Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2017 г.

Рынки, которые намерена завоевать Россия

Национальная технологическая инициатива — программа, которая призвана создать в России новое будущее. Причём в перспективе всего 20 лет. Это кажется абсолютной фантастикой, но курс лекций об НТИ в Интернете аргументированно доказывает: всё возможно, если объединить усилия. К такому будущему хочется прийти, говорит Евгений ГЕТЦ, куратор программы технологической инициативы в Красноярском крае, генеральный директор Центра поисковых исследований ОАО ИСС, заместитель гендиректора АЭВ «Кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск».

Евгений Гетц в Научном кафе СФУ рассказывает, как стать технологическим предпринимателем

Евгений Гетц в Научном кафе СФУ рассказывает, как стать технологическим предпринимателем

— Евгений Александрович, почему о необходимости Национальной технологической инициативы заговорили именно сейчас, а не 10 или, например, 5 лет назад?

— Решение об НТИ родилось в 2014 году с послания президента Владимира ПУТИНА Федеральному собранию. Начавшийся в том году кризис показал необходимость существенной трансформации экономики России.

В правительстве уже тогда понимали, что страна вошла в горизонт низких цен на энергоресурсы. Трезво оценивая наши возможности и запас прочности, власти приняли решение сделать рывок на новые рынки. Было ясно, что с учётом геополитической обстановки мы не войдём на рынки существующие, никто их просто так не отдаст. Так что НТИ в России ведёт своё начало с декабря 2014 года.

— Как обстояли дела с высокотехнологичным лидерством на тот момент? Наколько велико отставание России от ведущих мировых держав?

— Мы же в одной стране живём и видим, что отставание существенное. Зависимость от западных технологий очевидна фактически во всех областях. Исключение — конкурентоспособные космическая и ядерная отрасли. Скажем, в космосе мы не единственные лидеры, но наши преимущества — это МКС и пилотируемая космонавтика. Здесь мы обладаем тем базовым пакетом знаний и технологий, который позволяет занимать значимые позиции.

Есть также некий паритет по отдельным сегментам IT-отрасли — в России работают глобальные компании, которых не так много в мире. «Яндекс», Kasperskiy, ABBYY, Parallels, «Акронис» имеют хорошие бренды и позиции на мировых рынках. К сожалению, в других отраслях мы значительно отстаём. Но я отношусь к этому просто: это ситуация прошлая, ею невозможно управлять. Нужно стараться думать о будущем.

— Итак, президент поставил задачу создания Национальной технологической инициативы. Кто стал её главным идеологом?

— К реализации программы НТИ приступило Агентство стратегических инициатив, в том числе направление «Молодые профессионалы», возглавляемое Дмитрием ПЕСКОВЫМ. В сотрудничестве с Российской венчурной компанией и несколькими экспертами АСИ начало работу по проектированию с использованием методики Rapid Foresight. Был организован Форсайт-флот — мероприятие, во время которого эксперты изолированно, не контактируя с внешним миром, обсудили идеи и проект Национальной технологической инициативы. «Флот» в названии можно понимать буквально: его работа проходит на кораблях, которые в течение пяти дней совершают путешествие по реке.

Первый Форсайт-флот собрал 500 участников. После того как они, завершив работу, сошли на берег, были сформированы рабочие группы из предпринимателей, учёных — сотрудников академических институтов и в меньшей степени представителей власти. Были подготовлены дорожные карты, которые затем были согласованы в правительстве, администрации президента, Российской академии наук, заинтересованных корпорациях, крупных компаниях. В процесс вовлекалось максимальное количество людей, которые так или иначе будут влиять на исполнение этих дорожных карт.

Форсайт-флот прошёл в мае 2015 года, а в апреле 2016-го вышло постановление правительства, которое установило порядок создания дорожных карт. Карты по нескольким направлениям НТИ были рассмотрены и утверждены на комиссии при премьер-министре, и началась их реализация.

— Насколько новаторской была методика разработки программы НТИ и какие подходы были заимствованы? Повторяем ли мы в этом чей-то путь?

—«Рэпид форсайт» — уникальная методика АСИ, можно найти в свободном доступе на сайтах leader-id.ru и asi.ru.

Отмечу, что под эгидой АСИ работает Национальная предпринимательская инициатива, задачей которой является выход России в двадцатку стран, имеющих наилучшее состояние инвестклимата. Сейчас уже есть определённые результаты: со 120 места в 2012 году мы поднялись на 40-е.

Что касается повторения чьих-то шагов, то частично при проектировании был использован опыт Сингапура, Малайзии, которые в достаточно короткий срок осуществили большие структурные изменения и достигли хороших результатов. Эти страны раньше не славились наличием высокотехнологичных производств, но сейчас занимают лидирующие позиции в выбранных ими сегментах. И изучение рывка, который они совершили, сыграло свою роль в реализации НТИ.

Форсайт-флот 2016 года состоял уже из четырёх кораблей, и один из них назывался «Мир»: на его борту работали международные эксперты, которые пришли к участию в погружении по своей инициативе. Для них наша методика тоже была открытием — в частности, темпы, с которыми можно вступить на путь высокотехнологичного развития.

Быстрое воплощение программы НТИ — вообще прецедент для России. Взять, например, направление «АэроНет». Я работал в группе по написанию его дорожной карты. До этого воздушный кодекс с изменениями пылился на полке несколько лет. Изменения потребовались потому, что в действовавшем документе ничего не говорилось о беспилотных авиационных системах и беспилотных воздушных судах, эта область деятельности вообще никак не регулировалась. Но благодаря усилиям рабочей группы законопроект был быстро принят, и теперь все, кто имеет дело с беспилотниками, получили необходимое для ведения бизнеса правовое поле.

Методика «Рэпид форсайт» — это именно быстрое построение видения будущего. К примеру, когда в Сингапуре планировали деятельность по созданию инновационной инфраструктуры, на этап проектирования было потрачено 8 лет. А здесь люди приходят к общему видению за 5 дней! Неслучайно после Форсайт-флота сингапурцы приглашали наших экспертов на свои конференции и коммуникационные площадки.

— Каковы этапы работы над программой Национальной технологической инициативы?

— Основных этапов для любого нового начинания три. Есть стадия идеи, этап организационного развёртывания проекта и стадия, когда проект становится институтом. Стадию идеи, когда формировались дорожные карты, мы прошли за 2015 год. Сейчас занимаемся организационным развитием: недавно наша группа уже защищала первый отчёт за 2016 год. Были поддержаны первые проекты, созданы первые компании, предоставляющие услуги на рынках, которых в принципе раньше не было. Появились и компании, которые на основе технологий, разработанных в России, начали реализацию проектов в США.

Уже меняются требования к университетскому образованию, и наверняка кто-то участвовал или изучал возможность участия в конкурсе «Университет НТИ». Идёт работа в министерстве образования по переформатированию школьного и вузовского обучения.

—А когда наступит следующий этап?

— Существенные изменения ожидаются в 2025 году. В это время должны зародиться институты, которые позволят сформировать новый класс технологических предпринимателей — выйдя из университета в 2035 году, они будут создавать компании, претендующие на мировое лидерство на новых рынках, новых экономических базах.

Эта перестройка будет идти очень быстро, мы не можем позволить себе другого. Стремительные изменения происходят всюду. К моменту, когда мы только принимали новую редакцию Воздушного кодекса, в 2016-м, в США беспилотных летательных аппаратов уже было больше, чем зарегистрированных самолётов, 300 тысяч. Неслучайно одна из российский компаний, начинавшая свой бизнес в Москве в сфере беспилотного мониторинга за строительством, перекочевала в США, где и законодательная база попроще, и бизнес строительный шире.

Словом, времени на раскачку по старой русской традиции у нас точно нет. Иначе мы придём не на рынки, которых пока не существует, а на рынки, где уже не осталось места. Поэтому дорожную карту, по которой сразу начали работать в правительстве, создали всего за полгода, не имея изначально ничего, кроме идеи.

— Рабочие группы заняты в программе НТИ отдельно по каждому направлению? По какому принципу подбираются их участники?

— Группы работают в Москве — центре принятия решения. Но это не является ограничением для участия в такой деятельности. Все заседания открыты, всё достаточно свободно и демократично, расписание встреч можно найти в Интернете. У каждой из групп есть свой аккаунт в Фейсбуке, можно зарегистрироваться, никто никого не ограничивает.

Группы создают свои неформальные сообщества, поэтому можно войти в курс дела через них. У нас в Красноярском крае за эту коммуникацию отвечаю я, и если кто предложит себя в качестве участника, ему, безусловно, помогут включиться в работу. С одним условием: человек должен быть действительно вовлечён в эту деятельность — не любопытства ради, а с желанием сделать что-то на самом деле.

— Как финансируется программа НТИ?

— Правительство не выделяет денег на работу групп. Вся деятельность по программе НТИ разворачивается участниками по собственной инициативе, начиная с Форсайт-флота 2015 года. Собрания проходят в нерабочее время.

— То есть это проект энтузиастов.

— Не совсем. Это проект людей, которые действительно хотят изменить ситуацию в стране. Энтузиазм заканчивается, если его не поддерживать, а здесь мотивация гораздо глубже. У нас собираются не просто те, кому интересно будущее, но те, кто считает программу очень важной для России, для следующих поколений. В 2035 году мне исполнится 59 лет, и НТИ — это проект для наших детей и внуков.

— А это не утопия? Онлайн-курс очень убедителен, и всё же сегодня многое кажется абсолютной фантастикой.

— Просчитывая дорожные карты, мы основывались исключительно на тех трендах, которые существуют сейчас. Это не слепая вера, а точный расчёт, методика, позволяющая идти к тому будущему, которого ты хочешь достичь.

Онлайн-курс представляет информацию в очень сжатом виде, это исключительные результаты. Но чтобы прийти к ним, потребовалось выдвинуть несколько гипотез, обосновать их коллективно, принять согласованное решение, проработать все варианты развития событий.

В первом Форсайт-флоте участвовали 500 экспертов, во втором — 700. Представляете, какая это сила мышления? Да, это будущее кажется нереалистичным. Но к нему хочется прийти. Если мы нарисуем другую картину, возможно, мир будет другим…

— У НТИ очень интересное представление о будущем, но знакомы с ним немногие.

— В Москве, где больше сподвижников, информированность выше. У нас в регионе, к сожалению, недостаточно человеческого капитала.

— Что делать с этим?

— Создавать пространства. Образованные люди у нас есть, но нет места, где бы они могли встречаться. Нет площадок, где можно пересекаться, обсуждать свои мысли и идеи, просто общаться. В Москве есть такие места, которые можно назвать точками кипения.

Красноярску нужно создать несколько таких пространств. В качестве базы для них, например, подходят университеты. Я работаю и с опорным университетом, и с СФУ. В Сибирском федеральном университете уже есть Научное кафе — это, конечно, место, где можно всё обсуждать, но для НТИ интенсивность встреч должна быть другая, одного раза в неделю недостаточно.

Мероприятия должны быть ежедневными, на одной площадке их может идти несколько сразу, чтобы люди могли, встречаясь за чашкой кофе, обсуждать разнообразные аспекты каждого проекта. Допустим, проходят одновременно инженерный семинар и конференция биологов, а затем специалисты обеих отраслей встречаются и обсуждают, как создать проект в области биотехнологий. Биологи разговаривают с инженерами — где сейчас у нас они могут встретиться? — а к ним присоединяются конструкторы или юристы, которые консультируют по созданию компаний…

— А Красноярский бизнес-инкубатор не является такой площадкой?

— Да, это подходящее место. В бизнес-инкубаторе есть зона коворкинга, которой я пользуюсь, приезжая в Красноярск. Назначаю там несколько встреч подряд, это очень удобно.

— И всё же людей, которые могут двигать инновации, у нас в городе единицы.

— Согласен. Но ведь и гениев единицы. Стратегическое преимущество компаниям создают не массы, а гениальные личности, таланты. Чтобы создать прорывной проект, достаточно десяти человек. Главное, чтобы они имели реальный интерес к изменению ситуации в стране.

— А есть ли в Красноярске компании с «геном НТИ», о которых говорят идеологи программы?

— Если бы они были, то уже оказались бы в Москве или где-нибудь в Калифорнии. В Красноярском крае есть, я бы сказал, ростки таких компаний. Всему своё время.

Для меня компании «с геном НТИ», в первую очередь, это компании с амбициями. К сожалению, для российских бизнесменов амбиции зачастую заканчиваются очередным «Лексусом» или коттеджем. Но вот возьмите Илона МАСКА — его амбиции завершаются покорением Марса, и все текущие проекты работают на достижение этой цели. Наши предприниматели должны ставить себе задачи такого же уровня.

— Какие сферы НТИ в Красноярском крае можно развивать успешнее, чем в других регионах?

— Те, которые связаны с нашими преимуществами. Это, например, энергетика. Есть в крае и неплохие IT-компании, которые могут работать на рынке «НейроНет»: с большими данными, виртуальной и дополненной реальностью. В крае можно развивать «АэроНет», «ХэлсНет», поскольку у нас есть медицинский университет, есть ФМБА, которое привыкло работать с вызовами несколько иначе, чем Минздрав. Ещё один перспективный рынок — «МариНет»: мы имеет выход к северным морям, а Арктика представляет собой территорию с огромными возможностями для развития.

— Как сегодня край представлен в программе в сравнении с другими регионами?

— У нас есть своя позиция, и роль края в НТИ будет только усиливаться. Это подтверждают, например, результаты конкурса «Регионы НТИ», который проводило в 2016 году АСИ. Красноярский край стал одним из его победителей вместе с Новосибирской и Томской областями. В образовании нашего региона реализуется проект «ТехноШкола», выстроенный по идеологии НТИ, и на олимпиаде край тоже стал одним из лидеров, по числу финалистов уступив только Москве, Санкт-Петербургу и Казани.

Недавно состоялась стратегическая сессия совместно с РВК и АСИ. КЭФ, на котором партнёрские отношения были выстроены между технологической платформой «Национальная информационная спутниковая система», созданной вокруг «ИСС им. Решетнёва», и рабочей группой «АэроНЕТ». В конце декабря они подписали соглашение, а на КЭФ провели совместное мероприятие.

На самом деле вся инновационная система края будет перестраиваться под Национальную технологическую инициативу, и все наши университеты включатся в её реализацию. Одна из моих задач – осуществить эту перенастройку.

— Что является самым сложным в такой работе? Играет ли роль удалённость края от центра?

— Сегодня географическая удалённость — не проблема, есть различные каналы коммуникации. Главная трудность — это слабая вовлечённость людей и их информированность: и то, и другое необходимо вывести на следующий уровень. Мы, сибиряки, привыкли долго запрягать. Но этого сейчас нельзя себе позволить.

Национальная технологическая инициатива

Главное
НТИ — это не просто стратегия, не документ и не организация, это образ будущего, который разделяет масса людей, ведущих совместную работу. Ближайшие 20 лет станут временем драматических преобразований в мире, которые начнутся с изменения технологий. Технологии вмешаются в работу традиционных рынков, затронут широкие социальные слои, государственные структуры, образ жизни людей. Чтобы не отстать, России нужно создавать конкурентоспособные компании, менять систему образования и науки.

Цель
Создать условия для лидерства российских компаний на высокотехнологичных рынках, увеличив долю экспортно-ориентированной экономики до 50%.

Сроки реализации — 2035 год.

Структура
Ключевой структурный элемент НТИ — её матрица, которая представляет собой пересечение четырёх плоскостей. Это новые рынки; работающие на них общие технологии; таланты, которые «двигают» прогресс; сервисы, которые создаёт государство, чтобы облегчить достижение результатов.

Рынки НТИ
Рынки будущего в России отбирались по нескольким критериям. Они будут «весить» не менее 100 млрд долларов, ориентированы на потребности человека, имеют сетевую природу, располагают условиями для развития в стране, подразумевают существование технологических предпринимателей, готовых инвестировать в амбициозные проекты.

Всего в концепции НТИ выделяется девять рынков, в каждом из которых можно назвать главные задачи либо технологии:
«АэроНет» — беспилотные летательные аппараты.
«АвтоНет» — беспилотные автомобили, а точнее, «удобные машины на плохих дорогах», поскольку подавляющее большинство дорог в мире являются именно такими.
«МариНет» — роботизированные суда и «роботофермеры» для освоения ресурсов мирового океана.
«ФудНет» —системы персонального производства и доставки пищи.
«ХэлсНет» — персональная медицина, рост продолжительности жизни.
«ЭнерджиНет» – возобновляемая энергетика. Хранение, генерация и распределение энергии вокруг конечного потребителя. Быстрая, дешёвая и качественная энергия в нужном количестве.
«ФинНет» — криптовалюты, электронные финансовые коммуникации без банков и нотариусов.
«НейроНет» — нейрокоммуникации. Человеко-машинные интерфейсы.
«СэйфНет» — новые персональные системы безопасности.

Татьяна АЛЁШИНА