Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
июнь / 2010

Международная охрана экосистемы Севера

Арктический регион в связи с увеличением объёмов хозяйственной деятельности находится в зоне серьёзного экологического риска.

Защита окружающей среды Арктики перестала относиться к внутренней компетенции арктических государств и стала предметом заботы всего мирового сообщества. Для сохранения экосистемы Арктического региона государства заключают огромное количество международных договоров, непосредственно регулирующих отношения по природопользованию и охране окружающей среды. Характер таких договоров разнообразен. В их числе Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Соглашение об охране полярных (белых) медведей, 1973 г., Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г. с Киотским Протоколом 1997 г., Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях 2001 г. и др.

В правовом регулировании защиты окружающей среды Арктического региона значительное место занимают нормы «мягкого» права. Под термином «мягкое» право понимается совокупность различных рекомендаций, не имеющих обязательной юридической силы, содержащихся в резолюциях международных организаций, в заключительных актах международных конференций, совместных декларациях государств (Киркенесская Декларация о сотрудничестве в Баренцевом Евро-Арктическом регионе, 1993 г., Нуукская Декларация об окружающей среде и развитии в Арктике, 1993 г., Альтская Декларация о стратегии защиты окружающей среды, Декларация третьей министерской сессии Арктического совета, 2002 г. и др.). Вопрос о юридической силе актов международных конференций является дискуссионным. Как справедливо отмечается в литературе, нормы «мягкого» права, устанавливая правила поведения государств, могут стать отправным пунктом превращения таких правил в обязательные.

Сотрудничество государств по вопросам охраны окружающей среды Арктического региона осуществляется по различным направлениям. Одним из них является разработка экологических стандартов. Так, Киотский Протокол определяет обязательства государств по количественным показателям сокращения эмиссии парниковых газов в атмосферу с 2008 г. по 2012 г. В соответствии с Протоколом разные страны должны сократить свои выбросы парниковых газов в целом не менее чем на 5% от уровня 1990 года. Россия ратифицировала Протокол с оговоркой, что страна сохранит объёмы выбросов парниковых газов на уровне 100% 1990 г.

Другим направлением сотрудничества государств является мониторинг состояния окружающей среды. Мониторинг изменений климата в Арктике осуществляет Всемирная метеорологическая организация (ВМО) ООН. В соответствии с последними исследованиями в глобальном масштабе 2008 год был самым холодным в этом тысячелетии, но при этом льда в Арктике было меньше, чем когда-либо. Доклад ВМО основывается на замерах, проводимых в 188 странах.

Кроме того, мониторинг проводят сами государства. Например, в России работы по проведению национальных инвентаризаций выбросов парниковых газов реализуются в рамках федеральной целевой программы «Предотвращение опасных изменений климата и их негативных последствий». Отчёты представляет Межведомственная комиссия по проблемам изменения климата. Однако комиссия является лишь координирующим органом и не имеет материальных ресурсов для создания эффективной системы мониторинга выбросов парниковых газов.
Международные договоры закрепляют обязательства государств привести национальное законодательство по охране окружающей среды в соответствие с международными стандартами.

Например, Киотский протокол закрепил непростые для исполнения обязательства для всех стран-участниц: сокращение выбросов парниковых газов, формирование системы учёта источников выбросов и т.д. Ратификация Киотского протокола требует создания в России эффективной системы учёта произведённых выбросов и их сокращений, учёта выбросов парниковых газов лесами, разработки методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов в целях повышения их заинтересованности в снижении выбросов парниковых газов (поскольку основная часть выбросов приходится именно на них), принятия других мер.

Однако, конкретные формы ответственности государств за нарушение обязательств по снижению выбросов до сих пор не разработаны. В стадии формирования и рыночный механизм торговли квотами на выбросы парниковых газов.

В 1998 году была принята Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. К сожалению, Россия в Конвенции не участвует. Присоединение к Конвенции позволит создать действенный механизм реализации права на экологическую информацию.

Активно развивается научно-техническое сотрудничество государств в решении экологических проблем Арктики. Создаются совместные научные лаборатории, экспедиции, осуществляется обмен информацией и публикациями научных исследований и оценок. Научные исследования проводятся под эгидой Международного арктического научного комитета.

В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это означает, что внутригосударственные органы должны учитывать положения норм международного права в своей деятельности, а в коллизионных случаях руководствоваться нормами международного договора.

Валентина ТЕРЕШКОВА, доцент кафедры международного права Юридического
института СФУ