Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
декабрь / 2016 г.

Как зарождается индустрия

Видеопродакшен — слово настолько новое для России, что его ещё нет в словарях. Однако, суть хотя бы смутно понимают многие: от английского production — производство, изготовление. Корень «видео» объяснения не требует вовсе. В широком смысле видеопродакшен — это целая индустрия производства видео: коммерческого, рекламного, корпоративного или документального. Да, оказывается, в Красноярске тоже снимают настоящую рекламу — с актёрами, декорациями и даже компьютерной графикой. И местные крупные компании ищут партнёров по всему миру с помощью презентационных фильмов. Рестораны выкладывают в Instagram короткие ролики о новинках меню — и т. д. Интересно, что 10-20 лет назад производством видеорекламы занимались сами телеканалы, не только из-за удобства — сами сняли, сами разместили в своей же эфирной сетке,— но и в силу немыслимой для мелкого бизнеса стоимости аппаратуры. Но в какой-то момент телевидение отстало от хода прогресса: вещание по-прежнему ведётся по стандартам прошлого века, а полупрофессиональная съёмочная техника стала доступна практически каждому. С одной стороны, такое положение дел привело к тому, что снять рекламу перестало быть проблемой, но с другой — теперь за имидж компании в глазах потребителей отвечают дилетанты — отсюда такое количество примитивной, скучной и раздражающей рекламы на местном ТВ. О том, как зарождается целая индустрия, с какими сложностями сталкиваются профессиональные производители видео, мы решили поговорить с креативным директором киностудии Brave film Игорем Шпехтом. Авторитет собеседника ни у кого не вызовет сомнения: компания Шпехта снимает рекламу для строителей «СМ.Сити», разрабатывает 3D-анимацию для производителей нанотрубок OCSiAl и делает презентационные фильмы для золотодобывающей компании «Полюс Золото».

Игорь, давай начнём с самого общего, а значит, фундаментального вопроса: как в Красноясрке обстоят дела с коммерческим видеопроизводством?

Плохо. Например, год назад у нас было чёткое понимание того, что мы можем брать подрядные заказы для Европы. Со Штатами сложно работать из-за часовых поясов, но с Европой вполне реально. И мы понимали, что качество уже выдаём европейского уровня — дело только за скоростью и объемами работ. А для этого нужно постоянно вкладывать деньги в технику: мощнейшие компьютеры, огромные хранилища. Но тут происходит скачок доллара — всё подорожало резко и в два раза, а зарабатывать мы больше не стали. Плюс европейские заказчики стали отвечать отказами, мол, с вами, ненадёжными русскими, не хотим сотрудничать. Если бы мы получали в долларах, мы не зависели бы от курса, но чтобы зарабатывать в долларах, нужно работать с западными заказчиками, а они боятся ставить свои дорогостоящие проекты под угрозу из-за русских, у которых в любой момент что-то может произойти. Замкнутый круг. К тому же, специалистов никто не учит, все развиваются самостоятельно, кое-как: свадьбы, банкеты. И вот такие люди приходят в коммерческий видеопродакшен, берут на себя ответственность за то, как будет выглядеть бренд в глазах целевой аудитории. Такого же не должно быть! Должен быть базис, понимание правил построения композиции, линии съёмки, правило золотого сечения, я уж не говорю про колористику, постановку света. Я и сейчас осознаю, что наш уровень компетенции в области рекламного видео не позволяет взяться за съемки ролика для мирового бренда. Но на красноярском рынке мы объективно на высоком уровне. Чтобы выйти дальше, у нас есть знания, но нет материально-технических возможностей. Нигде в мире нет больших продакшен-студий, которые держат у себя профессиональные кинокамеры за десятки тысяч долларов. Потому что уже сегодня ты купил современную цифровую камеру, а завтра выйдет камера ещё лучше. Проще и правильнее брать оборудование в аренду. Но на весь город Красноярск существует только одна цифровая кинокамера RED. Это позор и ужас! У нас практики аренды нет, потому что не существует состоявшейся области индустрии коммерческого видеопроизводства, она только-только зарождается силами отдельных энтузиастов, образование которых — это интернет.

Скорее всего, и у тебя нет профильного образования.

Я заканчивал техникум по специальности, которую уже даже и не вспомню: что-то вроде «Электронные сети и вычислительная техника». Постепенно меня заинтересовало телевидение, на втором курсе я стажировался на «Приме», на третьем курсе я уже там полноценно работал режиссёром монтажа и прямого эфира. И к тому времени я понял, что высшего образования в интересующей меня области всё равно получить в Красноярске нельзя, а любое другое не даст абсолютно ничего полезного. В нашей сфере нужны только желание расти, развиваться и опыт. У меня в компании из 18 человек нет ни одного специалиста, который бы заканчивал хотя бы приближенный к профилю работы факультет. Создайте на базе СФУ маленький лекторий, факультативный курс, в рамках которого бы раз в неделю местные строители, архитекторы, рекламщики — уже состоявшиеся профессионалы — рассказывали о своей отрасли. Кто-то из студентов, глядишь, заинтересуется. Тем самым мы постепенно образуем профессиональные сообщества. А сейчас мы сотрудников на улице находим. Например, у нас работает девушка, которая рисует анимационные ролики. Она заканчивала обычную художку, но когда-то заинтересовалась компьютерными технологиями: рисовала какие-то мелочи. Я однажды увидел её работу, написал ей, а через месяц она у нас уже получила ставку. Конечно, она пришла с минимальными навыками, я ей показал одну программу, другую. То есть, по сути, мы тем же самым образованием занимаемся, когда готовим сами себе специалиста. Но найти даже одного такого заинтересованного делом человека из огромной массы ничем не интересующихся людей очень сложно. А заинтересовывать и показывать широту спектра возможностей должен университет.

Ну вот у нас земля богата полезными ископаемыми — есть и целый нефтегазовый институт, цветных металлов. Будет заказ в сфере видеопроизводства — появится и кинофакультет. Хотя в Екатеринбурге нет кинофакультета, а индустрия видеорекламы развита хорошо.

Екатеринбург — крупнейший город России (численность населения ок. 1 500 000 человек — прим. ред.). К тому же чем ближе к Москве, тем больше товарооборот, увеличивается доля рекламного бизнеса — растет качество производства. Мы недавно были в командировке в Магадане, там вообще о какой-то индустрии даже говорить смешно. К тому же, наше образование не подстраивается под рынок, оно сильно отстаёт — в этом вся проблема. А рынок очень нуждается в специалистах, приходится искать людей со стороны, их обучать, тратить на это время и деньги. Проблема нашего образования в том, что нет никакой разницы — получил человек диплом или пришел с улицы. Мы сейчас пытаемся развивать рынок сложной компьютерной графики, и нам приходится самим искать людей, их обучать, а образовательное поле абсолютно нулевое. Я могу сказать, что продакшены, студии компьютерной графики — каждый день выдают вакансии режиссёра, оператора, VFX-артиста (художника компьютерных спецэффектов. — прим. ред.), пусть даже без опыта, лишь бы были минимальные основы и пониманием профессии. И это вакансии с зарплатой 100-200 тысяч рублей. Но соискателей почти не существует. Их никто не обучает. И получается, что мы кого-то научили, дали основы, он уезжает в Москву, а оттуда через несколько лет его с удовольствием забирают западные компании. В частности, Канада сейчас даёт льготы и привилегии для таких специалистов. И я не понимаю, почему университеты не могут или не хотят оглянуться, посмотреть по сторонам, поправить корону и спросить у рынка: «Какие вам нужны специалисты?» Даже Brave film готова обеспечить рабочими местами довольно большое количество людей. Но у нас выпускаются нефтяники, юристы, кто угодно, но только не специалисты по компьютерной графике, не режиссеры и не операторы.

Никто не выпускается , потому что некому обучать?

Нужен хороший образовательный фундамент, чтобы молодые люди имели представление о реалиях их будущей профессии. Тогда они с ранних лет уже станут создавать маленькие студии, аккумулировать вокруг себя среду, взращивать специалистов, конкурировать и повышать качество продукта. Я даже не говорю про то, чтобы мотивировать студентов заниматься именно кино. Я говорю про образовательную модель, которая заинтересовывает студентов. Пусть один увлечётся гончарным делом, другой вдруг осознает себя строителем, а третий обнаружит интерес к компьютерной графике.Но для этого нужно привлекать специалистов от действующего рынка. Даже у нас в городе рассказать и про режиссуру, и про съёмку, монтаж или колористику может, например, Юра Хмельницкий (основатель красноярской видеостудии V-emotion. — прим.ред). Да, он молодой, но он преуспел в этом плане больше, чем все остальные. И таких людей из разных областей у нас довольно много.

Если говорить о нашей студии, то мы приезжали на «Каменку», рассказывали о том, что такое компьютерная графика, попытались заинтересовать и мотивировать аудиторию, предлагали стажировку, готовы были сами доплачивать — лишь бы обучить себе хотя бы одного сотрудника. В итоге из 20 молодых человек так никто и не откликнулся. Выпускники факультетов рекламы, думают, что уже сейчас они начнут разрабатывать компании для титанов вроде P&G. Но это далеко не так. В первую очередь, это обычная работа — со своей рутиной, сверхурочными, иногда приходится работать по выходным. И им становится неинтересно, они мечтали о другом, в институте их не готовили к такому. Так же и с теми, кто, вроде даже и знает, что такое визуальные эффекты, компьютерная графика, но думают, что с первого дня начнут рисовать эффекты для «Звёздных войн». А так не бывает.

Может, дело в том, что ожидания молодых людей, выпускников любых факультетов, изначально завышены: они поступали в престижный вуз, учились 5 лет, зачастую платно, а теперь работодатель им предлагает испытательный срок, а потом ещё оказывается, что дипломированный специалист снова становится учеником и чувствует себя слепым котёнком?

Дело в том, что, например, им пишут в дипломе «Специалист по рекламе». А нет такой профессии. Ты либо креативный директор, либо арт-директор, но сначала, скорее всего, просто копирайтер. Вот именно копирайтер — это примерно то, к чему они более или менее готовы. Но это адский труд. И в этом смысле главный «косяк» образования — в отсутствии практики. Уже на первом курсе человек должен иметь возможность легко перейти на более интересную для него специальность. У нас преподаватели в большинстве своём не умеют заинтересовать студентов. Да, пересказать книжку — могут, а вот практики, интересных примеров, кейсов — ноль. Поэтому студент вообще не вполне понимает, чем он занимается на учёбе. Нет конкретики, чтобы заинтересовать человека. В рекламе это называется «зацепить» нужную аудиторию. А у нас образовательные модели разработаны для большинства, для масс. То есть настолько размыты, что никому не интересны.

На YouTube есть большой пласт довольно популярных, судя по просмотрам, роликов — backstage, behind the scene, how it made, — открывающих закулисье видеопроизводства. На официальном канале «Игры престолов» стабильно появляются видео со съёмочных площадок, где актёр обвешан датчиками, машет специальной палкой, а потом показано, как с помощью компьютерной графики актёру подрисовывается костюм, вокруг него появляются компьютерные враги. Меня впечатлило главным образом то, что сегодня в большом кино никто уже не снимает живых лошадей, например. Потому что заставить животное бежать с определённой скоростью, по нужной траектории, а потом ещё красиво упасть, да чтобы всадник упал в нужное место кадра, гораздо сложнее, чем нарисовать полностью всю сцену на компьютере. И вот продюсеры хоть грандиозных проектов, хоть авторских фильмов, документальных 5-минуток — не стесняются и не боятся выкладывать такие «разоблачающие» видео в сеть. Но почти нет примеров подобных видео с российских съёмочных площадок.

Тут два фактора. У нас есть потребность в производстве кино, госфильмофонд выделяет миллионы, но зачастую графику делают индусы или китайцы. И не только потому, что там дешевле, но и потому, что там быстрее и качественнее. Поэтому «закадровых» материалов на русском языке мы почти не видим, а на английском — полно.

И второй фактор. Наша индустрия ещё не доросла до того, чтобы делиться «внутренней» информацией. Считается, что если показать, как был сделан спецэффект или как был снят какой-то киноэпизод, то сразу появится какая-то контора, которая повторит наш успех. Хотя на самом деле логика здесь должна быть такой: если вы настолько круты, что можете повторить нашу технику и технологию – валяйте! Мы в это время уже шагнем дальше.

В СФУ есть такая практика: периодически приезжают безусловно известные профессионалы федерального масштаба из разных областей и просто общаются со студентами о том, о сём.

Круто, конечно, приглашать больших звёзд, но они, я подозреваю, не бесплатно эти лекции дают. К тому же, есть местные специалисты, без опыта которых нельзя подняться выше. Вообще, важно понимать, что по карьерной лестнице нужно не прыгать, а планомерно подниматься вверх: ступенька за ступенькой. Всё равно никто из выпускников любых факультетов не окажется в Москве, например, сразу после диплома. Все попадут к нам — местным компаниям. Поэтому, в наших же интересах делиться опытом, готовить себе кадры. Да, у нас меркантильный интерес. Чтобы зарабатывать больше, нам нужно больше сотрудников. Когда люди читают в газете, что на создание фильма ушло столько-то миллионов долларов, сразу думают: «Ну, понятно, этому актёру миллион, другому два, режиссёру три — так бюджет картины и складывается». В действительности же дело не в заоблачных гонорарах, а в количестве людей, задействованных в производстве фильма — их сотни! Титры на экране — это список людей, которые несколько месяцев, а то и лет, тратили всё своё время, чтобы зрители пришли на два часа в кинотеатр. Наш труд недооценен, но мы понимаем, что так будет всегда.

И Красноярский рынок видеопродакшена тоже нуждается сейчас в этих сотнях людей?

Да, пока это так. Пока индустрия испытывает огромную потребность в кадрах. Когда ко мне будут приходить десятки выпускников факультета компьютерной графики, я буду между ними выбирать, а пока что выбирать не приходится.

Но это только про «цифровых художников» речь?

Сейчас у нас есть потребность и в режиссёре. Мы ищем человека пусть даже без опыта, лишь бы с огромным желанием развиваться и расти.У нас есть потребность вывести поток видеосъёмки на новый уровень, для этого нужны операторы, режиссёры, колористы. А их нет.

Тогда давай немного подробнее о том, как вообще снимаются рекламные ролики?

Обычно так: набросали сценарий, обсудили что-то поверхностно с режиссёром, некоторые ещё делают краткую раскадровку. Причём, даже если кто-то заказчику и предоставляет «сценарий», то правильнее это называть просто коротким рассказом. А на самом деле сценарий нужно писать с полным описанием того, что происходит в кадре: какого цвета обои, какое выражение лиц актёров, за окном день или ночь. Есть чёткие схемы построения сценария, но кто-то в Красноярске этим заморачивается? Нет! Потому что лень!

Потому что есть у тебя заказчик, который платит 20 000 рублей. За эти деньги ты же не будешь нанимать сценариста, режиссёра, рисовать раскадровку и применять компьютерную графику?

Формула такая: когда ты делаешь продукт на 100 000, а тебе за него сегодня платят 20 000 — это значит, что уже завтра найдётся заказчик, который заплатит 100 000. Мы себя позиционируем как кинокомпанию, потому что создаём рекламные ролики и корпоративные фильмы со сложной компьютерной графикой и по стандартам кино. Мы сейчас работаем по такой схеме: написали сценарий, копирайтер с режиссёром делают подробный режиссёрский сценарий, показывают оператору, который уже прикидывает, какой свет ему нужно поставить, какие объективы использовать.

В это время продюсер уже думает над тем, какого возраста и внешности нужны актёры, как их одеть, ищет локацию для съёмок. Вот недавно мы снимали ролик, рекламирующий квартиры в новом микрорайоне. Нам нужна была комната с преобладающими в интерьере цветами — бирюзовым и оранжевым. Конечно, найти такой интерьер не удалось, поэтому мы построили павильон. Дальше мы в этот павильон приглашаем репетировать актёров, оператор выбирает нужные ракурсы, записывается черновой вариант ролика, и через пару дней снимаем чистовой вариант. Дальше идёт монтаж, иногда показываем несколько вариантов заказчику, согласовываем один из вариантов. И, наконец, финальная цветокоррекция. Вот такой долгий путь до 30-секундного ролика.

И каждый этап оплачивается отдельно?

У нас настолько незрелый рекламный рынок пока, что большинству заказчиков кажется, будто концепция и сценарий ролика не должны стоить денег. На Западе рекламные агентства начинают получать деньги по договору уже за идеи. Предложил несколько идей — получил гонорар. Не понравились идеи — заказчик идёт в другое агентство. Как только сценарист потратил время, придумал идею, описал её, предоставил заказчику вариант, он сделал свою работу, за которую должен получить зарплату. Но нашим законодательством это никак не регулируется.

Большинство клиентов не платят за каждый этап производства ролика, они платят только за финальный продукт — это совершенно неправильно. К нам недавно пришли молочники и говорят: «Мы запускаем новый продукт, и нужно снять несколько рекламных роликов». Я потратил своё время, встречался с их руководством, выяснял целевую аудиторию, написал несколько сценариев для рекламы. А они сказали: «Вы, Игорь, оказывается, участвовали в конкурсе, о котором мы никого не предупреждали, и вы не выиграли». Так что, я не удивлюсь, если ролик по моему сценарию скоро где-нибудь всплывет. Но нам приходится мириться с таким положением дел.

У нас есть внутренняя идеология, по которой мы создаем ролики. Есть входящий бриф, который должен заполнить заказчик. Но это самое начало. Дальше мы пересаживаемся в кресло руководителя компании, чтобы понимать аудиторию, для кого и для чего это делается. И поэтому бывают такие случаи, когда мы говорим заказчику: вам не нужен видеоролик, вы не этого хотите.

Подозреваю, что это нетипичный подход для Красноярских рекламистов — вот так взять и отказаться от денег. Ради чего?

Потому что все живут одним днём. Мы-то развиваем компанию с расчётом на ближайшие 10 лет. Поэтому, если мы сделаем клиенту продукт, который не даст результата, то этот клиент в следующий раз к нам не придёт уже точно. Многие думают, что им нужен «красивый ролик», но для чего он нужен? У нас был клиент, который сказал: «Сделайте мне красивый ролик, я его не буду крутить нигде, только друзьям покажу». ОК, это нормальный подход.

И всё-таки рынок неразвит, экономическая ситуация нестабильна, профессионального образования нет, заказчики не готовы платить — не лучше ли найти себе более комфортный город, страну?

Никаких географических ограничений в сфере компьютерной графики не существует. Фильмы давно уже создаются так: графика рисуется в Китае, накладывается на зелёный фон в Индии, а финальный результат собирается в Лос-Анджелесе. Мы можем стать звеном этой цепочки? Запросто. Я уверен, что моя команда пригодится в любом месте с более приятным климатом, более комфортной экономической обстановкой и т.д. Но, скажем, если мы завтра откроемся в Москве, то мы станем одной из сотен студий. Если в Канаде — одной из тысячи. Там легче себе обломать рога. Когда мне сказали бы, что моя студия неплоха, но рядом есть десяток контор лучше, меня это сильно деморализовало бы. А я говорю про то, что здесь, в Красноярске, мы самые крутые, и нас это стимулирует расти дальше, становиться еще круче. Да, иногда приходится снимать просто ради портфолио, не зарабатывая, а иногда и вкладывая свои деньги в производство. Но таким образом ты покажешь заказчику на реальном примере как может выглядеть дорогой ролик. И в следующий раз этот рекламодатель придёт к тебе снова, тогда ты уже и скажешь: придётся раскошеливаться. И у заказчика не будет выбора, потому что он уже не сможет понижать свою планку.

Юра ПУШКАРЁВ