Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2017 г.

Сибирь online: заходи и смотри

Мы часто удивляемся, что Сибирь, как в России, так и за границей, до сих пор воспринимают стереотипно, как в XVII веке: бесконечная зима, безлюдные территории, дикое коренное население, бездорожье, медведи в городах. Сказывается и удалённость наших регионов, и культурно-исторический образ, и записки первых путешественников. Ещё одна из причин — недостаток научно-популярных исследований и медиасюжетов о локальной истории, культуре, краеведении, путешествиях, которые позволили бы увидеть Сибирь заново. Мы расскажем о нескольких созданных здесь интернет-проектах, которые протягивают важные культурные нити между Сибирью и миром.

1. «Спасённый архив»

В 2000-2005 годах Абердинский университет (Шотландия), Красноярский краеведческий музей и Государственный архив Красноярского края кропотливо работали над масштабным проектом по документации материалов Туруханской приполярной переписи 1926-1927-х годов. Возможно, для обывателей «перепись» ассоциируется с безжизненными статистическими таблицами, но для исследователей каждый архивный документ той экспедиции — переписной лист, негатив, рисунок или артефакт — детективная история, которую интересно рассказать другим.

Ненцы

Ненцы

В конце 1920-х годов Советская власть отправила за Полярный круг 16 регистраторов — собирать данные об «аборигенах». Где семья берёт воду, в каких местах кочует, на кого охотится, как часто меняют бельё, есть ли вши, кто в семье курит — в переписных листах регистраторов было около 500 вопросов. «Приполярная перепись была уникальным научным проектом как с точки зрения истории советской науки, так и истории международного изучения Арктики, — утверждает канадский этнограф Дэвид Джордж Андерсон. — Ни в то время, ни после не было подобных научных исследований, которые описали бы такое количество поселений на такой огромной территории и с такой потрясающей точностью».

Долгое время огромный массив материалов Туруханской переписи оставался в архивах. На вопрос, почему он не находил своих исследователей почти 80 лет, Михаил Семёнович БАТАШЕВ, старший научный сотрудник отдела археологии и этнографии Красноярского краеведческого музея, отвечает: «[Архив] оказался невостребованным властью, так как показывал тяжёлое положение населения Севера и советизацию культуры коренных народов, которая повлекла за собой отказ от традиционного хозяйства, ценностей».

Авторскому коллективу пришлось поднять, проанализировать и преподнести широкой публике огромное собрание документальных материалов. Этнографы пересмотрели фотофонды музеев в Красноярске, Туве и Якутии, результатом чего стал «Спасённый архив» — уникальная коллекция оцифрованных стеклянных негативов, на которых изображены коренные народы Севера. «Было много не аннотированных негативов. Кто изображён на снимках: ненцы, энцы, тунгусы? В таких случаях работали по методу аналогии»,— говорит Баташев. Другой исследователь, заведующий отделом этнографии краеведческого музея Николай Поликарпович МАКАРОВ отметил: «Письменной истории у северных народов практически не было. Помимо отдельных географических экспедиций Туруханская перепись — единственный источник, помогающий понять, каким было хозяйство, быт и культура коренных народов. Некоторые работы художников, которые рисовали во время экспедиций с натуры, были приняты в качестве особо ценного фонда в Институт антропологии и этнографии РАН». Рисунки ЛЕКАРЕНКО, снимки, научные статьи и записи из дневников регистраторов стали частью книги «Туруханская экспедиция Полярной переписи: этнография и демография малочисленных народов Севера».

Исследователи посвятили эту книгу 16-ти регистраторам переписи, работавшим в суровых условиях Севера. Михаил Баташев отмечает: «Нил СУШИЛИН, например, прославился как защитник эвенков от «тунгусников» Приангарья, которые их спаивали. Он подавал в суды, вёл несколько дел против «тунгусников», проводил сугланы…». Николай Макаров: «Это был подвиг. В 50-градусные морозы [регистраторы] проезжали сотни километров на лыжах, на оленях. По Подкаменной Тунгуске, например, тянули баржи — элементарно бурлачили. Это не сопоставимо с современными техническими возможностями».

Со «Спасённым архивом», а также другими материалами исследования можно познакомиться в Краевой научной библиотеке и (частично): http://kkkm.driada art.ru/static/uploaded/files/Catalog/CD_Etnonegativ/main.html

2. «Уголки Сибири»

Проект insiberia.com/ru — это одновременно и информационный портал, где можно больше узнать о Сибири, и сообщество путешественников, и туристическое агентство.

Автор и куратор проекта — журналист, путешественник и организатор трэвел-встреч в Красноярске Диана СЕРЕБРЕННИКОВА. В её профессиональном рюкзаке — публикации в российском National Geographic, порталах «Моя планета» и RBTH Travel, издании о культуре путешествий Matador Network. География поездок Дианы впечатляет. За пять лет она успела побродить по Чарским пескам в Забайкалье, последить за жизнью птиц в Хакасском заповеднике, искупаться в Байкале, познакомиться с жителями и природой Алтая, прогуляться по северным рекам Красноярского края, съездить в Туву на национальный праздник животноводов, изучить касаток недалеко от берегов Камчатки и поспать рядом с медведями на Курилах.

В команде проекта — журналисты, блогеры, фотографы, переводчики, иллюстраторы, программисты из разных регионов России. В 2016 году проект вошёл в шорт-лист региональной премии «Серебряный Лучник» в номинации «Новые медиа и социальные сети», а также в число соискателей национальной премии РГО «Хрустальный компас».

Диана отмечает, что туристический потенциал Сибири используется до обидного мало, а проблем с инфраструктурой, маршрутами, ценником — много: дорогие билеты на самолёты и теплоходы («в Эвенкию люди и хотели бы поехать, но когда узнают, на чём им придется лететь, решают, что жизнь дороже»), сложные по организации туры в заповедники, гостиницы с не всегда хорошим сервисом, отсутствие интересных экскурсий.

«Почти никто не возит в городе по Енисею, по Красноярскому морю, — отмечает Диана.— Старшее поколение красноярцев вспоминает, что раньше можно было уехать по реке на целый день, и цены были приемлемые. Последние два года я договариваюсь с капитаном частного судна, и мы ездим по Красноярскому морю в сентябре, октябре и ноябре, когда уже нет туристической активности».

3. «Красноярские Столбы»

Они не нуждаются в специальном представлении: в городе и в крае Столбы считаются одной из главных туристических достопримечательностей, а о столбизме и столбистах писали и региональные издания, и российский National Geographic, и зарубежные журналы об альпинизме и путешествиях. Не в последнюю очередь благодаря сайту «Красноярские Столбы», где собраны фотографии, воспоминания, стихи, статьи, книги.

Алексей БАБИЙ — один из создателей этого сетевого проекта, также является председателем Красноярского общества «Мемориал». Алексей отмечает, что идея сайта «Красноярские Столбы» отличалась от идеи сайта «Мемориала». Во-первых, сайт www.stolby.ru должен был стать большим сетевым архивом. Например, есть Фонд Александра Леопольдовича ЯВОРСКОГО, первого директора заповедника «Столбы». До того как фонд оцифровали, его прочли всего пять человек, которые добрались до краевого архива своими ногами. А после оцифровки и публикации документов на сайте «Красноярские Столбы» с важными документами из жизни учёного и столбиста смогли познакомиться тысячи красноярцев, о ЯВОРСКОМ вышла книга.

Во-вторых, сайт должен был стать энциклопедией столбизма, когда каждый с помощью встроенной вручную навигации (тогда ещё не было web 2.0 и тэгов) мог бы узнать, когда проходили первые соревнования на Столбах, как конкретные люди были связаны с определёнными кампаниями, какие и где есть избушки и т.д.

«У сайта есть и третий уровень, сверхидея, — делится Алексей Андреевич. — Большинство людей не понимают, что такое столбизм. Горожане (особенно часто журналисты) путают это с альпинизмом, со скалолазанием, отдыхом на природе. Мне хотелось сделать медиапроизведение, если можно так сказать. Чтобы, «погуляв» по сайту, по нашим ссылкам, человек приблизился к пониманию, что это за феномен. Все, например, знают «столбистскую» формулу Валерия Ивановича ХВОСТЕНКО: любование, лазание, общение. Или говорят: Столбы — это свобода. Но вряд ли можно в двух словах объяснить, о чём «Мастер и Маргарита», нужно прочитать книгу. Так же и со столбизмом: его тоже нужно «прочитать».

Я жалею, что я не антрополог, потому что наш архив можно и нужно изучать. Например, Лилия Зуфаровна ПОДБЕРЁЗКИНА защитила диссертацию по языку столбистов. Я надеюсь, что и другие исследователи тоже начнут всерьёз изучать красноярский феномен, пользуясь тем, что мы для них собрали.

Хотя мы не всё успели ухватить за хвост. Были случаи, когда родственники умершего столбиста выбрасывали альбомы... Или архив Елены КРУТОВСКОЙ — он лежит в заповеднике в мешках. Мы один мешок отсканировали, осталось ещё пять».

Клад для исследователей.

Анна ГРУЗДЕВА