Дома учителя были арестованы как польские шпионы и «идеологические диверсанты». В застенках НКВД погибли шестеро сотрудников, в том числе Э. ГРОНИКА, М. ЛИСОВСКИЙ, С. ВИНОГРАДОВ (на сайте Дома есть их фотографии). Интересно, что за год до ареста Лисовский и Виноградов получили денежные премии за успешные выступления вокально-хорового и драматического кружков на первой общегородской олимпиаде самодеятельного искусства.

«Дом и колчаковцы занимали, и Яков СВЕРДЛОВ, и Сергей ЛАЗО выступали на сцене, — продолжает директор. — Это был центр бурных событий революционной эпохи. После массового расстрела сотрудников в 1937 году не осталось многих свидетельств о сотрудниках, работавших в те годы. Хорошо уже то, что сегодня нам известны фамилии людей, руководивших тогда хоровыми коллективами. К слову, традиции хорового исполнения тоже родились и вышли из наших стен. И сегодня эти традиции мы активно поддерживаем, проводим хоровую олимпиаду среди работников образования и образовательных учреждений. Хотелось бы отметить, что хоровые коллективы, которые уже много лет занимаются в стенах нашего Дома, получили признание на разных фестивалях и конкурсах в 16 странах мира. Самый известный, конечно же, Академический женский хор учителей под управлением Германа ШАХРАМАНЯНА».

Легендарный объект

Открытием для меня лично стал один факт из жизни Дома просвещения. Признаюсь, была абсолютно уверена, что радио в Красноярске впервые начало своё вещание из Органного зала, во всяком случае, так рассказывали старшие коллеги-радиожурналисты. Но нет! Оказывается, в марте 1927 года именно на Кирова, 24 прошла первая передача красноярской радиоприемной станции. В большом зале, чтобы послушать радио, собрались 300 человек.

Как описано в прессе той поры, по громкоговорителям, установленным в Доме просвещения, озвучивали радиопередачи, радиогазеты и концерты красноярских музыкантов. При радиокомитете работали профессиональный хор, солисты (певцы и инструменталисты) и даже малый симфонический оркестр!

Работники Дома учителя, выставив в окно патефон, устраивали танцы для горожан прямо перед зданием. А ещё в краевом Доме просвещения ставили кровати в двух кабинетах — для девушек и юношей — и молодые сельские педагоги, во время отпуска или отправляясь по распределению в районы края, могли переночевать здесь в ожидании своего рейса.

Как писала в своих воспоминаниях заслуженный педагог края Тамара Карповна ЛИФШИЦ, пребывание в Доме учителя однажды спасло ей жизнь: «Мы, молодые учителя, обменивались впечатлениями, опытом, знакомились с городом. А ещё в Доме учителя был телевизор, я его видела первый раз в жизни: четырёхугольный невысокий (сантиметров 35) ящик, перед ним полуметровая круглая плоская сфера с водой, увеличивающая изображение. Помню, мы по нему смотрели балет и последние известия… Так вот, танцы и общение задержали меня в Доме учителя на три дня… Оказывается, тот самый поезд, на котором я должна была выехать из Красноярска 5 июня, о чём я заблаговременно известила родных, где-то под Ачинском сошёл с рельсов. Было много раненых и погибших».

История учит

— Таких старинных особняков в Красноярске немало, но здесь так уютно и притягательно, что все, кто приходят в гости, не торопятся уходить, — смеётся Алла Николаевна. — Как-то по-домашнему тепло, комфортно. Казалось бы, ну что особенного? А секрет прост: возводили Дом всем миром. В городском парке стояла кружка, и каждый желающий мог пожертвовать какую-то сумму. Почта продавала специальные открытки, а вырученные деньги перечисляла на строительство. Вот мы сейчас, в XXI веке, про социальное партнёрство говорим. А образец такого партнёрства стоит на улице Кирова, 24 (в прошлом Гадаловский переулок), построен 100 лет назад по заказу Общества попечения о начальном образовании. Строили на средства, собранные за счёт взносов учителей, пожертвований имущих граждан и вложений красноярских купцов. Например, беспроцентную долгосрочную ссуду в 30 тысяч рублей выделил красноярский мещанин Степан ТРОПИН. Архитектор Сергей Дриженко бесплатно сделал проект и руководил строительством. Полюбуйтесь, какая красота получилась!

И действительно: фасад, вазы, лестница, порталы оконные, арочные проёмы — всё говорит о том, что здесь живёт дух знания, просвещения… Бывали в Доме актриса Элина БЫСТРИЦКАЯ, поэт Константин СИМОНОВ. Из политиков — НЕМЦОВ, ЗЮГАНОВ и ШОЙГУ. Модельер Вячеслав ЗАЙЦЕВ, актёры Александр АБДУЛОВ и Ролан БЫКОВ, Елена САНАЕВА. Всех не перечесть…

Рассказывают, что однажды иностранцы якобы упрашивали руководителя краевого управления образования продать им этот особняк по баснословной цене. Интерес понятен. Строили Дом с душой, на века. Представьте только: на протяжении столетия сторожа закрывают одни и те же жалюзи на окнах... И эти жалюзи, как и лепнина на фасаде, теперь тоже культурная ценность.

«Сюита» в старинном стиле

Мы пьём чай в небольшом кабинете с голыми и холодноватыми гипсокартонными стенами, и только необычная, резная, выполненная в старинном стиле мебель придаёт обстановке шарм.

— Эта мебель изготовлена на современной фабрике, — поясняет Алла Николаевна. — Мы приобрели её после капитального ремонта в начале 90-х, в уценённом магазине, хотели сохранить старинный дух. Ещё в конце 80-х, когда меня назначили директором Дома просвещения, я обнаружила, что здесь почти не осталось раритетов. Единственное, пожалуй, это библиотека. Уцелели ещё книги приказов (конца 30-х — начала 40-х годов). Когда их читаем, смеёмся. Настолько забавный, интересный слог, манера изложения и факты.

— Почему же всё-таки многие реликвии не сохранились, не дошли до наших дней?

— Дом просвещения многое повидал на своём веку. В 1915 году в здании работала школа для детей беженцев. Школьники причинили неприспособленным для учебных занятий помещениям большой ущерб. В архиве мы нашли обращение в Городскую управу с просьбой выделить денег для того, чтобы перестелить полы, так как после пребывания детей они были сильно испорчены. А в 1918 году часть комнат в Доме освободили под госпиталь для раненых солдат и офицеров колчаковской армии. Библиотека и музей перебрались в помещение книжного склада. Часть шкафов вынесли во двор под навес, где они хранились в ненадлежащих условиях. Архив заканчивается тридцатыми годами — очевидно, после этого началось такое лихолетье, что вся информация была изъята.

Помещение несколько раз переходило из рук в руки. Был период, когда там размещались то Инспекция Труда, то Енисейский губернский отдел народного образования. Одно время Домом владел учительский профсоюз (Рабпрос), а в 30-е годы на фасаде здания находилась вывеска «Дом партийного просвещения».

— Со временем многое здесь менялось, — показывает фотографии Алла Николаевна — Раньше направо от фойе находилась книжная лавка, слева — зал, в котором размещался музей. Теперь на его месте — кабинеты наших сотрудников, комнаты кружков. Мы заново сделали гардероб, расширили лестницу, восстановили лепнину. Из экспонатов сохранился гимн учителей, написанный в 1915 году. Уцелели и ноты, и слова. Хоровые коллективы разучили это произведение и исполнили его на столетнем юбилее. Об истории Дома у нас подготовлена передвижная выставка, которая путешествует по всем уголкам Красноярского края.

Директор с характером

— Алла Николаевна, директором вы уже 28 лет, какой период оказался самым сложным?

— Трудно было всё это хозяйство поднимать. К моему приходу интерес учителей и общественности города и края к Дому просвещения стал угасать. В 1987 году здесь работало всего 20 сотрудников. Из них 12 — обслуживающий персонал, а 6 человек вместе с директором — творческий состав, плюс маэстро Герман Шахраманян и концертмейстер. Мы не могли такими силами охватить территорию края. Я стала стучаться во все двери, и это помогло. Появились деньги, мы пошили костюмы, стали ездить с концертами по краю и даже смогли вывезти хор учителей за границу. Первый автомобиль появился у Дома в 1991 году, заработали кураторы наших проектов в территориях края, что сделало работу более эффективной. Сейчас в штате уже 72 человека. Проекты сложные, эмоционально затратные, но отзывы о них мы получаем только положительные.

Современная «начинка»

На официальном сайте краевого Дома работников просвещения подробно рассказано об истории и сегодняшнем дне организации. В структуре учреждения действует шесть клубов и творческих коллективов. Жизнь бьёт ключом: педагогические балы, музыкальные и литературные вечера, конкурсы, фестивали, фитнес-марафон, выставки педагогов-мастеров… Основным культурным достижением последних лет стал Большой фестиваль творчества, а на сайте Дома развернуты виртуальные проекты: «Авторский альбом», «Учительские династии Красноярского края», виртуальные выставки лауреатов краевого фестиваля «Русь мастеровая».

— Край большой, учителей много. Для нас Норильск иногда ближе, чем Красноярск, — признаётся Алла Николаевна. — В 2015 году по инициативе учителей русского языка и литературы мы провели в северном территориальном округе конкурс среди поэтов-любителей — работников образования и ветеранов педагогического труда «Всё, что сердцу дорого». Но так получилось, что и люди из других территорий туда включились. В итоге издали сборник стихов и посвятили его Году литературы. Сейчас мечтаем довести до совершенства новый проект — «Культурный полиатлон». Это интеллектуально-творческие состязания команд педагогов края. Вот где возможность проявить знания, творчество, эрудицию! Мы ведь работаем с образом будущего и как любая организация, миссией которой является совершенствование учительского потенциала, заинтересованы, чтобы учитель был современный, интересный и вдохновлял своим примером детей и коллег.

Вдохновение против рутины

В 2013 г. графическая работа  А.Н. Антонова «Портрет пенсионера», выполненная жировыми мелками, признана победителем на краевом конкурсе художников-любителей «Русь мастеровая» в номинации «Вернисаж»

В 2013 г. графическая работа А.Н. Антонова «Портрет пенсионера», выполненная жировыми мелками, признана победителем на краевом конкурсе художников-любителей «Русь мастеровая» в номинации «Вернисаж»

— Сколько у нас самородков! — восхищается Алла Николаевна. — Скажем, учитель физкультуры из Шушенского района Александр Николаевич АНТОНОВ — коренной сибиряк, пишет такие картины, что его выставку мы в течение года возили по краю, и у всех она вызывала восторг. Это, конечно, не академическое искусство, а любительское творчество, но, например, художественный музей им. Сурикова с удовольствием принимает подобные выставки. И сотрудники галереи говорят, что когда в залах выставлены картины работников образования, они перевыполняют план по посетителям.

— Но ведь учителя — народ занятой, а участие в ваших мероприятиях требует времени…

— Заняты, не спорю. Не случайно говорят: провести шесть уроков в школе — всё равно, что отработать в шахте смену. Учителя затрачивают энергию, а восстанавливаться не умеют. Мы же стараемся им помочь. Говорят, самая далёкая дорога туда, куда не хочется идти. К бумагам и отчётам — точно не хочется. Нельзя допустить, чтобы школа превратилась в цех по производству выпускников. Учитель не должен превращаться в технолога, в нём нужно развивать дух творчества, показывать обществу самобытные личности, потому что педагог работает душой, своей самостью. И это «я» раскроется только тогда, когда он включён в творческую деятельность.

Сами сотрудники Дома просвещения — тоже люди увлечённые и одарённые. Взять, к примеру, директора. Алла Николаевна — дирижёр-хоровик, в своё время окончила музыкальное училище и Институт культуры.

— У каждого из нас есть творческий бэкграунд, — добавляет заместитель директора Елена ШЕВЧУК. — Наш системный администратор Андрей КУХАРЕВ — исполнитель бардовской песни, а специалист художественно-творческого отдела Лариса НОВЫХ делает шикарные бусы и прочие украшения из камней. Заведующая координационно-методическим отделом Наталия ЗИМЕН солировала раньше в ансамбле танца Сибири, а сейчас страстно увлечена походами в горы. Удивительный коллектив единомышленников!

Комбайн Елизарьевых и фарфоровые фиалки

Учителя по определению талантливы, и проявиться их талант может в разных вещах. Например, в Шарыповском районе есть супруги Елизарьевы, учителя труда. Они делают не только развивающие игрушки — тракторы и радиоуправляемые комбайны, но и макеты русских изб и храмов. В 2014 году на фестивале «Русь мастеровая», организованном Домом просвещения, их модель — точная копия комбайна «Енисей-1200» — произвела фурор. Кто-то из педагогов делает модели соборов из бумаги, кто-то шьёт из ткани потрясающих кукол; а кто-то поёт так, что способен затмить своим талантом оперных солистов…

И ещё рассказали мне сотрудники Дома просвещения, как однажды разыграли проверяющих из Москвы. Как бы невзначай поставили перед ними на стол горшочек с фиалками, «выращенными» в технике холодного фарфора школьным учителем рисования из Зеленогорска Татьяной РОДЧЕНКО. А кто-то из гостей говорит: «Что же вы цветы не на окне держите?». Букет настолько точно передавал красоту настоящих фиалок!..

— Много лет назад меня поразила одна картина — портрет Пушкина, выполненный из маковых семечек. Изумительно! Каждый раз удивляюсь, насколько талантливы люди, которые учат детей, а наша миссия — поддержать их, укрепить инициативу, дух, веру в себя, — делится А.Н. Фролова.

Связь времён

— Обсуждение движения, развития профессионального сообщества и образования края — всё происходит в нашем доме. Министерство образования устраивает здесь свои съезды и конференции, — продолжает директор. — У нас проходят музыкальные и литературные вечера, встречи с интересными людьми из научной, театральной сферы, писателями, журналистами, политическими деятелями… Ничего за 100 лет не утрачено, только обновляем и дополняем в контексте времени.

— Если бы собирались открывать музей Дома просвещения, что включили бы в экспозицию обязательно?

— Копию сертификата о закладке камня при строительстве здания. Нашли этот ценный документ в прошлом году в Красноярском краеведческом музее. Теперь знаем, кто присутствовал на церемонии 100 лет назад. В числе гостей были не только все официальные лица Красноярска и Енисейской губернии, но и губернаторы из Иркутска и Томска, священники… Сегодня предметом охраны в нашем доме являются лестницы (три центральные и две запасные), два зеркала, которым по 100 лет, одно окно с ручкой в форме бабочки … Сохранились и старые фотографии. На одной из них под самым сводом можно прочитать: читальный зал, библиотека, музей, а дальше, к сожалению, неразборчиво. В подвале раньше был оркестровый класс. Собственный оркестр сопровождал выступления агиттеатра «Фиалка». Этот коллектив, лауреат премии Красноярского комсомола, выпускал эстрадные представления, сказки для детей, проводил концерты, устраивал массовые театральные зрелища.

— Сохранилась ли в Доме библиотека? Когда-то она насчитывала в своих фондах порядка 50 тысяч экземпляров художественной и научно-методической литературы, в том числе уникальные издания конца XVIII — начала XX века…

— Библиотеке уже 120 лет, потому что возникла она ещё на базе народного дома, затем кочевала по квартирам. Поначалу в ней было много методической литературы, но когда Институт повышения квалификации учителей стал пополнять свои хранилища, то необходимость в наших фондах отпала. Осталась только художественная литература, которая стоит очень дорого, и мы переориентировались на периодику. Кроме этого пополняют библиотеку подарочные да наиболее ценные издания. Скажем, недавно мы купили книгу сказок Марии Красножёновой. Большую часть литературы раздали в учреждения города, оставив себе около 5 тысяч экземпляров. Сейчас сохраняем библиотеку только как историческую ценность нашего Дома.

— И напоследок: что изменится в Доме после ремонта?

— Появятся новый эвакуационный выход из подвала, поменяем инженерные сети, установим новое оборудование на сцену…

Сейчас все сотрудники Дома просвещения мечтают только об одном — поскорее вернуться в родные стены. Кстати, на мастер-классы и пятничные концерты бардов гостеприимные хозяева заранее приглашают всех желающих.

Вера КИРИЧЕНКО