Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2016 г.

«Их головы должны создавать то,
что другим не по силам»

Кабинет генерального директора АО «НПП «Радиосвязь» Рината ГАЛЕЕВА каждый день с восьми и до десяти утра открыт исключительно для представителей науки. Это и понятно: предприятие выпускает станции спутниковой связи, тропосферные станции, системы навигации различного назначения — спутниковые, наземные, интегрированные системы навигации. Продукция уникальная, по некоторым направлениям «Радиосвязь» и вовсе монополист. И потребность такого производства в научном сопровождении очевидна. Поэтому партнёрство с Сибирским федеральным университетом здесь считают одним из приоритетов. О том, в чём оно заключается и как с обоюдной для участников пользой осуществляется, мы и беседуем в кабинете гендиректора.

В этом году партнёр СФУ АО «НПП «Радиосвязь»  в честь своего 75-летия открыл двери для журналистов

В этом году партнёр СФУ АО «НПП «Радиосвязь» в честь своего 75-летия открыл двери для журналистов

— Ринат Гайсеевич, когда было положено начало вашему сотрудничеству с Сибирским федеральным университетом?

— Если говорить обо мне лично, то моё сотрудничество с университетом началось в семидесятые годы, когда о Сибирском федеральном никто и не мечтал. Я тогда совмещал учёбу с работой в Политехническом институте и играл в хоккей с пятью будущими деканами радиотехнического факультета. А если серьёзно, то сотрудничество радиотехнического завода с Политехническим институтом началось одновременно с его созданием.

На самом деле институт и создавался для того, чтобы подпитывать радиотехническую промышленность Красноярска, которой в лице нашего предприятия вот уже семьдесят пять лет. И эту функцию институт выполнял всегда, несмотря на всё, что происходило в стране в последние десятилетия. А сегодня участие университета в работе нашего предприятия ещё более значимо, так как потребность в науке резко возросла.

Вообще, мы сотрудничаем с одиннадцатью кафедрами нескольких научных и образовательных структур. Среди них помимо СФУ Сибирский государственный аэрокосмический университет, Центр оборонных технологий МГУ и Институт физики СО РАН. Но наибольший объём НИОКР приходится, конечно, на Сибирский федеральный. Мы сотрудничаем с семью его кафедрами, которые я по привычке отождествляю с Политехническим институтом. Может быть, это ностальгия, но для меня это всё тот же родной вуз с теми же родными для меня факультетами, что были прежде.

— И каковы объёмы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых для вашего предприятия? Кто их финансирует? И самое главное, насколько это сотрудничество эффективно?

— Общий объём НИОКР АО «НПП «Радиосвязь» обычно в год составляет от одного до полутора миллиардов рублей. Так что деньги задействованы большие. Источники разные: есть финансирование министерства обороны, есть самого предприятия, а есть так называемые гранты, которые наполовину предоставляет министерство образования, а наполовину выплачивает наше предприятие.

Если говорить об эффективности, то если мы как предприятие до сих пор живы, то это заслуга того научного коллектива, который мы смогли объединить для решения наших производственных задач. Ведь почему мы живы? А потому, что мы делаем то, что разрабатываем самостоятельно. Чужую документацию мы не используем.

Судите сами. Сегодня индекс-дефлятор, который каждый год даётся предприятию, в лучшем случае составляет 4-5 процентов. Фактическая инфляция, которую признаёт министерство финансов, 15-18 процентов. Как видите, сразу получаем более десяти процентов минуса. Каким образом можно делать продукцию, если двухсотый приказ министерства обороны нам определяет потолок прибыли в 20 процентов, но при этом на покупные изделия даёт не более одного процента? В состав своего изделия мы можем заложить прибыль где-то 14-15 процентов.

Понятно, что в течение года инфляция нам её съедает. Поэтому любая продукция, которую мы делаем в течение двух лет и которая является не модернизируемой, т.е. не инновационной, будет убыточной. На второй год рентабельность составит 3-4 процента, а уже на третий уйдём в убыток. Так что без внедрения новых разработок, без внедрения новых технологий, освоения новых процессов такому предприятию, как наше, просто не выжить.

А ещё при этом мы должны увеличивать уровень заработной платы. Поэтому наука должна нам снижать трудоёмкость как минимум на 20 процентов. Пусть не ежегодно, но 10 процентов инновационных решений в год, способных помочь предприятию выплывать в этой ситуации, нам надо иметь гарантированно.

— Значит, та подпитка радиотехнической промышленности университетом, о которой вы сказали, большей частью состоит из взаимодействия по линии науки? Или всё же по подготовке кадров для предприятия?

— В нашем случае подготовку кадров и науку никак нельзя разделить. Как бы это пояснить… Например, давайте возьмём соотношение «железа» и приборную составляющую в нашей продукции. Если раньше мы изготавливали спутниковую станцию связи, и она весила восемь тонн, то сегодня эта станция весит менее восьми килограммов. А сейчас доходим и до веса порядка двух с половиной килограммов. Тем не менее по своим возможностям и техническим характеристикам она соответствует той, многотонной.

Представьте, сколько «железа» было в тех станциях и сколько интеллекта сосредоточено в станциях сегодняшних. Соответственно изменились и требования к науке, и требования к квалификации работающих на предприятии специалистов. Без значительного увеличения научного потенциала, без людей, глубоко знающих предмет, нам просто невозможно что-то сделать. Поэтому если раньше нам достаточно было своего института, и мы своими силами могли разрабатывать и производить продукцию, то сегодня собственных возможностей нам явно не хватает. Хотя у нас достаточно разработчиков непосредственно на предприятии, тем не менее для расшивки узких мест по конкретным направлениям нам нужны люди науки, которые занимаются этой темой в университете.

Взять такое направление, как твёрдотельные усилители миллиметрового диапазона. Здесь мы обращаемся на кафедру радиотехники к Юрию Петровичу САЛОМАТОВУ. Если говорить о помехозащищённых приборах и комплексах разных видов техники, то этим занимается Андрей Владимирович ГРЕБЕННИКОВ на базовой кафедре радиоэлектронной техники информационных систем. Ну, а если речь идёт о механообработке, то здесь Михаил Петрович ГОЛОВИН и его кафедра конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств. И так далее.

Важно для нас и то, что на результаты этой работы преподаватели университета опираются при подготовке своих студентов. Уже на стадии обучения будущие специалисты знакомятся с реальными задачами, а некоторые и принимают участие в их решении. Ведь в НИОКР задействованы не только преподаватели, но и аспиранты, и магистранты. Как правило, после того как ребята заканчивают два-три курса, они уже бывают вовлечены в научную деятельность. А это прямой путь для быстрой и успешной адаптации на предприятии, так как они приходят сюда заниматься конкретным, уже знакомым им направлением. Так что от науки напрямую зависит и подготовка кадров.

— Кстати, насколько привлекательно ваше предприятие для молодёжи? Конечно, продукция выпускается интересная, есть перспективы профессионального и карьерного роста… А как с условиями?

— Здесь цифры говорят сами за себя. Сегодня более семидесяти процентов работающих на заводе моложе тридцати лет. И более сорока процентов являются специалистами с высшим образованием. А это значит, работа у нас вполне устраивает молодых.

Если же вы посмотрите наш коллективный договор… Во всяком случае, проверяющие структуры говорят, что у нас самый лояльный в городе социальный пакет в рамках коллективного договора. Что касается жилья, то согласно постановлению правительства по закреплению молодых специалистов на предприятиях оборонной отрасли нами построено четыре дома.

Да и помимо работы у нас есть чем заняться молодёжи. Спортивная и профсоюзная жизнь кипит и бурлит. Каждый праздник у нас обязательно дают концерты. В них принимают участие уже более двухсот молодых специалистов и рабочих. Кроме художественной самодеятельности есть ещё и спортивные секции. Вообще, молодёжь у нас исключительно инициативная и подвижная. Надо сказать, что к нам и из других городов приезжают. Например, у нас довольно много специалистов из Томска. Но основной вклад, конечно, вносит СФУ.

К сожалению, говоря о молодёжи, приходится признать, что последние изменения в системе образования не способствовали улучшению ситуации, а скорее наоборот. Потери студентов на первом курсе иногда доходят до пятидесяти процентов. Магистратуру из них вообще заканчивают единицы. Поэтому мне иногда просто не из кого выбирать. Чтобы как-то это исправить, мы даже взяли шефство над двумя техникумами. Их программу совместили с программой бакалавриата. То есть два первых курса бакалавриата мы совместили с тремя курсами техникума. Такие предметы, как инженерная графика, например, мы преподаём непосредственно на предприятии. Все практические занятия студентов техникумов тоже проводим на предприятии. Затем по нашему направлению выпускники техникумов идут на обучение в вуз. Нам нужна такая подпитка.

Занятия на базе предприятия проводятся как преподавателями университета, так и нашими сотрудниками. У нас есть два класса по пятнадцать компьютеров в каждом. Здесь важно то, что студенты занимаются не отвлечённым делом, а тем, что актуально для нашего производства. Например, на инженерной графике мы их привлекаем для перевода двухмерных моделей (а у нас очень большой их архив) в трёхмерные. С одной стороны, идёт интенсивное обучение, а с другой — конкретная помощь предприятию в увеличении базы трёхмерных моделей, которая сегодня совершенно необходима.

— Ринат Гайсеевич, из сказанного вами можно заключить, что сложившееся сотрудничество АО «НПП «Радиосвязь» и Сибирского федерального университета полностью удовлетворяет требованиям предприятия, исключая, конечно, общую ситуацию в образовании. Неужели нет ничего, что в перспективе хотелось бы изменить?

— Производство никогда не может устраивать абсолютно всё. То одни запросы вдруг возникают, то другие. Но совершенно очевидно, что интенсивность работы с кафедрами нам необходимо увеличивать. И это важно не только для нас. Надо сказать, что тот уровень знаний, который был у преподавателей вчера, сегодня уже не соответствует требованиям времени. Преподавателям тоже надо развиваться, а это возможно только при участии в создании чего-то нового.

И надо обязательно формировать школы по своим направлениям. Но для этого преподавателей, особенно занимающихся научной работой, надо как минимум освободить от рутинной работы, от написания всяческих отчётов и прочее. Иначе у них просто не будет времени на развитие.

И ещё очень бы хотелось, чтобы разрозненность институтов была преодолена и кафедры всех технических направлений работали слаженно, сообща. Ведь от той школы, которая когда-то была заложена очень мудрыми людьми в Политехническом институте, мы сегодня имеем хорошую отдачу. Все, с кем мы сегодня сотрудничаем, это её выпускники. Конечно, они приходят к нам сюда и снова воссоединяются. Но нужно, чтобы у них и собственная общая база была. А сегодня каждый старается создать что-то у себя. Пусть мелкое, но своё. А это «своё» иногда бывает во вред делу.

Сейчас каждая кафедра у себя пытается какую-то лабораторию открыть. Это, конечно, хорошее качество — желание что-то создать. Но вуз в этом смысле должен шагнуть немного дальше. В моём понимании, учитывая мощь федерального университета, предприятия, подобные нашему, должны им рассматриваться как база, как удобная площадка для научной и образовательной деятельности.

Не надо зацикливаться на кафедре и не надо туда тащить оборудование, которое у нас уже есть. Надо базироваться непосредственно на предприятии, и тогда наши специалисты только помогут развитию той или иной кафедры, освободят науку от железа, которое они там таскают. Считаю, что вузовские учёные не должны этого делать. Их головы должны работать там, где они лучше всего работают, и создавать то, что другим головам не по силам.

САЛОМАТОВ Юрий Петрович, к.т.н., заведующий кафедрой радиотехники, заместитель директора по науке Института инженерной физики и радиоэлектроники СФУ

— С «НПП «Радиосвязь» у нашей кафедры давние и плодотворные отношения. Как в научном, так и в учебном плане. Убеждён, что без научной работы учебный процесс в вузе может быть низведён до уровня средней школы, где даются базовые знания. А у высшей школы другие задачи, и соответствовать им нашим сотрудникам во многом помогает сотрудничество с АО «НПП «Радиосвязь». Более того, только благодаря возможности заниматься наукой у нас на кафедре восемьдесят процентов преподавателей имеют возраст до сорока лет. А там, где науки нет, всё наоборот — восемьдесят процентов сотрудников составляют пенсионеры.

Сегодня мы имеем возможность заниматься наукой во многом благодаря 218-му постановлению правительства. Половину стоимости НИОКР оплачивает предприятие, а половину министерство. (Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» — ред.)

Проводимые нашей кафедрой НИОКР для «НПП «Радиосвязь» связаны с разработкой различного оборудования для систем спутниковой связи. Работа строится следующим образом: мы разрабатываем рабочую конструкторскую документацию, передаём её на завод конструкторам и согласуем с технологами, затем на заводе делается макет и отдаётся нам. Мы или у себя производим измерения (у нас для этого есть специальная камера), или делаем это на заводе.

Вообще, опытные образцы сейчас можно изготовить только на заводе. Техника очень сложная, дорогостоящая, и её совершенно нецелесообразно приобретать университету. А вот учебное оборудование для базовых дисциплин должно быть в университете. И здесь, к сожалению, у нас есть проблемы.

Конечно, мы можем пользоваться и заводским оборудованием. Но только если речь идёт о магистрантах. Массовость в условиях режимного предприятия совершенно невозможна. Да и бакалавры не готовы с такими приборами работать.

Тем не менее предприятие «Радиосвязь» вносит серьёзный вклад в образовательный процесс — оно само в этом очень заинтересовано. Заместители генерального директора обязательно сидят в ГЭК на защите дипломов. Да и сам Ринат Гайсеевич всегда присутствует. Практически он знакомится со всеми нашими выпускниками по профилю предприятия. И когда к нему приходят устраиваться наши выпускники, он хорошо представляет, кого берёт.

Совместно с Сибирским федеральным университетом АО «НПП «Радиосвязь» разработаны и серийно выпускаются несколько типов навигационной аппаратуры серии МРК, работающей по сигналам ГЛОНАСС/GPS. Разрабатываются локальные системы высокоточной навигации с использованием функционального дополнения системы ГЛОНАСС наземного базирования — псевдоспутников.

СФУ принимает участие в создании локальных функциональных дополнений космических навигационных систем на базе псевдоспутников, обеспечивающих высокоточную навигацию при маневрировании судов в портах, а также для захода на посадку воздушных судов на малооборудованные, в том числе ледовые аэродромы.

Отработка систем автоматической посадки проводится с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), разработанных специалистами СФУ. На базе таких БПЛА, оснащённых оборудованием спутниковой навигации и радиосвязи, разрабатывается ряд навигационно-информационных систем, реализующих функции аэрофотосъёмки, наблюдения в режиме реального времени, а также оперативного составления трёхмерных карт для различных геоинформационных технологий.

Визитной карточкой кооперации АО «НПП «Радиосвязь» и СФУ является навигационная аппаратура потребителей ГЛОНАСС/GPS, обеспечивающая определение пространственной ориентации подвижных объектов. Высокая точность определения пространственной ориентации позволяет использовать угломерную навигационную аппаратуру потребителей в составе промерных комплексов для проведения гидрографических, дноуглубительных, строительных, буровых и других видов работ, а также использовать её для определения параметров качки, мониторинга устойчивости морских и речных судов с целью повышения безопасности. При выполнении на море различных исследовательских, поисково-съёмочных и других специальных работ это особенно важно, так как требуется непрерывное определение места судна на поверхности моря с точностью значительно более высокой, чем та, которая необходима для навигации. К таким работам можно отнести разведку и добычу полезных ископаемых, вывод плавучих буровых в точку бурения, прокладку подводных трубопроводов и кабелей, проведение гидрографических и дноуглубительных работ.

Галина ДМИТРИЕВА