Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2017 г.

Первопроходцы

Наш регион во все времена славен первопроходцами: теми, кто осваивал территорию нынешнего Красноярского края, и теми, кто уходил отсюда открывать новые земли. Но и мастера енисейской земли славны среди первооткрывателей и путешественников. Здесь ещё в XVIII веке снаряжал отряды Великой северной экспедиции Витус БЕРИНГ. Здесь в середине ХХ века переделывали под арктические условия всю полярную авиацию Советского Союза. Здесь и сегодня создают уникальное снаряжение и обмундирование для искателей приключений XXI века.

Красноярское имя

Занятная штука ассоциации: скажет кто-то слово, а за ним встают образы, легенды и целые истории. Первым ассоциативным эпитетом к слову «первопроходец» интернет-поисковик выдал мне определение «таёжный». А где в России тайга, все знают — в Сибири. «Приключенческим духом» Сибири успешно пользуются даже далёкие от нас предприятия и люди. Например, у Нижегородского производителя вездеходов есть популярные линейки моделей «Тайга» и «Енисей».

У настоящих же, а не только по названию сибирских производителей продукция спортивно-туристического назначения и сами изделия имеют исключительный местный колорит. Например, красноярская компания «Енисей-Бот» (она же SibRiver), кроме универсальных, выпускает ПВХ-лодки для сплавов и хождения под мотором по бурным сибирским рекам, тогда как в европейской части России «надувнушки» делают в основном для рыбаков и спокойной воды. Водомётным алюминиевым катерам «Росомаха» и «Ка-Хем» не страшны мелкие речушки и камни на порогах. Там же, где воды совсем мало или вместо неё снег и лёд, выручат аэролодки «Север» и (почему-то) «Alligator». Всё это сейчас делают не где-нибудь, а в Красноярске!

Палатки на вертикальной стене (вид сверху)

Палатки на вертикальной стене (вид сверху)

Впрочем, лодка нужна не каждому, а вот подходящая одежда необходима в Сибири всем. В минувшем году четвертьвековой юбилей отметила компания, ставшая за эти годы не просто одним из красноярских брендов, а одним из брендов Красноярска (извините за каламбур). «Rock Pillars» в переводе с английского — это знакомые каждому красноярцу «Каменные Столбы», а логотип компании — стилизованные «Перья».

— Название придумали буквально за одну ночь, — вспоминает директор этой научно-производственной фирмы Николай НАУМОВ. — Англоязычное оно потому, что уже тогда мы точно знали — будем экспортировать свою продукцию за границу. Потому что весь рынок — там, все международные соревнования — там.

Ну, а «Столбы» потому, что создавали предприятие люди, влюблённые в горы. И самым первым их изделием, ещё за несколько лет до рождения «Rock Pillars», стали уникальные скальные туфли собственной разработки.

Красноярское know how

— Начиналось всё в 80-х годах, когда мы были студентами Сибирского технологического института (СТИ), занимались альпинизмом и скалолазанием, — рассказывает Николай Леонидович. — В те времена был дефицит снаряжения, практически все альпинисты сами шили себе обувь, одежду; другой возможности обзавестись этим не было. В 1986 году у нас возникла идея сделать обувь для спортсменов-скалолазов. Дело в том, что мы тогда лазали только в калошах, а европейцы выступали на соревнованиях в специальной обуви — скальных туфлях.

Усилиями лабораторий Сибирского технологического института (СТИ) были сделаны специальная резина и клей. С помощью обувной фабрики «Ионесси», которая помогла материалами и колодками для обуви, были изготовлены первые шесть пар скальных туфель. В них обули спортсменов сборной России, и в 1988 году команда выиграла чемпионат СССР. Слухом земля полнится — после успеха на соревнованиях к красноярским, как бы сейчас сказали, «инноваторам» пошли обращения спортсменов со всей страны, возникла необходимость организовать производство скальных туфель.

— В то время вузам уже была разрешена коммерческая деятельность, и в СТИ был организован научно-производственный центр «Темп». В нём разрешалось создавать временные творческие коллективы, причём условия были очень «интересные»: 20 процентов прибыли отдавали творческой группе, а 80 процентов забирал институт.

— Ничего себе поборы! — удивляюсь я.

— В таких условиях начинался в те времена бизнес, — напоминает Николай Наумов. — А для нас сотрудничество было полезно ещё и потому, что за такие большие отчисления вуз предоставил нам лабораторную и научную базу. В итоге разработали резину, которая стала очень популярна среди скалолазов (по качеству и характеристикам она занимала четвёртую позицию в мире среди сотен других производителей такой обуви), и организовали небольшое производство скальных туфель.

3 апреля 1991 года была создана научно-производственная фирма «Rock Pillars», а уже в 1992 году она стала поставлять свою продукцию в Европу. Но не обувью единой жив альпинист, поэтому молодая фирма одновременно с пошивом скальных туфель осваивала другое перспективное направление — производство горного снаряжения и пуховой одежды. Изначально пуховики здесь разрабатывали именно как удобный и функциональный вид одежды для спортсменов.

Первыми поставщиками гусиного пуха стали бабушки из различных деревень Красноярского края. И по сей день «Rock Pillars» использует в производстве только пух гусей, выращенных в Сибири.

Дело в том, что у птиц, выращенных при температурах до минус 25-35 градусов, крупный объёмный пух, хорошо сохраняющий тепло.

Красноярские восхождения

В первой половине 90-х в «Rock Pillars» одновременно решали две очень важные задачи.

Первая — производство и сбыт продукции. Компания стала хозяином красноярского ателье «Лада», где и ранее шили все изделия с маркой «Rock Pillars». Плюс продукция компании впервые была представлена на европейских выставках товаров спортивно-туристического назначения.

Вторая задача — разработка снаряжения и экипировка группы красноярских альпинистов, которые планировали покорить Эверест по неизведанному ранее маршруту. Палатки, спальники, пуховики в экстремальных условиях высокогорья и низких температур предварительно испытали профессиональные альпинисты, путешественники, специальные подразделения МЧС.

— Это была беспрецедентная экспедиция, потому как силами одного региона никому никогда не удавалось подняться на Эверест по новому маршруту, — поясняет Николай Наумов. — Красноярцы же в 1996 году проложили свой маршрут по почти отвесной северной стене, он и по сей день считается одним из самых сложных.

Успех экспедиции на высочайшую вершину мира стал лучшей рекламой для «Rock Pillars», ведь у команды альпинистов было снаряжение, разработанное и изготовленное именно в этой компании, и жили они в палатке той же фирмы на высоте 6400 метров. В 2009 году ветераны того самого восхождения на Эверест снова отправились в Гималаи и поднялись на вершину Пумори (7161 м). И вновь одежду и снаряжение для них разрабатывала и изготавливала компания «Rock Pillars».

Ещё одним знаковым проектом красноярских альпинистов было восхождение зимой 2005 года на три дотоле безымянные вершины хребта Кодар в Забайкалье. Их назвали «Красноярский край», «Эвенкия» и «Таймыр» — в честь объединения трёх субъектов Федерации. Из всего снаряжения, которое и на этот раз предоставила компания «Rock Pillars», особо стоит отметить палатку, в которой 16 альпинистов прожили месяц при наружной температуре до минус 44 градусов!

Красноярское снаряжение

Проверка горами — это поистине высший знак качества. С другой стороны, в компанию с просьбами разработать одежду и снаряжение не раз обращались пусть менее высотные, зато более высокоширотные экспедиции. Этому способствует гибкость небольшого предприятия полного цикла — от разработки до изготовления и испытания.

— Мы помогали снаряжать снегоходные экспедиции на плато Путорана и вокруг Северной Земли, в 1998 году — уникальный автономный переход группы Владимира ЧУКОВА, в составе которой шёл красноярец Валерий КОХАНОВ, по маршруту «Россия — Северный полюс — Канада». Практически ежегодно компания работает с теми или иными командами профессиональных спортсменов и путешественников, и для каждой экспедиции мы разрабатываем какой-то уникальный продукт, — говорит директор компании.

Только что на предприятии закончили изготовление нового варианта палатки-платформы, которая крепится на вертикальной ледовой стене. Она вмещает на ночлег до трёх альпинистов во время многодневных восхождений.

Разработки для экстремалов служат детям

Разработки для экстремалов служат детям

Не прекращается и разработка одежды для покорителей вершин. В 2016 году была испытана новая модель «Борус». За полтора месяца в рамках проекта «Высота» сборной команды России по высотному альпинизму, в составе которой было и несколько красноярских спортсменов, эта куртка успешно прошла пять восхождений на семитысячники. Хотя разработана она для гораздо более щадящих условий Саянских гор и температур до минус 25 градусов. Сейчас проходит испытания вариант этой куртки для тех, кто занимается скандинавской ходьбой. Это уже массовый сегмент рынка.

Использовать уникальные разработки для экстре­мальных условий в производстве товаров для широкого круга потребителей — этому принципу «Rock Pillars» следует на протяжении всей своей истории.

— Как только наши спальные мешки и пуховые куртки стали популярны у спортсменов и профессиональных путешественников, мы решили адаптировать их для обычного взрослого потребителя и детской одежды, — говорит директор «Rock Pillars». — Например, палатки для лагерей альпинистов, которые выдерживали колоссальные ветровые нагрузки, адаптированы для обычных туристов и с успехом нашли применение в кемпингах, палаточных лагерях на озёрах Хакасии и Красноярского края. «Тепловой пакет» альпинистских пуховиков адаптирован для обычной и рабочей одежды, для МЧС, медиков оперативных бригад и других структур.

Красноярское производство

Особая тема — комплекты для малышей. Маленький ребёнок на улице часто находится в коляске, мало двигается, в отличие от взрослого он не может сказать, холодно ему или тепло, поэтому родители должны быть уверены в качестве одежды. Такую гарантию может дать теплопакет, созданный для Эвереста или для Арктики.

Первую коллекцию детской одежды «Rock Pillars» разработала ещё в 1996 году. Её в числе других 12 образцов красноярской фирмы эксперты Японской организации по развитию внешней торговли (JETRO) представляли на выставке в Токио. Около 200 торговых представителей заинтересовались красноярской продукцией. К сожалению, тогда небольшая компания, загруженная производством скальной обуви (теперь оно продано в Чехию), нарастить выпуск пуховой одежды для экспорта не смогла. Сейчас возможности для этого есть.

— В 2000 году мы купили фабрику в городе Заозёрном. Сейчас она загружена на 30-40 процентов, можно увеличивать объём производства и, соответственно, снижать себестоимость. Но для масштабирования нужны длинные дешёвые деньги. С кредитами, которые сейчас доступны малому бизнесу, сложно экспортировать продукцию. Этот путь мы уже проходили несколько раз и всегда упирались в очередной кризис, когда банки задирали процентные ставки.

Кстати, вопрос экспорта в Японию возник снова через восемь лет. Выступая в 2014 году на Красноярском экономическом форуме, советник Ассоциации индустриальных парков по Японии и странам АТР Ивао Охаси вспомнил, что когда-то познакомился в Красноярске с компанией, продукция которой удивила японское сообщество. Оказалось — это именно об изделиях «Rock Pillars».

Сами разрабатываем, сами изготавливаем — ещё один постулат компании, которая никогда не размещала производство своих товаров где-нибудь на дешёвых фабриках в Азии.

В 90-х создатели предприятия надеялись, что российские материалы догонят по качеству продукцию европейских производителей, но, к сожалению, за четверть века этого так и не произошло. В результате технологи «Rock Pillars» вынуждены закупать высококачественные материалы и комплектующие ведущих зарубежных компаний — красноярцы не могут поступиться качеством ради удешевления. Всё это сказывается на конечной цене.

— Возможности производства позволяют нам создавать продукцию такого же уровня, как у ведущих европейских компаний, ведь материалы и комплектующие у нас одинаковые, — говорит директор «Rock Pillars». — Вопрос лишь в масштабах производства. Компания, которая имеет длинные и дешёвые деньги, может позволить себе разные проекты, а значит, имеет больше шансов на завоевание рынков. Компания, которая этого не имеет, может работать только на региональных рынках или в узких сегментах специальных товаров, где есть потребность в высоких компетенциях — это как раз то, чем мы занимаемся. Мы стараемся сохранить потенциал разработчиков и технологий до лучших времён, когда они будут востребованы рынком одежды для людей, осваивающих Арктику.

— Речь не только об одежде для туристов или спортсменов, но и для рабочих? — уточняю я.

— Конечно. Сейчас потребности такого рода не закрыты. Не секрет, что зачастую для людей, работающих или проходящих службу на Севере, покупается не самая подходящая одежда, рассчитанная на температуры европейской части России. Мы же живём, работаем и испытываем свою продукцию именно в Сибири. Пытаемся выйти на крупные компании, работающие в Арктике, но в их системах обеспечения и снабжения работают другие критерии — дешевле и больше. «Rock Pillars» же 25 лет делает надёжнее и качественнее.

Красноярские перспективы

К сожалению, и Универсиада-2019 для красноярской компании с мировым именем «проходит стороной». «Rock Pillars» изготовила пуховые жилеты для делегации FISU, которая приезжала в Красноярск, разработал комплекты одежды для волонтёров и судей, но, к сожалению, пробиться сквозь известную в России систему закупок фирма не смогла.

— Тем не менее мы постоянный партнёр лагеря инициативной молодёжи ТИМ «Бирюса», нам удалось получить крупный заказ МЧС России, — не унывает Николай Наумов. — Мы нужны там, где заказчику важно решить проблему, а не сэкономить и остаться без результата. Мы способны разработать и изготовить одежду и снаряжение в соответствии с конкретными пожеланиями каждого заказчика — в этом наша уникальность. Ни одна крупная компания не обладает такой гибкостью, а более мелкие, как правило, не имеют достаточной компетенции и своей производственной базы.

Есть в компании и планы расширения экспорта (сейчас в основном работают через интернет-магазины). В минувшем году красноярское предприятие заметил Минпромторг России, с его помощью наши земляки попали на российский стенд ведущей профильной европейской выставки ISPO-2016 в Мюнхене. В русской outdoor-деревне были представлены 12 компаний, и со всей территории от Урала до Дальнего Востока — только «Rock Pillars», получив шанс на возобновление экспорта в Европу. Почему возобновление? Потому что до экономических потрясений последних лет красноярская фирма уже поставляла свои товары и в Европу, и в США. В частности, 12 лет продукцию с маркой «Rock Pillars» продавали на Аляске, в Монтане и Миннесоте.

На пути к новым горизонтам есть ещё одно препятствие. Кроме отсутствия дешёвых банковских кредитов это ещё дефицит квалифицированных специалистов. Видимо, не случайно офис и экспериментальное производство «Rock Pillars» переехали в помещения колледжа сферы услуг и предпринимательства.

— Как только станут доступны «длинные деньги», основным ограничителем бизнеса станут именно кадры, — подтверждает Николай Наумов. — Система образования существует сейчас без взаимодействия с передовыми проектами в производстве и бизнесе. Часто учебные заведения не обладают серьёзными мастерскими с современным оборудованием. Правильно, когда бизнес получает специалиста, который развивает этот бизнес. И совсем не правильно, когда бизнес получает «специалиста», которого необходимо доучивать или переучивать. Это проблема по всей стране…

— Как строятся ваши отношения с колледжем?

— У нас уникальный проект, когда внутри учебного заведения происходит весь бизнес-цикл: анализ рынка, обеспечение материалами и комплектующими, разработка продукта, изготовление образца. В ходе производственной практики будущие конструкторы одежды могут работать с нашими конструкторами, технологи — с технологами, швеи — с нашими швеями. Несколько лет назад разработки студентов Института архитектуры и дизайна СФУ, которые тоже проходили у нас производственную практику, были внедрены в одну из коллекций детской одежды.

А главное — у красноярской научно-производственной фирмы «Rock Pillars» есть колоссальный опыт внедрения своих уникальных изделий в производство. Это как раз то, чего, по мнению Николая Наумова, сегодня не хватает молодым инноваторам: есть классные идеи, есть даже экспериментальный продукт, но нет понимания, как его тиражировать и продвигать на рынок, как работать с инвесторами и не потерять контроль над своей разработкой. Директор «Rock Pillars» надеется, что наработки его фирмы пригодятся молодёжи, которая намерена пойти в бизнес.

Андрей КУЗНЕЦОВ