Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2010

Игрушечное содержание

Один старый мудрец очень любил детей. Они приходили к нему отовсюду, и он дарил им прекрасные, но слишком хрупкие игрушки. Дети радовались, но игрушки ломались, и они в слезах прибегали за новыми, а старик дарил им ещё более прекрасные и ещё более хрупкие вещи. Наконец родители спросили мудреца, зачем он мучает их детей. Он ответил: ребёнок вырастет, и кто-то подарит ему своё сердце. Пусть он заранее научится беречь самое прекрасное и самое хрупкое.

Детям из этой старой китайской притчи повезло вдвойне. Мало того, что на жизненном пути им встретился мудрый человек, который с детства начал передавать им правильное миропонимание, так ещё и родители оказались очень неравнодушными. Пришли и прямо спросили: вы зачем детей до слёз доводите? А вот современным детям таким богатством похвастаться не удастся. И игрушку порядочную не найдёшь, и родители, ослеплённые рекламой, смотрят на детские развлечения сквозь пальцы. О дошкольном образовании и детских игрушках рассказывает Елена Олеговна СМИРНОВА, профессор, доктор педагогических наук, зав. лабораторией психического развития дошкольников Психологического института Российской академии образования, основатель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек.

— Дети – одна из высших ценностей общества, и сегодня, казалось бы, детству уделяется как никогда много внимания: детские центры, образовательные программы, развлекательные комплексы, развивающие игры. Вы согласны, что это прекрасная тенденция?

— В современном обществе существует множество парадоксов. Один из них заключается в том, что ценность детства непрерывно растёт, но при этом перестают учитываться возрастные особенности детей. Серьёзной проблемой становится повальный бум на раннее развитие ребёнка. Например, в США начали выпускать фильмы для младенцев от трёх месяцев. Авторы обещают, что после просмотра записанных под музыку картинок у ребёнка начнёт развиваться воображение, мышление и т.д. С педагогической точки зрения это полная ерунда, ведь дети до девяти месяцев даже говорить не могут. Главные аргументы в защиту таких просмотров – детям нравится, а родители могут отдохнуть. При этом совершенно игнорируется тот факт, что из-за подобных телесеансов, кстати, рекомендованных к просмотру не более 20 минут в день, у ребёнка формируется стойкая телезависимость. Нередко из-за того, что родители позволяют своим чадам часами сидеть у телевизора, лишь бы не плакали. Но самое страшное, что в такой ситуации полностью блокируется истинный источник развития младенца – эмоциональное общение с матерью.

— В продаже нередко можно найти различные методики для раннего развития детей. Они носят заманчивые названия («Математика с пелёнок», «Азбука с пелёнок», «Гений с пелёнок») и, конечно же, играют на чувствах родителей, которые всегда хотят иметь выдающегося ребёнка. Выходит, всё это вредно?

— В народе ходит страшный миф о том, что если в первые три года ребёнка не научить грамоте, потом будет поздно. Так называемые методики раннего развития в действительности представляют собой примитивные наборы карточек, которые тренируют малыша на уровне рефлекса, ассоциации. В 2-3 года ребёнок может только буквы разбирать, но смысл чтения остаётся ему непонятен. Одна бабушка при мне учила внучку различать красный круг и синий квадрат. Девочке было ужасно скучно, и я предложила бабушке отправить её поиграть. На что получила ответ, что моторикой в семье занимаются после обеда. Беда в том, что двигательное и активное действие всё больше выходит из жизни малышей. Вместо этого прозорливые предприниматели занимают детское зрение – предлагают картинки и видеозаписи. Кроме того стойко формируется порочная установка у родителей, что ребёнок обязательно должен быть гением. Негативные последствия, как правило, не заставляют себя долго ждать.

— Сегодня обязательным считается условие, чтобы ребёнок научился читать, писать и считать до школы; родители беспокоятся, что иначе он навсегда будет отставать в успеваемости...

— В дошкольном возрасте главная движущая сила в развитии ребёнка — это сюжетно-ролевая игра. Причём это не некое средство для обучения или освоения предмета, это самостоятельная деятельность. Более того, психологи утверждают, что это единственная форма деятельности, где ребёнок может быть самостоятельным, может развивать волю, воображение, самосознание и многое другое. Сегодня понимание игры размыто, всё больше она превращается в образовательную рамку. Например, выпустят лягушку, которая говорит английские слова, и вот вам уже обучение через игровые технологии. А развивающая сюжетно-ролевая игра всё дальше уходит из жизни детей, теряет свою ценность. В детских садах в Москве играм уделяется всего 30-40 минут в день, да и в это короткое время умудряются протолкнуть какое-нибудь обучение.

— Чем так хороши сюжетно-ролевые игры в сравнении с другими, обучающими, например?

— Советский психолог Д.Б. Эльконин описывает в своей книге «Психология игры» три типа игр. Первый тип — игра-действие, где ребёнок катает машинки, собирает конструктор и т.д. Второй —игра-роль, когда ребёнок примеряет на себя чей-то образ и придумывает сюжет. И наконец, третий тип — самый важный — игра с отношениями, в которой есть несколько участников, и между ними выстраивается определённое взаимодействие. При нормальном развитии такая форма игры должна проявиться уже в пятилетнем возрасте. Статистика же показывает, что лишь 10-15 % первоклассников играют в игры третьего типа. Остальные ребята, которые вместо игр готовились к школе, придя в класс, понимают, что не наигрались, и начинают делать это во время уроков, под партами. Такие дети не могут организовать свой досуг, у них нет произвольности и самостоятельности, нет мотивации к учёбе. Более того, за год все их преимущества в чтении, счёте и письме сходят на нет. Вывод напрашивается такой: чем больше мы детей к школе готовим, тем меньше они к ней готовы.

— Полки магазинов сегодня завалены всевозможными детскими игрушками. Как в таком разнообразии выбрать то, что действительно будет полезно ребёнку? Какое значение в его развитии имеет игрушка?

— Игрушка — это мина замедленного действия, она может взорваться с хорошими или плохими последствиями. Мы замечали, что когда ребёнок смотрит на какую-то человекоподобную фигурку, он подсознательно перенимает её позу, мимику, настроение. Поэтому так важно, в какие игрушки играют наши дети, ведь именно через это в большей степени формируется их характер. Сегодня в магазинах хороших игрушек не найти. Мы постоянно проводим экспертизы странных и страшных игрушек, которые просто не могут быть средством игры. Чаще они покупаются для забавы, так как очень нравятся родителям, но, посудите сами, какое отношение к развитию детей могут иметь такие игрушки, как «Набор кровавого киллера» или игра «Доктор», где ребёнку миниатюрными пинцетом и скальпелем нужно провести операцию по удалению органов. Встречаются и совершенно непонятные экземпляры: ребёнок с лицом старца, отчленённая голова для создания причёсок, младенец с голым задом. Всё это медленно, но верно, разрушает в наших детях не только фантазию и воображение, но и обычные человеческие качества, такие как сострадание, милосердие, забота.

— Доктор Бенджамин Спок в своей культовой книге «Ребёнок и уход за ним» пишет: «Обычно детям больше нравятся простые игрушки, и они дольше с ними занимаются. Это не потому, что дети непритязательны, а потому, что у них богатое воображение».

— Это действительно так: простота игрушки помогает ребёнку развивать воображение, придумывать эмоции для персонажей и создавать сюжетные ходы. Недавно мы совместно с московским Департаментом образования начали выпускать каталог под названием «Лучшие игрушки года», где присвоили по-настоящему хорошим игрушкам знак качества «Детские психологи рекомендуют». Мы не можем ничего запретить, но зато можем помочь родителям и образовательным учреждениям подобрать качественный игровой арсенал. Туда вошли очень простые на вид деревянные погремушки и шумелки для младенцев, паззлы и лошадки на колёсах для раннего детского возраста, перчаточные куклы и комплекты для режиссёрской игры для дошколят и многое другое. Мы надеемся привлечь внимание общественности к миру детской игры.

— Как известно, досуг ребёнка не ограничивается одними игрушками. Зачастую львиную долю его свободного времени забирает телеэкран. Что Вы советуете родителям при выборе видеопродукции?

— Современная киноиндустрия совершенно неприспособлена для детей. Герои фильмов — какие-то необычные, фантастические взрослые, которым просто невозможно подражать. Навязываются совсем не
детские смыслы, с экрана так и плещет агрессия, всё происходит настолько быстро, что невозможно сосредоточиться, но и оторваться тоже нельзя. Мы советуем родителям показывать своим детям советские мультфильмы — они медленные, размеренные, можно подумать, разобраться в том, что происходит. Нужно помнить, что ребёнок обладает определёнными возрастными особенностями, и превращать его во взрослого (как это делают сейчас производители детских фильмов и журналов) — не только бессмысленно, но и губительно. Главное право ребёнка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая дошкольника перед экраном и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон развития психики ребёнка — становление его внутреннего мира происходит только в совместной деятельности с родителями.

Кирилл АРСЕНЬЕВ

Каталог хороших игрушек(.pdf, 6.98 Мб)
Современная информационная продукция для детей (фильмы, пособия, игрушки)(.ppt, 32.53 Мб)