Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2010

РЭП

Рубрику ведёт доктор филологических наук Т.В. Шмелёва, профессор Новгородского университета им. Я. Мудрого

Это слово просится в лексикон современного интеллигента именно в связи с проблемами образования. Потому что школа, насколько я знаю, проходит мимо этого сокровища. Удивлены?

Но сначала о слове рэп. Оно пришло к нам из Америки, где в 70-е стало именовать набирающее всё большую популярность направление музыкальной культуры негритянских кварталов.

По поводу его происхождения нет общего мнения. Одни считают, что это словечко — английское, точнее американское сленговое слово, означающее «говорить». И действительно в рэпе главное — ритмичное говорение под музыку с ломаным битом. Другие утверждают, что RAP (а так он выглядит первозданно) — это аббревиатура от выражения Ритмическая, а то и Радикальная американская поэзия.

Но независимо от того, как оно родилось, это слово известно сейчас, без всяких преувеличений, во всём мире. И, конечно же, у нас.
Естественно, что оно пришло не само по себе, а с целым словариком: производным от него рэппер — приверженец рэп-культуры; МС — тот, кто читает; трек — то, что слушают (по привычке иногда называют песней); минус — музыка, под которую читают и которая состоит из бита и сэмпла

Русские рэперы пополнили этот словарик своими словечками — рэповать, рэпчик, рэпчинка, рэпак, рэпнячок, рэперша, рэпачьё… И это только слабый сигнал того, что за пару десятков лет, отталкиваясь от заморских образцов, русские музыканты и — не побоюсь этого слова — поэты создали свой самобытный русский рэп.

Часто говорят, что он напоминает русский раешник, но традиции раешника не сохранились до нашего времени – это история русской народной культуры. А русский рэп родился на наших глазах. И если раешник — феномен устной культуры, то рэп — живёт главным образом в виртуальном пространстве, без компьютера рэппера не представишь.

Что же означает слово рэп здесь и сейчас? Это культура массового словесного самовыражения и ещё более массового слушания часто остро социальных, часто лиричных, но, как правило, содержательных и хорошо сделанных текстов. Рэп сделал привлекательным умение создавать свои тексты, находить незаезженные рифмы и метафоры, просто знать много слов и строить из них развёрнутые тексты.

В рэп-культуре стало востребованным умение «писать на заданную тему»: одна из самых массовых форм участия в ней — это баттлы, Интернет-состязание МС, в которых принимают участие до 10 000 человек. На старте, разумеется, потом проигравшие выбывают, и таким образом выявляется победитель.

А если говорить о том, насколько массово вовлечение в рэп-культуру, то можно сказать, что на форуме сайта RAP.RU более 74 тысяч пользователей; а HIP-HOP.RU — более 167 тысяч.

И при чём же здесь школа? Вот она-то и проходит мимо этого сокровища — стремления молодых людей самовыражаться в слове, развивать свой артикуляционный аппарат для того, чтобы произнести со сцены или дома перед микрофоном сложный текст, тренировать свою память, чтобы такие тексты запоминать и прочитывать на одном дыхании.

Не хочу сказать, что все рэпперы – школьники. Добившиеся признания – уже солидные люди. Это, например, московская группа «Многоточие», лидеры которой по образованию валеологи. Или ростовская «Каста» — в ней есть кандидат экономических наук. Но интересуются рэпом, пробуют себя в этой культуре как раз в средней школе.

Наша школьная словесность малоэффективна отчасти и потому, что упражнения в ней далеки от того, что реально интересует и привлекает школьников, что им понятно и престижно в их среде. Поэтому включение рэпа в поле зрения учителей словесности было бы — я уверена — шагом к взаимной заинтересованности школы и школьника. Кстати, в Америке школьный факультатив по рэпу — не фантастика.

Зная о том, как рэп входит в жизнь ребёнка не понаслышке, а как мать рэппера, могу сказать, что увлечение рэпом может стать настоящей лабораторией языковой культуры.

Надо научиться слушать длинные и сложные тексты. Если серьёзно увлечься и начать собирать собственную их коллекцию, надо уметь их как-то систематизировать, а значит, анализировать по разным признакам. Идея записать тексты (а это давняя традиция подростковых песенников) даст школьнику колоссальный графический и орфографический опыт, с которым не сравниться редким школьным диктантам. Не стоит уж и говорить о важности попыток создания собственных текстов, предъявления их публике, опыта сценического поведения. Участие в баттлах оттачивает умение раскрывать тему, языковое мастерство, речевые навыки.

В неменьшей степени, чем учителям, важно ввести в свой лексикон слово рэп и понимание его существа родителям. Если ваш ребёнок проявляет малейшие признаки интереса к рэпу, поддержите его — и вы станете союзниками, будете видеть, как он растёт и становится всё более уверенным и умелым рэппером — знатоком, ценителем, собирателем и, может быть, создателем треков.

И обязательно хвалите его, потому что дети растут на похвалах, как на дрожжах, как когда-то писал Симон Соловейчик. Безотносительно к рэпу.