Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2018 г.

Под знамя корпораций-волонтёров

Компания РУСАЛ в Красноярске имеет не только второй крупнейший алюминиевый завод в России, но и поддерживает множество социальных программ. В том числе развивает корпоративное и общегородское волонтёрство. Подробнее об этом мы побеседовали с Анастасией КОВЕНЬКИНОЙ, директором программы «Помогать просто» Центра социальных программ РУСАЛа.

— Была ли ваша жизнь до вступления в команду РУСАЛа связана с волонтёрством?

— Впервые с волонтёрством я познакомилась в студенчестве, в Братске. Когда делать это, как не в 17 лет: в голове масса идей, а сил на их воплощение ещё больше. К слову, термины «волонтёрство», «добровольчество» тогда не использовали, но небольшой командой мы занимались совершенно точно всем вышеназванным. Вместе со своими друзьями и однокурсниками специальности «Экология» мы создали общественную экологическую организацию «Инициатива». Садили деревья, убирали мусор, проводили экологическую олимпиаду для школьников «Фабрика проектов». Она, кстати, до сих пор проходит при Братском государственном университете. Две недели назад прошла 15-я по счёту.

Уже переехав в Красноярск, работая совершенно в другой профессиональной среде, я несколько лет подряд помогала с организацией фестиваля современного танца «Айседора», но волонтёрством это тоже не называла. Это было частью моей жизни и привносило в неё колоссальный позитив и заряд. Позже, уже в Центре социальных программ РУСАЛа, руководя программой «Помогать просто», я познакомилась с волонтёрством другого ранга — с волонтёрством внутри больших бизнес-корпораций и организацией этой деятельности. И мир перевернулся.

— Почему?

— Потому что для меня было открытием, что сотрудники известных компаний устраивают в детских домах мастер-классы и сторителлинги, садят деревья, убирают мусор. Но главное — вся эта деятельность не «из-под палки», как это принято считать, а абсолютно бескорыстна. Им интересно и важно этим заниматься.

— Поговорим о вашей нынешней деятельности в Центре социальных программ РУСАЛа. Центру скоро 15 лет, а программа «Помогать просто» — одна из недавних. В чём была её необходимость? И что удалось?

— Поддержкой волонтёрских движений и инициатив центр занимался в течение всех лет своей работы с 2004 года. При нём всегда были команды активных и неравнодушных горожан, готовых оказывать помощь нуждающимся людям и организациям.

А в 2011 году в компании РУСАЛ задумались о вовлечении в волонтёрское движение своих сотрудников — так появилась программа корпоративного волонтёрства «Скорая помощь РУСАЛа». В том же году был организован и проведён первый Новогодний марафон «Верим в чудо, творим чудо!». Это был квест исключительно для сотрудников компании, когда накануне Нового года в течение нескольких недель команды волонтёров участвовали в благотворительных волонтёрских акциях и зарабатывали за это баллы. Команда победителей получала приз — денежный сертификат, который можно было использовать на благотворительные цели.

Волонтёрская предновогодняя история всем понравилась, и в 2013 году к проекту присоединились волонтёрские команды компаний-партнёров. С каждым годом таких желающих становилось всё больше. Так Новогодний марафон вырос до большого партнёрского проекта. В 2017 году, в 7-й год проведения марафона, в Красноярске из 20 команд-участниц от РУСАЛа было только две, все остальные — это наши друзья и партнёры по волонтёрским проектам: команды «МТС», «Леруа Мерлен», KFC, «Сбербанк», «Эльдорадо», КраМЗа, также городские и студенческие волонтёрские объединения. Вообще Новогодний марафон «Верим в чудо, творим чудо» в 2017 году проходил в 19 городах России.

С Новогоднего марафона всё началось, но им не ограничилось. В 2015 году появился грантовый конкурс «Помогать просто» для волонтёрских сообществ, в 2017 г. — ещё один грантовый конкурс «Зелёная волна», направленный на экологические волонтёрские проекты. В 2014 г. в Москве по инициативе РУСАЛа и Ассоциации менеджеров был создан Национальный совет по корпоративному волонтёрству (сокращённо — НСКВ), а в 2016  г. такой Совет появился и в Красноярске.

— Раз вы упомянули корпоративное волонтёрство, расскажите, что это такое?

— Можно по-разному подойти к определению корпоративного волонтёрства. С одной стороны, это деятельность компаний, направленная на вовлечение сотрудников в добровольческую деятельность. Тут не поспоришь, так и есть. Но, мне кажется, справедливее идти от людей, от самих волонтёров и говорить о том, что корпоративное волонтёрство — это труд, безвозмездная деятельность в данном случае сотрудников какой-то определённой компании, направленная на благо общества и города. Вся эта деятельность, безусловно, поддерживается компанией, но на первом месте всё же сотрудники. Их искреннее желание помогать.

— Зачем это нужно компаниям? Самим сотрудникам?

— Потому что сотрудники — это люди с большим и добрым сердцем. А если серьёзно, мне кажется, есть такой стереотип в обществе, что волонтёрством занимаются исключительно студенты в 17 лет. В 30 лет — дом, семья, работа. Где тут место волонтёрским проектам?

Но что в 17 лет, что в 30 — человеку нужно быть полезным. Не всегда от работы получаешь 100 % удовольствие, все взрослые люди, не будем лукавить. Волонтёрство — это место приложения сил, эмоций, внутренних ресурсов, которое даёт бешеную отдачу. На себе проверено, когда какое-то доброе дело, большое или маленькое, завершено — позитивные эмоции просто зашкаливают. А иногда это ещё возможность посмотреть на себя, на свою жизнь со стороны.

День Енисея

День Енисея

Вспоминаю слова коллеги, который рассказывал о том, как они пришли командой волонтёров в детский дом. Голова была забита работой, какими-то жизненными неурядицами, а у детей в детском доме заварки нет. Чай с волонтёрами не попить. Вот это действительно проблема. Сразу понимаешь, что твои проблемы — ерунда. Отсюда вывод, что волонтёрство для сотрудников (как и для всех) — это дополнительный источник жизненной энергии, удовлетворённость, хорошее настроение, новые знакомства, а также опыт — организационный, коммуникационный. Для компании поддержать такую деятельность — значит удержать и мотивировать сотрудника. Плюс ведь все эти проекты и акции сотрудников совершаются под флагом компании, а соответственно — это социальная ответственность перед обществом.

— А как действует Национальный совет по корпоративному волонтёрству?

— Он был создан в 2014 году, чтобы объединить существующие наработки и практики в сфере корпоративного волонтёрства. Главный, московский, Совет в большей степени занимается методологической составляющей. Есть сайт — посмотрите, там интересные исследования по probono волонтёрству, по ситуации корпоративного волонтёрства в России. Мы на местах (а отделения НСКВ есть в Красноярске, Новокузнецке, Братске и на Урале) все эти исследования используем, но в большей степени занимаемся организацией городских волонтёрских, благотворительных, фандрайзинговых мероприятий.

Зелёная волна

Зелёная волна

— Насколько формально это объединение? Есть ли лидеры в этом Совете?

— Так как мы, Центр социальных программ РУСАЛа, эту инициативу в Красноярске предложили, то являемся локомотивом всего происходящего. Организуем встречи, где обсуждаем совместные проекты, занимаемся общей координацией деятельности, поддерживаем связь с Москвой. В остальном — все участники равны, то есть все могут предлагать проекты, участвовать в них, приводить друзей-волонтёров из других компаний (этому мы только рады). Если вы видите табличку, на ней 20 логотипов, а во главе таинственные буквы — НСКВ, знайте: тут были корпоративные волонтёры. Формально есть положение о нашей деятельности, но мы больше за неформальное общение.

— Корпоративное волонтёрство — это некий тренд, о котором стали говорить в последние год-два. Как у других наших красноярских компаний с этим обстоят дела?

— Корпоративное волонтёрство в разных компаниях сегодня находится на разных этапах развития, но в целом динамика положительная. Есть так называемые компании-пионеры, в которых примерно в 2011 году, семь лет назад, практики корпоративного волонтёрства стали внедрять. В международных компаниях — например, KFC, «Леруа Мерлен», «Филип Моррис Интернэшнл» — вся волонтёрская деятельность продиктована политикой компании, опробована и внедрена десятки лет назад на уровне главных офисов. У федеральных компаний — «Эльдорадо», «МТС», например, волонтёрские команды также существуют в любом городе, где работают их филиалы.

Есть и новички, которые только сейчас пробуют корпоративное волонтёрство на вкус. Например, в прошлом году, разговаривая с коллегами из Сбербанка, я заметила, что они слово «волонтёрство» в принципе не используют. На тот момент у них были не волонтёры, а активные сотрудники, которым помимо рабочих проектов нужны были другие — социально значимые. А вот сегодня они уже чётко понимают, что это и есть корпоративное волонтёрство.

— Получается, у каждой компании есть свои волонтёрские проекты, а деятельность НСКВ подразумевает кобрендинговые акции. Зачем участникам такое объединение?

— Это возможность поделиться опытом ведения корпоративного волонтёрства. Новичкам — подсмотреть, как это делают старички. Старичкам — подпитаться новыми идеями. К тому же это возможность делать городские события более масштабными и интересными. Сложив идеи и ресурсы вместе, мы получаем больший эффект. Пример — экологический проект «День Енисея» в 2017 году. Центр социальных программ РУСАЛа занимался общей координацией, компания «МТС» отвечала за Интернет на экологическом квесте, компания «Леруа Мерлен» традиционно обеспечивала перчатками и мешками, компания «Филип Моррис Интернэшнл» очень серьёзно помогла ресурсно, компания «ДиХлеб» привезла булочек и накормила 700 участников. Я могу перечислять бесконечно. От каждого вклад получился сравнительно небольшим, но эффект на выходе — колоссальный.

Или любимый многими благотворительный ужин «Ешь, делись, люби». Суть простая — известные красноярцы работали вечер официантами, а вырученные средства отдавали на благотворительность. В рамках проекта Центр социальных программ РУСАЛа занимался поиском и координацией звёздных официантов, коллеги из «Экспобанка» — приглашением гостей, «Bellini group» — всей организацией в день «Х» и обучением официантов, редакция газеты «Коммерсантъ» — продвижением. Здесь эффект от проекта даже монетезирован. В 2016 году за ужин чаевыми мы собрали 222 тысячи рублей, а в 2017 году за ужин и семейный бранч — 410 тысяч. Деньги передали фонду «От сердца к сердцу» на приобретение инсулиновых помп для деток с диагнозом сахарный диабет. В общем, то, что не под силу одному, можно и нужно делать сообща.

— Какие планы у вашего волонтёрского движения на этот год?

— Если говорить о компании РУСАЛ в масштабе всей России, то наши корпоративные волонтёры поедут в Екатеринбург на чемпионат мира по футболу. По линии Национального совета в Красноярске будем продолжать экологический марафон «День Енисея». Кстати, этот проект в конце прошлого года выиграл Президентский грант, поэтому работы здесь будет много. В мае всей компанией корпоративных волонтёров НСКВ будем садить деревья. Сейчас как раз присматриваем парк для этого. Прямо сейчас, вдохновившись московской инициативой «Весёлый коридор», в работе у нас арт-проект в интернате «Журавлик». Решили повторить, потому что участвовать могут все желающие, вне зависимости от степени художественной подготовки. Идея такая: профессионалы наносят контур рисунка на стену, волонтёры по номерам этот рисунок разукрашивают. Сейчас ребята из компании «Леруа Мерлен» готовят стены для покраски в двух игровых комнатах, думаю, в марте волонтёры всё разрисуют.

Будут и ещё проекты, я уверена, нам спокойно не живётся.

— Где могут принять участие студенты?

— В апреле стартует грантовый конкурс «Зелёная волна», в сентябре — конкурс «Помогать просто». Можно выиграть до 100 тысяч рублей на реализацию своего волонтёрского проекта. Студентов я, кстати, приглашаю и в Национальный совет по корпоративному волонтёрству. Для вас это прекрасная возможность познакомиться с ведущими компаниями города, с их лучшими представителями. Мы открыты для всех.

— Вы сами участвуете или только занимаетесь организацией?

— Я не могу не участвовать. Невозможно организовать волонтёрское мероприятие, просто сидя в офисном кресле. Больше скажу, участвует даже моя дочка. Берёт в три года мешок, перчатки, и мы идём вместе с ней собирать мусор или делать другие дела в зависимости от проекта.

— В январе у вас открылась онлайн-школа по социальному предпринимательству. Будет ли организовано что-то похожее для волонтёров?

— Блок для волонтёров сейчас как раз в разработке. Думаем, как его максимально полезно упаковать. Несмотря на то что упор сделаем на корпоративное волонтёрство, думаю, полезен он будет всем. Ответы на вопросы: с чего начать волонтёрскую деятельность, как вести себя лидеру движения, как следить за тем, чтобы волонтёры не выгорали и многое другое — актуально как для корпоративных волонтёров, так и для всех остальных. Особенно в наступившем году, важном для волонтёров.

КОММЕНТАРИЙ

Ольга СОЛОДИЛОВА, исполнительный директор Центра социальных программ РУСАЛа

— Ежегодно в волонтёрских проектах и грантовых конкурсах РУСАЛа участвуют в среднем 5 000 человек, и это только официальная статистика. Совершенно точно, во многих благотворительных акциях и грантовых проектах участвуют семьи активистов, их друзья, соседи и так далее, поэтому фактическое число добровольцев значительно больше. При этом есть как опытные люди, так и новички.

Чтобы привлекать новых участников, а также мотивировать и вдохновлять бывалых, мы, во-первых, проводим школы волонтёрства, где обучаем необходимым умениям и навыкам — например, организации мероприятий, правилам работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья, фандрайзингу, социальному проектированию, каким-то интересным социальным технологиям и так далее. Не всегда вновь пришедшие в волонтёрство люди знают, как можно и как лучше оказывать помощь, и это незнание может останавливать, хотя на самом деле помогать — действительно просто. Кстати, одним из самых полезных занятий на таких школах являются истории о волонтёрах, когда добровольцы со стажем делятся своим опытом с новичками, вдохновляют их, раскрывают какие-то секреты или приёмы, которые могут пригодиться во время работы, и так далее.

Ещё мы проводим несколько грантовых конкурсов, доступных в том числе и для инициативных групп граждан. Благодаря грантам у жителей есть возможность своими силами решить наиболее значимую в микросообществе или даже на уровне всего города социальную проблему. Если же у человека есть потребность помочь разово, для него открыт наш портал «Помогать просто», на котором можно откликнуться на любую посильную заявку о помощи.

И, конечно, мы рады видеть всех неравнодушных горожан на наших массовых акциях — экологическом марафоне «День Енисея», Новогоднем марафоне «Верим в чудо, творим чудо!» и так далее, где можно как присоединиться к любой из действующих команд, так и принять участие индивидуально.

Самое важное в волонтёрстве — это свободное время и желание помогать. Если эти два условия выполняются, то нет никаких причин не быть волонтёром — нужно просто начать. Посмотрите вокруг, ваш путь волонтёра может начаться с помощи вашей пожилой соседке по дому или с организации интересного досуга для ребятишек вашего двора. Доброе дело может быть и очень маленьким, но когда таких дел станет много — мир вокруг станет значительно лучше.

Иван ШАЛГИНОВ