Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2010

Учитель + ученик: диалог культур

В прошлом году своё 30-летие отметила Школа диалога культур — одна из наиболее содержательных ветвей современной педагогической мысли и практики. Отчасти она возникла в противовес педагогике развития и долгое время строилась в дискуссии с идеями В.В. ДАВЫДОВА. Сегодня об истории этой оригинальной школы рассказывает Сергей Юрьевич КУРГАНОВ, учитель-новатор, долгое время практиковавший диалог культур в красноярской школе «Универс».

Учебный диалог. Начало

В конце первого класса, в 1962 году, моя учительница Алина Никифоровна попросила меня позаниматься арифметикой с девочкой, которую собирались оставить на второй год. Я попробовал, мне понравилось, а девочка начала учиться неплохо. Такие истории со мной повторялись вплоть до десятого класса.

После того, как я посмотрел по всесоюзному телевидению фильм «Дважды два равно икс», в котором рассказывалось об экспериментальном обучении по системе В.В. Давыдова в харьковской школе № 17, я решил стать учителем этой школы, для чего в 1971 году поступил на физико-математический факультет Харьковского пединститута им. Г.С. Сковороды и сразу же начал сотрудничать с лабораторией психологии обучения своего института. Мне поручили вместе с Ю.П. Бархаевым разрабатывать программу по математике для 4 класса ­— экспериментальное обучение было «сделано» только для начальных классов, из-за этого в подростковой школе у учителей и учеников возникали большие проблемы.

Система Давыдова не была демократичной по замыслу. На уроках перед детьми ставились яркие учебные задачи, но способы решения нормировались учителем. Получалось, что детей учили мыслить в заданном учителем направлении. В результате примерно к третьему классу образовывались лидирующие группы, аристократически противопоставленные остальным детям. Аристократы быстрее других научались мыслить так, как мыслит учитель. Изгои — молчащее большинство — не вписывались в программу, отчуждались от учебной деятельности и уходили в себя.

Когда в 70-е годы в СССР появились книги М. Бахтина и В. Библера, я сообразил, что в основе обучения по Давыдову лежит критикуемая этими авторами монологика научного познания, что порождает монологизм учителя. Я стал думать о возможности построить обучение в логике мыслительного диалога, где голос каждого ребёнка и голос учителя не будут сливаться.

Сергей КУРГАНОВ

Сергей КУРГАНОВ

В это же время харьковский учитель литературы В.Ф. Литовский независимо от меня пришёл к идее учебного диалога. На одном из занятий его клуба «Приключения и фантастика» подросток по имени Сергей, прочитав роман «Спартак», бросил дразнящую реплику: «Спартак — дурак! Действуя иначе, он мог бы победить!». Учитель принял вызов и предложил ребятам провести игру под названием «Победоносное восстание Спартака?». Запись этой игры, в которой каждый участник развивал свою логику понимания исторического события, и представляла идеальную модель урока, на основе которой мы начали строить уроки-диалоги по истории, математике, чтению, русской литературе, мифологии и природоведению во вторых-восьмых классах (1980-1983 гг.). Руководил нашими исследованиями выдающийся советский философ и педагог-теоретик В.С. Библер, с которым мы с Литовским познакомились в 1979 году, написав Владимиру Соломоновичу большое концептуальное письмо. Мы излагали гипотезу, что каждому школьному возрасту соответствует свой тип диалога (сократический, схоластический, галилеев, брехтов) и свой тип «учебного театра», воспроизводящий поэтику исторически существовавших театральных культур. Библер активно поддержал нас, а в 1987 году построил модель Школы диалога культур с первого по одиннадцатый класс.

Модель В. Библера

Предполагалось такое содержание обучения.

1-2 классы — школа «точек» удивления. Дети включались в обсуждение загадок слов, числа, явлений природы.

3-4 классы — античная культура как учебный предмет. Дети осваивают античную математику, историю, натурфилософию, литературу, театр, изучают древнегреческий язык и латынь.

5-6 классы — средневековая культура, включающая чтение и изучение Библии, понимание средневековой культуры как жизни вокруг Храма.

7-8 классы — культура Нового времени, освоение стратегии познания.
Все эти периоды изучаются как диалог: спор с Аристотелем, Декартом, Ньютоном, Ламарком, Дарвином и др.

9-10 классы — культура и искусство ХХ века.

11 класс — педагогический лицей. Школьники участвуют в разработках уроков-диалогов для младшей и средней школы, учатся проводить их.

Поначалу я отнесся скептически к этой грандиозной программе Библера. Одно дело — проводить время от времени учебные диалоги, в ходе которых основные понятия школьных предметов становятся проблемными: «Кто прав в споре об Угле и Овале: Павел Коган или Наум Коржавин?», «Почему тела притягиваются?», «Что такое математическая точка?» и т.д. Удастся ли удержать в ШДК исходный демократизм учебного диалога? Не выделится ли в ШДК своя «лидирующая группа», оттесняющая от достаточно сложного и интеллектуально насыщенного содержания остальных детей?

Ответы на эти вопросы можно было получить, только организовав многолетнюю экспериментальную проверку модели. Перестройка предоставила нам такую возможность. «Учительская газета» (В. Матвеев и С. Соловейчик), движение педагогических клубов «Эврика» (А. Адамский) разработали концепцию авторской школы и возможности построения вариативного авторского образования в СССР. Ничего подобного не было ни в одной стране мира.

Диалог культур в красноярской школе «Универс»

Наиболее благоприятные условия для построения и укоренения авторского образования сложились в Красноярском госуниверситете, где по инициативе ректора В.С. Соколова был создан психолого-педагогический факультет и базовая экспериментальная средняя школа № 106. Школа при университете предполагала открытие нескольких авторских первых классов: развивающее обучение, диалог культур, система Е. Шулешко, Вальдорфская педагогика и др. Учителя, организующие экспериментальное обучение, имели возможность читать лекции о педагогике в университете и вести педагогические мастерские, готовя из студентов будущих специалистов в данной авторской педагогике.

Предполагалось, что специалисты университета будут отслеживать психолого-педагогические эффекты обучения.

Так в России в 1987 году в Красноярском университете начала строиться педагогика новейшего времени, которая понималась как диалог педагогических систем.

Уроки ШДК всегда начинались с вопроса ребёнка или учителя. ...Как термометр показывает температуру? Наверное, он живой и чувствует тепло? Нет, внутри термометра — маленькие живые шарики, им горячо, и они стараются отлететь от горячего места...

...Может ли существовать треугольник, у которого одна вершина лежит на середине противоположной стороны? Нет, этого не может быть! Ведь в таком треугольнике не будет углов! Почему? Будут: два угла нулевые, а один — развёрнутый…

Традиционные методисты обвиняли нас в отходе от главной догмы обучения: урок должен начинаться проблемой, а заканчиваться решением проблемы! А у вас вначале у детей нет никаких проблем, а в конце урока каждый уходит с проблемой. Когда же вы скажете детям, как явление выглядит на самом деле? А сторонники развивающего обучения недоумевали: где учебная задача? где познание? где диалектика?

Мы понимали, что диалог — сердцевина того типа понимания, который характерен для современного человека. Диалектика на некотором этапе развития мысли допускает видимость спора: можно посмотреть на объект так, можно — эдак. Противоречие! Но в диалектике противоречие должно быть преодолено, снято. Обе спорящие стороны примиряются в высшем синтезе. По сути на идее противоречия развивается не человек, а понятие. Свободная личность не требуется, дело сводится к усвоению единых схем мышления и речи. Мы хотели строить образование, удерживающее самость ребёнка, его незаместимую позицию в мире. Предмет учебной деятельности ребёнка — формирование собственного видения объекта (числа, слова, явления природы). Несколько позже ребёнок становится способным понять, как его товарищ по классу видит число или явление природы, и задаться вопросом: почему наши понимания не совпадают?

Обсуждая «вечные проблемы бытия», дети и учитель высказывают различные (в предельных точках диалога — культурологически различные) идеи. Их взаимодополнение и есть жизнь диалогического понятия — и жизнь общества.

Ирина Берлянд на основе изучения детских диалогов о числе и сопоставления этих диалогов с идеями античной и современной математики написала книгу «Загадки числа» (1997), а психолог и биолог Алексей Юшков — книгу «Загадки природы» (1997). Эти книги выступают теперь в качестве учебных пособий для учителей-диалогистов.

Красноярские итоги

Важным результатом культивирования диалогического мышления в начальной школе является складывание (уже ко второму классу) особого «лицейского братства» – социума понимания со своими культурологическими амплуа. Например, учебные диалоги о слове ведут: грамматик, склонный к фонетическому анализу слова; поэт, понимающий хлебниковскую стихию речи; историк, проникающий в этимологию слова; каллиграф, способный обсуждать только изящное написание и пр. Спор и согласие между такими детьми уже в конце первого класса может быть продуктивным и ведёт к слышанию во всё углубляющемся понятии различных правд.

Исследования показали, что учащиеся, оканчивающие начальную ШДК, обладают следующими учебными способностями: умение выразить своё отношение к предмету в слове, рисунке или схеме; понимание своих товарищей и учителя, удержание в устной и письменной речи разных точек зрения; потребность обращаться к текстам иной культуры при решении учебных проблем; воспроизведение инокультурного взгляда с острым осознанием его отличия от собственного; работа с литературой; способность задавать вопросы, интерес к «вечным» проблемам бытия.

В 7-8 классе, при изучении культуры нового времени, возникают математические, химические, литературоведческие учебные группы. Обучение в них концентрируется вокруг чтения ключевых произведений нового времени и создания школьниками собственных учебных произведений (обосновывающих, например, собственное прочтение Толстого). Работая над «своим Галилеем» или «своим Пушкиным», подросток ведёт себя предельно самостоятельно. Здесь, в гуманитарном диалоге, формируется Читатель, а особенности понимания Шекспира или Лермонтова данным учеником становятся предметом анализа, иллюстрирования, пародирования в учебной группе.

Школа без изгоев

Красноярский опыт показал, что в ШДК селекция детей не требуется как на этапе приёма в школу, так и на кризисных возрастных этапах обучения, где селекция особенно опасна. Работа педагога с группой, состоящей из самых разных ребят — тугодумов и мыслящих быстро, натуралистов и поэтов, исследователей кабинетного типа и путешественников, — в ШДК существенно ценна. Для обучения диалогу важно и сохранение постоянного состава участников мыслительной работы. Новые участники («Сократ», или учитель физики, или новенький ученик) появляются на сцене по театральному принципу «Те же и...». Поэтому учитель начальных классов, со своим специфическим видением учебных проблем, со своим неповторимым голосом, первый читатель первых детских учебных произведений — должен двигаться в ШДК вместе с движением «лицейского братства» (возможно, при этом он ведёт всего один предмет). Ведь потеря хотя бы одного ученика или одного учителя приводит к радикальному обеднению диалога.

Волны красноярского эксперимента

В гимназии «Универс» в Красноярске разрабатывалось сразу две модели школы Библера: Школа диалога культур (С. Курганов, А. Юшков) и Школа диалога логик (Е. Ушакова, С. Ермаков). В Новосибирске под руководством Ю.Л. Троицкого были созданы частные школы «Диалог» и «Зимородок», а впоследствии — гимназия УМКА. В Челябинске В. Литовский и Л. Месеняшина в экспериментальной школе при университете развернули многолетний эксперимент по ШДК, который продолжается по сей день.

Целый ряд идей ШДК были использованы при построении Московского культурологического лицея.

В Харькове в 1992 г. Е. Медрешем была создана частная гимназия ОЧАГ, где разрабатываются программы гуманитарно-диалогического образования. С 1997 года я работаю учителем начальных классов этой гимназии. Осмыслению опыта ШДК посвящены мои книги последних лет – «Шестилетние первоклассники», «Физики и лирики», «Живые и мёртвые», а также многие статьи.

Идеи школы диалога культур уникальны, но поскольку связаться с автором, проживающим в Харькове, редакция могла только «вконтакте», мы задали Сергею Курганову лишь три дополнительных вопроса.

— Уровень подготовки учителя ШДК должен просто зашкаливать, это – энциклопедическая личность. Где взять таких учителей?

— Ещё в 1987-89 гг. была разработана система подготовки учителей ШДК и затем опробована в Нарве, в Свободном университете «Эврика». Обучение осуществлялось и в РГГУ. Очень интересные формы подготовки учителей ШДК разработали и экспериментально опробовали украинские специалисты.

— Разве у всех детей достаточно способностей (и склонностей), чтобы они с равным интересом и глубиной изучали Платона или Достоевского?

— Платона дети начинают обсуждать в третьем-четвёртом классе, Достоевского — в десятом. К этому их готовят, работая с текстами волшебной сказки, басни, рассказа, натурфилософскими произведениями Демокрита и Фалеса, фрагментами из Геродота, Фукидида и Плутарха, Эвклида и пифагорейцев.

Что касается способностей, то в ШДК (как и в школе Давыдова) они считаются прямым результатом формирования, а не предпосылкой обучения. Склонности — вещь более тонкая, конечно. Если учитель-диалогист чувствует, что какой-то текст «не идёт» (в этом возрасте, в этом поколении учеников, в этом конкретном классе) — он имеет право выбрать другой текст.

— Детям, наверное, комфортно внутри «лицейского братства». А как они потом адаптируются к «суровой реальности»?

— «Лицейское братство» вовсе не комфортно, по-моему. Это и есть самая что ни на есть «суровая реальность». Реальность — это не то, к чему нужно адаптироваться, реальность — это предмет преобразования. В известном смысле школа во многом и есть — наука по изменению обстоятельств и самоизменению.

СФ
Эксперимент школы диалога культур в Красноярске завершился в конце 90-х. Элементы этой культуры обучения использует М.О. Наумова-Саввиных в красноярском Литературном лицее. Работают и учителя, которые обучались данной системе. С одним из них — учителем высшей категории гимназии «Универс» Галиной Борисовной Беккер — читайте интервью «Салон учителя словесности» в этом номере газеты