Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2017 г.

Жить здорово и безопасно

О собственной безопасности мы заботимся по-разному: едем в автомобиле — пристёгиваемся ремнями, боимся воров — ставим квартиру под охрану; покупая продукты, интересуемся производителем и датой изготовления и т.д., и т.п. А вот о здоровье частенько забываем…

Великий врач и не менее великий писатель Древнего Рима Клавдий ГАЛЕН в 11 веке до н.э. определял здоровье как состояние, «в котором мы не испытываем боли и которое не мешает выполнять функции нашей каждодневной жизни: участвовать в руководстве, мыться, пить, есть и делать всё другое, что мы хотим».

Принято считать, что самая безопасная медицинская практика — это профилактика, она позволяет предотвратить заболевания. Если же случается болезнь, травма или происходит естественный сбой в организме, то медицина либо восстанавливает здоровье, либо минимизирует вред.

Что требуется от самого человека? Своевременно обращаться к врачу, не скрывать от него никакой информации о своих проблемах со здоровьем, не пропускать процедуры и приёмы лекарств, сдавать необходимые анализы и проходить назначенные обследования. Можно завести семейного врача, обязательно заключать договоры на медицинское обслуживание в клиниках. Врачи советуют проходить медосмотры хотя бы раз в год, даже когда ничего не болит. А уж если заболело — немедленно обратиться к специалисту. Кстати, анекдот на эту тему.

Подруга серьёзно заболела, лежит дома, стонет.

— Когда пойдёшь к врачу?

— Потом…

— Врач «потом» называется патологоанатом!

Мозговой штурм на тему здоровья

В этом году одна из площадок Красноярского экономического форума была посвящена как раз теме здоровья. Обсуждался проект комплексного плана действий Правительства России на 2017-2025 годы по направлению «активная жизнь», формирование эффективной национальной пациентоориентированной системы.

Сейчас в России отмечается высокий уровень смертности, в том числе в трудоспособном возрасте. Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении существенно ниже аналогичного показателя стран Евросоюза. Всё это вызовы… Ситуация усугубляется тем, что и само население, мягко говоря, наплевательски относится к своему здоровью, к тому же — недостаточно эффективно используются ресурсы системы здравоохранения. Прибавьте сюда дефицит финансирования, низкий уровень доступности медицинской помощи…

В мозговом штурме «Здравоохранение 2025: как продлить активную жизнь?» принимали участие эксперты: первый заместитель министра здравоохранения РФ Игорь КАГРАМАНЯН; генеральный директор Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава РФ Виталий ОМЕЛЬЯНОВСКИЙ; статс-секретарь — заместитель министра экономического развития РФ Олег ФОМИЧЕВ и другие.

В самом начале разговора за круглым столом модератор Юлия УРОЖАЕВА сообщила, что в разных регионах России на основе изучения медицинских карт пациентов проводился анализ обращений граждан за медицинской помощью. Выяснилось: очень много людей, особенно мужчин, последний раз были в поликлинике за 5-10 лет до момента смерти. Вот и задумались эксперты и участники обсуждения: как, используя современные технологии, вовлекать население в управление собственным здоровьем? Как это сделать в стране, где очень сильна инерция? Даже первый замминистра здравоохранения РФ подтвердил, что россияне на самом деле «невнимательны к своему здоровью и реагируют только тогда, когда что-то происходит».

За счёт чего же тогда в 2016 году средняя продолжительность жизни по сравнению с 2015-м увеличилась более чем на восемь месяцев и достигла 72 лет? «В 2016 году медицине удалось сберечь дополнительно 17,5 тысяч жизней россиян. Существенно за год сократилась материнская и младенческая смертность», — сообщил И. Каграманян.

Если помните, Президент РФ в ежегодном послании Федеральному собранию подчёркивал: «Смысл всей нашей политики — это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры». Поставлена задача к 2025 году достигнуть средней продолжительности жизни 76 лет.

Забота свыше

Если честно, то словосочетание «человеческий капитал» звучит как-то не очень человечно, хотя, наверное, оправданно, если речь идёт о необходимости экономического роста и обеспечении его высоких темпов… Отсюда понятно, почему участники КЭФ-2017 говорили в основном о здоровье трудоспособного населения.

Что же делает государство, чтобы гарантировать безопасность своим гражданам в сфере медицины? По словам первого замминистра здравоохранения, с 2017 года в 34 субъектах страны реализуется трёхлетний пилотный проект по развитию санитарной авиации. Будут не только субсидироваться лётные часы, предусмотрена модернизация парка вертолётов. К 2019 году ставится задача завершить формирование единой телемедицинской сети между медучреждениями разного уровня по всей стране.

Уже сегодня в Красноярском крае активно внедряются проекты, направленные на повышение доступности и качества медицины. Проводится модернизация парка санитарной авиации, работают травмоцентры при крупных высокотехнологичных клиниках с возможностью телемедицинского консультирования, в поликлиниках реализуется проект «Вежливая регистратура», продолжается информатизация здравоохранения, открываются электронные «кабинеты здоровья» пациентов.

Воспитание чувств

Можно ли научить нас управлять собственным здоровьем, привить чувство ответственности ради нашей же безопасности? Речь в первую очередь о соблюдении правил здорового образа жизни и здоровых привычек как стиля жизни. В ходе дискуссии министр здравоохранения края Вадим ЯНИН отметил: «Формально воспитать ЗОЖ у взрослого человека невозможно, здесь требуется убеждённость», а для этого необходимо межведомственное взаимодействие, вовлечение в этот процесс образовательных учреждений, начиная с дошкольных. Министр выразил обеспокоенность тем фактом, что высока на территории края смертность в трудоспособном возрасте, причём на первом месте — отравления, убийства, травмы, самоубийства, алкоголизация.

Сегодня федеральное министерство поддерживает распространение наиболее эффективных корпоративных практик, направленных на укрепление здоровья граждан и формирование у населения бережного отношения к себе. «Один из действенных механизмов вовлечения населения в управление собственным здоровьем — это вовлечение работодателя», — подчеркнул Игорь Николаевич Каграманян. Участники площадки сошлись во мнении, что вопросы сохранения и укрепления здоровья трудоспособного населения, повышения продолжительности жизни требуют не только реализации новых государственных программ в области здравоохранения, но и активного участия представителей бизнеса.

Управление качеством

Другой шаг к безопасной медицине — это внедрение на всей территории страны единых требований к качеству оказания медицинской помощи и создание единой системы управления качеством этой помощи.

За три последних года профессиональное сообщество разработало 1200 клинических рекомендаций; создан их электронный рубрикатор и быстрая поисковая система. Что это даёт? Практикующий врач моментально в системе поддержки решений может найти нужные алгоритмы диагностики и лечения.

«Исходя из клинических рекомендаций экспертным сообществом сформулированы также единые критерии качества медицинской помощи, и с первого июля 2017 года они становятся обязательными, закрепляются нормативным приказом Минздрава РФ. Именно они будут положены в основу оценки качества медицинской помощи как по линии Росздравнадзора, так и по линии мероприятий, проводимых внутри системы фонда ОМС, то есть мы уйдём от субъективизма того или иного инспектора, проверяющего медицинские организации», — сообщил И.Н. Каграманян.

Право на здоровье

С 2016 года российское здравоохранение полностью перешло на страховые принципы. Активно формируется институт страховых представителей. Прямая обязанность страховых компаний, работающих в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), — отстаивать интересы пациентов, в том числе при необоснованных отказах в оказании бесплатной медицинской помощи.

На территории Красноярского края ведут свою работу и отстаивают права застрахованных более 894 специалистов системы ОМС (среди них 108 страховых поверенных). Запущен Контакт-центр, задача которого — учитывать и контролировать рассмотрение обращений застрахованных лиц и результаты работы над обращениями граждан. На территории нашего края функционирует 9 телефонов горячей линии, по которым обращения принимаются в круглосуточном режиме. Только в первом квартале 2017 года зарегистрировано около 17 тысяч обращений от жителей края. В основном звонили люди по вопросам оформления, замены медицинского полиса; уточняли время работы регистратуры, врачей, руководства медицинских организаций, задавали вопросы по прохождению диспансеризации. Зарегистрировано 254 жалобы, из них самые распространённые — отказ в оказании бесплатной медицинской помощи, в госпитализации, проблемы с записью к врачу и т.д.

Простите, но и я не слышала о такой возможности, а знать о том, в какой страховой медицинской организации ты получил полис ОМС, необходимо хотя бы потому, что если вдруг возникнут проблемы с получением бесплатной медицинской помощи — можно позвонить в call-центр своей страховой медицинской организации (он указан на обратной стороне полиса ОМС на штампе). Дозваниваетесь, просите соединить со страховым представителем, и он обязан оказать вам правовую поддержку.

В случае, если страховая компания не отреагировала на входящий запрос — необходимо сообщить об этом в Территориальный фонд ОМС Красноярского края в отдел по взаимодействию с застрахованными гражданами и страховыми медицинскими организациями. Для этого можно позвонить по телефону доверия «Право на здоровье» 8 800 700 00 03 или оставить обращение на сайте krasmed.ru или в «Личном кабинете здоровья» web-pacient.ru.

С 2016 года, по словам Игоря Каграманяна, в системе ОМС идёт и формирование системы смс-оповещений. Страховые медицинские организации в 2017 году разошлют владельцам полисов ОМС почти 70 миллионов смс и писем с напоминанием о необходимости пройти диспансеризацию. Например, пациенту с гипертонией напомнят о необходимости своевременно прийти на приём к врачу или регулярно измерять артериальное давление и т.д. Такая пациенто-ориентированная система в полном объёме будет внедрена до конца 2018 года.

Век учись, врач

Что ещё стратегически важно для нашей с вами безопасности? Конечно же, внедрение в медицинскую практику современных технологий и высокая квалификация врачей.

«Приоритетом чрезвычайной важности является разработка новых цифровых и биомедицинских технологий, и здесь нас ожидают прорывы. Потому что тотальная информатизация и цифровизация здравоохранения, которая произойдёт в течение ближайших двух лет, позволит нам поднять и организационные процессы в отрасли на совершенно иной технологический уровень», — заверил И.Н. Каграманян.

Первый замминистра здравоохранения РФ добавил также, что важным приоритетом является создание системы постоянного повышения квалификации медицинских работников: «С прошлого года мы перешли на принципиально новую систему допуска к профессиональной деятельности — аккредитацию. И одновременно переходим на систему непрерывного медицинского образования. Не повышение квалификации раз в пять лет, а постоянно, в том числе и на своём рабочем месте».

Мода на здоровье

«Важно говорить не просто о продолжительности жизни, а о продолжительности ЗДОРОВОЙ, АКТИВНОЙ жизни именно потому, что у нас впереди очень тяжёлый демографический период — катастрофически уменьшается количество трудоспособного населения и изменяется его структура», — выразила тревогу директор Института экономики здравоохранения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лариса ПОПОВИЧ. Аналитик отметила несколько зон неэффективности российской системы здравоохранения. Вот лишь некоторые из них: отсутствие системы лекарственного страхования, о которой много говорится, но мало делается; неэффективная работа с медицинским персоналом с точки зрения экономической целесообразности применения технологий; нерациональный выбор и применение лекарственных и медицинских изделий; и, конечно, политика закупок.

«Почти 500 млрд рублей теряет система здравоохранения только на том, что пациенты ведут себя неправильно, и с этим тоже надо что-то делать», — напомнила эксперт. Лариса Дмитриевна также акцентировала внимание на том, что для Минздрава очень важно умение разговаривать с людьми. Мол, слабый пиар — низкая удовлетворённость населения.

«Кабы я была царицей…»

Напоследок участники мозгового штурма решили поиграть в сказку. Модератор задавала каждому один вопрос: если бы у вас в руках оказалась волшебная палочка, что бы вы сделали для здравоохранения к 2025 году?

Кто-то сказал, что запрограммировал бы всех, и особенно мужчин, на регулярное измерение артериального давления; кто-то вложил бы огромные средства в высокие технологии, в профилактику; кто-то вообще пожелал ввести систему штрафов для пациентов за невнимание к своему здоровью.

А вот генеральный директор Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава России Виталий ОМЕЛЬЯНОВСКИЙ «загадал» изменить систему диспансеризации, сократив её до онкологического и кардиологического скрининга, основываясь на принципах доказательной медицины. В этом смысле эксперт призвал ориентироваться на опыт Канады, Голландии, Австралии, Англии, Германии и других стран.

Генеральный директор Института научно-общественной экспертизы, кандидат экономических наук , член Экспертного совета при Правительстве РФ Сергей РЫБАЛЬЧЕНКО уверен, что надо выделить в системе здравоохранения не только медицину, но и систему общественного здравоохранения и направить на неё средств не меньше. Именно такой подход, по мнению Рыбальченко, позволит решить проблему снижения смертности в трудоспособном возрасте.

— Если бы у меня были неограниченные ресурсы, то я направила бы их на то, чтобы сформировать уровень достатка такой, чтобы люди перестали ВЫЖИВАТЬ, а стали ЖИТЬ в этой стране. Чтобы у них, наконец, появились и социальные лифты, и свет в конце тоннеля, и чтобы им захотелось думать о своём здоровье, потому что без реализации основных потребностей говорить о чём-то большем бессмысленно. Деньги нужны на то, чтобы снизить уровень оппортунистического поведения и маргинализацию общества, — поделилась мечтой Лариса Попович.

«Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия» — записано и в Большой советской энциклопедии. По официальной статистике, за чертой бедности сегодня живут около 16% от общего числа граждан России.

Парадоксы системы

Бывают случаи, когда наше здоровье и, следовательно, безопасность зависят, казалось бы, от банального — от наличия тех или иных лекарств, например. Моя хорошая знакомая недавно пожаловалась: необходимый сыну-инвалиду второй группы дорогостоящий и жизненно важный препарат краевое учреждение здравоохранения отказывается выдавать, ссылаясь на то, что пациент является федеральным льготником, а не региональным. Не поверив, я решила проверить данный факт — и действительно, врачи назвали причиной отказа в выдаче дорогостоящего импортного средства данному пациенту именно его федеральный статус льготника. Мол, лекарство есть в наличии, но выдаётся только по региональной льготе. Разве не парадокс?..

Несовершенство льготной системы лекарственного обеспечения в стране видит и министр здравоохранения края Вадим Янин: «Доступ к бесплатным лекарствам должен быть у больных, а не у статуса. Болен — получи, это главное!».

Право потребителя

Чтобы обеспечить свою безопасность в медицинском смысле, нужно уметь учиться не только на своих, но и на чужих ошибках. Хорошую службу может сослужить сарафанное радио — опыт друзей, родных, знакомых и даже отзывы на Флампе полезно читать. Если уж так случилось, что здоровью нанесён вред, то можно обратиться за помощью в разные инстанции: минздрав, свою страховую компанию, Росздравнадзор, общество защиты прав потребителей или в крайнем случае в суд.

— К нам приходят чаще всего с жалобами на стоматологов. Допустим, сделали пломбу, а зуб под ней болит, и очень сильно. Или поставили коронку, а она падает, хотя её уже три раза клеили, — говорит Михаил Михайлович ШЕВЦОВ, председатель Красноярского общества защиты прав потребителей. — Опыт показывает, что муниципальные и государственные клиники оперативно реагируют на наши претензии и стремятся не доводить дело до суда, а вот о частных этого не скажешь. Вспоминается один тяжёлый случай, связанный именно с частной медициной, когда женщине вместо одного органа удалили другой, что не было предусмотрено договором. До операции она работала кондуктором в автобусе, а после — стала нетрудоспособной, получила инвалидность первой группы. С этой клиникой мы судились около двух лет.

Важно: когда подписываете договор об оказании медицинских услуг, обращайте внимание на его содержание. Бывает, что он составлен так, что вы себе петлю на шею сами надели и даже намылили — только просите затянуть потуже…

Если люди к нам обращаются, мы даём бесплатные консультации, учим, как составить претензию, разъясняем права и подсказываем, куда следует обратиться. Каждый день с 9 и до 18 часов на телефоне 227 68 69 дежурит наш специалист.

О врачебных ошибках

— КАЖДОЕ связанное с медициной дело требует участия судебно-медицинской экспертизы, надо ведь доказать наличие вреда, ошибки, дефекта медицинской помощи, — поясняет адвокат бюро «Глисков и партнёры» Марина ВАСИЛЬЕВА. — Без ясности в этих вопросах суд не вынесет решения. Ситуация простейшая — консультация, как правило, занимает пять минут. Следует помнить, что подобные судебные дела могут оказаться и затратными, и тяжёлыми как морально, так и материально. Однажды я вела дело о защите прав потребителей по стоматологии. После установки новых протезов женщина не могла сомкнуть челюсти, мышцы атрофировались из-за того, что был постоянно открыт рот. Страшное дело! И, казалось бы, понятный случай, но на самом деле всё не так. Экспертиза была назначена в краевом судебно-медицинском бюро, но там, как оказалось, нет достаточно квалифицированных специалистов, пришлось обращаться в другие экспертные учреждения, находящиеся в других городах. Моя клиентка туда ездила. Мы выиграли эту тяжбу, однако какой ценой… Имея опыт рассмотрения таких споров, когда во время консультации мы видим, что иск явно будет проигран, честно говорим клиенту, чтобы не питал иллюзий и не занимался тем, что бесполезно. Однако, если игра стоит свеч — то надо запастись терпением и идти до конца!

Но как «идти до конца в суде» — это уже тема другой статьи и отдельная сторона безопасности — юридическая.

Вера КИРИЧЕНКО