Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2016 г.

Краткий экскурс в будущее

Люди, планирующие будущее, должны смотреть на жизнь позитивно. «Через 15 лет? Красноярск станет более комфортным, без сомнения!» — утверждает экономист профессор Галина ПОПОДЬКО, один из разработчиков проекта стратегии развития нашего города. Короткая версия подготовленной стратегии скоро будет представлена широкой общественности для обсуждения, а пока мы говорим с теми, кто определил для Красноярска направления развития, продумал варианты, поставил цели вплоть до 2030 года.

Рамочный, но это закон

Стратегий за последние годы — и для всей страны, и для отдельных регионов и городов — было написано немало. Вокруг них могли кипеть нешуточные страсти, на их подготовку тратились столь же нешуточные средства — но в дело эти программные тексты, как правило, шли как рамочные документы в силу отсутствия статуса. И вот в 2014 году был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». О том, как он изменил ситуацию в стратегическом планировании, наш первый вопрос экс­пертам.

М. ДВИНСКИЙ: Составление региональных стратегий началось примерно с начала 2000-х годов, с разработки комплексных программ социально-экономического развития субъектов Федерации и муниципальных образований. Старт этим работам дало утверждение КДР РФ — Концепции долгосрочного развития России до 2020 г.

Двинский Михаил Борисович, кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-экономического планирования СФУ, руководитель работ по теме «Разработка проектов Стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года и плана мероприятий по её реализации».

Двинский Михаил Борисович, кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-экономического планирования СФУ, руководитель работ по теме «Разработка проектов Стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года и плана мероприятий по её реализации».

Город Красноярск, как все муниципальные образования Красноярского края, имеет утверждённую программу социально-экономического развития до 2020 года. Но новый закон обозначил иерархию видов деятельности в сфере стратегического планирования: прогнозирование, планирование и программирование; обозначил перечень стратегических документов и впервые определил и ввёл территориальную иерархию: стратегии страны, федерального округа, субъекта Федерации и муниципального образования. Закон зафиксировал документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных районах и городских округах, которые утверждаются и реализуются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включая, например, программы реализации стратегии.

Стратегическое планирование разделено на части и этапы. Федеральный график реализации закона предусматривает чёткие сроки: к январю 2017 года региональные стратегии всех уровней должны быть утверждены, а также разработаны программы реализации стратегий, которые будут содержать конкретные действия.

— Получается, стратегия города — это составная часть краевой стратегии, а стратегия края — это часть общей стратегии страны. А на самом деле?

Бухарова Евгения Борисовна, директор Института экономики, управления и природопользования СФУ, профессор, председатель комиссии по экономической политике, собственности и содействию развития предпринимательства Красноярского городского совета депутатов.

Бухарова Евгения Борисовна, директор Института экономики, управления и природопользования СФУ, профессор, председатель комиссии по экономической политике, собственности и содействию развития предпринимательства Красноярского городского совета депутатов.

Е. БУХАРОВА: На всех уровнях параллельно идут работы по формированию стратегий. Так, на уровне Федерации разработаны стратегии национальной безопасности России, инновационно-технологического развития, вносятся изменения в энергетическую стратегию до 2035 года. В Красноярском крае также идёт активная работа по формированию стратегии. Муниципальные образования в этом отношении находятся в условиях неопределённости — без чётко сформулированных национальных стратегических приоритетов в части территориального планирования до 2030 года. Приоритеты, которые имеются в настоящее время, зафиксированы в действующих государственных программах и ограничены периодом до 2018 года.

Да, на деле территориальный разрез стратегии России, федеральных округов и края будет собираться снизу с учётом стратегий городов и муниципальных районов. На этот счёт идут споры, но де-факто, так как на сегодняшний день нет оформленных стратегий развития РФ, федеральных округов и субъектов Федерации, предстоит процедура согласования параметров стратегий на стадии разработки.

— Есть ли уже опубликованные стратегии городов, образцы, на которые можно ориентироваться, выстраивая развитие Красноярска?

Д.: Да, представлены стратегии Санкт-Петербурга, Новосибирска, Москвы. Конечно, мы их смотрели. Например, нам понравилась идея города Москвы, документ очень небольшой (60 страниц), но выстроенный по содержанию. Хорошая стратегия у Томска, там акцент сделан на инноватику. Но тот документ, который разрабатываем мы, не является повторением, не сформирован по макету какой-либо стратегии. Кстати, на сегодняшний день в России нет ни одного примера, когда бы стратегии совпадали по структуре.

— Если нет общей матрицы, шаблона — ведь в стратегиях получится разброд и шатание?

Д.: С одной стороны, это развязывает руки и не ограничивает разнообразие в подходах к проектированию будущего, так что каждая стратегия — продукт творчества. С другой стороны, наличие утверждённого макета, конечно, облегчало бы задачу.

Проектировщики общего будущего

— Как получилось, что именно ваша группа специалистов получила право разработать стратегию для города?

Д.: Это был муниципальный заказ. Мы участвовали и выиграли. Помимо нас в конкурсе приняли участие организации из Казани, Пятигорска и Красноярска.

— Кто входит в коллектив разработчиков?

Д.: Всего в разной степени над стратегией работало более 20 человек — специалисты Сибирского федерального университета и Института экономики и организации промышленного производства СО РАН.

— Насколько активно городская администрация принимала участие в вашей работе?

Поподько Галина Ивановна, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, профессор кафедры менеджмента СФУ.

Поподько Галина Ивановна, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, профессор кафедры менеджмента СФУ.

Г. ПОПОДЬКО: Я занималась изучением опыта разработки стратегий в других городах и точно знаю, что ни в Санкт-Петербурге, ни в Москве, ни в Ульяновске администрации не проявляли такой активности, как в Красноярске. У нас проходили многократные совещания — и с мэром, и с департаментом экономики. Обсуждение стратегии проходило в каждом районе города, на предприятиях. Образно говоря , администрация постоянно держала руку на пульсе.

— Какие дополнительные источники пополнения городского бюджета вы предлагаете?

П.: Перед администрацией есть определённые цели и задачи, которые определены её полномочиями. И, как известно, бюджет – финансовое средство решения этих задач. Мэр поставил перед нами задачу: доход города должен увеличиться на 10 млрд рублей. Мы предложили такой вариант развития экономики, который дает ещё больший прирост поступлений, в том числе и неналоговых.

Б.: Фактически решалась обратная задача: что необходимо сделать и какой должен быть уровень развития экономики, чтобы увеличить уровень поступлений в бюджет города. Для количественных оценок использовалась имитационная экономико-математическая модель, с использованием которой проигрывались варианты развития экономики города, консолидации на территории ресурсов не только бюджетных, но инвестиционных. Но это пока только проектные предложения. Идёт процесс формирования публичного варианта проекта стратегии, после чего начнётся многошаговый процесс публичного обсуждения — и с населением, и с общественными институтами, и с депутатами горсовета, и с бизнес-сообществом. Будут вноситься предложения и изменения в проект.

Ключевые слова и приоритеты

— В предложенном вами проекте три стратегических направления. Какие именно?

Д.:
Первое. Красноярск – территория, благоприятная для жизни. Это — высокое качество жизни населения, комфортная и дружественная городская среда, безопасность жизнедеятельности, включая экологию. Второе: Красноярск — высокоразвитый научно-технологический и промышленный центр Сибири. Это приоритеты нового экономического развития, основанного на развитии человеческого потенциала, диверсификации и технологической модернизации экономики. И третье: Красноярск — межрегиональный деловой, транспортный, культурно-спортивный центр Сибири. В рамках этого направления важным является развитие тесной интеграции с территориями края, включая красноярскую агломерацию.

Формирование стратегических приоритетов развития города лежит в общей плоскости национальной политики страны. Приоритеты отражены в КДР, посланиях Президента РФ, государственных программах и предполагают новое качество жизни, инновационное развитие и модернизацию экономики.

Оценки реализации цели носят как количественный, так и качественный характер. Количественный — это показатели уровня реальных доходов населения, доходов территории (например, валовой муниципальный продукт на душу населения, отгруженная продукция), продолжительность жизни; а качественные показатели — возможности для развития человеческого потенциала: обеспеченность учреждениями образования, включая дошкольные, качество образования, уровень развития здравоохранения, развитие и качество услуг в спортивной, культурной и досуговой сферах.

— А что в вашем проекте можно назвать главным, что понравится красноярцам?

Д.: Предлагаемая стратегия не имеет какого-то одного приоритета, это комплексный документ. Безусловно, сюда входит развитие базовых кластеров – например, алюминиевого. Без этого никуда не деться, как бы это кому-то нравилось или не нравилось, это будет локомотивом реального сектора экономики.

— А вынос КРАЗа за черту города никак не рассматривается?

Д.: Для этого нужно будет закрыть завод и перенести его мощности за пределы города. Вы представляете, насколько это затратно? И самое главное — будет ли это целесообразно? Кстати, современная экономика пересматривает подходы к организации металлургического производства. На сегодняшний день задача максимально увеличить долю продукции с высокой добавочной стоимостью в структуре уже готовой продукции. И это означает развитие производств глубокого передела алюминия (downstream). Уже сейчас ряд околоалюминиевых малых и средних предприятий Красноярска производит продукцию с высокой долей добавленной стоимости.

Б.: Алюминиевый кластер, который анонсирован как «алюминиевая долина», ориентируется на выпуск проката для высокоточного производства, в том числе для транспортного машиностроения. Здесь тоже есть задел: малое предприятие в Красноярске уже сейчас выпускает комплектующие для вагонов, которые производятся в Германии.

Что касается экологического воздействия КРАЗа, то до 2030 года должна быть проведена глубокая модернизация его производств, направленная на внедрение экологичных технологий и сокращение вредных выбросов.

— Прозвучали слова, что алюминиевый кластер станет локомотивом развития Красноярска…

Б.: В отличие от прошлых лет не будет одного локомотива. Закончились времена великих строек и гигантов. Необходимо полицентрическое развитие в рамках кластерного подхода. Всего в проекте стратегии было выделено 9 кластеров — машиностроительный; оборонно-промышленный, агропромышленный кластер (производство пищевых продуктов), транспортно-логистический и другие.

Д.: Если ещё раз обратиться к алюминиевому кластеру, то он может быть лидером по объёму выпускаемой продукции. Если в качестве индикатора брать число занятых и объём налоговых поступлений в бюджет, то в лидерах будет сфера услуг. По выпуску высокотехнологичной продукции — оборонный кластер, по темпам развития — лесоперерабатывающая отрасль.

— Все они базируются на существующих предприятиях?

Б.: Кластерный подход в проекте стратегии предполагает, что предприятия, являющиеся ядром кластера, находятся в Красноярске. Но в большинстве случаев территориально кластеры могут охватывать другие территории края, так как кластер — это не только производство основной продукции, но смежные и вспомогательные производства, весь спектр видов деятельности, которые связаны с продвижением продукции, логистикой, подготовкой кадров, научными разработками и внедрением инноваций.

Например, оборонно-промышленный кластер должен охватывать специализированные предприятия в Красноярске, предприятия и промышленный парк в Железногорске, НИИ КНЦ СО РАН, СФУ, СибГАУ, образовательные учреждения среднего профессионального образования.

Ядра большинства кластеров края территориально дислоцированы в Красноярске в силу ряда причин. Прежде всего, в городе сосредоточен качественный человеческий капитал края, университеты и исследовательские институты, обеспечивающие воспроизводство человеческого потенциала, формирование инноваций и новых профессиональных компетенций, необходимых для модернизации и диверсификации экономики. Именно в силу этого в городе сохранились и успешно развиваются предприятия обрабатывающих и высокотехнологичных секторов, с которыми связано будущее инновационное развитие города и края.

П.: Также в проекте стратегии заложено развитие новых видов деятельности, например нефтесервисный кластер. В связи с увеличением добычи нефти в крае мы говорим о том, что именно Красноярск должен обеспечить развитие предприятий машиностроительного комплекса, которые будут делать оборудование, обеспечивать технологическое обслуживание для нефте- и газодобычи. Тем более что именно СФУ готовит кадры для этой отрасли. Так что и для развития этого вида деятельности в крае город будет играть ключевую роль.

— Какие ещё новые кластеры?

Д.: Туристическо-рекреационный. Ввиду планируемого проведения Универсиады и создания определённого задела в гостиничном комплексе это тоже относительно новое направление развития города.

«Изюминки» и амбиции

— Чем предлагаемая стратегия развития всё-таки может удивить горожан?

П.: Считаю, что «изюминка» — это концепция «умного города», которую мы внесли в проект с подачи администрации, несмотря на некий свой внутренний протест.

— А с чем связан протест?

П.: Концепция смарт-сити достаточно популярна за рубежом, и за ней будущее. Но очень немногие отечественные города, которые сегодня разрабатывают стратегии, пошли по этому пути. Только Санкт-Петербург и Москва в своих стратегиях рамочно рассматривают отдельные направления реализации данной концепции. Это очень затратно.

Мы сделали примерную оценку, сколько средств необходимо, чтобы хотя бы частично, по крупным направлениям («умное управление транспортом», включая строительство метро, улучшение экологической обстановки и масштабное внедрение концепции зелёного города) реализовать принципы «умного города». Получилось более 3,5 трн рублей, и это далеко не всё, что подразумевает смарт-сити.

В настоящее время финансовые возможности города ограничены.

— Возможно, администрация предполагает реализовать это локально, в каком-нибудь новом и самом престижном районе города?

Б.: В том-то и дело, что эту концепцию нельзя реализовать в отдельно взятой коммуне или районе, это система эффективного управления всем городом. Но уже сегодня необходимо закладывать резервы, например, в части градостроительных решений, которые позволят в будущем реализовать концепцию смарт-сити.

П.: Сегодня только закладываем основы этого процесса. Например, концепция смарт–сити предусматривает создание системы эффективного управления городом. В Красноярске уже реализуется возможность получения услуг «в одном окне» за счёт создания единых центров. «Умный город» — это и зелёный город, и город, где будет обеспечено эффективное распределение ресурсов на развитие всех муниципальных направлений. Главой города поставлена задача — сделать Красноярск более благоприятным для жизни. И развиваться сегодня нужно исходя из этого принципа. Например, проектируя новые микрорайоны на месте бывших промышленных территорий, мы должны предусмотреть зоны рекреаций, общественные пространства, пешеходные зоны, парки и т.д. Планируя жилищное строительство, транспортную систему, мы должны исходить из энерго- и ресурсосбережения. Не просто трамвай, а трамвай нового поколения. Не двухполосная дорога, а современная магистраль.

— Кстати, какое транспортное решение вы предлагаете?

Б.: Есть ряд стратегических документов, которые готовит сам город. В том числе это схема теплоснабжения, она в данный момент проходит очень сложный процесс согласования. И схема транспортной улично-дорожной сети внутри города. Это долгосрочные и крайне важные документы. В своём проекте мы ориентируемся на то, что улично-дорожная сеть должна работать так , чтобы улучшить транспортную обстановку в Красноярске , увеличить скорость движения общественного транспорта. И обсуждаем, какие альтернативные виды транспорта можно развивать, включая метро и лёгкий трамвай, чтобы произошла разгрузка улиц.

Д.: По транспорту в проекте стратегии обсуждается три направления. Первое — развитие альтернативных видов транспорта. Второе — сокращение доли транспорта, который работает на традиционном топливе (бензин и дизель), в пользу альтернативных видов (электрическая тяга, газ). Третье — модернизация улично-дорожной сети. А что будет выбрано и в итоге реализовано — вопрос будущего согласования документа.

— Есть ли противоречия в том, что генплан города уже утверждён, а стратегия развития только разрабатывается?

Б.: Генплан также является документом стратегического планирования и очень важно, что в Красноярске он уже утверждён. Главный градостроительный документ закрепил зонирование территории города. Определены промышленные зоны, жилые и рекреационные зоны. И, кстати, рекреационных и зелёных зон предусмотрено больше на 30%. Сейчас в рамках нового генерального плана идёт утверждение проектов планировки, разрабатываются принципы застройки отдельных микрорайонов. Все эти нормы необходимы для принятия конкретных решений. Так что процесс постоянно друг друга дополняет, происходят и корректировки стратегии, и детализация генплана.

— Чем наша стратегия отличается от стратегий других городов?

П.:
У большинства из них нет такого стратегического вектора как повышение статуса города. Мы же намерены позиционировать город как межрегиональный, деловой культурный центр, «главный» город Сибири.

В стратегиях других городов статус, как правило, оставляют в существующих рамках. Наша позиция очень амбициозна, фактически мы хотим окончательно закрепить за Красноярском статус столицы Сибири. И проведение Универсиады, и формирование агломерации (мы предлагаем расширить статус города до понятия «большой Красноярск») — всё это должно сыграть нам на пользу. И для этого у нас есть основания.

Транспортно Красноярск более благоприятно расположен, он в центре Сибирского региона. Мы можем обеспечить связь севера и юга, запада и востока.

Д.:
Формируется новый транспортный коридор. Министр обороны С. ШОЙГУ предложил будущую железную дорогу Красноярск—Курагино-Кызыл продлить на юг до стран Юго-Восточной Азии, при этом она пересечёт транспортный коридор так называемого Шёлкового пути. А дальше есть планы продлить эту ветку на север за Лесосибирск. Тогда это будет самый широкий по протяженности транспортный коридор Сибири, который пройдёт через Красноярск.

П.:
А если мы возродим проект Северного морского пути, то конкурировать с Красноярском другим сибирским городам будет практически невозможно.

— Действительно, амбициозные планы. А вы не боитесь, что современная экономическая обстановка не позволит реализовать задуманное, и всё, о чём мы говорим, останется просто мечтами?

Б.: В условиях кризиса мечтать не то что не вредно, а обязательно.

П.: Нам всем не хватает определённого оптимизма. А то, что мы предлагаем — вовсе не является пустым мечтанием.

Немного скепсиса на фоне оптимизма

— За счёт чего должна будет улучшиться экологическая ситуация?

Д.: Прежде всего — транспорт. На сегодняшний день 37% загрязнения города — из-за транспорта. А учитывая нашу розу ветров, можно не сомневаться: транспорт будет играть ключевую роль в будущем. При этом сегодня Красноярск занимает 2 место после Владивостока по количеству автомобилей на душу населения. Так что решение этого вопроса будет иметь максимальный эффект для экологии города.

П.:
Необходимо решать весь комплекс транспортных проблем: совершенствовать схему улично-дорожной сети, развивать общественный транспорт, включая новые виды скоростного транспорта, электротранспорта. Я сама езжу в университет со Взлётки каждый день, и лучше бы я поехала на скоростном трамвае или хоть в дирижабле, чем ехать полтора часа по пробкам 27 остановок. И так многие. Мы пользуемся личным транспортом часто потому, что общественным — ещё тяжелее.

— И всё-таки о приоритетах развития Красноярска говорили и 20 лет назад. В чём заключается принципиальное отличие ваших предложений от стратегий, предлагаемых в 90-е годы?

Б.:
Предшествующие два десятилетия шла ломка экономической системы, её внутренних свойств и качеств. Понятно, что это не обошлось без потерь в промышленном секторе. Были потеряны многие предприятия, в первую очередь
в сфере обрабатывающих производств. Действующие ныне предприятия, а это достаточно широкий спектр (энергетика, металлургия, оборонно-промышленный комплекс, химия, лесопереработка и т.д.), сохранили свою конкурентоспособность, успешно развиваются и являются опорным базисом будущего развития. Одна из стратегических задач экономики города — опираясь на действующий промышленный базис, развивать новые виды деятельности, диверсифицировать экономику на новой инновационно-технологической основе.

П.: Решение проблемы диверсификации экономики города и края стоит очень остро.

В своё время вместе со всей страной мы выбрали сырьевое направление развития: «зачем нам делать что-то своё, что ещё, быть может, не выдержит конкуренции, лучше будем продавать ресурсы и покупать товары». Сегодня пришло осознание, что этот путь не является оптимальным, что он ведёт к упадку, если не сказать — в пропасть. На уровне страны ищутся механизмы перехода от ресурсно-экспортной модели экономики к диверсифицированному развитию.

Долгосрочные направления будущего развития, заложенные в проект стратегии, исходят из понимания того, что нам необходимо осуществить диверсификационный маневр в развитии реального сектора экономики города, это потребует значительных усилий, включая сферу управления, и надо опираться прежде всего на себя, внутренний потенциал города. Задача сложная, но учитывая качество человеческого потенциала города, накопленный экономический потенциал и интеграционные процессы в рамках Красноярской агломерации, её надо и возможно решить.

Мы на пороге серьёзного поворота в сторону сохранения своих национальных интересов, в том числе на основе экономического развития. Улучшение будет, и это вне всякого сомнения.

СФ