Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2016 г.

Строим экомегаполис

Как сделать город более экологичным в условиях уже существующей застройки? Задача эта во всех отношениях сложная, а потому очень интересна для тех, кто может себе позволить дать волю фантазии, не зацикливаясь на разных «невозможно». Тем более, что многое из невозможного довольно быстро может стать возможным. А потому тема «Экологизация строительства в условиях урбанизированных территорий», выбранная в этом году Инженерно-строительным институтом СФУ для своей международной летней школы, оказалась интересна как нашим студентам, так и иностранным.

Школа, образовательная программа которой включала большой объём лекционных занятий, семинаров и выездных практик, прошла в середине июля. О её подготовке, проведении, изучаемых проблемах, идеях и результатах рассказывает Ольга ДУБРОВСКАЯ, кандидат технических наук, заместитель директора Инженерно-строительного института СФУ.

— К такому масштабному мероприятию, как международная летняя школа, мы готовились в течение всего года, — признаётся Ольга Геннадьевна. — В основу были положены соглашения о сотрудничестве между Чешским техническим университетом, Сибирским федеральным университетом и Пекинским транспортным университетом. Проводились переговоры и с теми университетами, которым было бы интересно к нам приехать.

Конечно, для этого мы заявляли не только проблемы, которые интересуют нас в условиях Сибири и России в целом. Проблема и тематика были продиктованы общемировым трендом перехода к так называемому зелёному строительству. В результате школой заинтересовались тайваньцы, итальянцы и поляки. Таким образом, помимо трёх уже названных вузов к нам приехали представители Миланского технологического университета, Тайваньского университета техники и технологий и Технологического университета Вроцлава. В общей сложности в школе на обучении было двадцать три иностранных студента.

Образовательная тематика школы была направлена на решение следующей проблемы: как в условиях уже существующих городов с большим населением и с исторически сложившейся застройкой обеспечить комфортное проживание жителям, исходя из сегодняшних экологических представлений. Надо сказать, что предлагаемые участниками школы подходы оказались достаточно разнообразны. Каждая делегация представила свой взгляд на проблему.

Три команды — три проекта

Условно школа была разделена на три группы. О работе этих групп и выполненных в результате проектах Ольга Геннадьевна рассказала во всех подробностях:

— Первая группа работала над подбором современных экологически чистых строительных материалов, для чего были проведены большие лабораторные исследования. Главным образом рассматривались материалы на основе древесины. Их испытывали на прочность, выявляли экологические характеристики химических составляющих и так далее. Конечно, как альтернативу рассматривали и широко используемые сегодня материалы, в частности, различные бетоны. Но в результате всё же предложили строить из дерева. Эту группу возглавлял Александр Фёдорович РОЖКОВ, заведующий учебной лабораторией «Испытания строительных материалов и конструкций» кафедры строительных конструкций и управляемых систем.

Вторая группа занималась городской транспортной инфраструктурой. С нашей стороны её возглавил заведующий кафедрой автомобильных дорог и городских сооружений Вадим Вячеславович СЕРВАТИНСКИЙ, а со стороны гостей профессор Лао Мин Чи из Тайваньского университета. Кстати, как ни странно, но тайваньские дорожные проблемы оказались во многом схожи с нашими, российскими.

Эта группа занималась рассмотрением особо прочных материалов для строительства дорог. Именно эти материалы они и исследовали в лабораториях. Но помимо вопросов, связанных с созданием дорожного покрытия, членами группы предлагались ещё и схемы внутригородских дорожных развязок. И надо сказать, что предложенный ими проект был достаточно интересен и оказался вполне приемлемым и для наших условий.

Третья группа, которую возглавляла я и профессор Миланского университета Габриэлла БОЛЬЗОН, изучала возможности так называемого оборотного использования ресурсов. В частности, оборотного использования воды.

Вообще-то, мы, живя на прекрасной полноводной реке, привыкли к воде относиться легко, если не сказать легкомысленно. Сама по себе она у нас чистая и даже имеет серебряную медаль по качеству воды в источнике. А в условиях Европы, Китая, а тем более Тайваня пресная вода — это достаточно дорогой ресурс. А потому к воде они относятся бережно и, разумеется, так, как мы, её не используют.

Экскурсия на строительство развязки четвёртого моста

Экскурсия на строительство развязки четвёртого моста

Надо сказать, сегодня весь мир нацелен на то, чтобы пускать воду в оборотные системы, позволяющие ей после прохождения очистки возвращаться в виде технической воды без сброса в источники водоснабжения. Это значительно снижает экологические риски, связанные с загрязнением водоёмов. Да и урбанизированные территории тратят меньше чистого природного ресурса на обеспечение своей жизнедеятельности. К сожалению, мы пока об этом особо не заботимся. Итальянцы и поляки просто испытали шок, увидев, как у нас по утрам поливаются улицы. А узнав, что поливаются они питьевой водой, заявили, что мы, похоже, очень богатые люди, раз позволяем себе такую роскошь.

Здесь, кстати, надо заметить, что у нас есть очистные сооружения, у которых на выходе вода вполне соответствует гигиеническим нормам источника. Но пока по нашим действующим нормативам использовать такую воду запрещено. Вот мы и поливаем землю и асфальт питьевой.

По результатам проведённых работ эта группа тоже предложила своё решение использования оборотных ресурсов в условиях плотно населённых городов. Но надо признать, что в наших условиях у него нет серьёзных перспектив. Конечно, оборотное водоснабжение — это замечательно. Но в нашей уже существующей застройке невозможно быстро внедрить эти оборотные системы. Всё же они больше подходят для строительства новых микрорайонов, строящихся по концепции «умный город».

Таким образом, у нашей летней школы на выходе получилось три разноплановых проекта, представленных в виде презентаций. По результатам были выданы международные сертификаты, которые засчитываются как отдельный предмет в учебном плане, что важно для студентов. В сертификатах были прописаны все лекции, которые читали наши и четыре приглашённых профессора. Тематика этих лекций была достаточно разноплановой. Например, Габриэлла Бользон помимо экологии читала лекцию по управлению городской инфраструктурой и планированием.

Надо сказать, что наиболее перспективными из трёх выбранных школой направлений оказались строительные материалы и строительные конструкции. По крайней мере, для наших условий. Да и проекты там получились такие, что просто бери и воплощай.

Хотя в отношении строительных материалов, как и с водой, мы пока чувствуем себя очень свободно. Приходится признать, что в большинстве случаев стройматериалы у нас экологическую экспертизу не проходят. Это в Европе давно перешли на кодификатор ИСО*. Там просто невозможно построить жилой дом, если используемые материалы не имеют этой кодировки.

Вообще, в Европе сейчас существует ранжирование микрорайонов по экологической чистоте. И там к этому подходят совершенно не так, как в России. Допустим, у нас в Красноярске Академгородок считается самым чистым микрорайоном только лишь потому, что стоит в лесу. Но если рассмотреть те дома, что там построены, ни о какой экологичности говорить не придётся. А в Европе всё оценивается комплексно — используются ли в доме энергосберегающие технологии, из чего он построен, где находится. И в результате даётся экологический ранг, от которого очень зависит цена на жильё.

Участники школы на экскурсии в Овсянке

Участники школы на экскурсии в Овсянке

Естественно, экологически чистое жильё на этапе приобретения далеко не дешёвое. Но в процессе эксплуатации оно оказывается гораздо дешевле, чем наши стандартные бетонные коробки. Кстати, с точки зрения экологии проигрывает и кирпич. Поэтому часть европейских стран вернулись к деревянному домостроению. И такие проекты тоже были представлены студентами в нашей летней школе.

Если говорить о группе транспортников, то предложения иностранных гостей тоже не соответствовали нашим общепринятым стереотипам. Например, идея создания огромных пешеходных зон, соединяющих весь город в единую систему, дополненную так называемыми объездными дорогами.

Нам с нашей ментальностью трудно представить, что весь центр города может быть закрыт для транспорта, несмотря на то что там очень плотная историческая застройка с её узкими проездами. И что с точки зрения выхлопных газов присутствие там автотранспорта — это просто экологическая катастрофа. Что мы, собственно, и ощущаем. Так что нацеленность участников школы была вполне определённой — транспортом надо пользоваться только по мере необходимости и там, где без него уж совсем нельзя обойтись. Нам это пока трудно принять. Мы вообще убеждены, что по городу можно перемещаться только при помощи автомобиля и никак иначе.

Другая идея, высказанная этой группой, состояла в том, что город должен быть концентрирован, скажем так, по месту пользования. Допустим, есть административный центр, в который всем за чем-нибудь надо ехать. Значит, он должен быть всем доступен и не становиться очагом напряжённости.

Или, например, медицинские комплексы. У нас так исторически сложилось, что они разбросаны по всему городу. Тайваньцы же считают, что это нецелесообразно. По их мнению, большие медицинские комплексы должны быть сконцентрированы в одном месте, которое для всех было бы удобно. Мы это предложение не оспаривали, т.к. были достаточно серьёзные аргументы, среди которых основной — оптимальное использование дорогостоящего оборудования, хорошо обученного персонала и взаимодействие специалистов разного профиля.

А что касается транспортной доступности таких медицинских центров, то, по мнению тайваньцев, надо просто создать правильный транспортный коридор. И тогда машина скорой помощи большое расстояние преодолеет быстрее, чем позволяют наши дорожные пробки даже при малых расстояниях. Конечно, с этим трудно спорить. Но только как создать этот самый правильный коридор, допустим, в условиях нашего города?

И ещё один момент. Все наши гости очень удивлялись, что мы практически отказались от электротранспорта, который изначально экологичен, а мы его не развиваем, хотя у нас для этого, казалось бы, есть все возможности. Они нашли наше засилье автобусов совершенно нецелесообразным, сделав однозначный вывод: хотите дышать чистым воздухом — развивайте общественный электротранспорт.

В ходе обсуждения различных вариантов решений транспортных проблем Красноярска гостями было сделано предложение, которое в своё время предлагалось и нашим институтом — часть районов соединить фуникулёрным сообщением, т.к. перепады высот в городе достаточные. Но это уже из области экологической фантастики.

Если говорить о культурной программе нашей школы, то она была тоже достаточно интересной. Конечно, мы показали все красоты, какие только могли, включая Красноярское море, которое прошли на теплоходе до Царских ворот. Побывали и на Столбах, и в фан-парке Бобровый лог. Для наших гостей это было просто потрясением — такие чудеса в черте города. И вообще, они были удивлены и поражены, какими мощными природными ресурсами обладает Красноярск — такие прекрасные лесные массивы вокруг. Правда, удивились и тому, что город так хаотично застроен.

Новая школа, новые темы, новые встречи и впечатления

Организованная на базе Инженерно-строительного института международная летняя школа прошла исключительно удачно. На следующий год планируется ещё одна летняя школа. Есть планы поработать с Иркутским национальным исследовательским техническим университетом и часть работы провести на Байкале, увидеть который выразили желание все участники нынешней школы.

О том, какими могут быть темы и каковы перспективы следующей школы, говорит директор Инженерно-строительного института СФУ, доктор технических наук, профессор Иван Семёнович ИНЖУТОВ.

— Основная цель проводимых нами летних школ — выход строительной специальности университета на международный уровень. В первую очередь связанный с магистерскими программами. Цель эту достичь за один приём невозможно. Надо проделать достаточно долгий путь, состоящий из хорошо продуманных системных шагов. Вот такими шагами и могут служить летние школы. И чем больше к нам будет приезжать иностранных студентов, тем лучше. Пока же, к сожалению, о нас знают мало. Взять тех же польских магистрантов, приехавших к нам в этот раз. Вначале они были очень насторожены и, прямо скажем, настроены скептически по отношению к нашему образованию, городу и университету. А уезжали совершенно другими людьми с совершенно противоположным мнением. И были всем очень довольны.

Конечно, для успеха школы очень важно, какие для неё выбираются темы. На мой взгляд, очень перспективна тема, которая сегодня начинает развиваться на кафедре технологии строительного производства и строительных материалов. Она связана с разработкой магистерской программы по использованию 3D-принтеров в строительстве.

Изначально эта тема возникла, когда стала обсуждаться возможность строительства баз на других небесных телах. Это была просто фантастическая идея. Однако китайские коллеги у себя уже несколько домов построили с применением 3D-принтера. А голландцы с его помощью построили мост. О других отраслях, например о машиностроении, и не говорю — там чего только не печатают.

Так что и нам всё это надо развивать. Понятно, что эта тема обязательно привлечёт иностранных студентов-магистров. Да и коллег для обучения студентов тоже привлечёт. Наши коллеги из Иркутского технического университета и Оренбургского университета с восторгом приняли наше предложение поучаствовать в такой межуниверситетской программе. А значит, и для летних школ эту тему надо отрабатывать.

И конечно, интересно всё, что связано с экологически чистыми строительными материалами. В первую очередь с использованием древесины. Кстати, у нас в институте эта тема развивается очень хорошо. И она тоже привлекает внимание. Я полагаю, в будущем году в летней школе примут участие как минимум шесть стран и количество участников почти удвоится.

Конечно, сейчас перед нами стоит задача привлечения средств, без решения которой провести школу невозможно. В нынешнем году удалось заинтересовать китайский университет. Кто выступит в качестве спонсора в следующем году, мы пока не знаем. Но уверены, что он найдётся. Ведь надо помнить, что летняя школа — это не только знания. Это ещё и общение, полезное для студентов познавательное времяпрепровождение. В этот раз культурная программа школы была достаточно интересной, но традиционной — Столбы, Бобровый лог. В следующий раз мы планируем её расширить посещением других интересных объектов. Например, людям, связанным с архитектурой и строительством, будет интересно посмотреть Енисейск, увидеть Барабановскую церковь. Очень интересны и памятники древности, например наскальная графика Шалаболинской писаницы.

На самом деле всё это очень важно. Скажем прямо, молодые люди в основном приезжают к нам с разного рода предубеждениями и опасениями. Да и коллеги-профессора тоже. И всех их изумляет, что в Сибири есть такие большие города с такими прекрасными университетами и кампусами. Отмечают удивительную доброжелательность, которую они совсем не надеялись встретить. Так что их отношение к университету, к городу, к Сибири и России в целом совершенно меняется после проведённого у нас времени. И это, несомненно, очень важно.

Галина ДМИТРИЕВА