Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2017 г.

Самая наша обувь

Если говорить о городских брендах, то, пожалуй, одним из первых вспоминается «Ионесси». Мало кто знает, но даже название у фабрики очень красноярское, ведь «Ионесси» — это название Енисея на языке местных племён. Кстати, история у предприятия солидная, в будущем году оно отметит 95-летие. О том, как изменилось производство за это время и каково быть региональным обувным брендом, мы беседуем с генеральным директором ЗАО «Ионесси» Дмитрием ПАЛЬНИКОВЫМ.

— Дмитрий Александрович, 94 года — возраст серьёзный. Расскажите, с чего началась история предприятия?

— В 1923 году по просьбе местных кожевников сюда из Европейской России было привезено оборудование и организована обувная фабрика, которая получила название «Спартак». Это и есть начало нашей истории. Оборудование, которое досталось новому предприятию, было изношено на 60%, но фабрика запустилась, она производила, в основном, обувь для рабочих. Потом — война. За время Великой Отечественной предприятие выпустило несколько миллионов пар обуви для фронта, а после победы началось производство гражданской обуви: мужской, женской, детской.

Но советская модель производства предполагала определённую простоту и однотипность, большого разнообразия моделей не было. Собственно говоря, очень многие отечественные предприятия после 1990-го закрылись в том числе потому, что не могли конкурировать с обувью из других стран, где основой было мнение покупателя, а не комиссии, которая определяла, в каких туфлях ходить всей стране. Для нас этот год тоже стал ключевым. Именно в 1991 году фабрика приобрела статус акционерного общества, и было принято решение сменить название на «Ионесси».

— Как эти переломные годы пережила фабрика? Что помогло удержаться на плаву?

— Это по большому счёту совокупность факторов, одного выделить нельзя. Во-первых, безусловно, это люди. Профессионалы, преданные своему делу, которые вместе переносили трудности и делали всё возможное, чтобы сохранить предприятие. Во-вторых, надо сказать, что наше производство всё-таки заметно сократилось в объёме по сравнению с советскими временами. Но основой являлся тот товар, который оказался конкурентоспособным даже в постсоветских условиях. Если бы его не покупали, нас бы уже не было, как многих других, кто не успел поменяться, подстроиться под рынок.

— В таком случае как изменилась фабрика «Ионесси» в сравнении со «Спартаком»?

— На данный момент мы обладаем технологией производства обуви, которая используется во всём мире, у нас очень хорошее оборудование — немецкое, итальянское. Точно такое же оборудование стоит на европейских фабриках «Salamander», «Baldinini». И мы по большому счёту можем выпускать такой же ассортимент. Единственное, что осложняет задачу — это удалённость от поставщиков комплектации. Обувь при всей её кажущейся простоте на самом деле очень сложная по конструкции. В ней достаточно много компонентов — как внешних, так и внутренних. Для того чтобы собрать обувь, нам должны поставить свою продукцию несколько десятков предприятий. Ближайшие поставщики и изготовители находятся в Подмосковье, а дальние — это Восточная и Западная Европа, Корея. На данный момент у нас порядка 70% всех комплектующих — импортные. И это, помимо всего прочего, создаёт определённые сложности.

— … связанные со стоимостью обуви?

— Да. Нас часто спрашивают: «Вы же местное производство, почему у вас обувь не стоит в три раза дешевле импортной?». Но ответ очевиден: если 70 % комплектации мы покупаем за границей, а курс валют растёт, это не может не отражаться на цене. Зато у нас, например, самая большая гарантия в России — 90 дней. Причём 90 дней — это очень хитрая вещь, и об этом не все знают. Если вы купили, предположим, летнюю обувь зимой и начали носить её в офисе сразу, то гарантия на неё начнётся только с 20 мая, то есть в срок, когда наступит летний сезон, определённый Законом о защите прав потребителей. И при всём при этом, как статистика показывает и отзывы покупателей говорят, мы достойно держим марку и не только укладываемся в эти 90 дней, но и в последующей эксплуатации нарекания к нашей продукции возникают крайне редко.

— Вы учитываете сибирские морозы при производстве обуви? Может быть, используете какие-то специальные технологии?

— Правильно замечено: каждому региону своя обувь. У нас, когда стоишь по полчаса на автобусной остановке в -300С, нужно, чтобы обувь в первую очередь была тёплой, а уж потом изящной. Поэтому, безусловно, при подборе материалов мы в первую очередь смотрим на их возможности теплосбережения. Здесь своя специфика. Вы видели когда-нибудь оторванную подошву? Помните решёточку внутри? Это воздушная прослойка, которая и не даёт обуви накалиться и проморозить ногу; чем прослойка выше, тем будет теплее. Это первый нюанс. Второй — мы стараемся использовать подошву максимально нескользкую. Третий момент — хороший натуральный мех. Плюс у нас есть модели, где мы утепляем специальным войлоком основную стельку (это то, что мы видим, когда вытаскиваем из обуви обыкновенную стельку), что создаёт дополнительное тепло. Поэтому в плане теплосбережения, безусловно, подбираются специальные материалы, которые могут выдерживать сибирские холода. И ещё есть одна особенность: у сибиряков немного другие антропометрические данные стопы, чем, например, у тех же итальянцев. Нога у нас более широкая. Поэтому если мы берём какой-то фасон, то обязательно его адаптируем.

— Кстати, о фасонах. Кто работает над дизайном? Как он разрабатывается?

— У нас есть свой штат модельеров. Эти специалисты уникальные. Ведь обувных фабрик не так много, и модельеры на вес золота. А идеи черпаем на международных выставках, куда регулярно командируются наши специалисты.

— А где ещё, кроме Красноярска, носят вашу обувь?

— До недавнего времени рынком продаж нашей продукции был в основном Красноярский край и крупные города Восточной Сибири и Дальнего Востока (Владивосток, Хабаровск, Биробиджан, Иркутск, Благовещенск, Чита, Улан-Удэ). А сейчас мы торгуем практически по всей России. Даже в Калининграде, например, можно найти «Ионесси». Кроме того, в прошлом году мы вышли на крупные интернет-площадки, и теперь нашу обувь можно заказать, к примеру, на Wildberries. Есть целая категория людей, которые предпочитают делать покупки через Интернет, и мы активно осваиваем этот рынок.

— Может быть, есть планы и по поводу зарубежных рынков?

— Мы делаем небольшие поставки обуви в Монголию. Но я думаю, что российский рынок имеет определённую потребность в качественной кожаной обуви, и здесь работы достаточно. Поэтому как таковых стратегических планов выхода, например, на европейские рынки нет.

— Обувь «Ионесси» — это обувь для кого? Какой он, ваш среднестатистический покупатель?

— Это мужчины и женщины среднего достатка, ценящие качество, комфорт и надёжность. Наши покупатели практичные люди, следующие принципу «мы не так богаты, чтобы покупать дешёвые вещи». В последнее время с обновлением модельного ряда наша аудитория значительно помолодела.

Ещё нужно отметить, что средний срок носки нашей обуви — пять-шесть лет, и человек даже с небольшим достатком может позволить себе купить её, чтобы потом на несколько сезонов забыть об этой проблеме.

— И финальный вопрос: вы сами какую обувь носите?

— В том числе свою. У нас многие сотрудники носят нашу обувь, что является своего рода «лакмусовой бумажкой». А ведь они такие же покупатели и могут выбрать любую другую обувь. Нам не стыдно за свою продукцию, мы в ней уверены. Я не люблю заявления в духе, что это самая качественная обувь из того, что можно купить в Красноярске, или ещё что-то подобное. В Красноярске продаётся много качественной обуви. Но, с другой стороны, много обуви и некачественной, и её однозначно больше. Причём, как вы понимаете, если марки машин мы знаем практически все, марки одежды — многие, то марки обуви в среднем вы вспомните две-три. Обувной рынок — это, наверное, самый большой рынок no-name. И вдвойне сложно здесь быть брендом. А «Ионесси» — и этим мы гордимся — всё-таки полноценный региональный бренд.

Интересные факты

Во время Великой Отечественной войны на фронт ушли 185 сотрудников предприятия. 76 из них награждены боевыми орденами и медалями, 13 человек погибли на полях сражений. В память о них во дворе фабрики установлена стела. Кстати, 97 человек после фронта вернулись на фабрику.

Сейчас в «Ионесси» работают 230 человек. А вообще за всё время существования через проходную фабрики прошло около 25000 работников. Есть люди, которые отработали на фабрике по 50 лет. Есть и целые рабочие династии. Например, общий трудовой стаж семьи Юсевых составляет более 300 лет.

Анна ГЛУШКОВА