Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
декабрь / 2016 г.

Экспертное мнение мам

Полтора года назад, вместе с рождением дочки Рады, в моей жизни появился Mom’s Bazaar — проект, который объединяет семьи Красноярска. Мы проводим городские события для родителей с детьми, но и сами организаторы фестиваля — мамы. Среди них хендмейкеры, психологи, юристы, врачи, активные жительницы города, но все они в первую очередь просто мамы... Мы спросили мам-экспертов о разных аспектах жизни с детьми.

Детское творчество — это особый мир, где ребёнок познаёт себя, свои возможности, окружающий мир и может выразить своё отношение к нему.

Детское творчество — это особый мир, где ребёнок познаёт себя, свои возможности, окружающий мир и может выразить своё отношение к нему.

Прописываю любовь:

врач-педиатр Анна КОРНЕЕВА

Растить ребёнка в современном мире одновременно и легко, и трудно. Современных родителей окружает изобилие товаров: детское питание, одежда, одноразовые подгузники, развивающие игрушки. Маму и папу просто захлёстывает лавина информации: самые современные методики воспитания и раннего развития, правила вскармливания и ухода за малышом, календарь прививок и осмотров врача. С одной стороны, такой выбор существенно облегчает жизнь, с другой стороны, рекламные призывы зачастую отвлекают от главного — простого ежедневного выражения родительской любви.

Мама, в первые недели погружённая в заботы о малыше, начинает уставать, у неё накапливается стресс, дают знать о себе бессонные ночи. Зачастую она эмоционально отстраняется от ребёнка, с головой уходит в ежедневные заботы, личные и житейские проблемы. При этом она искренне любит своего малыша и прилагает все усилия, чтобы воспитать его правильно. Но, увы, часто повседневные заботы становятся обычной рутиной: мама кормит — и думает о своём, гуляет — и больше общается с подругами, дома включает мультик, чтобы малыш не мешал готовить обед.

Стоит ли винить её в этом? Конечно, нет. Молодой маме трудно — на неё свалился груз ежедневных забот, бессонные ночи и тревоги. И вот любящая мама забывает лишний раз поговорить с малышом, старается побыстрее уложить его спать, не даёт ему по-настоящему почувствовать свою любовь.

Ко мне за помощью приходят мамы и папы с маленькими пациентами, родители искренне беспокоятся о здоровье своих чад. Однако ежедневно я вижу, что всё чаще и родителям нужна помощь.

Мы, врачи, ставим диагнозы, выписываем нужные лекарства, даём рекомендации, и всё-таки стоит чаще обращать внимание на средство, которое, может быть, сильнее всех лекарств вместе взятых.

Появляется вопрос: откуда маме взять силы на проявление любви к своему малышу? Чтобы были силы и энергия, нужен правильный гормональный фон. Основным гормоном любви является окситоцин. Что сделать, чтобы он вырабатывался у мамы? Главное, что стимулирует выработку окситоцина, — это объятия, близость, поцелуи. Это то, что даёт силы и что так легко получить.

Каждая мама выражает свою любовь по-разному. Кто-то поддерживает постоянный контакт и обнимает своего малыша, кто-то, наоборот, будет воспитывать и постарается не брать лишний раз ребёнка на руки, кто-то много «сюсюкает», а кто-то выражает любовь даже криком. Есть тонкая разница, которую замечаешь на примере своих маленьких пациентов. Чем ярче проявляется мамина любовь в ежедневной заботе, тем более тесная связь формируется у неё с малышом. Такие дети растут более спокойными, меньше болеют, они гораздо более послушны и зачастую даже умнее своих сверстников. И российские, и западные учёные давно обратили внимание на этот факт. Ведь всем известен пример часто болеющих детей, которые фактически борются таким способом за внимание мамы. Материнская любовь, с врачебной точки зрения, является мощным катализатором процесса выздоровления. Когда малыш болеет, мама инстинктивно проявляет к нему больше внимания. Дети подсознательно готовы лишний раз простудиться, лишь бы мама снова была рядом. Но потом, когда здоровье малыша приходит в норму, мама снова уходит с головой в рутину, и всё возвращается в обычный режим.

Хочется, чтобы у наших врачей-педиатров было время не только поставить диагноз и выписать рецепт, но и научить маму проявлять свою любовь.

Увлечь игрой взрослых:

Татьяна ХАРИТОВА, основатель интернет-магазина развивающих игрушек

Мой декретный отпуск подходил к концу, а идея для открытия собственного дела так и не приходила. И если бы мне год назад предложили открыть магазин с игрушками, я бы просто возмутилась от этой банальной мысли. Но всё поменялось, когда я однажды совершенно случайно увидела конструктор, который перевернул моё представление об игрушках в принципе!

Он был просто исполнен, но давал невероятный потенциал для развития детей разных возрастов. Даже нас с супругом он увлёк так сильно, что мы просто две недели не могли отойти от него. Выполнить некоторые задания нам не удавалось с первого раза, в наборе не было пошаговой инструкции, только окончательный вариант модели.

И мы стали искать другие игры и игрушки, которые так же могли нас увлечь. Первое, на что обращали внимание — качество исполнения, рассматривали только оригинальные игрушки. И даже среди них мы находили какие-то моменты, которые нас не устраивали. То крепление слишком жёсткое и невозможное для самостоятельной игры ребёнку, то слишком мудрёное, и ребёнок быстро терял интерес, цвета грязные (отличающиеся от демонстрационных видеороликов), то цена завышена и не соизмерима с образовательным эффектом.

Все кучи игрушек, купленных до этого, были собраны по углам в мешки и отправлены к бабушке в деревню, поскольку толку от них было мало.

Потом начались эксперименты с сыном Степаном. Каждую новинку предложили ему для самостоятельной игры, затем для игры с бабушкой, а затем с мамой, у которой просто больше фантазии. Иногда выбирать приходится от потребностей. Нужна дыхательная гимнастика ребёнку — как сделать так, чтобы он сам захотел дуть? Нашли машинки-свистки — удивительная игра, захватывает ребёнка, ну и гимнастика заодно! Всё время наблюдаю за самостоятельной игрой сына и поражаюсь, как он раскрывает скрытый смысл игрушки.

Или другой пример. Однажды я попала в компанию, где дети и их родители вместе играли в Alias. Я хорошо запомнила этот момент. Меня удивило, насколько ловко ребятишки выполняли задания. Не отставали от взрослых. И если уж совсем честно, дети играли лучше, чем я в свои 27! Именно поэтому мы обратили своё внимание на настольные игры «Простые правила». Игра на 10-15-20 минут, очень простые правила (на их изучение вообще не нужно тратить время). Игры красочно и оригинально оформлены. В правилах предложено несколько вариантов для разного возраста. Мои наблюдения: через 6-8 игр в игру «Головоноги» у нашего ребёнка Степана память стала значительно быстрее! И я могу рассказать о таком эффекте после каждой настольной игры. Игра была ему не по возрасту, и мы играли на память, а не на скорость, как написано в правилах. Мы вообще всё время меняем правила, если первый раз сложно.

Некоторые игрушки становятся настоящими находками для каждой семьи. Почему для всей семьи? Игра занимает огромную часть жизни ребёнка. И важно найти такие игрушки, которые бы увлекли даже взрослых. Тогда игра с детьми становится настоящим удовольствием для всех. Мы с успехом этого добились.

Но есть у таких игрушек и другой эффект. По собственному опыту я точно знаю, что если уделять ребёнку 15-20 минут в день, этого будет достаточно, как минимум, чтобы он дальше продолжил самостоятельную игру.

Обустроить комнату ребёнка:

архитектор Надежда КАРЮК

Что такое детская комната? Это живой организм, который должен расти вместе с ребёнком, этап за этапом, в каждый период удовлетворяя все необходимые потребности и способствуя развитию.

Она на то и детская, чтобы вовсе не быть комнатой мечты родителя. Она совершенно иная, совсем не про дизайн как стиль. Она про основы основ, про гармонию, про внутреннее устройство.

Здесь крайне важно определить первостепенные задачи детской комнаты. На мой взгляд, детская — это среда, комфортная именно для ребёнка, как физически, так и морально. Чем здесь занимается ребёнок? Как правило, детская комната совмещает в себе целую квартиру. Здесь и кабинет, и спальня, и игровая, а хорошо бы и спортзал. И нужно позаботиться о грамотном зонировании пространства. Тут на помощь приходит такая наука, как эргономика.

Стоит уделить особое внимание и психофизическому соответствию комнаты. Ребёнок постоянно растёт, и мебель в детской комнате должна соответствовать его размерам и учитывать особенности его организма. Ребенку дошкольного возраста это особенно важно, ведь он формирует знания о своём теле, о своих физических возможностях. Это касается не только стула, стола или размеров кровати, но и элементов хранения. Сами габариты стеллажей или полок, их расположение часто не соответствуют физическим данным ребёнка. Конечно, маме удобнее взять книгу с уровня её роста, не наклоняясь, а малышу — нет. Эти «нет» ведут к несамостоятельности ребёнка и к падению интереса к тем или иным видам деятельности.

Вообще, я бы сравнила детскую комнату с театром. Ребёнок — это актёр, который ведёт свою игру, а сама сцена, на которую мы, как правило, не обращаем внимания, — это стены, пол и потолок. Не стоит увлекаться активными рисунками, например, на обоях, так как эта визуальная информация забирает у мозга ресурсы. Ребёнок играет, а глаза так или иначе фиксируют всё вокруг, создавая лишнюю работу мозгу, отвлекая от главного. Пускай отделка стен задаёт атмосферу, но не более. Стены — не предмет игры, это лишь фон и границы пространства.

Тема цвета и сенсорных ощущений в детской комнате очень объёмная и заслуживает отдельного внимания. Вся теория о том, как каждый цвет влияет на ребёнка, лично для меня слишком усреднённая. Все дети разные, и сложно определить для каждого — остаётся ли красный жизнерадостным или переходит в вызывающий агрессию и гиперактивность. Или синий — из спокойствия в уныние?

Здесь следует вернуться к истокам определения функций — а для чего комната? Является ли она зоной для активности или, если ваш ребёнок и так постоянно гуляет, лишь для отдыха. Исходя из этих функций я бы и выбирала цветовое решение.

Для Сибири с длинными зимами лучше тёплые оттенки. Но не активные, поскольку детская — это не развлекательный центр. В целом, цветовых решений масса. Но особым педантам нужно понимать, что если вся комната в светлых оттенках, декор бледный, игрушки и книги прячутся за дверцами или в контейнерах, то это приводит к цветовому голоданию, что тоже вызывает дискомфорт.

А помимо цветового голодания существует сенсорное. Оно возникает в том случае, если из комнаты исключают все так называемые пылесборники. А уют — это в первую очередь тактильные ощущения. Поэтому текстиль или, например, подушки, пуфы должны присутствовать в детской. Что касается глянца, его, наоборот, лучше исключить. Он создаёт отражения, искажения — опять же лишняя работа мозга, переутомление, а активные отражения могут вызывать страхи.

Свет также очень важен. Он индивидуален для каждой детской, но помните, что тёплый свет располагает к отдыху, а холодный к работе. В общем, чего ни коснись здесь — всё имеет чрезвычайно важное значение. Ведь, как утверждают психологи, даже физическая среда может сдерживать развитие, а может и активизировать его, но быть безучастной к развитию не может.

«Построить» возраст:

Юлия ВАРФОЛОМЕЕВА, педагог-психолог гимназии №1 «Универс», преподаватель Института экономики, управления и природопользования СФУ

Современная ситуация строит новые вызовы учителю и его профессиональной компетентности. Нельзя сказать, что учитель прошлого поколения работал с подростками кардинально иначе, как и нельзя сказать, что дети были «не то, что сегодня».

Сегодня новым является то, что появилось большое количество разнообразных форм, в рамках которых могут строиться линии развития, но сами задачи возраста или конфликты возраста остались прежними.

Так как границы школы начали расширяться, и появилось большое количество мест и ситуаций, где дети могут получать новый образовательный опыт, то задачей современного педагога является скорее не передача знания, а передача способа ориентироваться в большом количестве информации, поступающей ребёнку. При этом подростковый возраст по-прежнему является самым волнующим для педагога. Даже, правильнее сказать, не для педагога, а для «взрослости», которая рядом. Здесь намекаю на распределённую позицию взрослого, которая удерживается между предметами или «над предметами».

Наиболее адекватными формами, через которые можно работать с подростком, являются исследование и проектирование. Они отвечают важным требованиям: это место поиска ответа на интересующий вопрос, это место, где подросток может совершать именно СВОЁ действие, тем более, там есть интрига и ситуация поиска, которая цепляет и увлекает.

Особенность состоит в том, что вся работа происходит в нескольких предметных областях, и здесь требуются не только предметные умения, но и метапредметные компетентности, например, критическое мышление, эффективная коммуникация, конфликтная компетентность, умение работать в команде и т.д. Это является и основой для того, чтобы выполнять исследовательские и проектные задачки, и тем, что в ходе выполнения этих задач формируется. А значит, у современного учителя в замысле должны проектироваться результаты такого типа.

Главный и основной принцип работы — надо не сопротивляться подростковому возрасту (подобно подросткам), а использовать ту мощную энергию, которая кроется в этом возрасте. То есть, когда подросток сопротивляется, не пытаться его «приструнить», а само его сопротивление сделать предметом совместной рефлексии. Это как раз ситуация, где конфликтную компетентность можно обсуждать и развивать.

Такой ход нами обычно и используется в работе с подростками: создание ситуаций, где востребованы метапредметные компетентности, затем выстраивание рефлексии этих действий. Например, в тренинге мы говорили про конфликтную компетентность и умение разрешать конфликты, затем ребята начинают работать над совместным проектом. Проявить в возникающих ситуациях ту самую конфликтную компетенцию является для них задачей трудной и превосходящей их умения, но сам факт принятия «вызова», спрятанного в задаче, и является признаком конфликтной компетентности.

Чтобы подросток смог сделать выбор, куда пойти учиться, и потом не сожалеть о нём, должны быть созданы определённые условия. Необходимо, чтобы сначала подросток вступил в другой возраст, а уже из него совершал свой профессиональный выбор. Важно, чтобы он за подростковый возраст прожил этап самоидентификации, совершил разные пробы в разных сферах, пережил миллион всего, что интересно и «как в последний раз», и только потом из юношеского возраста, где базовое представление о себе уже выстроено, где взрослым всё доказано, он решал вопрос о профессиональном пути. Если кратко, взрослым надо «строить» возраст.

То же самое с малышами: нужно создавать все условия, чтобы малыш как следует наигрался, освоил много разных игровых ролей, тогда ребёнок будет настроен на образование, и его «отпустит» предыдущий этап.

Творить и создавать вместе:

Елена ЕМЕЛЬЯНОВА, маркетолог

Моей дочке Пелагее не было ещё и пяти месяцев, когда она познакомилась с краской. До сих пор помню этот расфокус в глазах от яркости цвета и хода краски по белому листу. С того момента мы практически каждый день пробовали творчество, и ей нравилось получать этот неповторимый опыт яркого мира.

Сейчас Пелагее 2.5 года, и мы продолжаем творить каждый день. Когда мы рисовали или лепили, я иногда комментировала процесс, а иногда молчала, давая возможность подумать ей самой. Материал для работы старалась разнообразить: краски, масса для лепки, карандаши удобной формы (в форме толстой палочки или яйца), бусины, пена для бритья и даже фруктовое пюре.

У нас никогда не было чётких заданий нарисовать что-то. Мы просто рисовали, смешивали краски, размазывая их по листу или предмету, просто лепили, что придётся. И, поверьте, это очень важно — наблюдать за творчеством вашего ребёнка, а не поправлять его, надеясь на наилучший результат. Пелагея до сих пор не перестаёт меня удивлять своим творческим мышлением: как из трубочки и пластилина сделать поезд, или как выгрызть печеньки в виде зверей или предметов, нарисовать жёлтую корову, которая объелась морковки, читать инструкцию перед сбором бус и в итоге придумать что-то своё и т.д.

Тут важно не путать понятия творчества и раннего развития. В творчестве мы учимся самовыражаться, наблюдать, концентрироваться, а раннее развитие предполагает обучение навыкам, выполнение конкретных заданий. В творчестве свобода и лёгкость, в развитии — динамика. В творчестве ты даёшь материалы, показываешь, как можно с ним работать, а ребёнок сам додумывает.

Подготовка к занятиям, конечно, была и есть, это обязательный ритуал, в котором мне помогают книги, Интернет и собственная фантазия. Из книг: «Творческое воспитание» Джин Вант ХАЛ, «Как вылепить отфыркивание» Елены МАКАРОВОЙ, «Творчество с малышами. Рисование, лепка, игры с детьми до 3 лет» Натальи КОСТИКОВОЙ, отличные журналы программы дошкольного образования CLEVER/ Раннее развитие по Методике Мадлен ДЕНИ, альбомы Таро ГОМИ. Обычно я готовлюсь один раз в неделю, посвящая этому процессу целый вечер.

С возрастом занятия стали разнообразнее, тут и аппликации, и папье-маше, но суть осталась одна: дочка сама выбирает своё творчество! Взрослый мир привык добиваться результатов, порой очень сложно не подрисовать нужные детали, чтобы рисунок хоть чуточку был похож на правду. Но этим навсегда можно отбить желание заниматься творчеством. Пусть вы не увидели результат сегодня, вы увидите его завтра обязательно!

Анастасия АНДРОНОВА