Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
декабрь / 2017 г.

Где и как поговорить...

Есть места, которые придают осмысленность повседневности. Сегодняшний рассказ — о клубе «КНИГОИГРЫ» музейного центра «Площадь Мира». Почему такой выбор? Во-первых, потому что современная культурная индустрия становится всё более чайлд-френдли, а индустрия детских развлечений и развивающих занятий значительно расширяется. Во-вторых, потому что в череде рабочих задач и дел совместное время со своим ребёнком становится одной из главных ценностей.

Мой собеседник — Катерина ЛЮБИМОВА, куратор образовательных программ музейного центра и детской программы Красноярской ярмарки книжной культуры. И первое, о чём прошу её рассказать — как устроен музейный клуб «КНИГОИГРЫ»?

— «КНИГОИГРЫ» — это музейный коммуникативный проект, который позволяет, как мне кажется, с привлекательной для аудитории стороны раскрывать разные нарративы, которые есть в музее современного искусства. Это если умничать. А если не умничать, то чисто по-человечески меня заботит тема совместности между родителями и детьми, форматы, при которых родители с ребёнком оказываются в ситуации, где и для ребёнка, и для родителя есть одинаковые интеллектуальные вызовы, где родители и ребёнок могут вместе что-то делать.

Мне кажется, что искусство — это такая новая религия современности, которая позволяет через свои формы, через свои смыслы и через те вопросы, которое оно задаёт, быть поводом для того, чтобы современные дети и родители могли говорить про важные вещи, которые никуда не делись, — про красоту, про щедрость, про взаимовыручку или просто про понимание друг друга. Про распознавание эмоций и умение их выразить своими словами, про умение отстаивать свою версию, не соглашаться, аргументировать, вдохновлять другого.

И вот такая сложная коммуникативная практика очень мало где представлена. И проект «КНИГОИГРЫ» — это не творческие мастер-классы, потому что мы не учим никакой технологии, никакому ремеслу. Даже за несколько месяцев ребёнок не станет ни керамистом, ни художником, ни граффитистом. Скорее, научится немножко лучше понимать современное искусство, что важно для музея. А с точки зрения потребностей самих родителей и детей — они получат опыт совместного обсуждения.

— Как организованы занятия?

— У каждого занятия есть форма. Мы обязательно читаем историю. Чаще всего это истории современных авторов, современная литература, которая поднимает важные вопросы — послушание/непослушание, умение говорить о том, что тебя волнует. Читаем про смерть и любовь, про ошибки, которые случаются. Всё зависит от возраста. Сейчас проект ориентирован на три возрастные категории: «Умное родительство» для малышей; «Музейный клуб» для родителей и детей от 4 до 9 лет; «Уроки творчества» и «Уроки диалога» рассчитаны на школьные группы, где ставятся совершенно другие задачи и совершенно другие книжки читаются.

Таким образом, мы каждый раз читаем книгу, пытаемся поговорить о смыслах и сюжетах, которые лежат за этой книгой, о чувствах, которые у участников вызывает этот сюжет. Чаще всего это книги, где автором является художник. Или это книги-притчи, которые иллюстрированы художниками, либо это выжимка из историй современных авторов. Дальше разными способами мы пытаемся обсудить этот сюжет и понять, а есть ли прецеденты в современном искусстве, где поднимаются такие же смыслы, только другим языком.

На третьем этапе мы выходим на творческий мастер-класс, который связан с основным сюжетом либо ремеслом, либо техникой, либо через само изображение, чтобы это потренировать и, может быть, сделать своё собственное высказывание. Во всё это зашита история про совместность родителя и ребёнка.

Плюс мы пытаемся практиковать прогулки по музею: подбираем объект, благодаря которому мы можем не только через презентацию увидеть искусство, но и через живое взаимодействие попытаться вытащить какие-то смыслы или образы, которые у нас рождает этот объект искусства.

— Как вы отбираете книги для своих занятий?

— Очень сложно препарировать этот творческий процесс и сразу ответить, но здесь влияет несколько факторов. Помогает то, что я как куратор детской программы Красноярской ярмарки книжной культуры нахожусь в плотном общении со всеми современными детскими издательствами, которые работают как с переводной литературой, так и с российской. Мы выбираем книги в зависимости от проекта.

Для детей до 4-х лет — это в основном книги, выполненные художниками, где есть стихотворение или очень короткая и понятная сказка-история. Мы пытаемся не брать знакомые имена. Мне кажется важным вытаскивать книги, которые написаны современными авторами, то есть авторами, которые живут с нами в одно время, и их тоже беспокоят темы переполненных городов, нервозных родителей, непослушных детей, экологии и т.д. То есть та реальность, которая проявлена в книжке в этих историях — она же есть в моей жизни. В этом смысле дети могут в них узнать самих себя и узнать свою собственную семью. Ведь если искусство не выстраивает твоей личной актуальности, то оно бесполезно. Поэтому первый фактор отбора — это истории, которые показывают нашу реальность.

Вторая штука — это, скорее, интуитивное ощущение, что книга написана талантливым автором, и после её прочтения у тебя возникает раздражение или, наоборот, вдохновение, или ты понимаешь, как красиво автор рассказал историю. И, допустим, для детей, которые ходят вместе с родителями в музейный клуб, я выбираю очень много книг, где показаны взаимоотношения людей, где ребёнок может узнать свою эмоцию, свою историю и понять, как герой в этой книге поступает в сложной ситуации. Для меня важно, что там задан образ действия, который тебя может вытащить в какой-то важной ситуации. Поэтому часть книг, которые мы читаем, — это притчеобразные истории. Либо это истории про настоящих друзей, или истории, в которых родители слышат своего ребёнка и уступают ему, потому что они более разумные и честные вещи говорит, чем те, к которым привык взрослый. Современная литература — она без авторитетов, она ситуативна.

Что касается книг, которые мы выбираем для школьников, то там есть жёсткая нацеленность на развитие критического мышления. Со школьными группами у нас работают тренеры неформального образования. Мы всегда привязываем книги к экспозициям, которые есть в музее, которые очень хорошо ложатся на обсуждение важных гражданских тем.

Например, книга «Коричневое небо», которая образно показывает, как фашизм захватывает власть и как он поселяется в повседневную жизнь, через какие методы. В книжке всё постепенно становится коричневым — сперва люди ходят только в коричневой одежде, потом разрешается держать собак только коричневого окраса и т.д. Это очень короткая история, но если вы находитесь в красных залах музейного центра, то вдруг понимаете, насколько иногда бывает символично доминирование определённого цвета, и именно через эту небольшую историю про экспозицию красных залов очень просто выходить на то, как, имея власть, навязывать определённую линию поведения. Выходить на разговор про опасность одной точки зрения для всех и отсутствие многообразия. Короткий коммуникативный тренинг, в который включена экспозиция, книга и беседа.

— Насколько важно говорить о таких сложных вещах не только с подростками, но и с младшими детьми?

— Как мама двух девочек 10 и 5 лет могу сказать: для меня очень важно разделять те места, где мой ребёнок может предметно себя прокачать — математика, овладение ремеслом вроде керамики или горные лыжи, где он будет усердно трудиться, станет дисциплинированным, вытащит какие-то компетенции типа собраться, решиться и сделать, в том числе совершить усилие над собой. И такие места, которые работают и на другую вещь — на то, чтобы родители и дети учились разговаривать друг с другом. То есть не там, где я сдала тренеру своего ребёнка, и обученный квалифицированный педагог научил моего ребёнка кататься на лыжах, а там, где я могу прожить вместе с ребёнком общий интерес, и мой ребёнок увидит во мне человека, а не ресурсную маму, которая должна обеспечить его тем-то и тем-то, а ещё должна купить подарок на Новый год и пр. И я в свою очередь перестаю к ребёнку относиться как к объекту воспитания, который ещё должен у меня хорошо заправить постель, хорошо сделать домашнее задание, быстро развиться и стать вундеркиндом уже к семи годам. То есть нужны форматы, где нет требования стать социально успешным, а есть инструменты, помогающие жить с этим человеком и возвращать тебе осознание, что, вообще-то, вы два волшебных существа, которые встретились в этой Вселенной, и никто не знает, как долго вы вместе протянете, как бы странно это ни звучало. Пройдёт ещё лет десять, и для младшей дочери я буду уже второстепенным, если не третьестепенным персонажем в её жизни по сравнению с её сверстниками, с её интересами, с её первой любовью.

И у меня по большому счёту для того, чтобы быть мамой вместе с ребёнком, очень мало времени.

Текст_Александра СИТНИКОВА

Фото с паблика «Площадь Мира» для детей