Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2017 г.

Усатые хранители

Кошка — главное существо не только в доме, но и везде, где появляется. Держать котов в музеях — давняя традиция, раньше они заботились о территории, изгоняя мышей, теперь это ещё и неотъемлемая часть сообщества: кошки поддерживают искусство, одним своим присутствием привлекая внимание к мелочам, общаются с посетителями и становятся символами музеев.

Мы выбрали несколько таких кошек — это всемирно известные «эрмики», история жизни которых берёт начало еще в восемнадцатом веке; герой российского Instagram из Москвы и две красноярские кошки, охраняющие местные музеи, — прекрасная Алиса из усадьбы и безымянная кошка, живущая на «Площади Мира».

Музей-усадьба В.И. Сурикова, Красноярск

«Где ты, доча?», — главный хранитель Нина Ярославовна СКАЛИШ проходит вглубь флигеля, уводя за собой любопытствующих, оглядывается и на одном из столов находит шерстяное рыжее чудо. Красивая Алиса будет сидеть перед нами всё время разговора, как хозяйка. Сначала помоется, потом уставится кошачьим взглядом на мои руки, даже даст себя погладить, а после убежит гонять мячик по полу. Она живёт здесь уже шесть лет, и все сотрудники её обожают.

Алиса попала в музей «классически»: кто-то выбросил, она обитала рядом с музеем, и одна из смотрительниц стала её подкармливать. Нина Ярославовна рассказывает: «Был август, тепло, окна открыты, и в один день она запрыгнула именно на моё окно; так она стала моей «дочей». Когда она к нам пришла, мы не знали, как её звали раньше. Кошки обычно на «с», «щ» быстрее откликаются; мы решили её Алисой назвать, потому что она цветом похожа на лису. Наверное, она смешанная, но больше породистая — нам сказали, что это классический абрикосовый перс».

На «доча» она действительно отзывается, а на столе Нины Ярославовны даже оборудовано уютное место для лежания кошки. Впрочем, она спит везде, где хочет — на диване, столах, подоконниках, во дворе, в Доме-музее Сурикова и флигеле, где находится администрация музея.

Ей везде нравится, некоторые посетители видят её спящей и думают, что это макет кошки, а дети даже спрашивают: «Это что, кошка Сурикова?».

Невозможно представить усадьбу без кота, и у Суриковых тоже был кот. Нина Ярославовна рассказывает: «Существует легенда, что когда Прасковья Фёдоровна (мать Сурикова — прим.) умерла, кот пешком дошёл до Троицкого кладбища и замёрз на её могиле».

До Алисы в музее уже были кошки, мать и дочь, которые жили здесь до старости. Про прошлых кошек усадьбы на сайте музея рассказывает научный сотрудник Валентина ДОНЕНКО: «В нашем музее всегда жили кошки. Жители ближайших домов подбрасывали нам иногда котят. По-музейному воспитанные и чистоплотные, наши кошки как будто понимали, что находятся в учреждении культуры, и поэтому в любую непогоду, в мороз выходили в туалет на улицу. Так вот, жила у нас однажды очень игривая молодая рыжая кошечка Алиса (всех рыжих мы зовём Алисами). Утром охранник уже собирался уходить домой, сдав свой пост. На полу стояла его пустая хозяйственная сумка. Алиса, недолго думая, запрыгнула в сумку охранника и улеглась там. Я пыталась вытащить кошку из сумки, но Алиса не собиралась покидать свой пост, царапалась. Тогда охранник сказал: «У моей мамы умерла кошка от старости, и мама очень переживает. Можно я Алису возьму с собой?». «Ну что же, если Алиса сама выбрала себе хозяина, забирайте», — сказала я. Алиса не возражала. Мы грустили недолго. Вскоре у нас появился кот Васька».

Васька — кот художника Юрия ДЕЕВА; в усадьбу его взяли, когда умер художник и его жена. Красивый охотник Васька потом съел отравленную мышь. После этого год в усадьбе не было кошек, а затем появилась героиня нашего рассказа — Алиса. Видимо, в «доусадебной» жизни кошка долго скиталась, часть ушка у неё обморожена.

Характер у Алисы замечательный, говорят в музее. Это умнейшая кошка, понимающая разговоры, отвечающая тем, кто её любит. А ещё она настоящая сибирячка — и в 40 градусов выходит на улицу по своим делам, летом лазит по деревьям, лежит на траве. Раньше она рожала котят, и посетители их с удовольствием разбирали — ещё бы! Каждый хочет «музейную» кошку, ещё и связанную «родством» с Суриковым.

Алиса — настоящая хозяйка, сразу это показывает и не допускает других котов в усадьбу. Обожает фотографироваться, всегда принимает красивую позу; особенно благосклонна к мужчинам с камерами. Единственная слабость — любит рвать коробки, но в доме ничего не портит. Воспитанная, не назойливая, спокойная. Ночью Алиса остаётся в музее, её очень любит охрана усадьбы.

Нина Ярославовна рассказывает, что Алиса, как и все кошки, любит вкусно покушать, даже не всякое молоко пьёт. Когда поест, трясет задними лапками — это значит, что наелась, чтобы больше не приставали с едой.

Благодаря Алисе в усадьбе больше нет ни мышей, ни крыс, а прежде приходилось вызывать специальные службы. Кошка всех переловила или распугала, а раньше поймает — и в кабинет директора мышку несёт, отчитывается.

Сейчас в обязанности Алисы входит ежедневный обход усадьбы, наблюдение за жизнью птиц, растений, посетителей музея, контроль всех помещений. Каждый пришедший хочет её сфотографировать, сотрудники даже завели отдельный хэштег #алиса_в_усадьбе, по которому можно следить за жизнью кошки.

Красноярский музейный центр «Площадь Мира»

О котах, живущих в Музей­ном центре «Площадь Мира», никто не знает, мы тоже узнали случайно — как-то на ночной экскурсии директор музея обмолвилась о диких котах, живущих в подвале музея, никогда оттуда не выходящих и сторожащих свои владения. Представлялась ужасающая картина — в добавление к известным слухам о призраках, обитающих рядом с инсталляцией «ТЕЛО» (Ленина).

Оказалось, всё не так уж страшно. Не коты, а кошка (осталась одна) в музее действительно имеется, просто её не пускают к посетителям. Она живёт с техниками, чьи мастерские в подвале, ими же оберегается.

История появления котов в музее сложная. Когда он открывался в 1987 году как 13-й филиал Центрального музея Ленина, и замдиректора по науке профессор МЕШАЛКИН вёл экскурсию для московской профессуры, из диорамы «Ленин в Шушенском» выбежала крыса — оживляя, анимируя, создавая интерактивность ещё до того, как это стало повсеместно. Тогда котов не завели, пригнали бригаду дератизации. Только много лет спустя появились коты.

Сейчас рядом с музеем стройка, со строителями всегда ездят грызуны, так что музейная кошка выполняет свои прямые обязанности: оберегает от мышей и крыс. Она живёт в музее около десяти лет, а до этого с ней жила ещё одна. Недавно её разорвали собаки на улице. По словам сотрудников, многие плакали и жалели её. Теперь в музее живёт одна кошечка, чужих людей побаивается, обязанности выполняет хорошо. Раньше она даже могла открывать дверь — нажимала на ручку и выходила, но сейчас дверь поменяли.

Кошка воспитанная и интеллигентная, никогда не повредит произведения искусства, уверены в музее. Но к экспонатам её все же не пускают. Однажды был случай, когда в современной инсталляции кошка нашла песок и там немного покопалась — теперь двери всегда закрывают.

Музей современного искусства «Гараж», Москва

В московском музее живёт молодой и энергичный рыжий кот по имени Гараж, который «ведёт» собственный Instagram
(@garagecat), где рассказывает о том, чем занят днём, как знакомится с посетителями, как охраняет музей, спит на документах, захватывает территории, играет с сотрудниками. Однажды он просто появился перед входом музея из ниоткуда, и его решили оставить, назвав Гаражом.

Это самая публичная фигура из нашего списка музейных котов — тысячи подписчиков следят за его судьбой, кот даже появлялся на обложках нескольких глянцевых журналов. Судя по фотографиям, он может неожиданно возникнуть в любой точке музея — разгуливает по офису, сидит на полках с книгами, выходит на улицу в парк, чтобы гонять белок и птиц.

Несколько раз Гараж терялся, однажды попал под колеса электрокара — ему сделали операцию, и он долго восстанавливался. Сейчас Гараж — настоящий рыжий символ музея: каждый хочет с ним сфотографироваться, можно даже купить сувениры с его изображением. Кот побывал на руках именитых художников: его держал Роберт Лонго, обнимал Павел Пепперштейн, осторожно придерживал Борис Матросов. По наглой морде кота сразу понимаешь, что это право ещё нужно заслужить — всем этим людям оказали страшную услугу.

Прямая речь кота Гаража

>> «Милые! меня можно встретить не только в самом музее или библиотеке, но и, например, в открытом кафе павильона Шигеру Бана. Если вы хотите меня погладить, пожалуйста, сначала дайте мне понюхать вашу руку (у нас, у котов, так принято, не сочтите за снобизм), и если я норм, то гладьте на здоровье). Пожалуйста, не берите меня на руки, я порядочный джентльмен, работаю в искусстве, мне на чужих коленках делать нечего. Если меня тащат в офис на руках бессознательного (и иногда поющего) охранники музея или мой ассистент, то это другое, это просто вечер удался».

>> «Ну и погодка... спрятались с директором в зале Антона Видокле. Видимо, уже тщетно, но пытаюсь перевести тему восприятия русского космизма на тему повышения моей зарплаты».

Эрмитаж, Санкт-Петербург

Многочисленные коты и кошки Эрмитажа — достопримечательность Санкт-Петербурга, сейчас их в музее живёт несколько десятков. В 2015 году официально праздновали 270-летие Службы «Эрмитажных котов». Директор Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ однажды написал: «Эти избранные никогда не испытывали ни малейшего трепета перед царственными чертогами и не любовались хранящимися здесь шедеврами, а воспринимали всё окружающее великолепие как нечто само собой разумеющееся».

Для посетителей они безымянны, но все официально учтены как сотрудники музея. Они живут в подвале — входить в музейные залы им запрещено, но сеть подвалов раскинулась на много километров, а ещё они выходят на улицу, где любой может их увидеть.

Хотя 30 лет назад коты могли ходить где хотели. Их владения ограничили, по одной версии, после нескольких инцидентов (типа порчи бумаг директора или наглого захвата трона); по другой версии — после установки сигнализации. У каждого кота есть паспорт, миска, лоток и корзинка для сна, про них написано несколько книг, художник Эльдар Закиров даже нарисовал эрмитажных котов в придворных нарядах.

Э. Закиров, «Коты Эрмитажа»

Э. Закиров, «Коты Эрмитажа»

Коты в Эрмитаже живут со дня основания музея. Их количество не учитывалось, они просто жили и охотились там, защищая музейные ценности.

При Екатерине II у котов появилась своя иерархия: дворовые коты несли службу в отлове мышей и крыс, комнатные коты стали украшением интерьеров, могли прогуливаться по залам дворца.

Во время Второй мировой войны все животные в музее погибли и Эрмитаж был заполнен крысами. После войны в город привезли два вагона с кошками, часть из них попала и во дворец.

Сейчас мышей на всех котиков не хватает, поэтому им покупают корм (несколько вёдер еды в день!). На содержание котов собирают деньги, в какой-то момент даже было решено зафиксировать максимальную планку количества котов — 50, остальных раздавали жителям Санкт-Петербурга. За эрмитажными котами присматривают волонтёры, если нужно — лечат. Используют их и для некоторых акций. Во время скандала с выставкой Яна Фабра, когда Эрмитаж обвиняли в демонстрации чучел животных, музей отвечал: «Кошки за Фабра», подчёркивая, что кошки всегда будут в музее, с музеем и за музей.

Олеся ПОЗДНЯКОВА