Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2016 г.

Приказано сохранить. На плёнку

В Год российского кино было бы странно не вспомнить главное из искусств, где жизнь не просто запечатлена как есть, а в самом концентрированном, очищенном от случайного, виде. Передавать суть времени, улавливать мироощущение, быть рупором и личным метрономом может, кажется, только кино.

История «Красноярского Кинографа» началась в 1935 году. В советское время это учреждение по прокату фильмов было частью большой государственной корпорации «Госкино», владевшей всем кинопрокатом в стране. О настоящем «Кинографа» нам рассказывает его директор Дмитрий КУДРЯВЦЕВ: «Мы единственная кинопрокатная организация на территории Красноярского края. Понятно, что коммерческие кинотеатры работают сами, фильмы расписывают в Москве, но тем не менее у нас около 200 киноустановок, которые мы наполняем репертуаром. Небольшие населённые пункты, сёла, города работают только через нас, не имея возможности самим брать фильмы. Ещё мы оказываем методическую помощь в организации мероприятий, кинопоказов, формируем программы».

Расцвет «Кинографа» выпал на 80-е. С 1967 по 1988 годы в Красноярске построили современные кинотеатры «Весна», «Победа», «Солнечный», «Луч», «Ударник», «Металлург», «Строитель», «Пилот», «Родина», «Звёздный», показывали фильмы и в городских Дворцах культуры. Первым широкоформатным кинотеатром стал «Юбилейный» (сегодня это кинотеатр «Эпицентр»). Затем и построенные ранее «Луч», «Пилот», «Строитель», «Октябрь» были переоборудованы под показ широкоформатных фильмов. В это время в «Кинографе» работало 6 тысяч человек. «На советские деньги доход составлял 15 миллионов рублей, при цене билета 25 копеек! Было около трёх тысяч киноустановок, директор назначался федеральным министром. Это была идеология, политика. Сейчас об этом мы можем только вспоминать в контексте музея», — рассказывает Дмитрий Владимирович.

Мы сидим в небольшом зале, где уже проводят показы фильмов для тех, кто пришёл сюда на экскурсию. В будущем планируется целая серия показов фильмов с плёнки.

Память здесь повсюду. Например, бережными руками сотрудников собирается, пусть пока небольшая, коллекция кинопроекторов. Несколько штук стоят прямо в кинозале. Здесь есть кинопроектор ГОЗ 1918 года выпуска — первый отечественный портативный 35-миллиметровый кинопроектор: ручной привод, лампочка питалась от внешней динамо-машины, некоторые детали конструкции не сохранились. Многие киноаппараты подарены кинотеатрами — здесь есть «сельская передвижка», которую привезли из Канска, а раньше возили в поле и показывали на полевых станах кино. Сейчас плёнки, создававшиеся для этих проекторов, оцифровывают.

Аппараты стоят рядком. Есть и для небольших кинозалов на 200 мест, и на большие залы в 600 мест. А итальянский аппарат ещё в прошлом году стоял в кинотеатре «Эпицентр». Или реставрационная машина — производство ГДР; уже страны такой нет, а машина имеется. Интересно, что многие люди сами сдают в «Кинограф» свою технику. «Недавно мужчина принёс киноаппарат конца 40–х годов, мы были удивлены. Аппарат ржавый, в нерабочем состоянии, но вот 70 лет пролежал, и человек его не выкинул», — рассказывает Дмитрий..

На высоких стеллажах целые залежи, горы плёнки. Всего в архивах 4 тысячи наименований. Каждый фильм — не одна банка с плёнкой, а несколько, а каждая банка весит около трёх килограммов, поэтому работает специальный транспортёр, чтобы достать плёнку с нужной полки.

Некоторые записи, которые здесь хранятся, уникальны. Дмитрий Владимирович рассказывает: «Они уникальны как во вселенском масштабе, так и для нас. Фильм «Дирижёр», режиссёр Павел ЛУНГИН. Копий было выпущено 8 штук на всю страну, есть в Госфильмофонде и у нас. Или фильм «Легенда о Нараяме», с которого начались первые ночные показы в Красноярске. Очереди стояли в «Луч» до входа в Центральный парк».

Показывать эти фильмы возможность осталась пока только в самом «Кинографе»; в Доме кино, например, стоит подходящий аппарат, но механика нет. На стереоплёнке сохранился фильм «На златом крыльце сидели»: его ходили смотреть в кинотеатр «Октябрь» (прежнее название Дома кино), где для просмотра выдавали очки (прототип 3D-показов). Ещё тут можно найти фильмы «Сюда не залетали чайки» по повести Виктора АСТАФЬЕВА, «Экипаж», «Генералы песчаных карьеров», даже «Терминатор».

Здание, в котором сейчас находится «Красноярский Кинограф», построено специально для него. В 1935 году краевая контора по прокату фильмов находилась на ул. Ады Лебедевой, позднее переехали сюда — на ул. Пролетарскую, 153. В хранилище с плёнками поддерживается постоянная температура, Дмитрий Владимирович показывает градусник: «Температура достаточно прохладная, сейчас около 17-18 градусов, и это практически предельный показатель, теплее здесь не бывает. У нас нет специальной системы охлаждения, просто очень толстые стены и отсутствует фундамент, так что в здании холодно. Зимой даже чрезмерно; для плёнки это хорошо, для кладовщика — не очень».

«Кинограф» собирает не только фильмы и киноаппараты, но и всевозможные «киношные» артефакты. Например, автографы актёров и режиссёров, которые приезжают на Назаровский кинофорум отечественных фильмов имени Марины ЛАДЫНИНОЙ, книги, связанные с кино (их здесь больше тысячи). Есть монтажные листы на фильмы. Есть даже вырезанный кусок из фильма «Тарас Шевченко» (режиссёр Игорь САВЧЕНКО, 1951 год), который не вошёл в полную версию; на редких кадрах – Марина Ладынина. Дмитрий Владимирович добавляет: «У нас есть плёнки даже начала двадцатого века, мы их уже не показываем, только оцифрованные копии». Оцифровывать ещё предстоит многое.

Коридоры «Кинографа» украшены киноафишами — несколько лет назад был осуществлён совместный проект с красноярскими художниками, которые сделали афиши на основе личных впечатлений от фильмов. Но среди этих авторских работ есть и подлинники — реальные провинциальные афиши, нарисованные гуашью. Одну из таких из Краснотуранска привёз Геннадий РУКША, бывший министр культуры края. Сотрудники «Кинографа» недоумевают: как она сохранилась? Ведь после каждого фильма всё смывалось и рисовалось заново. Ещё одна оригинальная работа привезена из Канска — афиша фильма «Капитан «Пилигрима», который, кстати, тоже есть в фонде. На другой стене — соц-арт из Ачинска конца 70-х в коллажной технике — отличная возможность увидеть, как анонсировались фильмы в провинции.

Сейчас оцифровывается множество плёнок, например, из фондов Красноярского краеведческого музея. Совсем недавно оцифровали и показали самые ранние кадры, на которых запечатлён Красноярск 100 лет назад. 250 метров плёнки, 8 минут видео, на котором можно увидеть будни людей, живущих в начале двадцатого века. Первый автомобиль, собор на площади Революции, на фундаменте которого сейчас стоит здание краевой администрации, кинотеатр Дом кино, в то время называвшийся «Арс», первое крушение самолёта на крышу дома.

А вот записи 40-50-х годов: поливальная машина моет улицы в центре города, видно, что на проспекте Мира много зелени. Памятник Сурикову открывается в присутствии огромной толпы людей. Сохранились кадры строительства Коммунального моста — кто знает, может, кадры строительства четвёртого моста через полвека будут вызывать такой же трепет. В плане — восстановить кадры с газовой атакой в Красноярске, открытием памятника Ленину.

Недавно «Кинограф» обнаружил, что в Емельяново была районная киностудия, и у них осталось порядка 70 документальных кинофильмов об этом посёлке; это уникальные съёмки, их больше нигде нет.

Мы заходим в проявочный цех «Кинографа», небольшую комнату, где три сотрудницы отсматривают плёнку на предмет дефектов — режут, склеивают и подписывают прямо при нас. За день, если требуется капитальный ремонт, сотрудница успевает сделать три фильма, перематываются километры плёнки.

До сих пор «Кинограф» проводит и собственные съёмки; в основном это культурные события, которые таким образом документируются. На самом деле красноярской хроники в «Кинографе» сохранилось не так много — материалы уходили на хранение в Государственный архив документальной кинохроники и фотографии, расположенный в Красногорске Московской области; там они хранятся и сегодня.

Глобальная цель «Кинографа», по словам Дмитрия Владимировича, — стать местом, где живёт кино. А жить оно может в момент показа, когда зритель видит изображение на экране, возникшее словно по волшебству.

Ничто не сохраняет так историю, как документальное её свидетельство. Хотите прикоснуться к этому? В «Кинографе» проводят коллективные экскурсии, причём бесплатные, записаться можно по телефону 243-74-16.

Олеся ПОЗДНЯКОВА
Первый показ хроник, переданных из фондов Красноярского краевого краеведческого музея и восстанавливаемых в «Кинографе», прошёл 19 апреля. Следите за датами новых показов в группе «Кинографа» ВКонтакте vk.com/krasnoyarsk_kinograf