Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2010

Наша новая школа

Огромная школьная территория обращает на себя внимание двумя симпатичными «лазалками» (какие сейчас ставят на детских игровых площадках), большим и малым футбольными полями, беговой дорожкой и… отсутствием выгула собак, что вообще-то во дворах окраинных школ приходится наблюдать регулярно. С этой проблемой директор гимназии № 10 Светлана Вениаминовна САДОВСКАЯ боролась особо — приезжала утром в половине седьмого и вела беседы с собачниками: ну не должны дети убирать фекалии за вашими питомцами!

Так вот территория школы. Даже она понимается здесь как часть образовательной среды. В 2006 году гимназия № 10 Кировского района выиграла грант во Всероссийском конкурсе «Мой спортивный школьный двор», что позволило значительно улучшить условия занятий на воздухе и в группе продлённого дня. А теперь здесь думают над ландшафтным дизайном, оформляют опытные зоны по экологии и биологии, восстановили отопление в теплице, где будет экспериментальная площадка. Ещё есть идея обустройства гимназического планетария, а зимой во внутреннем дворике собираются заливать каток.

Вообще-то сегодня в Красноярске трудно найти школу, которая не имела бы что предъявить: новые программы, современные технологии, оригинальные проекты. Но в гимназии № 10 всего этого как-то особенно много. Гимназия функционирует в режиме полного дня, где программы общего и дополнительного образования интегрированы в один учебный процесс. Имеет статус федеральной экспериментальной площадки по реализации проекта «Создание школы открытого образования». Внедряет программу «Школа проективных стратегий», основу которой составляют разрабатываемые совместно с детьми проекты предметной, социальной и здоровьесохраняющей направленности.

Материальная база содержит всё или почти всё для организации исследовательской и проектной деятельности: электронные микроскопы, интерактивные доски, 3 компьютерных класса с выходом в Интернет, кабинет цифровых технологий, класс интерактивного тестирования, наборы лего-конструкторов NXT, цифровую лабораторию «Архимед», видео- и радиоаппаратуру. Образовательный процесс включает музыкальное, хореографическое, театральное, художественное направления. На базе гимназии открыт филиал Литературного лицея, проводятся творческие мастерские, создан музей «Сибирских писателей», открыт Солнцевский литературный центр. В субботу и воскресенье работают туристический клуб и клуб выходного дня – специально для того, чтобы создать «общее место» для родителей, детей и учителей.

Со Светланой Вениаминовной мы беседуем в перерыве между заседанием в управлении образования и собранием трудового коллектива.

— Ваша гимназия дважды получала гранты в размере миллиона, становясь победителем приоритетного национального проекта «Образование». Как Вы считаете, грантовая система достаточна, чтобы финансово подпитать школу?

— Правильно вы сказали: подпитать. Подпитать достаточно. А вот чтобы развиваться постоянно, до высокого европейского уровня — средств не хватает. Российское образование надо поднимать! Да, несколько лет мы получали финансирование по нацпроекту. Но вот уже два года, как всё затихло. А ведь когда появилась грантовая поддержка, мы с удовольствием в этом участвовали: писали проекты, реализовывали их, развивались. Посмотрите, как у нас оснащены кабинеты — все удивляются. Пожалуй, лучшее школьное оборудование в городе. Летом будем устанавливать новую химическую лабораторию, так специалисты некоторых вузов говорят: да, наше оборудование отдыхает по сравнению с вашим. Но ведь из этого не следует, что финансовый кран школам на этом можно и перекрыть.

— А на что Вы бы потратили ещё один грант?

— Теперь – в первую очередь на повышение квалификации учителей. Нам уже порой не хватает подготовки, чтобы максимально использовать имеющиеся возможности.

— Но как вырвать учителей из учебного процесса — детей без уроков не оставишь…

— Для меня это приоритетно, и я найду замену в течение учебного года, лишь бы учитель учился, тем более если он сам этого хочет. У нас все учителя стопроцентно проходят курсы повышения квалификации хотя бы раз в пять лет. А бывает, в год по два-три раза ездят на учёбу, если идёт логичный цикл обучения, который нельзя прерывать, и я отпускаю. Сейчас наш Институт повышения квалификации стал активнее работать, применять новые технологии, а то ведь здесь учиться было невозможно — курсы для галочки, учитель для себя ничего не получал. Так мы в Москву целые группы посылали.

— И всё же сегодня, когда появился широкий выбор программ, дополнительных образовательных услуг, как выбрать школу, в которую стоит отдать своего ребёнка?

— Самый верный критерий —советы тех, чьи дети уже учатся. Это лучший, проверенный вариант. В нашей гимназии только 30% детей с микроучастка. Остальные — из разных районов города, даже таких отдалённых, как Северный, Зелёная роща, Взлётка. При этом мы никогда специально не делали рекламу, но каждый год при наборе в первый класс вынуждены отказывать большому количеству родителей из-за отсутствия мест, хотя школа у нас большая — 950 учащихся.

— Гимназия, наличие эстетического отделения — это означает, что ваша школа выпускает преимущественно гуманитариев?

— Нет, гуманитариев у нас лишь 50%. Программа гимназии дала нам возможность ввести не только художественно-эстетический профиль, но и естественно-научный, математический, информационный — самый востребованный, кстати. А наиболее развито у нас, я считаю, проектно-исследовательское направление — здесь равных нам в городе, пожалуй, нет.

ДОСЬЕ
Светлана Вениаминовна САДОВСКАЯ. Закончила физико-математический факультет Стерлитамакского государственного педагогического института (Башкирия). Склонна к постоянному самообразованию. Освоила квалификацию по информатике, ТРИЗ. Получила второе юридическое образование, изучает экономику. Считает, что если остановишься хоть на шаг — потом придётся сделать 10 шагов, чтобы достичь прежнего уровня. Почётный работник общего профессионального образования РФ. Став директором, реализовала свою потребность в экспериментальной деятельности, но в душе остаётся предметником — лишь последние два года не ведёт физику, оставив за собой индивидуальные занятия. Не представляет свои уроки без опытов, сама изобретает приборы.
Занималась горным велоспортом, имеет золотой значок по стрельбе, увлекается лыжами. Сын учится на втором курсе Торгово-экономического института. Дочь — первоклассница 10-й гимназии.

— Верно ли, что современные образовательные стандарты предполагают обучение только азам необходимых предметов: читать, считать, немного разбираться в компьютере, слегка знать английский. Требования к среднему ученику становятся всё проще, а более глубокие знания можно получить лишь через дополнительное образование, то есть — платно.

— Это не так. Мне очень нравится новый стандарт, который вышел по начальной школе. Да, если прежний предполагал «знания, умения, навыки», то сегодня и другая деятельность включена в стандарты — внеурочная, проектная, исследовательская, сейчас это вписано в учебный план. Детям это очень нравится. ТРИЗовцы — вообще особая тема, какие они открытия делают. Мы сейчас купили робототехнику, со второго класса идёт знакомство с информатикой, а с пятого школьники уже сами проектируют, пишут программы для своих роботов. У нас шикарное телевидение, фильмы дети монтируют, действует пресс-центр.

С шестого класса школьники выбирают курсы для того, чтобы разобраться в своих склонностях, попробовать себя в разных областях. В старшей школе образование уже чётко состоит из двух уровней — базового и профильного. Здесь мы взаимодействуем с профессиональными лицеями №№ 16, 56 и 54, Межрегиональным правовым колледжем СФУ, школьными университетами СФУ и ТУСУРа, городской аэрокосмической школой при СибГАУ, Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева, Торгово-экономическим институтом. Школьникам предлагается система разнообразных курсов по выбору как внутри гимназии, так и в учреждениях сетевого взаимодействия.

— В одном из своих выступлений Дмитрий Медведев сказал, что школа должна готовить детей к жизни в конкурентной среде. Вам не кажется, что это противоречит коллективистским, да и духовным традициям отечественной школы?

— Нет, здесь я согласна с президентом. Я тоже считаю, что мы должны сделать ребёнка конкурентоспособным, и тогда ему будет комфортно в жизни, он займёт своё место там, где захочет. А старые нормы остаются, но ведь мы их давно перешагнули, и они — мешают. Там, вне школы, всё другое, поэтому и здесь должно быть другое, соответствующее современному миру.

— Вы составляете рейтинги успешности детей. Это их не травмирует?

— Нет, мы ведь учитываем все показатели. Недавно, например, у нас прошёл парад звёзд. Как-то мы привыкли награждать только ударников и отличников, а есть ведь другая деятельность, разносторонняя. И если раньше мы по результатам года награждали 15-20 человек, то в этот раз — 158! За внутришкольные достижения (например, участие в субботнике), проектную деятельность, победы в конкурсах. А для ребёнка это так много значит — чтобы его пригласили на сцену, дали грамоту и сказали: какой ты молодец! Ну не дано ему по общеобразовательным предметам быть успешным, зато он в музыке второе место в международном конкурсе занимает, так почему его не похвалить?

Я как раз за внеурочные занятия, когда душа ребёнка развивается. Если есть эта деятельность, интересная ребёнку, где он успешен, — тогда и основная пойдёт. А когда только базовые предметы — будет сухарь. Мне бы хотелось, чтобы ребёнок бежал в школу, чтоб ему здесь нравилось. Я это по своей дочери вижу, она уходить из школы не хочет. В пять часов говорю: ну всё, Катя, пошли домой. Она: продлёнка до шести? — я до шести останусь.

— Сегодня общество многое требует от школы, а у школы есть встречные претензии?

— Пожалуй, я бы отметила только то, что появилось много родителей, которые просто скинули своих детей на школу. Их даже для беседы невозможно пригласить, ответ: а мне некогда! Ребёнок может быть не допущен до экзаменов, а мама не соизволит прийти. Многие не могут справиться со своими детьми, не являются для них авторитетом. В четвёртом классе ребенок покуривает, а родители пожимают плечами: ну и что мы можем сделать? Таких случаев очень много, по сравнению с тем, что было раньше, ответственность родителей стала минимальна.

— Конфликты учителя с учеником всегда были и будут. Как они решаются?

— В апреле на межрегиональной экспертной конференции «Наша новая школа — план реализации» заместитель министра Исаак Калина сказал такую вещь, что не существует отдельного педагога — он должен быть включён в систему педагогической деятельности школы и в этом смысле быть единицей взаимодействия. То есть учитель как подвижник, властитель душ в новом веке теряет своё значение, поскольку становится понятно, что он является обычным человеком, вооружённым определёнными инструментами деятельности — знанием предмета, методикой, технологией. Это означает, что педагог занимает всё более тьюторскую позицию, обеспечивая учащемуся психологическую, педагогическую и информационную помощь. Умеет принять ученика таким, какой он есть, даёт ему право на самобытность и самопроявление. И в то же время ведёт к результатам, мотивирует на преодоление препятствий, поддерживает в начинаниях, не навязывая своего мнения. Этот внутренний переход очень сложен из-за сложившегося стереотипа, что учитель всегда прав.

Что касается конфликтов – да, они есть, как есть и правила поведения в такой ситуации. Также для регулирования конфликтных ситуаций в гимназии создана психолого-педагогическая комиссия, а для их профилактики — психологический клуб общения «Кто я?».

— Жизнь в школе циклична: каждый год новые первоклашки, каждый год – уходят выпускники. Как сделать, чтобы это не опустошало, сохранить энтузиазм — свой и коллектива?

— Психическая усталость накапливается, если человек выполняет одну и ту же работу. А если каждый день что-то новое, если куча идей и разнообразных дел, то некогда впадать в апатию. Наш коллектив в возрастном плане очень разнообразный — от 22 до 67, но не могу назвать перегоревших. Хотя и от меня как администратора зависит создание благоприятного психологического климата, поощрение, грамотное планирование и корректный контроль, а сейчас ещё требуется учесть и минимизировать риски при переходе на новую систему оплаты труда.

— Это самая актуальная и обсуждаемая тема в школе, наверное. Но правильно ли то, что за основную деятельность — ведение уроков — учителя будут получать, как получали, а стимулирование сверх того — это за какую-то дополнительную, может, даже надуманную деятельность?

— Нет, и базовая зарплата за ведение уроков, и доплаты будут назначаться за результат: дети хорошо сдали ЕГЭ, победили в олимпиаде, написали научную работу. Проектная, исследовательская деятельность будет учитываться.

— Чего учителя ждут в Год учителя?

— Вы знаете, в Год учителя — столько проверок! Такое чувство, что все только и ждали этого года.

— Хочется крикнуть: «Оставьте нас в покое!»?

— Да, школы перегружены в последние годы всевозможными реформами, преобразованиями. И колоссально много отчётов. Мы же порой без выходных сидим и пишем отчёты в разные инстанции. Прокуратура, управления образования разного уровня, пожарные, Роспотребнадзор, казначейство… Мы как-то посчитали с заместителями, сколько у нас бумаги уходит в день — две пачки минимум. А ведь её ещё заполнить надо. Хочется, чтобы кто-то нас услышал, потому что содержательно работать становится некогда. Конечно, контроль нужен, но хорошо бы действия разных органов были согласованы, а те, кто проверяет, — являлись профессиональными экспертами.

Справедливости ради надо отметить, что вышестоящие органы оказывают и поддержку, не только требуют, но знают и понимают школу.

— Есть ли у Вас нереализованная мечта?

— Одна коллега-директор мне сказала: создала мегаполис и не знаешь, что с ним делать. Моя мечта – систематизировать всё, что я здесь натворила. Чтобы развитие школы шло в одном русле, в одной логике. Тогда и руководство легче будет осуществлять, и все процессы будут идти успешнее.

Валентина ЕФАНОВА