Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
декабрь / 2016 г.

Кто покорил Енисей

В этом году в культурной жизни Красноярска случилось масштабное и важное событие — в октябре прошёл I Красноярский международный кинофестиваль. Организаторы не только привезли в город неизвестные широкому зрителю современные российские и зарубежные фильмы, но и решились на интересный шаг — сотрудничество с вузами города.

Мы встретились с режиссёром и директором КрасМКФ Элиной АСТРАХАНЦЕВОЙ, чтобы поговорить о том, зачем городу нужен свой кинофестиваль, почему отечественное кино не всегда находит своего зрителя и какими итогами может похвастать новое кинособытие в Красноярске.

Э. Астраханцева и В. Васильев

Э. Астраханцева и В. Васильев

— Как родился фестиваль? Идея появилась внутри сообщества, связанного с кино, или, например, был внешний запрос, от горожан?

— Идея давно витала в воздухе. Кинофестиваль — это событие, которое, во-первых, активно стимулирует кинопроцесс в том месте, где он проходит. Во-вторых, он консолидирует творческие силы — кинорежиссёров, продюсеров, сценаристов, даже журналистов.

Ещё важный момент: сейчас молодёжь, вся поголовно, хочет делать кино. Это связано с тем, что купить хороший фотоаппарат и начать снимать может практически каждый. И вот кто-то снимает, кто-то пишет сценарий, кто-то монтирует, часто всё одновременно. У нас в городе есть самодеятельные киношколы и курсы, при этом катастрофически мало профессионалов, которые бы руководили этим учебным процессом. Потому дебюты красноярцев, которые регулярно появляются в Интернете, далеки от совершенства по всем параметрам. Кинофестиваль даст возможность молодым авторам увидеть лучшие, а главное, разные образцы современного киноискусства, задаст планку, к чему стремиться и что перерасти. Для начинающих это архиважно.

Да и для зрелых кинематография — единый процесс, и нужно обязательно в нём, что называется, вариться.

— Но консолидация, как я понимаю, это не единственная цель фестиваля?

— Я человек, который застал то удивительное время, когда дети и подростки ходили в кинотеатры и смотрели новые фильмы, созданные в нашей стране. Мои одноклассники по многу раз смотрели новые кинофильмы. Помню, как ходили на «Пираты 20 века» — мальчики наконец-то увидели советский боевик, девочки были влюблены в киноактёров.

А ещё были кинозалы, где показывали элитарное кино, там собиралась своя тусовка, и можно было посмотреть и КОППОЛУ, и ФЕЛЛИНИ, и ТАРКОВСКОГО. И это всё существовало в нашем городе.

После перестройки кинопрокат захватили те, кто показывает в основном американское кино. Но мы знаем, что хорошие фильмы снимаются и в Европе, и в России. Более того, в России часть фильмов снимается на наши с вами налоги. Но зритель не видит эти фильмы, они не попадают в прокат. В такой ситуации только на фестивале зрители могут познакомиться с разными картинами, которые существуют вне коммерческого поля. Лично для меня самой первой задачей кинофестиваля было закрыть вот эти лакуны в кинопрокате.

— Получилось достичь намеченных целей?

— Да. В самом начале у меня появилась идея сотрудничества с вузами. У киностудии уже были успешные проекты совместно с СФУ. А когда я узнала, что в Гуманитарном институте готовят специалистов-киноведов, стало понятно, кто будет нашим главным партнёром. Я встретилась с директором Гуманитарного института Денисом Николаевичем ГЕРГИЛЁВЫМ, и мы договорились о сотрудничестве. Позже выяснилось, что и другие вузы готовы и хотят принять участие.

Мы организовали площадки фестиваля в СФУ, в Педагогическом и в Аэрокосмическом университетах. Радовало, что и сотрудники, и студенты вузов-партнёров активно помогали в организации. Преподаватели Гуманитарного института СФУ В. ВАСИЛЕНКО и Е. АВДОНИНА помогли в отборе фильмов, потому что селекция, или отбор фильмов на кинофестивалях — это сложный процесс, требующий участия хороших специалистов. А студенты Аэрокосмического университета были нашими волонтёрами и очень помогли на всех этапах кинофестиваля.

В итоге все идеи, которые мы заложили в это большое событие, так или иначе реализовались. Для нас это хороший знак. Мы ведь были первопроходцами. Шли по целине и не знали, чем закончится каждый новый день и новый шаг. Было выматывающе трудно, но интересно, а главное, у нас всё получилось.

— А вы не собирали статистику, сколько было молодых зрителей, сколько зрителей старшего и среднего возраста?

— Я думаю, из-за того, что фестиваль проходил параллельно в трёх вузах, 80% наших зрителей — это молодые. В зале «Киномечта» сидели люди разного возраста — и среднего, и пенсионного. На один показ, помню, приехали люди из соседних районов, они узнали про фестиваль и пришли прямо семьями.

Я уже говорила, что у нас были обсуждения фильмов после каждого показа, очень интересно было наблюдать, как своё впечатление высказывают зрители. У каждого рождаются личные ассоциации и размышления, и люди после показов делились друг с другом. Например, мы показали документальный фильм Евгения ГРИГОРЬЕВА «Напротив левого берега», снятый в Ростове-на-Дону. Фильм состоит из множества новелл молодых авторов.

И каждый зритель рассказывал, почему ему понравилась та или иная история, а весь фильм — нет, ведь в нём собраны разные киноистории, все они сняты и смонтированы в разной эстетике, и зрителей почему-то это сбивало с толку. А я подумала: «Отличная идея, похожая на «Декамерон» БОКАЧЧО».

— Почему слоганом кинофестиваля стало «Покорение Енисея»?

— Нужно было поддерживать интерес к фестивалю в соцсетях, мы изобретали конкурсы, и один из них был конкурс слоганов. Нам прислали около 60 вариантов. Все слоганы были про кино и все подходили по смыслу. Но в двух из них была прямая отсылка к месту проведения, к нашему городу: «Поколение Енисея» и «Покорение Енисея». Первый про людей, на которых рассчитан наш кинофестиваль. А второй— он про то, как режиссёры и продюсеры символически покоряют реку Енисей, присылая свои фильмы на наш кинофест. И ещё здесь отсылка к 60-м годам, к времени строительства ГЭС. И слоган даёт ассоциацию с Красноярском. В общем, много «почему именно он». Кстати, его автор в данный момент живёт в Питере.

— Какие кинофестивали вообще сегодня есть в крае и какую нишу среди них занимает ваш? Пока, наверное, самый популярный Канский кинофестиваль?

— В крае проходит много разных фестивалей. Но Канский кинофестиваль сейчас забрали в Москву, насколько я знаю, и поэтому многие журналисты спрашивали нас: «Вы делаете свой фестиваль взамен Канского?».

Мы полагаем, что наш кинофестиваль всё же другого уровня. Все фестивали, которые есть в Красноярске, имеют чёткую направленность. Есть Международный фестиваль экранных и медиаискусств, но это ведь про медиа. Есть Назаровский кинофорум, но там показывают чудесные старые фильмы. А вот большого фестиваля современного кино нет — это лакуна, которую мы и восполнили.

Во всех крупных городах Сибири есть свои кинофестивали. А у нас такой мощный край, город с большими культурными традициями! Мы достойны своего настоящего кинопраздника.

— Чаще всего фестивали делятся на документальные или художественные, анимационные или музыкальные. Ваш соединяет разное кино. Почему так?

— Понимаете, ограничение по жанрам не отвечает запросам времени. Во-первых, молодёжи интересно смотреть игровое кино. Во-вторых, документалистика в Красноярске имеет большую историю, у нас сильная школа документального кино. Мы взяли и то и другое, ограничились только временем — показываем то, что сделано в течение последних двух лет. Я думаю, мы свою задачу выполнили. У нас шли очень интересные фильмы, острые, поднимающие проблемы, которые интересуют всё российское общество.

— Можно обрисовать круг этих тем?

— Меня поразило, что после тщательного отбора у нас в программе оказалось четыре неигровых фильма про космос: два в полном метре и два в коротком. А отбор проходил так: специалисты смотрели картины в Екатеринбурге, в Питере, несколько человек работали в Красноярске. Были и профессиональные отборщики, и преподаватели, и журналисты, была даже одна актриса. В итоге получилась достаточно объективная селекция фильмов.

И вдруг выяснилось, что среди отобранных картин — четыре про космос. Почему так? Ответ прост: современный мир и, соответственно, кинорежиссёров волнует тема космоса. Ещё к нам попал игровой молодёжный фильм «Коробка» режиссёра Эдуарда БОРДУКОВА о межнациональных отношениях молодёжи в мегаполисе, очень острый, динамичный. Было несколько фильмов игровых и документальных про инвалидов — тоже запрос времени. Фильм, который получил Гран-при, «Поездка к матери» Михаила КОСЫРЕВА-НЕСТЕРОВА — он вообще вне рамок и границ, он про общечеловеческие ценности.

— Будут ли фильм «Поездка к матери» показывать на больших экранах?

— Продюсеры этого фильма — французы. Его точно покажут в Европе, а вот о судьбе в России не знаю. Обычно фильмы, которые ведут «фестивальный образ жизни», не выкладывают в сеть, не показывают по телевидению, пока у них не сложится фестивальная судьба. Они попадают на телевидение только через несколько лет. И поэтому наш кинофестиваль — реальный шанс увидеть множество хороших современных фильмов, которые в ближайшие год-два точно не будут идти в прокате или по ТВ.

— Каких, на ваш взгляд, в России не хватает механизмов, институций, чтобы авторы фильмов могли найти своего зрителя, показать своё кино?

— С моей точки зрения, в России нужно переделывать систему кинопроката — развернуть его к своему кинопроизводителю и к своему зрителю. Прокат не должен быть только бизнесом. Насколько я знаю, во Франции, одной из мировых кинодержав, кинорынок законом защищён от зарубежных фильмов, показывают в основном свои и лимитированно — американские фильмы. Как вы думаете, почему они это делают? Возможно, французы пытаются таким образом сохранить киноотрасль. Понятно, что Голливуд — это кинофабрика, которой невозможно противостоять. Но кинематограф — не только искусство или бизнес, в нём есть большая идеологическая составляющая. Хорошее кино учит патриотизму и многим другим правильным вещам. Я думаю, это серьёзная тема для обсуждения специалистов.

— Будет ли фестиваль в следующем году, и какого результата хотелось бы достичь?

— На следующий кинофестиваль мы хотим обязательно пригласить в гости тех кинорежиссёров и продюсеров, чьи фильмы попадут в программу. Такая практика существует у всех достойных кинофестивалей, и нам есть к чему стремиться.

Есть идеи по приглашению известных кинорежиссёров в жюри, в том числе зарубежных. На следующий год уже запланированы мастер-классы по режиссуре и по звукорежиссуре. Молодёжь ещё просит мастер-класс по сценарному искусству. Если получится, сделаем и его.

Знаете, почему я хочу в следующем году пригласить сюда как можно больше кинематографистов? Потому что такого красивого края больше нигде нет. Я думаю и надеюсь, что некоторые из них, побывав здесь, захотят вернуться и что-нибудь снять на берегах Енисея, в прекрасной тайге, среди наших великолепных гор. Это даст новый импульс нашему городу и краю. Наверное, мы все должны стремиться к этому. Так что ждите, фестиваль точно будет.

МНЕНИЕ

Владимир ВАСИЛЬЕВ, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации Института филологии и языковой коммуникации СФУ, сценарист и режиссёр, член жюри КрасМКФ.

Мы узнали у Владимира Кирилловича, что значит такое событие для города, чему должны завидовать те, кто не попал на фестиваль в этом году, и на что должны надеяться те, кто захочет посетить его в следующем.

— В Красноярске есть интересная локальная история кино, в частности документального, но крупного кинофестиваля никогда не было. Как думаете, почему? И почему сейчас он появился?

— Да, Красноярск вписал свои страницы в историю кино и отнюдь не локальные по значению. Они — часть истории кино России. Красноярские кинодокументалисты не один десяток раз были удостоены наград отечественных и международных кинофестивалей. К сожалению, Красноярская киностудия, государственное предприятие, была государством же и ликвидирована. Произошло это относительно недавно, в 2008 году. Творчество людей, рассказывающих зрителю о нашем удивительном огромном крае, целый коллектив профессионалов, замечательно делавших своё дело, — всё это развеялось по ветру.

Проведение кинофестиваля инициировалось в годы существования Красноярской киностудии его сотрудниками, но дальше слов дело никогда не шло. Министры культуры, которые периодически сменяли друг друга, ссылались на федеральное подчинение киностудии. Сама концепция кинофестиваля международного уровня им, очевидно, была не знакома. А чего не понимаешь, того ведь и делать не будешь. Ну, и другие причины…

Деньги, конечно же, есть. Проблема не в деньгах, а в управлении. У нас чтобы что-то сделать, надо иметь характер, в чём-то как у Петра I — мощный, смелый, созидающий, одолевающий все препоны! Красноярску точно таких людей не хватает, на всех уровнях. Надо быть ещё и ходоком, просителем — терпеливым, настойчивым, умеющим отбрасывать неудачи.

Но кинофестиваль в Красноярске появился — международный, большой. Для меня это уже удивительное событие. Могу признаться, что я восхищён тем, что сумела сделать Элина Астраханцева со своей командой. Я с удовольствием, насколько мог, помогал, участвовал.

— Зачем международный кинофестиваль нужен городу?

— Когда в экономически мощной столице края закрывается киностудия, это очень усиливает запах захолустья. Отвратительный запах. Он легко выкуривает талантливых людей. Они просто собирают манатки и уезжают. Когда появляются такого рода фестивали, запаха становится меньше.

Сегодня пишут, ваяют, снимают — стремятся выразить себя все! Что касается кино, то мы погибнем (иной раз не в шутку думаешь, что уже погибли) не от коррупции и санкций, а от собственного телевизора, от того, что нам каждый день демонстрируют работники голубого экрана.

Встреча с талантливым произведением — это по-прежнему редкость. А что уж говорить про чудо — встречу с гениальным! Как, где, когда в завалившем нас спаме отыскать это живое, редкое, чудное — то, на что не просто не жалко, а необходимо потратить время? Самое лучшее качество крупных кинофестивалей в том, что они концентрируют талантливые фильмы и подносят их зрителям на блюдечке, как изысканные яства. А авторское документальное кино невозможно не любить ещё и за правду.

Фестиваль для профессионалов и для тех, кто только мечтает делать кино — это всегда череда мастер-классов: сиди, смотри, учись. Как зритель я абсолютно удовлетворён прошедшим кинофестивалем. Именно для зрителя он был организован фактически безупречно. Но я знаю и о проблемах внутри. Их много. Фестивалю необходима поддержка.

— Вы были членом жюри, как вы оцениваете уровень фильмов, которые попали в основную программу?

— До основного конкурса дошли очень приличные картины. В игровой программе особенно повезло с фильмом Михаила Косырева-Нестерова «Поездка к матери». Этот фильм обращён лично к каждому. Удивительный эффект. Личная эмоциональная реакция объединила весь зал, как выяснилось на обсуждении. Режиссёр приехал на закрытие фестиваля. Выступление Михаила — особая тема. Тот, кто не был на этой встрече, пусть завидует. Но не отчаивается. На новых фестивалях будут новые удивительные встречи.

Я обожаю фестивальную кинодокументалистику. Там всегда есть шедевры. То, что берёшь в личную коллекцию, чтобы потом пересматривать. Я уже сказал, что документалистика поражает правдой.

Когда на фестивале просматриваешь десятки фильмов, снятых разными режиссёрами, то впечатление, что ты заново познаёшь Россию и мир. И оно не обманчивое. За этим тоже надо ходить на кинофестивали.

— Если представить, что фестиваль ждёт долгая и благополучная история, то как он в перспективе может повлиять на культуру Красноярска?

— Хочется надеяться на долгую и благополучную историю. Если честно, у меня мало сомнений в этом. Не понимать его значение невозможно, делать вид, что не замечаешь его, тоже. Для Красноярска это культурное событие самой высшей пробы.

Фестиваль призван хоть немного, но изменить культурную ситуацию в провинциальном городе. Вырастить зрителя. Не надо ждать, что кто-то сделает, не надо жаловаться, что нет того и этого. Надо делать. Я говорю не только о кинофестивале. Любое начинание, которое может изменить нашу жизнь, надо стремиться воплотить. Особенно, я повторяю, это касается небогатой культурной жизни провинции. И здесь надо искать единомышленников.

Анна ГРУЗДЕВА